Права человека и режим иностранных граждан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права человека и режим иностранных граждан



Безгражданство

Лица без гражданства (апатриды) — это лица, проживающие на территории определенного государства, но не являющиеся его гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Основная причина безгражданства — "отрицательные" коллизии национальных законодательств о гражданстве. Могут быть самые различные варианты такой коллизии. Лицо утрачивает гражданство в одном государстве вследствие отмены решения о приеме в гражданство, но не имеет возможности приобрести гражданство в другом государстве. То же самое может произойти, когда лицо выходит из гражданства по собственной инициативе, так как это еще не гарантирует автоматическое получение гражданства другого государства. Безгражданство может возникнуть у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если закон предусматривает утрату прежнего гражданства.

Например, когда женщина, имеющая либерийское гражданство выходит замуж за шведского гражданина, она становится апатридом, так как автоматически теряет прежнее гражданство, но автоматически не получает нового. В связи с тем, что в ст. 20 Закона о гражданстве Лихтенштейна от 14 ноября 1933 г. установлено, что женщина перестает быть гражданкой Лихтенштейна, если она выходит замуж за иностранца, ее вступление в брак с гражданином США приведет к автоматической утрате ею первоначального гражданства без автоматического получения нового. Безгражданство может возникнуть с момента рождения лица. Например, если у граждан государства, где действует принцип "права почвы" (Аргентина), рождается ребенок на территории другого государства, где действует принцип "права крови" (Швеция), то он становится лицом без гражданства.

Так как у апатридов отсутствует устойчивая правовая связь с определенным государством, то это ставит их в менее выгодное положение по сравнению с гражданами государства, на территории которого они проживают. Они, как правило, ограничиваются в политических правах, не могут притязать на защиту каким-либо государством. В ряде стран на лиц без гражданства не распространяется законодательство о труде и социальном обеспечении. Государства регулируют правовое положение лиц без гражданства как при помощи национального законодательства, так и посредством международных договоров. Юридической базой положения апатридов в Российской Федерации является ее Конституция, Закон о гражданстве. Конституционные положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека, как и гражданина, являются обязанностью государства, распространяются и на проживающих на территории России лиц без гражданства, иоо данное положение подкрепляется нормой, согласно которой признание и гарантии прав и свобод человека и гражданина осуществляются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с самой Конституцией, провозгласившей, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения В связи с этим на лиц без гражданства распространяются такие конституционные положения, как право каждого на жизнь, охрана государством достоинства личности, равенство всех перед законом и судом, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства; свобода совести и вероисповедания; свобода мысли и слова; право на объединение; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на защиту от безработицы; на жилище; образование; социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, гарантия судебной защиты прав и свобод и т. д. В отношении апатридов действуют определенные ограничения, в первую очередь касающиеся права участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, права проводить митинги и демонстрации, участвовать в отправлении правосудия; нести военную службу. Как это определено ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Лицам без гражданства, как и иностранным гражданам, в соответствии с общепризнанными нормами международного права Российская Федерация предоставляет политическое убежище.

Что касается Закона о гражданстве, то он закрепляет принцип, согласно которому Российская Федерация стремится к сокращению безгражданства' она поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства В соответствии с этим ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.

В международно-правовой сфере вопросы безгражданства решаются в двух основных направлениях: регулирование правового положения апатридов и регулирование сокращения случаев безгражданства.

Правовое положение апатридов нашло отражение в Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г., РФ не участвует), относящей к апатридам лицо, которое не рассматривается каким-либо государством в качестве гражданина в силу закона данного государства. Участники Конвенции обязались применять ее положения к апатридам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения. С другой стороны, у каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны, где он находится, что предполагает подчинение ее законам, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка. В отношении таких прав, как право на движимое и недвижимое имущество, авторские и промышленные права, право ассоциаций, работа по найму, решение жилищных вопросов и ряда других, апатридам, законно проживающим на территории договаривающегося государства, предоставляется возможно более благоприятное положение, во всяком случае не меньшее, чем то, которое обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах.

Апатриды имеют право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах территории государства при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам. В то же время апатриды приравниваются к гражданам страны их обычного местожительства в отношении права свободного обращения в суды, начального образования, правительственной помощи, вознаграждения за труд, социального обеспечения. Таким образом, Конвенция закрепляет принцип, согласно которому апатриды пользуются определенным комплексом прав на территории того государства, где они имеют постоянное место жительства. Участники Конвенции взяли обязательство не высылать законно проживающих на их территории апатридов по соображениям государственной безопасности или общественного порядка. Высылка таких апатридов возможна только во исполнение решений, вынесенных судом. Наконец, Конвенция вменяет в обязанность государств по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию апатридов, что направлено на сокращение числа лиц, не имеющих гражданства.

Регулирование сокращения и недопущения безгражданства является целью ряда международных соглашений. В первую очередь это относится к Конвенции о сокращении без-гражданства от 30 августа 1961 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г., бывший СССР не участвовал). Конвенция устанавливает положение о том, что договаривающееся государство не лишает лицо его гражданства, если такое лишение гражданства делает его апатридом. Оно предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Следовательно, Конвенция устанавливает приобретение гражданства детьми апатридов по принципу "права почвы" — они получают гражданство по месту рождения. Утрата гражданства женщиной, вышедшей замуж за иностранца, обусловливается приобретением нового гражданства. Никто не должен стать апатридом в результате передачи территории одним государством другому. Договор, оформляющий такую передачу, должен содержать гарантии недопущения безгражданства для лиц, проживающих на передаваемой территории. Что касается рождения на судне или на воздушном корабле, то оно считается имевшим место на территории того государства, под флагом которого это судно плавает, или на территории того государства, где этот воздушный корабль зарегистрирован. Предотвращению безгражданства посвящен ряд положений Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. Конвенция предусматривает исключение автоматического влияния вступления в брак и расторжения брака женщиной на ее гражданство. Приобретение гражданства мужем или его отказ от гражданства не препятствует сохранению гражданства женщины. Ряд положений, касающихся недопущения безгражданства, содержится и в Конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве от 12 апреля 1930 г. Так, ст. 13 Конвенции установила, что в случаях, когда несовершеннолетние дети не приобретают гражданства их родителей в результате натурализации последних, они сохраняют имеющееся у них гражданство.

Двойное гражданство

Двойное гражданство (бипатризм) или множественное гражданство — это правовой статус лица, обладающего гражданством двух или более государств. Второе гражданство лицо может получить как с ведома государства, в котором оно получило первое гражданство, так и без его ведома. Главной причиной двойного гражданства является расхождение законодательства государств об основаниях приобретения и утраты гражданства. Один из таких случаев связан с коллизией заложенных в законодательстве различных государств принципов "права крови" и "права почвы" при приобретении гражданства в силу рождения. Кроме того, двойное гражданство может возникнуть у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если национальное законодательство не лишает ее гражданства после вступления в брак, а законодательство страны супруга автоматически предоставляет ей гражданство мужа.

В этом случае происходит столкновение закрепленных в законодательстве государств различных принципов: принципа единства семьи (жена следует гражданству мужа) и принципа равноправия сторон в браке (вступление в брак не влечет за собой изменение гражданства супругов). Принцип единства семьи закреплен в законодательстве Испании. Принцип равноправия сторон в браке — в законодательстве большинства государств, в том числе Российской Федерации. Двойное гражданство может возникнуть и в результате усыновления, а также в случаях натурализации вследствие несовпадения оснований натурализации с основаниями утраты гражданства.

В некоторых государствах, например в ФРГ, Швеции, двойное гражданство не разрешается. С другой стороны, двойное гражданство при определенных условиях признается или допускается или не связано с требованиями отказа от прежнего гражданства при приобретении нового, что предусмотрено законодательством ряда государств, например Ирландии, Испании, Канады, Бельгии, Франции, Италии, США. Согласно Закону о гражданстве Российской Федерации российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации.

В Законе подчеркивается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Положение о двойном гражданстве закреплено в Конституции Российской Федерации, ст. 62 которой предусматривает, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у российского гражданина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.

В случае, когда двойное гражданство наступает автоматически, оно представляет для лиц, обладающих им, определенные неудобства — каждое государство вправе рассматривать бипатрида исключительно как своего гражданина, что вытекает из суверенитета государства. Бипатрид, осуществляя права и обязанности в отношении государства, гражданином которого является и на территории которого находится (налогообложение, гражданские повинности, военная служба и т. д.), будет вынужден осуществлять права и обязанности в отношении другого государства, гражданином которого также является, если окажется на его территории. Оба государства, гражданство которых лицо имеет, вправе оказывать ему защиту друг против друга. Но в то же время каждое из таких государств имеет право отвергнуть любую попытку другого оказать защиту их гражданину под тем предлогом, что он имеет и его гражданство. Особенно часто предметом межгосударственных споров в отношении лиц с двойным гражданством является вопрос о их военной службе. В этом случае оба государства претендуют на выполнение лицом воинской обязанности. Вопрос может быть урегулирован либо путем непосредственных дипломатических переговоров, либо путем заключения международного договора о военной службе лиц с двойным гражданством. Например, США до второй мировой войны заключили по данному вопросу договоры с Норвегией (1930 г) Швецией (1933 г.), Швейцарией (1937 г.), Финляндией (1939 г) Так, в договоре между США и Швецией 1933 г. устанавливалось, что лица, обладающие гражданством обеих сторон, обычно проживающие на территории одной из них и в действительности наиболее тесно с ней связанные, освобождаются на территории другой стороны от выполнения воинской обязанности. Пользование в полном объеме правами и свободами, а также несение обязанностей гражданина той стороны, на территории которой лицо с двойным гражданством проживает, закреплено Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. (ратифицировано Российской Федерацией 25 ноября 1994 г.). Это же касается социального обеспечения лиц, состоящих в гражданстве обеих сторон, — оно производится в соответствии с законодательством стороны, на территории которой они проживают, если иное не предусмотрено соответствующими договорами между государствами. Лица, обладающие гражданством обеих сторон, проходят обязательную военную службу на территории той стороны, где они на момент призыва постоянно проживают. Такие лица, прошедшие обязательную военную службу одной из сторон, освобождаются от призыва на военную службу другой стороной. В то же время они вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. Находясь на территории третьего государства, они получают защиту и покровительство той стороны, на территории которой постоянно проживают, либо, по их просьбе, другой стороны их гражданства.

В 1963 г. в Страсбурге между рядом государств Европейского Совета была заключена Конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и воинской обязанности в случаях множественного гражданства, согласно которой военную службу соответствующие лица проходят в государстве, на территории которого они имеют свое обычное местожительство. Но они вправе по достижении 19 лет вступить в качестве добровольцев на военную службу другого государства своего гражданства

Полностью исключить случаи двойного гражданства невозможно. Однако их можно сократить. Этого можно добиться как при помощи внутригосударственных средств, так и международно-правовых. К числу внутригосударственных способов сокращения двойного гражданства можно отнести, в частности, следующие способы Законодательством ряда государств лицам предоставлено право выбора гражданства и, следовательно, отказа от одного из своих гражданств Такой порядок предусмотрен английским Законом 1981 г о британской государственной принадлежности В других странах предусмотрена утрата одного из гражданств лицами, которые приобрели его по "праву крови" за границей Например, согласно Закону о гражданстве Кипра 1967 г лица, которые приобрели гражданство Кипра по "праву крови" за границей, утрачивают свое гражданство, если они по наступлении совершеннолетия (21 год) не переселяются на постоянное жительство на Кипр Что касается предотвращения двойного гражданства при вступлении женщины в брак, то в абсолютном большинстве национальных систем в настоящее время введен принцип, согласно которому вступление женщины в брак с иностранцем не влияет на ее гражданство

Международно-правовые аспекты устранения двойного гражданства связаны с заключением соответствующих международных договоров Так, многостороннее Соглашение Скандинавских стран 1969 г.

устанавливало положение, согласно которому в случае приобретения лицом гражданства других договаривающихся сторон первоначальное гражданство считается утраченным Конвенция между бывшим СССР и Румынией о разрешении и предотвращении возникновения случаев двойного гражданства 1978 г. определяла, что имеющие местожительство на территории одной из сторон совершеннолетние лица, которых каждая из сторон в соответствии со своим законодательством считает своими гражданами, могут выбрать гражданство одной из сторон путем подачи заявления на условиях, предусмотренных Конвенцией Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г., признавая право за гражданами одной стороны приобретать гражданство другой стороны, не утрачивая первоначального гражданства, тем не менее устанавливает определенные условия в отношении гражданства детей Дети, оба из родителей которых состояли на момент рождения ребенка в гражданстве обеих сторон, приобретают с момента рождения гражданство этих сторон, однако до достижения этими детьми 18-летнего возраста их родители могут выбрать им гражданство одной из сторон путем отказа от гражданства другой стороны в форме совместного письменного заявления Лицо, достигшее 18-летнего возраста и состоявшее в гражданстве обеих сторон, может сохранить оба гражданства либо выбрать гражданство одной из сторон путем отказа от гражданства другой стороны, подав письменное заявление об отказе от гражданства в течение одного года после достижения 18 лет.

Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. предусмотрела, что ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены.

Для оценки условий действия гражданства в отношении натурализованных лиц, женщин, вышедших замуж за иностранца, а также детей имеет значение Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией Закона о гражданстве от 12 апреля 1930 г. Она также фиксирует ряд общих принципов, в частности положение, согласно которому каждое государство само определяет на основе своего закона, кто является его гражданами. Однако такой закон будет признан другими государствами только в случае его соответствия международным конвенциям, международному обычаю и общепризнанным принципам права, затрагивающим вопросы гражданства. Другим общим принципом Конвенции является положение о том, что лицо, имеющее гражданство более чем одного государства, находясь в третьем государстве, рассматривается как имеющее только одно гражданство. Небезынтересна и норма, согласно которой лицо, обладающее гражданствами двух государств, приобретенными без какого-либо добровольного действия с его стороны, может отказаться от одного из них, если имеется разрешение государства, от гражданства которого лицо хочет отказаться. В Конвенции подчеркивается, что в таком разрешении не может быть отказано лицам, обычно и преимущественно проживающим за рубежом — с учетом условий, предусмотренных в законе государства, от гражданства которого лицо хочет отказаться.

Наконец, следует иметь в виду, что международными договорами регулируется право оптации, т. е. свободного выбора лицом собственного гражданства, о чем уже говорилось.

Статья 6. Двойное гражданство

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

3. В случае если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также - документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

(часть 3 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

4. В случае если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восœемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

5. Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, или законным представителœем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи, осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа͵ удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа͵ удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в данном качестве, в случае, в случае если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителœем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи).

6. В уведомление, указанное в части пятой настоящей статьи, вносятся следующие сведения о гражданинœе Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового - место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания - место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа͵ удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа͵ подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

7. К уведомлению, указанному в части пятой настоящей статьи, прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа͵ подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа͵ удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации (в том числе документа͵ удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в данном качестве, в случае, в случае если указанное уведомление подано иностранным гражданином, являющимся законным представителœем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи).

8. Форма и порядок подачи уведомлений, указанных в частях третьей и четвертой настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

9. От обязанности подачи уведомления, указанного в части третьей настоящей статьи, граждане Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

10. От обязанности подачи уведомления, указанного в части четвертой настоящей статьи, законные представители соответствующих граждан Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

11. Правила, указанные в частях третьей - десятой настоящей статьи, применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

 

 

Защита прав меньшинств

Концептуально, как отдельный институт прав человека, принцип международно-правовой защиты прав меньшинств зафиксирован в преамбуле Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. В документе, принятом Генеральной Ассамблеей 18 декабря 1992 года (резолюция 47/135 Генеральной Ассамблеи), сказано: «Поощрение и защита прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, способствуют политической и социальной стабильности государств, в которых они проживают».

Почти во всех государствах в пределах их национальных границ проживает одна или несколько групп меньшинств, характеризующихся этнической, языковой или религиозной самобытностью, которая отличает их от большинства населения. Поддержание гармоничных отношений между самими меньшинствами и между меньшинствами и большинством населения и уважение самобытности каждой группы имеют крайне важное значение для развития этнического и культурного многообразия нашего глобального сообщества.

Удовлетворение чаяний национальных, этнических, религиозных и языковых групп и обеспечение прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, свидетельствуют о признании принципа уважения достоинства и равноправия всех людей и содействуют более широкому участию населения в жизни общества, что, в свою очередь, способствует снижению напряженности в отношениях между группами населения и отдельными лицами. Эти факторы имеют крайне важное значение для поддержания стабильности и мира.

До недавнего времени защите прав меньшинств уделялось менее пристальное внимание по сравнению с другими правами, осуществление которых ООН считала более приоритетным делом. Тем не менее в последние годы отмечается рост интереса к проблемам меньшинств, что объясняется крайне резким усилением этнической расовой или религиозной напряженности, угрожающей экономической, социальной и политической стабильности государств, а также их территориальной целостности.

В 1945 г., с созданием Организации Объединенных Наций, на смену созданной Лигой Наций системы защиты меньшинств, как групп, утративших, по мнению ООН, свою политическую целесообразность, пришли такие механизмы, как Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека. В основе этих механизмов лежат принципы защиты индивидуальных прав и свобод человека и принципы недискриминации и равноправия. В то время считалось, что в условиях эффективного осуществления норм о недискриминации не требуется введение специальных положений для защиты прав меньшинств.

Вместе с тем очень скоро стала очевидной необходимость принятия дополнительных мер, обеспечивающих более эффективную защиту от дискриминации лиц, принадлежащих к меньшинствам, и способствующих укреплению их самобытности. В этой связи были сформулированы особые права меньшинств и приняты дополнительные меры в подкрепление норм о недискриминации, закрепленных в международных договорах по правам человека.

В постановочном плане институт защиты прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, определяет себя следующими признаками:

1. Запрещение дискриминации. Дискриминация, ущемляющая политические, социальные, культурные или экономические нрава меньшинств, по-прежнему существует и является основным источником напряженности во многих районах мира. Выражение «дискриминация» следует понимать как «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, которое основано на признаках расы, цвета кожи, языка, религии национального или социального происхождения... рождения или иного обстоятельства и которое имеет целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления всеми лицами на равных началах всех прав и свобод». Предупреждение дискриминации следует понимать как «предупреждение любых действий, которые лишают лиц или группы лиц равного обращения, которого они могут желать».

Дискриминация запрещается целым рядом международных договоров, охватывающих если не все, то по крайней мере большинство ситуаций, в которых группам меньшинств и их отдельным членам может быть отказано в праве на равное обращение. Запрещение дискриминации охватывает, в частности, дискриминацию по признаку расы, языка, религии, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства. В дополнение к таким важным правам, как право на свободу религии, выражение мнений и ассоциации, существует ряд других важных гарантий, распространяющихся на представителей меньшинств, к числу которых относится право на признание правосубъектности, равенство в судах, равенство перед законом и равную защиту закона.

Положения о недискриминации содержатся в Уставе ООН 1945 г. (ст. 1 и 55), во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 2) и в международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 2 обоих пактов). Кроме того, аналогичные положения предусмотрены и в ряде специальных международных документов, в число которых входят: Конвенция МОТ № 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий (ст. 1); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. (ст. 1); Конвенция ЮНЕСКО 1960 г. о борьбе с дискриминацией в области образования (ст. 1); Декларация ЮНЕСКО 1978 г. о расе и расовых предрассудках (ст. 1, 2 и 3); Декларация 1981 г. о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (ст. 2); Конвенция 1989 г. о правах ребенка (ст. 2).

Принципы недискриминации закреплены также во всех основных региональных документах по правам человека, включая Европейскую конвенцию об охране прав человека и основных свобод, Европейскую социальную хартию и Рамочную конвенцию о национальных меньшинствах (Совет Европы), Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), Американскую конвенцию о правах человека (Организация американских государств) и Африканскую хартию прав человека и народов (Организация африканского единства).

2. Особые права меньшинств. Особые права — это не привилегия, а средство, позволяющее меньшинствам сохранять свою самобытность, особенности и традиции. Особые права так же важны для обеспечения равного обращения, как и нормы о недискриминации. Процесс обретения меньшинствами статуса, который большинство рассматривает как естественный, может начаться лишь тогда, когда они будут иметь возможность пользоваться родным языком, извлекать пользу из других организованных им служб, а также принимать участие в политической и экономической жизни государств. Проведение различий в обращении с такими группами или относящимися к ним индивидами является оправданным лишь в том случае, если это делается в интересах обеспечения подлинного равноправия и благополучия всего общества. Позитивные действия в такой форме следует применять в течение продолжительного периода, с тем чтобы позволить группам меньшинств пользоваться благами общества на равной основе с большинством населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.049 с.)