Сущность и показатели концентрации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и показатели концентрации



Концентрация – процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятий (или укрупнение предприятий).

Крупное – более 500; среднее 100-500; малое – менее 100 человек

Формы концентрации:

1) абсолютная – это увеличение размеров одного предприятия;

2) относительная – рост доли крупных предприятий, в общем выпуске продукции отрасли.

Виды концентрации:

1) Агрегатная концентрация – увеличение единичной мощности агрегатов – интенсивный путь;

2) Производственно-техническая концентрация – это увеличение числа установленных машин и агрегатов – экстенсивный путь;

3) технологическая концентрация ( 1 + 2 );

4) заводская -увеличение размеров предприятий за счёт изменения технологии и объединения нескольких производственных структур в одно;

5) организационно-хозяйственная – создание производств, объединений (финансово-промышленные группы, холдинг, концерны).

 

Организационно-хозяйственная организация может осуществляться:

1) горизонтальная – объединяются предприятия одной отрасли (автомобильная, металлургическая промышленность);

2) вертикальная – объединение предприятий, выпускающих продукцию от начала цикла до реализации продукции.

3) комбинирование (1+2).

Пути концентрации:

- экстенсивный – за счёт увеличения кол-ва установленных агрегатов, машин и оборудования;

- интенсивный – за счёт технического перевооружения и увеличения мощности каждого агрегата.

Показатели концентрации:

1) абсолютные размеры предприятия (измеряются: среднегодовая численность работающих, стоимость оборудования, доход, выпуск продукции в натуральном и денежном выражении, среднегодовая стоимость оф, потребление электроэнергии в Киловатт/часы в год);

2) уровень концентрации в отдельных отраслях (удельный вес крупных предприятий в производстве продукции, удельный вес крупных предприятий в стоимости основных средств в отрасли, годовой выпуск продукции в среднем на одно предприятие).

3) коэффициент Херфиндаля – Хиршмана:

ihh = a12 + a22 + …+ an2 > 1000 – отрасль монополизирована, присутствует концентрация производства. (a – это доля каждого предприятия в общем выпуске продукции (в %))

 

Преимущества концентрации производства:

1) Применение оборудования большой единой мощности, снижаются удельные капитальные вложения на единицу мощности;

2)Сокращаются транспортные расходы, оптимизируются перевозки;

3) Есть средства на применение современной техники;

4) Оптимизация управленческого персонала, снижение управленческих расходов;

5) Экономия на условно-постоянных расходах и снижение себестоимости продукции.

«Недостатки» крупных предприятий:

1) долго окупаются, долго строятся и больше капитальных вложений;

2) крупные предприятия не гибки, сложно перестраивать на новый выпуск продукции;

3) увеличивается дальность перевозок ГП;

4) для большого коллектива нужно развивать социальную сферу;

5) экология;

6) много затрат для очистки окружающей среды.

 

 

Эффект масштаба

Эффект масштаба производства -это зависимость издержек от роста масштаба.

Существует: положительный, отрицательный и нулевой эффект масштаба.

Эффект масштаба:

* Положительный – возрастает отдача от масштабов производства. По мере увеличения производства себестоимость единицы продукции падает.

* Отрицательный эффект – убывающая отдача от масштаба. По мере увеличения производства себестоимость единицы продукции увеличивается.

* Нулевой эффект масштаба – объем производства и себестоимости растут одинаковыми темпами и средние издержки остаются постоянными.

Положительный эффект масштаба происходит в результате:

1) Углубления специализации производства и использования высокопроизводственного оборудования.

2) Использования отходов и диверсификация (освоения новых производств, изменения) производства.

3) Повышения эффективности управленческого труда.

Отрицательный эффект масштаба, как правило, является нарушением эффективности управления:

1) Трудности управления крупным предприятием;

2) Снижения уровня контроля за реализацией решения;

 

3) Возникновение локальных интересов, противоречащих фирме.

 

В промышленности разработана классификация отраслей на основе их технико-экономических особенностей для определения рационального размера предприятия. Все отрасли объединены в 4 группы:

1) Отрасли добывающей промышленности - оптимальный размер определяется кол-вом и качеством запасов полезных ископаемых и сроком их эксплуатации.

2) Отрасли, производящие один монопродукт (цементная, целлюлозно-бумажная промышленность) - оптимальный размер определяется мощностью единичных агрегатов и уровнем комбинированного производства.

3) Отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение, обувная, швейная, деревообрабатывающая, являются специализированными производствами, и оптимальный размер устанавливается увеличением в краткое число раз минимального размера, при котором экономические показатели почти не меняются).

4) Отрасли, перерабатывающие первичное сельхоз сырье. Оптимальный размер устанавливается с учётом сырьевой базы и зоны потребления готовой продукции, для этого определяют средний радиус перевозки груза.

 

3.3 Концентрация производства и структура рынка

3.3.1 Монополия – крайний случай проявления несовершенной конкуренции.

Черты монополии:

1) Уникальная продукция

2) Низкая эластичность спроса, неэластичный спрос

3) Единственная фирма-гигант

4) Непреодолимые барьеры вхождения в отрасль

5) Закрытая информация о рынке, т.к. владеет этой информацией только монополист

Для поведения монополиста на рынке характерно:

1) Значительное повышение цен в сравнении с равновесной ценой (формируется на рынке совершенной конкуренции)

2) Тенденция к постоянному получению сверхприбыли или незаработанной прибыли, т.к. монопольная цена всегда больше предельных издержек

3) Ценовая дискриминация – продажа одинаковых товаров и услуг разным покупателям по разным ценам

4) Нечестная конкуренция

В борьбе с мелкими производителями монополисты применяют шантаж торговых посредников, банки – демпинг.

Демпинг – цена ниже цен конкурентов и ниже себестоимости с целью захвата рынка.

5) х – неэффективность

(величина, показывающая падение эффективности деятельности фирмы ниже максимально возможной эффективности).

 

Х – не эффективность – это термин, ведет свое происхождение от русской литературы. Лев Толстой в своем романе «Война и мир» выделил х-фактор, боевой дух войск, присутствие этого фактора, определяет эффективность военных действий.

Этот термин был введен американским экономистом Либенстайном, для использования характеристики монополии, у них нет конкурентов, поэтому для них характерна пониженная эффективность использования ресурсов и все лишние ресурсы, включаются в себестоимость, по другому, х-неэффективность - без хозяйственное ведение дел, включения излишних затрат в себестоимость продукции и высокий уровень затрат.

3.3.2 Основные черты олигополии:

-несколько крупных фирм в отрасли.

-высокие входные барьеры в отрасль

-дифференцированная или стандартная продукция

пример: Черная и цветная металлургия, автомобильная промышленность.

Поведение олигополий на рынке:

1 открытые и тайные соглашения, картельное соглашение о ценах и объемах продаж, они могут быть как тайные, так и явные, тайный сговор (внегласное соглашение о ценах).

2 лидерство в ценах (сначала поднимают цену крупные компании, за ней все остальные).

3 создание запасов готовой продукции или производственной мощности для сглаживания колебаний спроса, т.е. когда спрос падает, создаются запасы.

4 негибкость цен (не действует саморегуляция).

5 главный метод ценообразования это издержки + нормативный процент прибыли.

Олигополии сохраняют все недостатки монополий, и они распространены на очень большом проценте рынка.

 

Для измерения уровня экономической власти существует коэф. Лернера:

p-цена

mc- предельные издержки

совершенная конкуренция

p=mc, L=0

для монополий:

p>mc

L>0

Проблемы:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.01 с.)