Тема 1: Структура народного хозяйства страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Структура народного хозяйства страны



Тема 1: Структура народного хозяйства страны

Вопросы:

1) Структура и основные понятия народного хозяйства страны.

2) Природно-ресурсный потенциал России.

3) Краткая характеристика природно-ресурсного потенциала.

4) Экономический и промышленный потенциал страны.

 

Структура народного хозяйства страны

Современное народное хозяйство страны имеет сложную отраслевую структуру; каждая отрасль выделилась на основе общественного разделения труда. В экономике промышленности используются термины: сфера экономики, сектор экономики, отрасль, производительные силы, средства производства.

В народном хозяйстве существует две сферы (крупные части) экономики: сфера материального производства и непроизводственная сфера.

Отрасли материального производства:

¾ промышленность

¾ сельское хозяйство

¾ строительство

¾ лесное хозяйство

¾ грузовой транспорт

¾ связь

¾ торговля

¾ общественное питание

¾ логистика (информационно-техническое обслуживание)

Непроизводственная сфера:

¾ образование

¾ здравоохранение

¾ жкх

¾ пассажирский транспорт

¾ спорт

¾ культура и искусство

¾ наука

¾ социальное обеспечение

¾ кредитование

¾ страхование

¾ бытовое обслуживание (химчистки, парикмахерские и т.д.)

¾ аппарат органов управления

Отрасль народного хозяйства - группа однородных организаций, производящих похожие товары и услуги, использующих однотипные технологии и удовлетворяющих близкие по природе потребности.

Сектор экономики – совокупность народно-хозяйственных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.

Секторы: предприятий, домашних хозяйств, государственных учреждений и внешний сектор.

Сектор предприятий (виды):

¾ Сектор нефинансовых предприятий – объединяет предприятия, которые производят товары и услуги с целью получения прибыли и некоммерческие организации. Предприятия подразделяются на: государственные, национальные, частные, иностранные.

¾ Сектор финансовых предприятий – занимается финансовым посредничеством (банки).

Сектор домашних хоз-в: потребители.

Сектор госучреждений: законодательные органы, судебной и исполнительной власти, социальное обеспечение.

Внешний сектор: посольства, консульства, международные организации и военные базы других стран.

С точки зрения рыночного подхода, процесс производства осуществляется на основе факторов производства (труд (рабочая сила), земля, капитал, предпринимательство, информация).

В экономике промышленности используется терминология марксистской экономической теории. Процесс производства по Марксу осуществляется за счёт производительных сил общества.

Производительные силы – совокупность средств производства и людей, занятых в производстве.

Средства производства – это сумма основных и оборотных средств.

Производственные отношения – отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, обмена и распределения материальных благ; они определяют тип экономической системы общества (системы: традиционная, рыночная, командно-административная, смешанная).

Краткая характеристика запасов природных ресурсов

1. Уголь. По геологическим запасам (балансовый + забалансовый). Россия на первом месте, они составляют почти 6 трлн. тонн. По балансам запасов Россия на 3 месте после Китая и США. Основные залежи каменного угля находятся в восточной части страны.

Основные бассейны:

- Тунгусский бассейн – 41% геологических запасов

- Кузнецкий бассейн - 12% геологических запасов

- Канско-ачинский бассейн – 10%

- Печорский бассейн - 4%

- Иркутский бассейн и Южно – Иркутский бассейн – 4%

Природный газ.

Первое место по запасам природного газа- 48 кубических метров. Основной район- Западная Сибирь, Тюменская и Томская область.

3. Нефть:

¾ Западная Сибирь – 65

¾ Поволжье - 17%

¾ Урал - 7%

¾ Северный регион - 5%

¾ Северо-кавказский регион примерно - 2 %

4. Железная руда.

Первое место, 33% мировых запасов. Основное месторождение – курская магнитная аномалия 88% геологических запасов. Сибирь и Урал – оставшиеся 12%.

Выработка электроэнергии.

Занимаем 4-ое место в мире и вырабатываем около 1 млрд. КВатт/часов.

6. Водные ресурсы. Распределены по территории страны неравномерно (Европейская часть страны –9%; Западная Сибирь – 16%; Восточная Сибирь – 31%; Дальний Восток – 33%).

7. Лес. Лесом покрыто 45% России. В Восточной части 80%. В европейской части 20%.

 

Топливный комплекс

Топливный комплекс включает угольную, нефтедобывающую, газовую, торфяную и сланцевые промышленности..

Угольная промышленность

1 место – Китай, добывают 45% мировой промышленности, что составляет 3 млрд 50млн тонн

2 место – США, 15,8 % мировой добычи

5 место – Россия, 4.3 %, 298млн тонн.

В угольной промышленности действует 228 предприятий, из них 91 шахта и 137 разрезов.

Основные бассейны – Кузбасс, Печорский бассейн на севере, восточная часть Донбасса.

Основные фирмы: СУЭК; КУЗБАССРАЗРЕЗУГОЛЬ, ЮЖКУЗБАССУГОЛЬ, КРАСНОЯРСККРАЙУГОЛЬ, МЕЧЕЛ.

В угольной промышленности 3 основные проблемы: убыточность угольной промышленности, травматизм на предприятии, экологические проблемы (метан, нарушение поверхности земли).

Добыча нефти.

Первое место занимает Саудовская Аравия (более 500 млн тонн), Россия-2-ое место (516 млн тонн -2012г), 3-е место –США.

Перерабатывается менее 50% добываемой нефти, остальное продается.

Основные компании: Роснефть – 20%; Лукойл – 17%; ТНК-ВР – 15%, Сургутнефтегаз, Тартнефть, Транснефть, Славнефть, Газпром и др.

Проблемы: - высокий моральный и физический износ ос, требуется расширение разведанных запасов и освоение новых месторождений, который требуют больших капитальных вложений.

3. Добыча газа

Газовая промышленность

1 место – Россия

2 место – США

Основные компании: Газпром – 90%, НОВОТЕК

Добыча газа по отдельным регионам РФ:

¾ Западная Сибирь – 92 %

¾ Европейская часть – 7 %

¾ Восточная Сибирь – 0,5%

¾ Дальний Восток – 0,5%

В состав отрасли входят газодобывающие предприятия, газотранспортные предприятия. Это единая система газопроводов, компрессорные станции, отдельные водохранилища.

Главная проблема: газификация. я оти Хара

 

- Расширение сортамента продукции. Сортамент – ассортимент металлургической продукции.

- Повышение качества и конкурентоспособности продукции.

- Повышение уровня участия государства в формировании спроса (госзаказы, инвестиции в естественные монополии и расширение заказов в металлургии).

Эффект масштаба

Эффект масштаба производства -это зависимость издержек от роста масштаба.

Существует: положительный, отрицательный и нулевой эффект масштаба.

Эффект масштаба:

* Положительный – возрастает отдача от масштабов производства. По мере увеличения производства себестоимость единицы продукции падает.

* Отрицательный эффект – убывающая отдача от масштаба. По мере увеличения производства себестоимость единицы продукции увеличивается.

* Нулевой эффект масштаба – объем производства и себестоимости растут одинаковыми темпами и средние издержки остаются постоянными.

Положительный эффект масштаба происходит в результате:

1) Углубления специализации производства и использования высокопроизводственного оборудования.

2) Использования отходов и диверсификация (освоения новых производств, изменения) производства.

3) Повышения эффективности управленческого труда.

Отрицательный эффект масштаба, как правило, является нарушением эффективности управления:

1) Трудности управления крупным предприятием;

2) Снижения уровня контроля за реализацией решения;

 

3) Возникновение локальных интересов, противоречащих фирме.

 

В промышленности разработана классификация отраслей на основе их технико-экономических особенностей для определения рационального размера предприятия. Все отрасли объединены в 4 группы:

1) Отрасли добывающей промышленности - оптимальный размер определяется кол-вом и качеством запасов полезных ископаемых и сроком их эксплуатации.

2) Отрасли, производящие один монопродукт (цементная, целлюлозно-бумажная промышленность) - оптимальный размер определяется мощностью единичных агрегатов и уровнем комбинированного производства.

3) Отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение, обувная, швейная, деревообрабатывающая, являются специализированными производствами, и оптимальный размер устанавливается увеличением в краткое число раз минимального размера, при котором экономические показатели почти не меняются).

4) Отрасли, перерабатывающие первичное сельхоз сырье. Оптимальный размер устанавливается с учётом сырьевой базы и зоны потребления готовой продукции, для этого определяют средний радиус перевозки груза.

 

3.3 Концентрация производства и структура рынка

3.3.1 Монополия – крайний случай проявления несовершенной конкуренции.

Черты монополии:

1) Уникальная продукция

2) Низкая эластичность спроса, неэластичный спрос

3) Единственная фирма-гигант

4) Непреодолимые барьеры вхождения в отрасль

5) Закрытая информация о рынке, т.к. владеет этой информацией только монополист

Для поведения монополиста на рынке характерно:

1) Значительное повышение цен в сравнении с равновесной ценой (формируется на рынке совершенной конкуренции)

2) Тенденция к постоянному получению сверхприбыли или незаработанной прибыли, т.к. монопольная цена всегда больше предельных издержек

3) Ценовая дискриминация – продажа одинаковых товаров и услуг разным покупателям по разным ценам

4) Нечестная конкуренция

В борьбе с мелкими производителями монополисты применяют шантаж торговых посредников, банки – демпинг.

Демпинг – цена ниже цен конкурентов и ниже себестоимости с целью захвата рынка.

5) х – неэффективность

(величина, показывающая падение эффективности деятельности фирмы ниже максимально возможной эффективности).

 

Х – не эффективность – это термин, ведет свое происхождение от русской литературы. Лев Толстой в своем романе «Война и мир» выделил х-фактор, боевой дух войск, присутствие этого фактора, определяет эффективность военных действий.

Этот термин был введен американским экономистом Либенстайном, для использования характеристики монополии, у них нет конкурентов, поэтому для них характерна пониженная эффективность использования ресурсов и все лишние ресурсы, включаются в себестоимость, по другому, х-неэффективность - без хозяйственное ведение дел, включения излишних затрат в себестоимость продукции и высокий уровень затрат.

3.3.2 Основные черты олигополии:

-несколько крупных фирм в отрасли.

-высокие входные барьеры в отрасль

-дифференцированная или стандартная продукция

пример: Черная и цветная металлургия, автомобильная промышленность.

Поведение олигополий на рынке:

1 открытые и тайные соглашения, картельное соглашение о ценах и объемах продаж, они могут быть как тайные, так и явные, тайный сговор (внегласное соглашение о ценах).

2 лидерство в ценах (сначала поднимают цену крупные компании, за ней все остальные).

3 создание запасов готовой продукции или производственной мощности для сглаживания колебаний спроса, т.е. когда спрос падает, создаются запасы.

4 негибкость цен (не действует саморегуляция).

5 главный метод ценообразования это издержки + нормативный процент прибыли.

Олигополии сохраняют все недостатки монополий, и они распространены на очень большом проценте рынка.

 

Для измерения уровня экономической власти существует коэф. Лернера:

p-цена

mc- предельные издержки

совершенная конкуренция

p=mc, L=0

для монополий:

p>mc

L>0

Проблемы:

 

Виды диверсификации

- концетрированная (рассредоточение вокруг существующей технологии производства)

- горизонтальная (рассредоточение вокруг существующей системы распределения)

- конгломератная (несвязанная)

Тема 5: Экономика размещения промышленности.

Вопросы:

1. Экономическое районирование территории РФ.

2. Закономерности и принципы размещения промышленности.

3. Факторы размещения производства.

4. Обоснование экономической эффективности размещения промышленности.

5. Размещение промышленности в современной России.

 

Эффективность НТП

Эффект НТП – специфический продукт нововведения является органической составной частью и основой эффекта производства.

Эффект:

*Информационный эффект – непосредственный результат исследований, связанный с накоплением знаний, передового технического опыта.

*Экономический эффект - выражается в приросте конечного общественного продукта и национального дохода.

*Ресурсный эффект – способность НТП возмещать дефицитные ресурсы народного хоз-ва и вовлекать в оборот ранее не использованные ресурсы.

*Социальный эффект – создание благоприятных условий для развития творчества работников, для производства.

Эффект делится на: народно-хозяйственный и хозрасчётный.

 

Тема 1: Структура народного хозяйства страны

Вопросы:

1) Структура и основные понятия народного хозяйства страны.

2) Природно-ресурсный потенциал России.

3) Краткая характеристика природно-ресурсного потенциала.

4) Экономический и промышленный потенциал страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.073 с.)