Особенности высшей нервной деятельности человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности высшей нервной деятельности человека.



Сознательная мысль человека коренным образом отличается от поведения животных, хотя и сохраняет некоторые общие с ними свойства. В этих свойствах отражаются достижения эволюции биологических предшественников человека, особенности его мыслительной деятельности составляют, как говорил И. П. Павлов, “чрезвычайную прибавку” к его высшей нервной деятельности, возникшую в совместном труде в виде речевого общения. Ф. Энгельс писал, что “сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг”.

Биологические предпосылки к развитию высших функций мозга человека

Биологические предпосылки выделения человека из животного мира сложились еще в предыстории человечества. Это прежде всего жизнь на деревьях, определившая приспособление конечностей к лазанию и захватыванию веток и плодов. Особенно развитие в этом направлении получили передние конечности, которые все более освобождались от опорной функции и становились органами схватывания подвижной кистью и манипуляциями гибкими пальцами. Появилась рука и “этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку”. Мощный толчок развитию руки наших предков дало изменение условий жизни при отступлении лесов, видимо в эпохи великого оледенения. Переход от лазания по деревьям к хождению по земле полностью освободил руки для разнообразных действий. Рукой можно было хватать встречающиеся предметы, ощупывать их, определить их съедобность, ломать и бросать, использовать для защиты и нападения. Это привело к конечной перестройке центральных механизмов управления все более сложными движениями рук, требующими точной и тонкой координации, сокращений множества мягких мышц пальцев кисти.

Особенно важной стала информация, получаемая от рук в процессе их деятельности, поэтому чрезвычайное развитие получают передние отделы мозга, связанные с двигательной функцией. Они разрастаются и занимаю все более значительную часть больших полушарий, формируются лобные доли, увеличивается объем черепа и его мозговая часть начинает возвышаться над пищевой. На основе сложных двигательных актов кинематической рецепции возникают специфические сенсомоторные ассоциации, связанные с использованием различных предметов. Отсюда открывается путь к действию ими и, в конечном счете, к созданию будущим человеком орудий труда. Другой важной биологической предпосылкой “очеловечивания” обезьяны было своеобразие стадного образа жизни. Чрезвычайное развитие подражательных рефлексов, ставшее нарицательным “обезьяничание” было вместе с тем исходным для формирования механизмов организации совместных действий. Дальнейшее усложнение совместных действий, особенно с использованием примитивных орудий, обусловило такие виды аналитикосинтетической деятельности мозга, которые послужили основой для общения. По свойствам высшей нервной деятельности обезьяны далеко превосходят всех животных. Условные рефлексы они могут образовывать за одно сочетание, быстро решают задачи открытия сложных запоров в клетке, легко образуют и тонко дифференцируют рефлексы на комплексные сигналы, а также на следы давно бывших раздражителей. Наиболее наглядно эти свойства выражены у человекообразных обезьян, в частности, у шимпанзе. Изучение их поведения выявляет основу биологических предпосылок возникновения высшей нервной деятельности и формирования мозга человека.

Условные рефлексы ребенка

Младенец появляется на свет, располагая лишь безусловными рефлексами. О возможности выработать на их основе в первые дни жизни условные рефлексы сосания, мигания и защитных движений имеются противоречивые данные. У 1–2-недельных детей начинают образовываться натуральные условные пищевые рефлексы сосания и общедвигательные реакции на комплексы сосания и общедвигательные реакции на комплекс тактильных, проприоцептивных и вестибулярных раздражителей, сопровождающих взятие его на руки для кормления. Позже могут выработаться искусственные пищевые и оборонительные условные рефлексы, однако они до месячного возраста ребенка остаются крайне неустойчивые и требуют тем большего числа сочетаний, чем он моложе, и в соответствии со сроками созревания различных сенсорных систем образуются раньше на кожные, позже на звуковые и еще позже на двигательные сигналы. Эти рефлексы укрепляются лишь на втором месяце жизни, к этому времени отмечаются первые проявления пищевых реакций на световой сигнал, которые увеличивают прочности зрительного мозга. Независимо от того, когда начинали вырабатываться условные реакции, они становились устойчивыми (проявления не менее чем в 50% проб) в среднем к двухмесячному возрасту, натуральные условные рефлексы грудных детей сигнализируются комплексными раздражителями. Так, при искусственном вскармливании ребенок не реагирует на вид бутылочки с молоком, когда он лежит в кроватке, но тянется к ней и делает сосательные движения, если взять его на руки. Слабость возбудительных процессов у грудных детей проявляется в быстром переходе их в торможение – дети спят большую часть суток. Вместе с тем внутреннее торможение вырабатывается с большим трудом. Лишь примерно с двухмесячного возраста становится возможным дифференцировать условные раздражители, в начале грубо, затем все более тонко. Образовать условный тормоз было труднее, чем дифферинцировки, а запаздывательное торможение оказалось возможным выработать лишь в 5–6-месячном возрасте, к этому времени ребенок приобретает разнообразные условные рефлексы на обстановку, предметы, людей, тянется к матери, отворачивается от ложечки, в которой ему дают горькое лекарство. Для изучения высшей нервной деятельности более взрослых детей используют рефлексы выделения слюны, собираемой при сосании, и специальные двигательные методики на пищевом подкреплении. В реакциях ребенка проявляются все общие закономерности процессов условно-рефлекторной деятельности. У ребенка высшая нервная деятельность отличается от таковой от животных не только скоростью и точностью образования временных связей, точностью работы внутреннего торможения и легкостью образования условных рефлексов высшего порядка, но и качественными особенностями, наглядно проявляющимся при овладении речью, что связано с развитием второй сигнальной системы мозга человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.006 с.)