Третий элемент — корректировка работы участников взаимодействия и его задач, диктуемая результатами проделанного, изменением следственной ситуации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий элемент — корректировка работы участников взаимодействия и его задач, диктуемая результатами проделанного, изменением следственной ситуации.



Взаимодействие осуществляется на основе единого согласованного плана. Этот план в соответствии с ведомственными рекомендациями должен содержать:

1) изложение следственных и розыскных версий;

2) все, что вытекает из этих версий, т. е. перечень обстоятельств, подлежащих установлению и выяснению, — по каждой из выдвинутых версий;

3) перечень необходимых действий, с помощью которых должны быть установлены или исследованы эти обстоятельства и порядок таких действий;

4) перечень розыскных мероприятий, осуществляемых следователем;

5) изложение обстоятельств, подлежащих установлению оперативным путем (сами оперативно-розыскные меры, пути установления этих обстоятельств в плане не указываются);

6) сроки исполнения, в том числе промежуточные: обмена информацией, корректировки плана (при необходимости);

7) исполнители по каждому пункту плана.

Оперативно-розыскные меры планируются отдельно оперативным сотрудником. Рекомендуется уделять особое внимание согласованности планируемых мероприятий и следственных действий по времени, месту, срокам окончания, участникам. Единый план рассматривается руководителями следственного подразделения и соответствующей оперативной службы.

Особенно важны согласованность и своевременная корректировка начального этапа расследования, когда от этого зависит успешность раскрытия преступления "по горячим следам", установление и розыск виновного, розыск похищенного имущества. В случае, когда производство по делу приостанавливается для розыска, следователь не вправе полностью перекладывать его на сотрудников органа дознания, но обязан сам активно осуществлять розыскные меры, координируя и согласовывая их с оперативно-розыскными мероприятиями, преследующими ту же цель.

Необходимость во взаимодействии возникает в различных ситуациях. Три из них наиболее типичны.

1. Совершение неочевидного преступления (преступление налицо, но неизвестно, кто его совершил). Инициатива в организации взаимодействия (инициатива, но не решение о взаимодействии, которое всегда принимает следователь) в подобных случаях исходит, как правило, от дежурной части органа внутренних дел. Формой взаимодействия выступает следственно-оперативная группа, выезжающая на место происшествия. В ее состав обычно входят следователь, оперативный сотрудник соответствующего профиля, специалист (криминалист, судебный медик), а при необходимости — кинолог со служебно-розыскной собакой. Их задачи — качественный осмотр места происшествия и незамедлительное использование полученной информации для раскрытия преступления, розыска и задержания виновного. Именно на этом этапе решается вопрос о подследственности возбужденного дела, о продолжении и направлениях работы по делу органа дознания. В этих случаях на стадии возбуждения уголовного дела орган дознания может участвовать в проверке имеющейся информации, собирании дополнительных данных, в том числе и путем исследований материальных объектов (так называемые предварительные исследования, осуществляемые сотрудниками экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел).

2. Решение следователем вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам органа дознания (оперативным материалам). Ему же принадлежит инициатива в организации взаимодействия, целями которого служат: проведение согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление виновных и всех эпизодов их преступной акции; полное возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; обнаружение вещественных и письменных доказательств, ценностей, нажитых преступным путем.

3. Расследование сложных уголовных дел. Это прежде всего многоэпизодные, групповые дела, дела об организованных преступных сообществах, а также нераскрытые преступления прошлых лет. Формой взаимодействия чаще всего выступает следственно-оперативная группа.

Формы взаимодействия. В зависимости от правовой регламентации различают процессуальные и непроцессуальные формы взаимодействия. Последние иногда именуют организационно-тактическими.

Процессуальные формы взаимодействия: оперативно-розыскные мероприятия, выполняемые органами дознания по поручению следователя, помощь в производстве следственных действий; розыск по поручению следователя лиц и объектов по делам, приостановленным производством; работа со сведущими лицами; образование следственно-оперативных групп.

Необходимость выполнять поручения следователя о производстве розыскных и оперативно-розыскных мероприятий предусмотрена ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР. Давая такое поручение, следователь лишь ставит задачу перед органом дознания, но не определяет пути и средства ее решения, поскольку это компетенция органа дознания. Закон не устанавливает срок его исполнения — этот, вопрос согласуется следователем и руководителем органа дознания.. Выполнением поручения следователя будет и содействие ему в реализации предусмотренных законом мер процессуального принуждения: участие сотрудников органа дознания в операциях по задержанию вооруженного преступника, его преследованию (засады, погони, облавы, различные заградительные мероприятия), привод лица, уклоняющегося от явки к следователю, оцепление места происшествия, места производства обыска, пресечение случаев сопротивления следователю.

По сложившейся практике органу дознания не может быть поручено производство только наиболее значимых процессуальных действий — следователь лично выносит постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявляет обвинение, допрашивает обвиняемого.

Сотрудники органа дознания помогают следователю готовить и проводить сложные и трудоемкие следственные действия, выполняют те или иные обязанности в ходе этих действий (наблюдают за поведением обыскиваемого, осуществляют связь между участниками следственного эксперимента, опрашивают очевидцев во время осмотра места происшествия и т. п.).

 

 

Взаимодействие следователя со сведущими лицами заключается в следующем:

а) привлечение специалистов к участию в следственных действиях;

б) производство судебных экспертиз (причем следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы);

в) назначение и производство ревизий (ст. 70 УПК РСФСР).

Наиболее эффективной формой процессуального взаимодействия следователя с иными участниками служит следственно-оперативная группа. Эту форму характеризуют следующие черты:

проводимые членами СОГ следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия подчинены единым целям;

все действия членов СОГ обязательно согласуются между собой, в частности путем, разработки единого плана;

каждый из участников СОГ, действуя в пределах своей компетенции, сохраняет функциональную самостоятельность;

работа в составе СОГ дает следователю возможность незамедлительно использовать данные, полученные оперативным путем, а оперативными сотрудниками — информацию, полученную в ходе проведения следственных действий.

Хотя по общему правилу все действия членов СОГ подчинены заранее согласованному плану (планируемое взаимодействие), однако в силу складывающихся обстоятельств допустимы и незапланированные действия. Например, для привлечения оперативных сотрудников к непосредственному выполнению таких неотложных следственных действий, как задержание с поличным, обыск и т. п. Это так называемое комбинированное взаимодействие. Сюда же следует отнести и мероприятия оперативных сотрудников с целью обеспечить проведение тех или иных следственных действий, необходимость которых заранее не планировалась.

Типичный состав СОГ — следователь, один или несколько оперативных сотрудников соответствующей специализации. Ситуация может потребовать включения специалиста, кинолога, однако они, как правило, привлекаются в разовом порядке.

СОГ работает под руководством следователя. Он отвечает за расследование дела в целом, за своевременность постановки задач перед субъектами взаимодействия, за полноту использования представленных ими материалов.

В практике существуют следующие виды СОГ:

1)для осмотров мест происшествий. Такие группы носят временный характер, находятся при дежурных частях органов внутренних дел и сменяются по установленному графику. Состав групп по общему правилу постоянно обновляется; в него обычно входят следователь, сотрудник уголовного розыска, специалисты — криминалист и судебный медик, кинолог со служебно-розыскной собакой. Обязанность группы —провести квалифицированный осмотр места происшествия и выполнить связанные с ним неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. В зависимости от величины обслуживаемой органом внутренних дел территории и населения одновременно может дежурить несколько СОГ;

2) для работы "по горячим следам". Это или та же группа, которая выезжала на место происшествия, если ее обязанности не ограничиваются лишь осмотром, или специально сформированная;

3) по раскрытию определенных видов опасных преступлений: краж, разбойных или бандитских нападений, половых преступлений и др. Такая СОГ носит постоянный характер, специализируется, как правило, на раскрытии конкретного вида преступлений, совершенных в пределах обслуживаемой территории;

4) по раскрытию и расследованию любого вида преступлений, совершенных организованными преступными сообществами. В состав СОГ в этом случае входят оперативные сотрудники специализированных подразделений органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью;

5) по расследованию конкретного сложного, многоэпизодного дела. Состав СОГ носит переменный характер; по ходу расследования в него включаются оперативные сотрудники разных профилей, специалисты, дополнительно привлекаемые следователи;

6) по расследованию нераскрытых преступлений прошлых лет. Группа работает на постоянной основе, может специализироваться на преступлениях определенного вида, например убийствах, так называемых "серийных" преступлениях.

От следственно-оперативных групп нужно отличать бригадный метод, когда работает бригада следователей, создаваемая решением прокурора или начальника следственного подразделения органа внутренних дел. Такая бригада состоит только из следователей одного или разных ведомств. Ей могут быть приданы и оперативные сотрудники, но в состав бригады они не входят и взаимодействие с ними чаще всего носит разовый характер.

Численность следственно-оперативных групп и бригад следователей может быть самой различной: от двух-трех до нескольких сот участников, как это было, например, при расследовании массовых беспорядков на юге страны. Для каждого вида СОГ характерны свои тактические особенности взаимодействия. Они определяются кругом участников, задачами и др.

Наконец, еще одной эффективной процессуальной формой взаимодействия служит оперативно-тактическая комбинация, о которой речь уже шла ранее.

С некоторой натяжкой можно считать процессуальными формами взаимодействия случаи, предусмотренные ч. 1 ст. 118 и ч. 4 ст. 119 УПК РСФСР. В ст. 118 речь идет об общей обязанности органов дознания принимать необходимые оперативно-розыскные меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших; в ст. 119 —об обязанности органа дознания после передачи дела следователю, если не обнаружено лицо, совершившее преступление, продолжать оперативно-розыскные меры. В обоих случаях орган дознания действует по собственной инициативе;

он обязан лишь уведомлять следователя о полученных результатах. Очевидно, что при этом можно говорить не о собственно взаимодействии, а об определенной координации действий следователя и органа дознания, обмене информацией.

Непроцессуальные формы взаимодействия разнообразнее и относятся к более широкому кругу участников. Самые типичные из них:

1) со сведущими лицами: консультативно-справочная деятельность специалистов, состоящая в помощи следователю как при подготовке тех или иных следственных действий, так и при оценке их результатов, например консультирование следователя по вопросам, которые целесообразно выяснить при допросе обвиняемого, о возможностях того или иного вида судебной экспертизы, о содержании и смысле технологических требований к производству какой-либо продукции, о научной обоснованности примененных экспертом методов исследования объектов и т. п.; выполнение технических поручений следователя: подготовка технико-криминалистических средств, размножение документов и др.;

2) с оперативными сотрудниками: совместное планирование действий следователя по реализации оперативных данных; обсуждение формулировок вопросов лицом, допрашиваемым с использованием оперативной информации, тактики поисковой группы с участием потерпевшего, плана оперативно-тактической комбинации и др. Можно сказать, что основная цель такого взаимодействия — получение оперативной информации. Остановимся на видах этой информации и возможностях ее использования.

1. Оперативная информация, ориентирующая следователя о действиях и поведении лиц, причастных к расследуемому преступлению:

сведения о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых;

сведения о действиях различных лиц по сокрытию преступлений;

сведения о действиях или намерениях совершить действия, препятствующие расследованию;

данные о лицах — носителях указанных сведений и вещественных образованиях, которые могут стать источником этих сведений.

Использовать эту информацию возможно двояким путем: непосредственно и путем преобразования источника оперативной информации в источник доказательства (опосредованно).

Непосредственное использование оперативной информации заключается в:

ее учете при определении направленности расследования и конструировании версий о личности вероятного преступника;

определении на ее основе очередности и характера следственных действий;

обосновании ею конкретных следственных действий — задержания с поличным, обыска и др.;

достижении превосходства в ранге рефлексии; оперативная информация в этом случае выполняет функцию "обратной связи", позволяя следователю оценить свои действия "глазами партнера" по его высказываниям третьим лицам;

ее учете как компонента следственной ситуации при оценке последней и принятии тактического решения.

Опосредованное использование оперативной информации заключается прежде всего в поиске путей придания ее источникам процессуального статуса, а затем уже извлечении из этих источников той же информации, но уже выступающей в качестве доказательственной.

2.Оперативная информация, ориентирующая следователя о местонахождении объектов, имеющих значение для дела. Эта информация используется:

при решении произвести обыск, выемку, наложить арест на имущество и т. п.;

для производства иных действий, целью которых служит вовлечение указанных объектов в сферу судопроизводства для придания им процессуального статуса: следственного осмотра, проверки и уточнения показаний на месте, освидетельствования и т. п.

3.Оперативная информация, содержащаяся в материальных образованиях и полученная либо непосредственно оперативным сотрудником, либо с помощью специалиста.

Согласно Закону об оперативно-розыскной деятельности непосредственно оперативным сотрудником информация может быть получена путем исследования предметов и документов, обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и снятия информации с технических каналов связи (ст. 6).

Чаще всего это документы, которые могут быть приобщены к уголовному делу в порядке ст. 88 УПК РСФСР. Если речь идет о таких носителях оперативной информации, как вещи, предметы, то они могут быть введены в уголовный процесс при осуществлении оперативно-тактической комбинации.'

Более сложно использовать в доказывании результаты предварительных исследований материальных объектов, впоследствии, как правило, фигурирующих по делу в качестве вещественных доказательств. Проблема обусловлена тем, что по действующему законодательству экспертиза может быть проведена только по возбужденному уголовному делу, а исследование материальных объектов как раз и проводится для того, чтобы возбудить уголовное дело или отказаться от его возбуждения. На практике результаты таких исследований впоследствии дублируются соответствующей экспертизой, однако это возможно не всегда и порой эти результаты оперативный сотрудник вынужден легализовать иным путем, например, представляя их следователю при рапорте об источнике их получения, и т. д.;

3) со средствами массовой информации при организации розыска людей или предметов, опознании различных объектов, расширении участников розыска; для принятия профилактических мер;

4) с администрацией учреждений и предприятий: для получения криминалистически значимой информации об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления; для принятия мер по предупреждению преступлений; при изучении порядка документе- и товарооборота на предприятиях и в учреждениях и др.;

5) с населением и общественными организациями: содействие при производстве розыскных мероприятий, выявление, источников доказательственной и ориентирующей информации, получение независимых характеристик тех или иных лиц и т. п.

Взаимодействие, осуществляемое в непроцессуальных формах, преследует ту же цель, что и процессуальное — способствовать успешному выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, их эффективной превенции.

Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступлений

Под общественностью в широком смысле принято понимать всех граждан страны, не имеющих служебной обязанности участ­вовать в правоохранительных мероприятиях и способных по своим личным качествам решать поставленные задачи. В узком смысле это представители общественных объединений и трудовых коллек­тивов предприятий, учреждений организаций.

Помощь общественности в раскрытии преступлений возможна в процессуальной и непроцессуальной формах. Последняя, в свою очередь, может быть нелегальной (оперативной) или гласной.

Участие общественности может носить единовременный ха­рактер или продолжаться в ходе всего расследования. В одних случаях следователь или оперативный работник сам привлекает общественность к содействию в расследовании, в других исполь­зуют инициативу добровольных помощников, сигнализирующих о совершенных или готовящихся преступных посягательствах.

Помощь общественности в раскрытии преступлений может со­стоять в: непосредственном обнаружении и пресечении граждана­ми преступлений; оказании содействия в розыске и задержании преступников; сообщении правоохранительным органам данных, помогающих раскрытию преступлений; участии в подготовке и проведении следственных действий; выяснении причин и усло­вий, способствовавших совершению преступлений.

Содействие в непосредственном обнаружении и пресечении преступлений реализуется путем участия в рейдах и проверках, проводимых по собственной инициативе или по заданию право­охранительных органов. Так, на стоянках автомашин, в гаражах и во дворах, как правило, находятся представители общественности, участвующие в проверке наличия угнанного или бывшего в до­рожно-транспортном происшествии автомобиля, который скрыл­ся с места происшествия.


Взаимодействие следователя и оперативного работника с об­щественностью в розыске и задержании преступника, как прави­ло, заключается: в преследовании «по горячим следам»; его за­держании и передаче правоохранительным органам. Эти дейст­вия граждан или представителей общественности должны быть затем процессуально оформлены соответствующими должност­ными лицами органа дознания или следствия.

Сообщение правоохранительным органам данных, способст­вующих раскрытию преступлений. Некоторые граждане по своей инициативе приходят или звонят в правоохранительные органы и рассказывают о подозрительных или преступных действиях. Устные заявления лиц, содержащие информацию о преступлениях, должны быть занесены в протокол, а письменные зарегистриро­ваны. По таким сообщениям проводятся проверочные мероприя­тия, а в случае подтверждения возбуждаются уголовные дела.

К числу сведений, способствующих расследованию преступ­лений, относятся сообщения граждан о личности подозреваемых (обвиняемых). Лица, знакомые с подозреваемым (обвиняемым) продолжительное время, дают о нем информацию, помогающую более правильно и объективно оценить его личность и степень общественной опасности, полнее выяснить обстоятельства, спо­собствовавшие совершению преступления.

Взаимодействие следователя и общественности в подготовке и проведении следственных действий реализуется при осмотре места происшествия (здесь представители общественности могут оказать содействие в преследовании преступника «по горячим следам», в охране обстановки места происшествия, в сообщении криминалистически значимых сведений, в поиске следов и пред­метов, которые, возможно, обретут статус вещественных доказа­тельств, в прочесывании местности); обыске и выемке (охрана места обыска, выполнение вспомогательных мероприятий и ра­бот); следственном эксперименте (подготовка обстановки, уча­стие в опытных действиях и др.); опознании (установление лич­ности потерпевшего в случае обнаружения неопознанного трупа, опознание автотранспортных средств, орудий, домашних живот­ных по внешним признакам) и т.д.

Действенную помощь общественность может оказать как в выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, так и в реализации намеченных следователем ме­роприятий по их устранению. Положительную роль здесь играют различные общественные комиссии, которые вскрывают недос­татки в организации работы, допущенные злоупотребления и по­родившие их причины.

Результативность взаимодействия следователя и оперативного работника с общественностью достигается при соблюдении сле­дующих условий:

1) строгое выполнение требований закона;

2) недопустимость делегирования представителям обществен­ности процессуальных функций;

3) использование помощи общественности в качестве вспомо­гательного средства и на строго добровольных началах;

4) привлечение общественности с учетом обстановки, склады­вающейся при расследовании конкретного уголовного дела;

5) недопустимость использования заинтересованных в деле лиц;

6) тщательный инструктаж и контроль действий представите­лей общественности;

7) возмещение материальных затрат или ущерба, понесенного конкретными представителями общественности;

8) своевременное моральное, а также материальное поощре­ние общественников, выполнивших данное им поручение.

Основы криминалистической профилактики. Криминалистическая профилактика — это система мер следователя, оперативного работника, специалиста (эксперта) и других работников правоохранительных органов по выявле­нию причин и условий, способствующих совершению престу­плений, и разработке рекомендаций по предупреждению (пре­венции) преступной деятельности.

Она разрабатывает приемы криминалистической защиты раз­личных объектов от преступных посягательств, получения ин­формации о готовящихся преступлениях, основываясь на специ­фических задачах криминалистики как науки и широком исполь­зовании научно-технических методов и средств.

В сферу криминалистического предупреждения преступлений входят следующие задачи:

1) своевременное применение неотложных мер по предупре­ждению подготавливаемых преступлений и пресечению попыток их совершения;

2) незамедлительное принятие правовых мер по факту совер­шенного преступления;

3) выяснение особенностей совершения преступлений по спо­собу, месту, времени, субъектам и т.п. с целью определить основ­ные направления следственной и оперативно-розыскной деятель­ности по их предупреждению;

4) выявление наиболее уязвимых в криминалистическом пла­не объектов, подготовка специальных технико-криминалистиче­ских мероприятий профилактической направленности.

Положения криминалистической техники находят свое место в разработке рекомендаций по предупреждению преступлений:

• в использовании в ходе расследования научно-технических средств и методов, что весьма содействует осуществлению прин­ципа неотвратимости наказания за содеянное;

• выявлении технических недоработок, создающих благопри­ятные условия для совершения преступлений. Внося предложения в соответствующие организации по усовершенствованию конст­рукции узлов запирающих устройств, кассовых аппаратов и т. п., криминалисты тем самым предотвращают совершение аналогичных преступлений;

• подготовке специальных технических средств и методов, предотвращающих или затрудняющих совершение преступлений либо способствующих их незамедлительному раскрытию;

• постоянном контроле над ходом реализации внесенных пред­ложений, анализе эффективности профилактических мероприя­тий;

• оказании постоянной методической помощи специалистами- криминалистами по использованию в профилактических целях научно-технических средств и методов.

Если для разработки технико-криминалистических средств и специальных методов профилактической направленности осно­вой служит криминалистическая техника, то для создания такти­ческих приемов и методических рекомендаций следственного предупреждения преступлений — тактика и методика их рас­следования.

Профилактические меры могут быть реализованы в ходе про­ведения таких процессуальных действий, как осмотр, обыск, до­прос, очная ставка, следственный эксперимент и др.

Реагируя на выявленные причины совершения преступлений специальным процессуальным актом — представлением о при­нятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших реализации преступных посягательств, как по делам, направлен­ным в суды, так и по приостановленным расследованием, следо­ватель тем самым занимается профилактической работой.

Представление должно быть составлено на основе выявлен­ных объективных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений; изложено по возможности кратко, с указанием конкретных лиц, виновных в создании соответствующей обста­новки, и приведением фактических сведений, подтверждающих, что именно она послужила причиной данного преступления.

Представления могут вноситься на любом этапе предваритель­ного следствия. Не позднее чем в месячный срок по нему должны быть приняты необходимые меры, а о результатах сообщено сле­дователю. Получив ответ, следователь изучает его, и если, по его мнению, принятых мер недостаточно, информирует об этом сво­его руководителя и прокурора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.053 с.)