Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и показатели концентрации
Концентрация – процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятий (или укрупнение предприятий). Крупное – более 500; среднее 100-500; малое – менее 100 человек
Виды концентрации: 1) Агрегатная концентрация – увеличение единичной мощности агрегатов – интенсивный путь; 2) Производственно-техническая концентрация – это увеличение числа установленных машин и агрегатов – экстенсивный путь; 3) технологическая концентрация ( 1 + 2 ); 4) заводская -увеличение размеров предприятий за счёт изменения технологии и объединения нескольких производственных структур в одно; 5) организационно-хозяйственная – создание производств, объединений (финансово-промышленные группы, холдинг, концерны).
Организационно-хозяйственная организация может осуществляться: 1) горизонтальная – объединяются предприятия одной отрасли (автомобильная, металлургическая промышленность); 2) вертикальная – объединение предприятий, выпускающих продукцию от начала цикла до реализации продукции. 3) комбинирование (1+2). Пути концентрации: - экстенсивный – за счёт увеличения кол-ва установленных агрегатов, машин и оборудования; - интенсивный – за счёт технического перевооружения и увеличения мощности каждого агрегата. Показатели концентрации: 1) абсолютные размеры предприятия (измеряются: среднегодовая численность работающих, стоимость оборудования, доход, выпуск продукции в натуральном и денежном выражении, среднегодовая стоимость оф, потребление электроэнергии в Киловатт/часы в год); 2) уровень концентрации в отдельных отраслях (удельный вес крупных предприятий в производстве продукции, удельный вес крупных предприятий в стоимости основных средств в отрасли, годовой выпуск продукции в среднем на одно предприятие). 3) коэффициент Херфиндаля – Хиршмана: ihh = a12 + a22 + …+ an2 > 1000 – отрасль монополизирована, присутствует концентрация производства. (a – это доля каждого предприятия в общем выпуске продукции (в %))
Преимущества концентрации производства: 1) Применение оборудования большой единой мощности, снижаются удельные капитальные вложения на единицу мощности;
2)Сокращаются транспортные расходы, оптимизируются перевозки; 3) Есть средства на применение современной техники; 4) Оптимизация управленческого персонала, снижение управленческих расходов; 5) Экономия на условно-постоянных расходах и снижение себестоимости продукции. «Недостатки» крупных предприятий: 1) долго окупаются, долго строятся и больше капитальных вложений; 2) крупные предприятия не гибки, сложно перестраивать на новый выпуск продукции; 3) увеличивается дальность перевозок ГП; 4) для большого коллектива нужно развивать социальную сферу; 5) экология; 6) много затрат для очистки окружающей среды.
Эффект масштаба Эффект масштаба производства -это зависимость издержек от роста масштаба. Существует: положительный, отрицательный и нулевой эффект масштаба. Эффект масштаба: * Положительный – возрастает отдача от масштабов производства. По мере увеличения производства себестоимость единицы продукции падает. * Отрицательный эффект – убывающая отдача от масштаба. По мере увеличения производства себестоимость единицы продукции увеличивается. * Нулевой эффект масштаба – объем производства и себестоимости растут одинаковыми темпами и средние издержки остаются постоянными. Положительный эффект масштаба происходит в результате: 1) Углубления специализации производства и использования высокопроизводственного оборудования. 2) Использования отходов и диверсификация (освоения новых производств, изменения) производства. 3) Повышения эффективности управленческого труда. Отрицательный эффект масштаба, как правило, является нарушением эффективности управления: 1) Трудности управления крупным предприятием; 2) Снижения уровня контроля за реализацией решения;
3) Возникновение локальных интересов, противоречащих фирме.
3.3 Концентрация производства и структура рынка 3.3.1 Монополия – крайний случай проявления несовершенной конкуренции. Черты монополии: 1) Уникальная продукция 2) Низкая эластичность спроса, неэластичный спрос 3) Единственная фирма-гигант 4) Непреодолимые барьеры вхождения в отрасль 5) Закрытая информация о рынке, т.к. владеет этой информацией только монополист Для поведения монополиста на рынке характерно: 1) Значительное повышение цен в сравнении с равновесной ценой (формируется на рынке совершенной конкуренции) 2) Тенденция к постоянному получению сверхприбыли или незаработанной прибыли, т.к. монопольная цена всегда больше предельных издержек 3) Ценовая дискриминация – продажа одинаковых товаров и услуг разным покупателям по разным ценам 4) Нечестная конкуренция В борьбе с мелкими производителями монополисты применяют шантаж торговых посредников, банки – демпинг. Демпинг – цена ниже цен конкурентов и ниже себестоимости с целью захвата рынка. 5) х – неэффективность (величина, показывающая падение эффективности деятельности фирмы ниже максимально возможной эффективности).
Х – не эффективность – это термин, ведет свое происхождение от русской литературы. Лев Толстой в своем романе «Война и мир» выделил х-фактор, боевой дух войск, присутствие этого фактора, определяет эффективность военных действий. Этот термин был введен американским экономистом Либенстайном, для использования характеристики монополии, у них нет конкурентов, поэтому для них характерна пониженная эффективность использования ресурсов и все лишние ресурсы, включаются в себестоимость, по другому, х-неэффективность - без хозяйственное ведение дел, включения излишних затрат в себестоимость продукции и высокий уровень затрат. 3.3.2 Основные черты олигополии: -несколько крупных фирм в отрасли. -высокие входные барьеры в отрасль -дифференцированная или стандартная продукция пример: Черная и цветная металлургия, автомобильная промышленность. Поведение олигополий на рынке: 1 открытые и тайные соглашения, картельное соглашение о ценах и объемах продаж, они могут быть как тайные, так и явные, тайный сговор (внегласное соглашение о ценах). 2 лидерство в ценах (сначала поднимают цену крупные компании, за ней все остальные). 3 создание запасов готовой продукции или производственной мощности для сглаживания колебаний спроса, т.е. когда спрос падает, создаются запасы. 4 негибкость цен (не действует саморегуляция). 5 главный метод ценообразования это издержки + нормативный процент прибыли. Олигополии сохраняют все недостатки монополий, и они распространены на очень большом проценте рынка.
Для измерения уровня экономической власти существует коэф. Лернера: p-цена mc- предельные издержки совершенная конкуренция p=mc, L=0 для монополий: p>mc L>0 Проблемы:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.01 с.) |