Обследование транспортного предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование транспортного предприятия



ВВЕДЕНИЕ

Эффективное управление, организация и планирование работы транспорта требует сбора и обработки огромного количества информации. Чем выше скорость и качество сбора, передачи и обработки управленческой информации, тем быстрее руководители на разных уровнях управления реагируют на изменение ситуации в транспортной системе, и тем больше времени остается на ее анализ и принятие наилучшего решения.

Современный уровень развития персональных компьютеров, вычислительных сетей и программного обеспечения позволяет создавать информационные системы (ИС) для оперативного управления сложными транспортными объектами. Как показывает опыт, при разработке ИС на транспорте нельзя обойтись без привлечения специалистов в области перевозочного процесса, что связано с высокой сложностью и наличием множества особенностей работы транспортных систем. Игнорирование технологических требований приводит к необходимости многократных переделок, корректировок или даже полной реорганизации ИС. Поэтому инженер-транспортник должен владеть основами проектирования ИС и баз данных (БД) с целью оказания квалифицированной консультационной помощи разработчикам ИС, так же иметь представление о типичных функциях ИС и обладать навыками работы с системами управления базой данных (СУБД).

Лабораторный практикум ставит перед собой практическую цель – выработать у начинающего разработчика информационных систем умение их последовательного проектирования и практической реализации с учетом особенностей функционирования различных видов транспорта.

В результате выполнения лабораторного практикума студенты приобретают навыки разработки настольных информационных систем, что позволит им в дальнейшем самостоятельно создавать несложные персональные информационные системы, ориентированные на решение частных задач.

Каждая лабораторная работа состоит из двух частей. В первой части студент выполняет задания по разработке концептуального проекта БД. Во второй – физически реализует часть концептуального проекта в виде компьютерной информационной системы (ИС).

В процессе выполнения лабораторных работ студенты осваивают технологию анализа предметной области, выявляют информационные объекты и связи между ними, проектируют информационную структуру БД, знакомятся с реляционной моделью данных, разрабатывают простую, но действующую информационную систему с использованием системы управления базами данных (СУБД) Access.

Программа Access является на сегодняшний день наиболее распространенной и достаточно мощной СУБД, предназначенной для разработки "настольных" индивидуальных ИС начальной и средней сложности. Данные методические указания не являются руководством по использованию пакета Access, а содержат лишь основные сведения о его функциях и возможностях, а также рекомендации по составу и порядку проведения работ при выполнении физического проектирования БД. Предполагается, что все необходимые инструкции по работе с пакетом студенты получат из книг, обширный перечень которых приведен в библиографическом списке.

Лабораторный практикум по дисциплине "Информационные технологии на транспорте" включает в себя пять лабораторных работ, из которых в данных методических указаниях представлены первые две.

В первой лабораторной работе изучается общая методика концептуального проектирования БД и методика обследования автоматизируемого предприятия. По результатам обследования дается заключение об эффективности создания информационной системы для решения первоочередных задач автоматизации. В процессе выполнения этой работы студент также изучает основные понятия СУБД Access и знакомится с ее работой на примере готовых учебных баз данных.

Во второй лабораторной работе осваивается методика выявления информационных объектов на автоматизируемом предприятии, а также формализованного представления этих объектов при помощи набора реляционных в СУБД Access.

 

 

Лабораторная работа №1

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Содержание концептуального проекта базы данных

Информационная система (ИС) – это автоматизированная[1] система, организующая данные[2] и выдающая информацию[3].

База данных (БД) – это множество взаимосвязанных элементарных групп данных, которые могут обрабатываться одной или несколькими ИС.

Система управления базой данных (СУБД) – программное обеспечение, осуществляющее управление базой данных.

Из приведенных определений понятно, что основу ИС составляет база данных. Ее концептуальное проектирование включает в себя главным образом работы по определению данных, которые нужно включить в базу отношений (взаимосвязей) между ними и ограничений на значение данных. Ограничение значений – это правило, определяющее допустимые значения определенного элемента данных. Концептуальный проект представляет собой описание по возможности всех процессов, происходящих на автоматизируемом предприятии, в виде совокупности взаимосвязанных данных.

Разработка концептуального проекта состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

I. Разработка концептуальной схемы (модели) базы данных.

1. Обследование автоматизируемого предприятия или отдельного производственного процесса – анализ предметной области ИС.

1.1. Описание предметной области.

1.2. Выявление недостатков существующих (неавтоматизированных) систем учета, контроля и документооборота.

 

1.3. Составление плана организационных преобразований существующей системы управления предприятием и его реализация.

1.4. Оценка эффективности будущей информационной системы.

2 Определение задач, решаемых информационной системой.

2.1. Выявление первоочередных задач, решение которых средствами будущей ИС позволит значительно повысить эффективность системы управления.

3.1. Выявление перспективных задач, автоматизация решения которых принесет эффект только после решения первоочередных задач автоматизации.

3 Выявление статических информационных объектов.

3.1. Составления перечня данных, генерируемых в результате работы предприятия и необходимых для принятия управленческих решений.

3.2. Разбивка набора данных на информационные объекты.

3.3. Выбор имен и ключей информационных объектов.

3.4. Определение характеристик каждого информационного объекта.

3.5. Присвоение имен выбранным характеристикам информационных объектов.

3.6. Определение семантики, домена, семантических ограничений целостности характеристик информационных объектов, а также их ключей.

4 Выявление связей между статическими информационными объектами.

4.1. Выявление динамических информационных объектов (связей).

4.2. Присвоение имен и составление описывающего предложения для каждой связи.

4.3. Определение ключей и характеристик для каждой связи.

5. Построение концептуальной модели предметной области и проектирование концептуальной схемы БД.

5.1. Построение графической схемы взаимосвязи информационных объектов.

5.2. Составление перечня запросов.

5.3. Корректировка информационных объектов, связей между ними и всей концептуальной схемы в случае обнаружения ошибок.

II. Преобразование концептуальной модели БД в логическую модель.

1. Выбор типа СУБД, эффективной для обработки данных, имеющих выявленную структуру.

2. Отображение концептуальной схемы на логическую схему.

3. Выбор ключей для каждой логической записи.

4. Описание языка запросов к базе данных.

 

От качества концептуальной модели зависит эффективность будущей информационной системы, определяемой ее быстродействием, возможностью глубокого анализа данных, универсальностью и минимумом затрат на сопровождение и дальнейшую модернизацию. Концептуальный проект представляет полное принципиальное описание будущей информационной системы "на бумаге". При разработке концептуальной модели должно быть налажено максимальное взаимодействие между разработчиками ИС и специалистами в области организации и управлению перевозками, знающими особенности технологии перевозок на автоматизируемом предприятии. Это необходимо для того, чтобы концептуальная модель содержала полное описание всех транспортных процессов, а так же чтобы максимально учесть потребности руководителей различных уровней в управленческой информации.

Понятие системы управления базами данных (СУБД)

Система управления базами данных – это компьютерная программа, предназначенная для выполнения разнообразных операций с данными: сохранение данных в памяти компьютера в специальной форме, выбор из данных требуемых сведений, добавление, удаление, корректировка данных, их анализ и печать и т.д. Другими словами, СУБД – это совокупность набора данных и методов (программ) их обслуживания.

Физическое проектирование информационной системы заключается в создании компьютерной программы, которая накапливает в памяти компьютера данные, так как это предусмотрено концептуальным проектом и решает с их использованием необходимые задачи.

С развитием вычислительной техники отпала необходимость в кропотливом труде по написанию таких программ. В настоящее время существует большое количество пакетов, специализирующихся на автоматизации создания ИС. К таким пакетам относится и Access, который позволяет, используя несложные и интуитивно понятные правила описания базы данных, практически полностью исключить трудоемкое программирование на этапе физического проектирования информационных систем средней сложности.

Объекты базы данных

На этапе концептуального проектирования группой постановки будет создан проект реляционной базы данных. В реляционных СУБД, к которым относится и пакет Access, данные хранятся в виде двумерных прямоугольных таблиц. Каждая запись данных (блок данных) представляет собой отдельную строку таблицы. Запись состоит из отдельных полей (столбцы таблицы). Структура всех записей одной таблицы одинакова, т.е. все они имеют одну и ту же последовательность полей, но содержимое полей у каждой записи свое.

Первый этап физического проектирования БД заключается в определении структуры записей, т.е. структуры реляционной таблицы. Структура таблиц базы данных составляется после выявления информационных объектов (см. следующую лабораторную работу). Для каждого информационного объекта должна быть создана отдельная таблица.

После создания таблиц разрабатываются средства для их заполнения. Оператор – пользователь ИС, может вводить информацию непосредственно в таблицу, но не всегда это бывает удобно. Большинство пользователей предпочитают вносить данные при помощи специальных форм, внешний вид которых напоминает привычные им бумажные бланки и документы, например, бланк квитанции на груженый вагон. Поэтому в рамках физического проекта ИС должны быть разработаны формы для заполнения таблиц, содержащих оперативную, т.е. часто изменяемую или пополняемую, информацию.

Информационные системы создаются для того, чтобы человек мог принимать разнообразные решения на основе анализа и обработки информации, накапливаемой в базе данных ИС. Современные СУБД позволяют выполнять достаточно сложный анализ информации в БД и выводить результаты в виде печатного документа – отчета. Хорошим примером такого отчета может служить ведомость простоя вагонов, рассчитанная по данным об их прибытии и отправлении на подъездной путь промышленного предприятия.

Однако не всегда требуется проводить обработку данных с последующей печатью отчета. Чаще возникает задача поиска нужных записей в таблице, удовлетворяющих какому-либо условию (критерию поиска). Например, требуется определить точное местонахождение вагонов, простаивающих под погрузкой дольше установленной нормы. Для решения подобных задач создаются запросы. Запрос – это способ фильтрации информации в БД с последующим выводом, как правило, на экран, только тех записей, которые удовлетворяют заданному условию.

Для сложного анализа или сложной обработки таблиц, выполнить которые затруднительно стандартными средствами, т.е. отчетами или запросами, каждая СУБД имеет встроенный язык программирования. С его помощью создаются программы (макросы, приложения), позволяющие разрабатывать сложные ИС.

Таким образом, результаты концептуального проектирования БД используются для создания четырех основных объектов реляционной базы данных: таблиц; форм; запросов и отчетов. В зависимости от варианта задания к лабораторным работам, базы данных будут содержать различное количество конкретных экземпляров каждого объекта базы данных.

В рамках первой лабораторной работы в задачу студента входит изучение (с помощью руководства по использованию Access) общих операций по созданию, сохранению и корректировке базы данных. Access работает в операционной системе Windows, поэтому студент должен обладать навыками запуска приложений и работы с ними в данной операционной системе. Если таковые отсутствуют, то рекомендуется перед началом освоения Access изучить основы работы с Windows 95/98 при помощи книг [35-36] или самостоятельно.

Содержание отчета о работе

Отчеты по всем лабораторным работам должны начинаться с указания названия и цели лабораторной работы.

Отчет по первой лабораторной работе должен содержать:

1. Описание технологии работы автоматизируемого предприятия.

2. Заполненную анкету, вопросы и ответы которой раскрывают особенности технологии и организации работы автоматизируемого предприятия.

3. Перечень первоочередных и перспективных задач, которые должны решаться проектируемой информационной системой.

4. Учебную базу данных "Склад", заполненную информацией (на дискете).

Контрольные вопросы

1. Каким образом руководители разных уровней автоматизируемого предприятия могут повлиять на качество (эффективность, полноту собираемой информации, функциональный состав) разрабатываемой ИС?

2. Следует ли на этапе концептуального проектирования изучать детали технологии перевозок?

3. Перечислите конкретные действия, которые должны быть предприняты руководителем предприятия для ускорения работ на этапе концептуального проектирования ИС?

4. В чем заключается принципиальное отличие между ИС «Железнодорожный транспорт промышленного предприятия» и ИС «Склад деталей локомотивного цеха»?

5. Перечислите основные, на Ваш взгляд, сложности, возникающие на этапе концептуального проектирования ИС транспортного предприятия.

6. К чему следует стремиться на этапе концептуального проектирования – к выявлению как можно большего числа перспективных задач ИС, или к детальной проработке уже решаемых в существующей "ручной" системе управления задач?

7. Объясните разницу между таблицами, запросами, формами и отчетами.

8. В каких объектах базы данных (таблицах, запросах, формах или отчетах) хранятся данные, а какие объекты служат для их просмотра и анализа?

9. Для чего необходима связь между таблицами?

10. Объясните разницу между типами связей "один ко многим", "многие к одному" и "многие ко многим".

11. Как задать источник данных для поля в форме, отчете?

12. Каким образом связаны между собой таблицы, формы, запросы и отчеты?

Лабораторная работа №2

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Таблиц Access

Напомним, что для хранения данных по каждому информационному объекту в БД должна быть создана отдельная таблица в программе Access.

Процесс создания таблицы сводится к последовательному описанию целого ряда параметров каждого столбца (поля) таблицы. Пустая готовая таблица далее заполняется конкретными данными.

Необходимо запомнить, что при переходе от концептуальной модели данных к физической изменяются и термины для обозначения составных частей базы данных*. Соответствие между терминами концептуальной модели и терминами, используемыми в СУБД Access показано на рис. 3. На рисунке жирным шрифтом выделены различающиеся термины.

 

  Рис. 3. Пример выделения информационных объектов

После создания новой базы данных с помощью команды (Файл/Создать) или открытия существующей базы посредством команды (Файл/Открыть) на экране в рамках окна Access появится окно базы данных. При активном окне базы данных можно приступать к созданию таблицы, входящей в базу. Обычно, как это было видно из примеров в первой лабораторной работе, база данных включает в себя не одну, а несколько связанных между собой таблиц.

Для создания новой таблицы применяйте следующую последовательность действий: выберите раздел "Таблицы" в окне базы данных, а затем нажмите кнопку (Создать); на экране отобразится диалоговое окно "Новая таблица", в правой части которого появится список возможных способов создания таблицы; выберите опцию "Конструктор" и нажмите кнопку (ОК) – откроется окно конструктора таблиц. В этом окне задаются характеристики (свойства) полей, составляющих запись базы, т.е. вводится спецификация записи. В нижней правой части окна Конструктора Access выдает справочную информацию о допустимых действиях на каждом этапе проектирования.

Предварительный контроль вводимых данных

Если требуется выполнить несложный предварительный контроль вводимых в поле значений, то параметр "Условие на значение" должен содержать некое выражение, выполняемое вводимым значением. При нарушении этого условия Access выдает сообщение об ошибке, указанное в параметре "Сообщение об ошибке". Например, номер вагона должен быть восьмизначным.

Проконтролировать это можно следующим способом (не самым эффективным, но наиболее наглядным): разделим значение контролируемого поля "Номер" на 10000000 и выделим целую часть из этого числа. Получившееся число не должно быть больше 10 и меньше 1. Эти действия записываются при помощи следующего выражения:

Int([Номер]/10000000)>0 And Int([Номер]/10000000)<10,

которое помещается в поле "Условие на значение". Здесь Int() – функция выделения целой части выражения, заключенного в скобки; [Номер] – ссылка на содержимое поля "Номер"; And – логическое выражение "И", показывающее, что выполняться должны оба условия, стоящие слева и справа от данного оператора. То есть, чтобы полученное число было больше нуля и меньше десяти.

Параметр "Обязательное поле" необходимо установить в положение "Да", поскольку вагон идентифицируется по его инвентарному номеру и если таковой отсутствует, то прочая информация о вагоне значения не имеет. Наконец, необходимо определить это поле как ключевое, поскольку основные операции с этой таблицей (поиск, сортировка) будут производиться с использованием именно этого поля. Ключевым поле становится после нажатия кнопки (Ключевое поле), когда курсор установлен в таблице со спецификацией полей. Ключевым может быть только одно поле в одной таблице.

Создание маски ввода

Для поля "Тип" (Тип вагона) уменьшим размер поля до 2, поскольку тип вагона обозначается двумя буквами. Кроме того, зададим маску ввода, которая облегчает ввод данных в поле (рис. 6).

  Рис. 6. Параметры поля "Тип"

Символ "LL" обозначает то, что в данное поле могут быть введены только две буквы, а символ ">" автоматически преобразует введенные буквы к верхнему регистру. Эта маска не позволяет ввести в поле более двух букв, а также числа и символы. Тем самым сокращается вероятность ввода ошибочных данных.

 

Связывание таблиц

Access позволяет создавать реляционные базы данных. В реляционной базе данных пользователь может описать отношения между несколькими таблицами. Access учитывает эти отношения при поиске взаимосвязанных данных во время обработки запросов, форм и отчетов, базирующихся на нескольких таблицах.

Для установки связи между таблицами в окне базы данных следует выбрать команду (Сервис\Схема данных…). Откроется окно, в котором будут представлены таблицы базы данных с указанием их связей. Для добавления таблицы к схеме данных необходимо выбрать команду (Связи\Добавить таблицы). На экране появится окно, в котором можно выбрать требуемые таблицы и запросы, а затем нажать кнопку (Добавить) и кнопку (Закрыть). В окне "Схема данных" появятся указанные таблицы или запросы.

При создании связи с помощью мыши перетащите поле, которое следует использовать для установления связи (обычно это ключевое поле, выделенное полужирным шрифтом), из списка полей главной таблицы на соответствующее поле подчиненной таблицы. В диалоговом окне "Связи", которое появится на экране, необходимо выбрать параметры связи и нажать кнопку (Создать). Установленная связь отобразится на схеме линией, соединяющей связанные поля из списка таблиц. При этом будет обеспечено отношение типа "Один-ко-многим", что отразится в области (Тип отношения). Это означает, что одной записи, главной или первичной таблицы, могут быть поставлены в соответствие несколько записей связанной (подчиненной) таблицы. Такое отношение является наиболее распространенным в реляционных базах данных.

Рекомендуется с использованием системы помощи выяснить назначение различных типов отношений, а также смысл дополнительных настроек отношения, таких как "Каскадное обновление связанных полей", "Каскадное удаление связанных записей" и "Обеспечение целостности данных".

  Рис. 11. Схема данных БД, состоящей из таблиц "Вагоны" и "Потребители"

Например, таблицы "Вагоны" и "Потребители" связаны между собой одинаковым полем "Код потребителя". Таблица "Потребители" содержит уникальные (неповторяющиеся) коды потребителей, т.е. список кодов. Из этого списка в таблицу "Вагоны" могут быть подставлены (введены) любые значения. Именно этим обстоятельством обусловлен тип связи "Один-ко-многим". То есть одно уникальное значение из таблицы "Потребители" может присутствовать во многих записях таблицы "Вагоны". В результате получим следующую схему данных (рис. 11), которую надо не забыть сохранить для дальнейшего использования, в частности, в запросах.

Содержание отчета о работе

1. Список информационных объектов и их характеристик в табличной форме (табл. 3).

2. Студент на дискете сдает преподавателю базу данных, содержащую заполненные таблицы и откорректированную схему данных.

Таблица 3

имя информационного объекта имена характеристик семантика домен ограничение целостности ключевые характеристики
           
       
           

Контрольные вопросы

1. В чем заключается разница между понятиями "информационный объект" и "таблица"; "домен" и "ограничение целостности"?

2. Для чего необходимо определять ключевые характеристики?

3. Должен ли руководитель реального проекта ИС владеть информацией о ключах выбранных сущностей?

4. Для чего необходима подстановка значений в таблицу при вводе данных?

5. Что такое маска ввода?

6. Как задать контроль веса вагона при вводе?

7. Для чего используется фильтрация таблицы? Приведите примеры использования фильтра данных.

8. В чем заключается разница между числовыми полями "С плавающей точкой (4 байт)" и "С плавающей точкой (8 байт)" (помимо размера поля)?

Библиографический список

1. Тулупов Л.П., Жуковский Е.М., Гусятинер А.М. Автоматизированные системы управления перевозочными процессами на железных дорогах: Учеб. пособие для вузов. М.: Транспорт, 1991. 208 с.

2. Гусева Т.И., Башин Ю.Б. Проектирование баз данных в примерах и задачах. М.: Радио и связь, 1992. 160 с.

3. Петров А.П., Буянов В.А., Угрюмов Г.А. Автоматизация и микропроцессорная техника в эксплуатационной работе железных дорог. М.: Транспорт, 1987. 245 с.

4. Информационные системы для управления перевозочным процессом /Г.С. Ратин, Г.А. Угрюмов, А.П. Писарев, О.М. Рыбаков; Под ред. Г.С. Ратина. М.: Транспорт, 1989. 239 с.

5. Комплексная автоматизированная система управления железнодорожным транспортом /Под ред. А.П. Петрова. М.: Транспорт, 1977. 600 с.

6. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки. Тарифное руководство №1 /МПС СССР. М.: Прейскурантиздат, 1989. 299 с.

7. Буянов В.А., Ратин Г.С. Автоматизированные информационные системы на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1984. 329 с.

8. Оперативное управление движением на железнодорожном транспорте /А.К. Угрюмов, Г.М. Грошев, В.А. Кудрявцев, Г.А. Платонов. М.: Транспорт, 1983. 239 с.

9. Тулупов Л.П., Шапкин И.Н. АСУ железнодорожного транспорта. М.: Знание, 1988. 64 с.

10. Цикритзис Д., Лоховски Ф. Модели данных: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1985. 344 с.

11. Развитие автоматизированной системы управления грузовой станции /А.А. Смехов, Н.А. Зудилин, Т.А. Николаева, В.М. Николашин; Под ред. А.А. Смехова. М.: Транспорт, 1996. 144 с.

12. Организация перевозок и управление железнодорожным транспортом металлургических заводов /С.И. Лабадин, М.И. Шмулевич. М.: Металлургия, 1978. 264 с.

13. Акулиничев В.М. Организация перевозок на промышленном транспорте. М.: Высш. шк., 1983. 247 с.

14. Шмулевич М.И. АСУ промышленного транспорта. М.: Транспорт, 1976. 256 с.

15. Левицкий Н.К., Маничев М.Н. Диспетчерское руководство на промышленном железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1976. 184 с.

16. Дегтяренко В.Н. Транспортные узлы промышленных районов. М.: Стройиздат, 1974.

17. Ферапонтов Г.Ф. Эксплуатация железнодорожных подъездных путей. М.: Транспорт, 1976.

18. Матюнин И.Е. Эксплуатация и ремонт подвижного состава. Минск: Вышэйш. шк., 1983.

19. Рахматулин М.Д. Ремонт тепловозов. М.: Транспорт, 1997. 447 с.

20. Анисимов А.П. Организация и планирование автотранспортных предприятий. М.: Транспорт, 1982. 269 с.

21. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Автомобильные перевозки. М.: Транспорт, 1973. 320 с.

22. Бадинер С.М., Бобарыкин В.А., Дагович В.М. Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 1977. 160 с.

23. Организация, планирование и управление автотранспортными предприятиями /Под ред. Л.А. Бронштейна. М.: Высш. шк., 1986.

24. Транспорт на горных предприятиях /Под общ. ред. Б.А. Кузнецова. М.: Недра, 1976. 552 с.

25. Васильев М.В. Комбинированный транспорт на карьерах. М.: Недра, 1975. 360 с.

26. Гудков В.А. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками. М.: Транспорт, 1997. 254 с.

27. Напольский Г. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М.: Транспорт, 1993. 272 с.

28. Мартынюк Н.П. Топливозаправочные пункты на автотранспортных предприятиях: Организация и эксплуатация. М.: Транспорт,1995.144 с.

29. Палий А.И., Половинщиков З.В. Автомобильные перевозки. М.: Транспорт, 1982. 135 с.

30. Блатнов М.Д. Пассажирские автомобильные перевозки. М.: Транспорт, 1981. 222 с.

31. Дуднев В.И., Климова М.И., Менн А.А. Организация перевозок пассажиров автомобильным транспортом. М.: Транспорт, 1974. 294 с.

32. Ходош М.С. Грузовые автомобильные перевозки. М.: Транспорт, 1980. 270 с.

33. Страментов А.Е., Сосянц В.Г., Фишельсон М.С. Городской транспорт. М.: Стройиздат, 1969.

34. Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Городское движение. М.: Стройиздат, 1966.

35. Access 7.0 для Windows 95: Учеб. пособие. Киев: Торгово-издательское бюро BHV, 1996. 480 с.

36. Microsoft Office для Windows 95. 6 книг в одной. М.: Восточная Книжная Компания, 1997. 608 с.


[1] Автоматизированная – построенная с использованием средств автоматизации, в данном случае – компьютеров.

[2] Данные – разрозненные факты, на основе которых сложно или вообще невозможно принимать эффективные управленческие решения.

[3] Информация – организованные и обработанные данные, выводы, сделанные на основании обработки данных. Информация является основой для разработки управленческих решений.

[4] Название кнопок и переключателей здесь и далее взяты в круглые скобки. Команды из вложенного меню далее по тексту разделяются друг от друга обратной косой чертой и заключаются в круглые скобки, например, (Файл\Сохранить) указывает на команду "Сохранить", находящуюся в меню "Файл".

[5] Мастер – специальная программа, предназначенная для автоматизации какого-либо трудоемкого процесса, например, создания таблицы или запроса в базе данных. Мастер во время своей работы задает пользователю ряд (последовательность) вопросов, на которые он должен ответить и на основе полученных ответов мастер строит вполне законченные таблицы, запросы, отчеты и т.д. Недостаток мастеров заключается в их ограниченных возможностях по созданию элементов базы данных нестандартного вида и содержания.

[6] Если студент уже обладает навыками работы с Windows-приложениями и пользовался справочной системой, то следующие четыре абзаца можно пропустить.

[7] Приводится описание справочной системы (а также и других особенностей пакета) для версии Access 97. Более ранние версии программы имеют незначительные отличия.

[8] Для студентов заочного отделения номер варианта соответствует последним двум цифрам номера зачетной книжки. По согласованию с преподавателем студентам заочного отделения допускается проектировать информационную систему для транспортного предприятия, на котором они работают.

[9] При отсутствии отдельных книг в библиотеке необходимо подобрать источники самостоятельно.

* Причем в каждой конкретной СУБД используются разные термины.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективное управление, организация и планирование работы транспорта требует сбора и обработки огромного количества информации. Чем выше скорость и качество сбора, передачи и обработки управленческой информации, тем быстрее руководители на разных уровнях управления реагируют на изменение ситуации в транспортной системе, и тем больше времени остается на ее анализ и принятие наилучшего решения.

Современный уровень развития персональных компьютеров, вычислительных сетей и программного обеспечения позволяет создавать информационные системы (ИС) для оперативного управления сложными транспортными объектами. Как показывает опыт, при разработке ИС на транспорте нельзя обойтись без привлечения специалистов в области перевозочного процесса, что связано с высокой сложностью и наличием множества особенностей работы транспортных систем. Игнорирование технологических требований приводит к необходимости многократных переделок, корректировок или даже полной реорганизации ИС. Поэтому инженер-транспортник должен владеть основами проектирования ИС и баз данных (БД) с целью оказания квалифицированной консультационной помощи разработчикам ИС, так же иметь представление о типичных функциях ИС и обладать навыками работы с системами управления базой данных (СУБД).

Лабораторный практикум ставит перед собой практическую цель – выработать у начинающего разработчика информационных систем умение их последовательного проектирования и практической реализации с учетом особенностей функционирования различных видов транспорта.

В результате выполнения лабораторного практикума студенты приобретают навыки разработки настольных информационных систем, что позволит им в дальнейшем самостоятельно создавать несложные персональные информационные системы, ориентированные на решение частных задач.

Каждая лабораторная работа состоит из двух частей. В первой части студент выполняет задания по разработке концептуального проекта БД. Во второй – физически реализует часть концептуального проекта в виде компьютерной информационной системы (ИС).

В процессе выполнения лабораторных работ студенты осваивают технологию анализа предметной области, выявляют информационные объекты и связи между ними, проектируют информационную структуру БД, знакомятся с реляционной моделью данных, разрабатывают простую, но действующую информационную систему с использованием системы управления базами данных (СУБД) Access.

Программа Access является на сегодняшний день наиболее распространенной и достаточно мощной СУБД, предназначенной для разработки "настольных" индивидуальных ИС начальной и средней сложности. Данные методические указания не являются руководством по использованию пакета Access, а содержат лишь основные сведения о его функциях и возможностях, а также рекомендации по составу и порядку проведения работ при выполнении физического проектирования БД. Предполагается, что все необходимые инструкции по работе с пакетом студенты получат из книг, обширный перечень которых приведен в библиографическом списке.

Лабораторный практикум по дисциплине "Информационные технологии на транспорте" включает в себя пять лабораторных работ, из которых в данных методических указаниях представлены первые две.

В первой лабораторной работе изучается общая методика концептуального проектирования БД и методика обследования автоматизируемого предприятия. По результатам обследования дается заключение об эффективности создания информационной системы для решения первоочередных задач автоматизации. В процессе выполнения этой работы студент также изучает основные понятия СУБД Access и знакомится с ее работой на примере готовых учебных баз данных.

Во второй лабораторной работе осваивается методика выявления информационных объектов на автоматизируемом предприятии, а также формализованного представления этих объектов при помощи набора реляционных в СУБД Access.

 

 

Лабораторная работа №1

ОБСЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Цель работы: освоить методику анализа предметной области будущей информационной системы и изучить назначение и основные возможности системы управления базой данных Access.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Содержание концептуального проекта базы данных

Информационная система (ИС) – это автоматизированная[1] система, организующая данные[2] и выдающая информацию[3].

База данных (БД) – это множество взаимосвязанных элементарных групп данных, которые могут обрабатываться одной или несколькими ИС.

Система управления базой данных (СУБД) – программное обеспечение, осуществляющее управление базой данных.

Из приведенных определений понятно, что основу ИС составляет база данных. Ее концептуальное проектирование включает в себя главным образом работы по определению данных, которые нужно включить в базу отношений (взаимосвязей) между ними и ограничений на значение данных. Ограничение значений – это правило, определяющее допустимые значения определенного элемента данных. Концептуальный проект представляет собой описание по возможности всех процессов, происходящих на автоматизируемом предприятии, в виде совокупности взаимосвязанных данных.

Разработка концептуального проекта состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

I. Разработка концептуальной схемы (модели) базы данных.

1. Обследование автоматизируемого предприятия или отдельного производственного процесса – анализ предметной области ИС.

1.1. Описание предметной области.

1.2. Выявление недостатков существующих (неавтоматизированных) систем учета, контроля и документооборота.

 

1.3. Составление плана организационных преобразований существующей системы управления предприятием и его реализация.

1.4. Оценка эффективности будущей информационной системы.

2 Определение задач, решаемых информационной системой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.096 с.)