Система автоматизированного контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система автоматизированного контроля



Система автоматизированного контроля

 

При эксплуатации СВТ для оценки достоверности результатов решения задач и определения надежности работы служит система технического контроля — совокупность методов и средств, предназначенных для обнаружения неисправностей СВТ и выявления их причин.

При техническом обслуживании средства вычислительной техники подвергают различным видам автоматизированного контроля: профилактическому, контролю работоспособности и диагностическому. Неисправности могут возникать как в электромеханических, так и в электронных устройствах.

 

Системы автоматического восстановления

Иногда бывают ситуации, когда одними только профилактическими мерами не обойтись: система начинает давать сбои или работать нестабильно. Причины этого могут быть различными:

• деструктивное действие компьютерных вирусов;

• неосторожные действия самого пользователя (например, случайное удаление системных файлов, форматирование диска и т. п.);

• сбой файловой системы или повреждение ее структуры;

• повреждения из-за отключения или резкого перепада на­пряжения в электросети;

• различные программные ошибки;

• некорректное выключение компьютера и т. д.

 

Различные методы восстановления Windows

В этих случаях либо необходимо переустановить систему «с нуля», либо можно попытаться восстановить ее программными средствами, т. е. автоматически. Для разных ОС существуют разные методы восстановления, рассмотрим основные из них.

Консоль восстановления

При помощи Консоли восстановления можно отключать или подключать специализированные сервисы операционной системы, форматировать диски (включая разделы, содержащие файловую систему NTFS), загружать данные с диска или сохранять их на диск, заменять поврежденные файлы, а также выполнять множество других задач.

Консоль восстановления — это специальная утилита, которая позволяет выполнять тонкую настройку Windows ХР и создавать работоспособную конфигурацию для нормального запуска операционной системы. Рекомендуется применять Консоль восстановления только в том случае, если вы являетесь опытным пользователем Windows. (Чтобы воспользоваться Консолью восстановления, необходимо иметь в системе учетную запись Администратора.)

Чтобы воспользоваться возможностями Консоли восстановления, в первую очередь необходимо получить доступ к этой программе, о чем следует обязательно позаботиться заранее.

Существуют два различных способа доступа к Консоли восстановления:

• при помощи аварийной дискеты;

• путем установки этой программы на диск.

Утилита NTBackup

Кроме традиционных функциональных возможностей по резервному копированию и восстановлению данных, версия программы NTBackup, входящая в состав Windows ХР и Windows Server 2003, включает в себя новую функцию подготовки к автоматическому восстановлению системы (Automated System Recovery, ASR).

Автоматическое восстановление системы представляет собой двухступенчатый процесс, который позволяет восстановить поврежденную копию Windows ХР/Windows Server 2003, используя резервную копию конфигурационных данных операционной системы и информацию о дисковой конфигурации, сохраненную на дискете.

Создание образа системы

Программы. для создания образов представляют собой разновидность систем резервного копирования и восстановления данных, обеспечивающих надежную защиту от широкого спектра угроз, среди которых — последствия вирусных атак, нестабильность программного обеспечения, неквалифицированные действия пользователя, приводящие к утрате или повреждению данных, выход из строя жестких дисков и т. д. Они позволяют не только создать полный образ всего жесткого диска, включая операционную систему, приложения и их настройки, а также личные данные, но и резервировать только наиболее важные файлы. В случае же создания полного образа реально происходит архивирование не всего диска, а лишь областей, содержащих данные, что позволяет существенно уменьшить объем архивного файла.

В этой категории широкое распространение получили программы Norton Ghost фирмы Symantec и True Image фирмы Acronis. Первая из них часто поставляется на дисках с драйверами для системных плат. Для ее запуска требуется произвести загрузку MS-DOS с дискеты или компакт-диска, и после этого можно проводить операции по созданию образа диска или по его восстановлению.

Уникальной чертой программы Acronis True Image является возможность создания образа диска/раздела и восстановления разделов и дисков непосредственно из Windows без перезагрузки компьютера. Эта особенность широко используется в системах, от которых требуется работа в режиме «24/7» (24 часа, 7 дней в неделю — режим работы сервера). Однако при этом без перезагрузки могут быть восстановлены любые разделы, кроме системного.

Установленная программа Acronis True Image позволяет не только создать загрузочные носители, в основе которых лежит ОС Linux, но и зону безопасности Acronis на жестком диске, которая позволяет восстановить систему без использования загрузочных дисков. Достаточно нажать клавишу F11 во время загрузки, чтобы приступить к процессу восстановления.

 

Аппаратные конфликты

 

Это конфликты, чаще всего возникающие при сборке оборудования или при его установке в сети и приводящие к частичной или полной неработоспособности устройства. Чтобы избежать таких конфликтов, при сборке ПК необходимо соблюдать следующие правила.

1. Материнская плата и корпус должны быть одного формата. Сокеты материнской платы и процессора также должны совпадать.

2. Материнская плата должна поддерживать частоту шины процессора.

3. Невстроенные звуковая, сетевая и видеокарта должны плотно входить в разъемы на материнской плате.

4. Оперативная память должна быть совместима с материнской платой (они должны поддерживать одинаковую частоту).

При установке компьютера в локальной сети при возникновении конфликтов нужно проверить не только правильность установки сетевой карты, но и правильность обжима кабеля; кроме того, кабель может быть просто пробит.

Рассмотрим некоторые ситуации, при которых возникают аппаратные конфликты.

1. При установке новой видеокарты компьютер не работает. Экран монитора остается темным, хотя все остальное оборудование заработало (слышен шум кулеров). С такой проблемой иногда сталкиваются некоторые пользователи. Причин, как всегда, может быть несколько:

а) возможно, видеокарте не хватает мощности блока питания. Особенно это актуально, если современная видеокарта устанавливается в старый системный блок. В подобном случае решение только одно — замена старого блока питания на более мощный. Кроме того, пользователи иногда забывают подключить дополнительное питание к видеокарте (что требуется для некоторых карт);

б) если видеокарта имеет AGP-стандарт, то она может быть не совместима с материнской платой. Стандарт AGP имеет четыре модификации — 1х, 2х, 4х и 8х. Обычно в современных материнских платах заложена поддержка всех четырех этих типов, но бывают и исключения, когда более старый тип не поддерживается, и это может являться причиной отказа работы видеокарты. В данном случае необходимо приобрести и установить видеокарту, которая поддерживается материнской платой;

в) наличие в системном блоке сетевой карты. При установке новой видеокарты нередко происходит конфликт адресов BIOS. В таком случае необходимо отключить сетевую карту. Если она — не встроенная в материнскую плату, то достаточно просто извлечь ее из системного блока. Если же она встроенная, то для решения этой проблемы нужна (временно) другая видеокарта, которая не будет конфликтовать с сетевой картой и позволит зайти в настройки BIOS, чтобы отключить сетевую карту.

2. При сборке компьютера можно очень легко повредить материнскую плату:

а) внезапно соскочившей отверткой можно повредить микросхемы и печатные дорожки. Наиболее уязвимыми местами являются участки платы, которые имеют отверстие для крепления к шасси корпуса с помощью винта. Например, если при установке материнской платы вы нечаянно задели ее поверхность отверткой, и на этом месте образовалась большая царапина, то работоспособность материнской платы может оказаться нарушенной.

Для начала необходимо рассмотреть характер повреждения:

• поврежден только верхний слой платы;

• повреждено несколько слоев (современные материнские платы состоят из 5-6 слоев).

Во втором случае помочь уже ничем нельзя, так как до нижних слоев добраться невозможно. Но в первом случае все может завершиться успешно. Здесь тоже может быть не­сколько вариантов.

Например, если отвертка повредила одну или несколько дорожек, то для устранения такого дефекта достаточно использовать медные волоски, которые можно взять из обычных низко­вольтных проводов.

В случае, если отверткой были задеты, еще и ножки чипа, в результате чего произошла их деформация (но они не отломились), ремонт заключается в следующем. Ни в коем случае не пытайтесь отогнуть ножки в исходное положение — это может привести к их отрыву, и тогда придется заменять всю плату. Их нужно отпаять и поправить так, чтобы между ними не было замыкания и, соблюдая осторожность, припаять обратно к материнской плате.

Если же из-за механического воздействия была повреждена деталь на плате, которая не имела маркировки, то придется искать другую точно такую же неисправную плату, и уже оттуда брать эту деталь и переставлять в свою плату. А если были задеты лепестки процессорного сокета, в результате чего на процессор невозможно установить охлаждение, то придется менять сам сокет;

б) отрыв конденсаторов или резисторов. Их очень легко отломить, работая отверткой или неаккурат­но вставляя платы расширения. Кроме того, очень часто при монтаже или фиксации плат расширения при работающем компьютере пользователи повреждают на них микросхемы, транзисторы и электролитические конденсаторы;

в) разрушение контактов и слотов. Разрушить любой разъем на материнской плате легко, достаточно лишь сильно нажать на него или вставлять и вытягивать кабель не равномерно, а под углом;

г) поломка процессорного разъема;

д) микротрещины в плате. Такие трещины образуются в многослойной структуре платы, если она неправильно зафиксирована на шасси корпуса. В этом случае при установке плат расширения в слоты материнская плата прогибается, и слишком сильный прогиб вызывает обрыв внутренних проводников, которые восстановлению уже не подлежат.

 

Программные конфликты

 

Такие конфликты чаще всего возникают при установке драйверов устройств или другого программного обеспечения и приводят к частичной или полной неработоспособности устройства либо сети.

Программные неисправности при сборке или установке оборудования встречаются намного чаще, чем аппаратные, и возникают не только из-за неправильно установленных драйверов устройств, но и из-за нестабильности работы программного обеспечения.

Основные причины возникновения программных ошибок.

1 Несовершенство программного обеспечения.

2 Несовершенство операционной системы. Операционные системы не могут создать нормальные условия для работы всего существующего программного обеспечения. Кроме того, совместимость операционных систем с выпуском каждой новой их версии только ухудшается. Поэтому разработчики ПО вынуждены писать программы, ориентированные на конкретную операционную систему. Пользователю приходится обновлять прикладное ПО вместе с операцион­ной системой.

3 Отсутствие ресурсов.

4 Ошибки в реестре. Реестр — это «мозг» операционной системы Windows, и ошибки в нем негативно сказыва­ются на всех процессах, происходящих в компьютере. Причиной возникновения сбоев в реестре являются все те же программы, «прописывающие» свои файлы и ссылки в самых различных местах, а так же вирусы. Для «лечения» реестра существуют специальные утилиты, умеющие анализировать его записи и удалять из реестра ошибочные и не используемые данные. При этом, не следует забывать об элементарном сохранении копий рабочей версии файлов реестра.

Механические неисправности.

Нередка ситуация, когда новая плата становится нерабочей и не гарантийной. Речь идет о повреждении отверткой дорожек печатной платы. В большинстве случаев, если поврежден только верхний слой, то последствия подобной неаккуратности можно легко устранить. Если же отвертка была буквально «воткнута» в плату, то это уже огромная проблема. Печатные платы современных материнских плат имеют по 5-6 слоев, и если верхний и нижний из них доступны для ремонта, то с внутренними повреждениями уже ничего не поделаешь. Чаще всего подобные «царапины» воз­никают в тех местах, где находятся отверстия под винты, и около процессорного сокета. Обычно производители материнских плат специально не ставят никаких элементов в не­посредственной близости от этих мест, дабы снизить вероятность повреждения при сборке, но бывает и по-другому.

Рассмотрим несколько вариантов механического повреждения и методы их устранения:

• соскочившая отвертка просто прорезала несколько дорожек — это самый простой случай. Для восстановления дорожек проще всего использовать медные волоски из обычных низковольтных проводов. Для этого следует снять лак с восстанавливаемых каналов примерно на 1 мм, после чего облудить дорожки и медные волоски и аккуратно припаять их к местам разрывов;

• отвертка, кроме дорожек на печатной плате, ударила по ножкам чипа, в результате они были деформированы, но от чипа не отвалились, только отошли в некоторых местах от печатной платы, — при таком повреждении ни в коем случае нельзя стараться вернуть ножки в исходное положение. Это закончится тем, что они отвалятся совсем, и придется менять микросхему. Нужно с помощью увеличительного стекла и скальпеля поправить ножки ровно настолько, чтобы ликвидировать между ними замыкания, и осторожно припаять оторвавшиеся от печатной платы ножки обратно;

• кроме всего прочего, были повреждены детали печатной платы, причем на поврежденных деталях нет маркировки или ее невозможно прочитать (элемент рассыпался от удара) — это самая сложная ситуация. Придется искать точно такую же материнскую плату и определять на ней разновидность поврежденного элемента либо искать точно такую же сгоревшую плату и снимать элемент с нее;

• поломка пластиковых лепестков процессорного сокета — из-за такой неисправности полностью рабочая системная плата становится негодной из-за невозможности устано­вить на процессор систему охлаждения. В этом случае остается только менять сокет целиком. Но это достаточно сложная операция, и, не имея большого опыта пайки, вы наверняка сделаете еще хуже, поэтому плату с такой неисправностью лучше всего отнести в сервис-центр, чтобы сокет поменяли там.

Теперь перейдем к более серьезным неисправностям, связанным с электроникой. Не будем рассматривать случаи, когда материнская плата не включается вообще, так как в этой ситуации не обойтись без дополнительного, достаточно специфичного и дорогого оборудования. Однако все же рассмотрим несколько самых простых случаев «оживления» не запускающейся платы.

Неисправности питания.

Нередки случаи «выгорания» материнской платы из-за некачественного электропитания. Например, среди пользователей печально известны блоки питания JNC, которые «жгут компьютеры направо и налево». Все дело — в некачественных, дешевых комплектующих, из которых собраны такие блоки. В лучшем случае, проработав до окончания гарантии, они сгорают из-за быстрого изменения характеристик низкосортных деталей, повреждая при этом и добрую половину компьютера.

Если материнская плата вышла из строя по этой причине, то, скорее всего, пострадали узлы, отвечающие за питание отдельных устройств, установленных на системной плате. В таком случае нужно проверить наличие и соответствие норме напряжений на процессоре, оперативной памяти и шине PCI. Но перед этой трудоемкой процедурой стоит провести предварительный анализ ситуации с помощью индикатора POST-кодов — он укажет на явно неисправные узлы. Протестировав плату и определив по указанному коду неисправный участок, можно приступать к более детальной диагностике и ремонту.

Предположим, что индикатор указал на проблему с процессором, а проверка выявила, что на CPU не поступает питающее напряжение (подобная ситуация может сложиться и с другими устройствами, имеющими отдельную подачу электропитания). Тогда логично сделать вывод, что неисправна система питания процессора. Питание CPU и многих других устройств основано на так называемых ШИМ- контроллерах (ШИМ — широтно-импульсная модуляция). ШИМ представляет собой управляемый стабилизатор напряжения, с помощью которого можно получить различные его значения (для разных процессоров или при «оверклокинге»). Кроме ШИМ'ов, в таком узле питания содержатся дополнительные стабилизаторы, конденсаторы, транзисторные ключи и прочие элементы, но чаще всего выходит из строя именно сам ШИМ. Стоит упомянуть, что при скачке напряжения, вызванном сгоранием блока питания, также может произойти пробой (с закипанием и иногда — вздутием) электролитических конденсаторов, установленных в цепи питания.

Для точной диагностики работы ШИМ'а лучше иметь осциллограф, но, если его нет, то можно обойтись и простым мультиметром. В первую очередь нужно попытаться найти информацию об уязвимых местах схемы питания данной модели платы. Если ничего выяснить не удалось, то следует проверить цепь питания на предмет короткого замыкания. Если оно присутствует, то, скорее всего, дело либо в одном из стабилизаторов питания, либо в каком-то конденсаторе. Устранив короткое замыкание, нужно «прозвонить» цепь и проследить путь от процессора до ШИМа, т. е. найти и проверить поочередно (при включенной плате) все элементы, стоящие в цепи питания. Таким способом можно отыскать точку, в которой пропадает напряжение, и возможного «ви­новника» неисправности. После извлечения из платы сгоревшего компонента необходимо найти описание основных элементов схемы питания и проверить ее на наличие коротких замыканий и несоответствующих документации напряжений, после чего уже можно устанавливать новый элемент, не опасаясь его испортить.

Неисправности в цепи питания материнской платы могут возникать также по вине производителя. Чаще всего это выражается в стремительно высыхающих электролитических конденсаторах (причины могут быть очень разные — от низкого качества конденсаторов до их перегрева), которые при этом теряют емкость и могут вызвать короткое замыкание. Чаще всего в результате этого внешний вид элементов схемы не меняется, но плата не работает. Алгоритм поиска неисправности здесь — такой же, как и в предыдущем случае.

4. Материнская плата формата АТХ не включается вообще.

Если есть осциллограф, то нужно проверить работу тактового генератора. За нее отвечает кварц с маркировкой «32768 Гц». Чаще всего он выглядит как маленький блестящий цилиндр с двумя ножками. Если осциллографа нет, то можно попробовать просто поменять этот кварц, сняв его с любой другой системной платы.

5. Все необходимые напряжения присутствуют, но система не запускается, а процессор не нагревается.

Нужно вышеуказанным способом проверить работу кварца «14.318 МГц».

6. Проблемы с охлаждением.

Иногда, через довольно продолжительное время после покупки, материнская плата может неожиданно начать сбоить, причем бессистемно. В этом случае имеет смысл снять радиатор с северного моста и проверить качество термического интерфейса. Если производитель сэкономил и вместо хорошей термопасты поставил дешевый термоскотч, то мост начинает перегреваться, а термоскотч — высыхать. Иногда там не бывает и вовсе никакого термоинтерфейса, а сам ра­диатор имеет неровную подошву. Чтобы устранить пробле­му, необходимо удалить остатки старого термоинтерфейса, выровнять, отполировать подошву радиатора и нанести слой качественной термопасты. (При покупке дешевых плат имеет смысл произвести эту процедуру сразу, не дожидаясь возникновения проблем.)

7. Выгорание интегрированных устройств.

Во всех современных материнских платах установлено множество интегрированных устройств. Это сетевые и звуко­вые контроллеры, модемы, различные порты ввода-вывода. К сожалению, они тоже довольно часто перегорают.

Многие из этих устройств не интегрированы в чипсет, а представлены отдельными микросхемами, распаянными на системной плате, так что их тоже достаточно легко заменить. Зачастую на материнскую плату устанавливаются устройства на стандартных чипах — тех же, на основе которых выпускаются внешние устройства или PCI-платы. Например, если сгорела интегрированная звуковая карта, то можно на замену поставить чип, снятый либо с такой же системной платы, либо с звуковой РС1-карты.

 

Система автоматизированного контроля

 

При эксплуатации СВТ для оценки достоверности результатов решения задач и определения надежности работы служит система технического контроля — совокупность методов и средств, предназначенных для обнаружения неисправностей СВТ и выявления их причин.

При техническом обслуживании средства вычислительной техники подвергают различным видам автоматизированного контроля: профилактическому, контролю работоспособности и диагностическому. Неисправности могут возникать как в электромеханических, так и в электронных устройствах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.221.132 (0.067 с.)