Упражнения к теме «литературная норма» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения к теме «литературная норма»



ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА

Задание 1. Выделите в приведенных словах ударные звуки. Подчеркните слова, в которых допускается два варианта ударения. Задание следует выполнять с помощью орфоэпического словаря.

Августовский, агент, еретик, мельком, алфавит, житие, мизерный, апартеид, завидно, мытарство, арахис, завсегдатай, наложенный, арест, заговор, намерение, аристократия, закупорить, наотмашь, баловать, звонишь, некролог, безудержный, значимость, новорожденный, блокировать, избалованный, нормировать, бомбардировать, изобретение, обеспечение, исповедание, облегчить, бюрократия, исчерпать, ободрить, вероисповедание, камбала, обострить, ветеринария, каталог, опека, возбужденный, каучук, оптовый, воспроизведенный, квартал, осужденный, втридорога, кинематография, откупорить, гастрономия, кладовая, петля, генезис, клала, пиццерия, давнишний, красивее, поставщик, демократия, кремень, предвосхитить, департамент, кулинария, премирование, деспот, кухонный, премировать, деспотия, ломоть, приговор, дефис, маркетинг, приданое, добыча, маркировать, принудить, договор, мастерски, приобретение, донельзя, медикамент, прирост, проведенный, тирания, простынь, углубить, путепровод, украинский, умерший, свекла, усугубить, сирота, ходатайствовать, снадобье, христианин, соболезнование, цемент, согнутый, черпать, созыв, щавель, сосредоточение, экскурс, средства, эксперт, статуя, столяр, танцовщица.

Задание 2. Напишите слова, расставив ударение по образцу.

Образец: брать- брал, брАло, брАли, но бралА.

Вить, врать, гнать, гнить, дать, драть, клясть, лгать, лить, слыть, спать.

Задание 3. Обозначьте, твердям или мягким является звук перед буквой «е» в следующих словах.

Образец: безе – [б’], [з]

Безе, декан, бутерброд, бассейн, генезис, кодекс, кредо, модель, нетто, одесский, сессия, сейф, патент, патетика, пенсне, свитер, термин, теннис, термос, терапевт, тест, идентичный, штемпель, эссенция, эффект, шинель.

Задание 4. Выпишите слова, где ЧН произносится как ШН.

Конечно, будничный, полуночный, яблочный, молочный, скучно, чтобы, сливочник, подсвечник, спичечный, яичница, прачечная, Кузьминична, горчичник, гречневый, пустячный, ночной, нарочно, подарочный.

Задание 5. Данные ниже языковые единицы сгруппируйте следующим образом: а) слова с Е: опека; б) слова с Ё: свёкла. Сверьте с орфоэпическим словарем.

Атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, быте, гладкошерстный, гравер, гренадер, желчь, законнорожденный, затекший, маневр, мертвенный, многоженец, неподалеку, не ровен час, никчемный, одноименный, одновременный, озлобленный, опека, острие, отыменный, поблекший, повторен, повторенный, приведен, приведенный, решетчатый, сорокаведерный, шерстка, шофер, шелка.

Задание 6. Выделите ударный гласный в приведенных парах слов. Составьте контексты (словосочетания, предложения), которые продемонстрировали бы различия в лексическом значении слов в парах.

Атлас – атлас, лавровый – лавровый, броня – броня, характерный – характерный, видение – видение, ирис – ирис, острота – острота, кирка – кирк, старина – старина, хаос – хаос, клубы – клубы, кредит – кредит, кругом – кругом.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА

Задание 1. Отметьте, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме. Выпишите только те, что соответствуют литературной норме.

Памятный сувенир, частная собственность, народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу.

Задание 2. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы.

Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. В отличие от становления предпринимательства в XIX веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство XX столетия являет более пеструю картину. Риск пошива швейных изделий в Иваново для последующей реализации в странах СНГ оказался слишком велик. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу. Традиционные экономические теории традиционно (чаще всего и обычно) учитывали только низшие потребности.

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с тавтологией и плеоназмом.

1. Самые трудные вопросы лучше спрашивать у специалиста.

2. Было найдено наиболее оптимальное решение.

3. Полезно использовать новые научные достижения и беречь каждую минуту времени.

4. В целях улучшения работы целесообразно привлечь к ней профессионалов.

5. В интервью «Интерфаксу» генерал отметил, что войска отводятся в специально отведенные для этого места.

6. Условия были оговорены в договоре.

7. Документ считается исполненным тогда, когда полностью выполнены поставленные в документе задания.

8. Наиболее сложная ситуация сложилась в области здравоохранения.

9. Легко представить себе, что творится в душах у итальянских спортсменов.

10. В спектакле говорится о неспособности современного человека пойти на компромисс и о последствиях, которые за этим следуют.

11. Действуя во взаимодействии с милицией, сотрудники вышли на подозреваемого.

12. Для работы в милиции приглашаются мужчины, отслужившие службу в вооруженных силах.

13. Шахтеры намерены бастовать до полного выполнения своих требований.

14. Задерживается выплата заработной платы.

15. Одна сторона опущена вниз.

16. Перед человечеством стоит проблема расселения городского населения.

17. Когда видишь жирафа, невольно напрашивается вопрос: сколько же позвонков в такой длинной шее.

18. Он представился как представитель независимого издания.

Задание 4. Перепишите предложения, вместо точек вставьте подходящее по смыслу слово. В случае необходимости обращайтесь за помощью к словарю паронимов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.008 с.)