Процедуры банкротства: финансовый аспект. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедуры банкротства: финансовый аспект.



Несостоятельность (банкротство) — признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина, организации, или государства) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.

В Российской Федерации решение о признании должника банкротом уполномочен принимать арбитражный суд.

В настоящее время общая процедура банкротства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц регламентируется и критерии несостоятельности определяются федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом или самим должником.

В отношении должника может быть введена одна из предусмотренных законом процедур:

· наблюдение (продолжительность — не более семи месяцев);

· финансовое оздоровление (продолжительность — не более двух лет);

· внешнее управление (продолжительность — не более 18 месяцев; возможно продление не более чем на шесть месяцев);

· конкурсное производство (продолжительность — шесть месяцев с принятия решения о признании должника банкротом; может неоднократно продлеваться на срок до шести месяцев);

· мировое соглашение.

По окончании наблюдения на основе анализа и оценки результатов деятельности предприятия временный управляющий составляет отчет по типовой форме. В нем содержатся сведения о финансовом состоянии должника, выводы о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности, обосновывается целесообразность введения следующих процедур банкротства. Определяются также источники финансовых средств для покрытия судебных расходов и оплаты вознаграждения управляющему (средства должника или конкурсных кредиторов).

На основании отчета временного управляющего принимается одно из следующих решений:

1. о введении финансового оздоровления (с установлением конкретных сроков погашения долгов);

2. о введении внешнего управления (с предложением о сроке его применения);

3. о признании банкротом и открытии конкурсного производства;

4. о мировом соглашении.

Отчет временного управляющего утверждается общим собранием конкурсных креди- торов, представляется в арбитражный суд, который и принимает соответствующее решение.

38. Государственное регулирование несостоятельности (банкротства).

Институт банкротства - неотъемлемая часть рыночной экономики, принципиальным условием существования которой является сформированная конкурентная экономическая среда. В условиях конкуренции всегда существуют более сильные и успешные лидеры, а также аутсайдеры, которые стали таковыми по объективным и субъективным причинам. Вместе с тем экономика представляет собой систему, где отдельные предприятия связаны между собой технологическими и производственными цепочками. Звеньями таких цепочек служат предприятия, выступающие одновременно потребителями и поставщиками своей продукции, дебиторами и кредиторами. В случае если в каких-то звеньях зарождаются и усиливаются кризисные явления, возникает напряжение по всей цепи, и это может неблагоприятно отразиться на экономике в целом. Прежде всего оно вызывает трудности, разрывы, «закупоривание» товарных и финансовых потоков. Предприятия начинают испытывать нехватку финансовых ресурсов. Они не в состоянии своевременно отвечать по своим обязательствам, накапливают долги, вынуждены снижать выпуск продукции и т.п.

Если трудности предприятия вызваны неумением собственников квалифицированно организовать хозяйственную деятельность, производственный процесс, то общество заинтересовано в том, чтобы неэффективный собственник был заменен на такого, который сумеет правильно и четко сформулировать цели и задачи предприятия, нанять квалифицированных менеджеров, способных наладить эффективную хозяйственную деятельность предприятия.

Еще одна задача регулирования отношений несостоятельности заключается в защите бизнеса при временных трудностях, в том числе и от неквалифицированного руководства. Если можно восстановить финансовую устойчивость бизнеса в достаточно короткий срок, сохранить рабочие места, хозяйственные связи и обеспечить поступление налогов и т.п., то нельзя допустить «растаскивания» имущественного комплекса кредиторами.

Все означенные выше проблемы в рыночной экономике решаются с помощью института банкротства.

Правовую основу функционирования института банкротства составляют законы и подзаконные акты, методические указания и правила, направленные на эффективное проведение процедур банкротства.

Организационной основой функционирования института банкротства являются судебная система (арбитражные суды), арбитражные управляющие, их саморегулируемые организации (СРО), государственные регулирующие и уполномоченные органы, высшие учебные заведения и иные обучающие организации, осуществляющие подготовку арбитражных управляющих.

Важнейшая составная часть функционирования института банкротства - финансовые основы. Процедуры банкротства, включая судебные издержки и вознаграждение арбитражного управляющего, обычно производятся за счет средств должника. В законодательстве о банкротстве предусмотрено, что досудебная санация в целях финансового оздоровления может проводиться за счет средств кредиторов и иных лиц, а также посредством финансирования из бюджетов различных уровней. В связи с этим создание привлекательных условий для вложения частного капитала в институты банкротства и антикризисного управления в целом является важной задачей государственного регулирования данной сферы.

В частности, государственное регулирование предусматривает издание нормативных правовых документов, которые регламентируют отношения в сфере банкротства, где тот же орган должен выступать в качестве заинтересованной стороны, представляя экономические интересы государства как собственника или кредитора.

Законом о банкротстве 2002 г. предусмотрено разделение функций государственных органов и наличие регулирующего и уполномоченных органов. В результате преобразований, проведенных в 2004 г. по разделению функций и полномочий органов исполнительной власти в сфере несостоятельности, нормотворческие функции возложены на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, функции представления интересов государства как кредитора - на налоговые органы, функции представления интересов государства как собственника - на орган по управлению государственной собственностью (Росимущество). Законодательно определенные функции регулирующего органа в 2004 г. исполняло Министерство юстиции Российской Федерации, а впоследствии - Федеральная регистрационная служба (Росрегистр

39. Формальные признаки и нормативно установленные критерии несо­стоятельности (банкротства).

К формальным относятся критерии и показатели, неблагоприятные текущие значения которых или складывающаяся динамика изменения свидетельствует о возможности в будущем значительных финансовых затруднениях, в том числе и банкротстве.

К формальным критериям относятся: неудовлетворительная структура баланса; возрастание убытков; повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности; превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности; чрезмерное использование краткосрочных заёмных средств в качестве источника формирования долгосрочных вложений; устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности; хроническая нехватка оборотных средств; устойчиво увеличивающаяся до опасных пределов доля заёмных средств в общей сумме источников средств; неправильная реинвестиционная политика; превышение размеров заёмных средств над установленными лимитами; хроническое невыполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами и акционерами, высокий удельный вес просроченной дебиторской задолженности; наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов; ухудшение отношений с учреждениями банковской системы; использование (вынужденное) новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях; применение в производственном процессе оборудования с истекшими сроками эксплуатации; потери ключевых контрагентов; неблагополучные изменения в портфеле заказов; массовые высвобождения работников, конфликты на производстве и тому подобное.

В группу неформальных входят критерии и показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, вместе с тем они указывают, что при определённых условиях, обстоятельствах или непринятии действенных мер, ситуация может резко ухудшиться.

К ним относятся: потеря ключевых сотрудников аппарата управления; рост текучести кадров; вынужденные остановки, а также нарушения ритмичности производственно-технологического процесса, сокращённый рабочий день (неделя); недостаточная диверсификация деятельности предприятия, то есть чрезмерная зависимость финансовых результатов деятельности предприятия от какого-то одного конкретного проекта, сорта продукции, вида активов и т.д.; излишняя ставка на возможную и прогнозируемую успешность и прибыльность нового проекта; участие предприятия в судебных разбирательствах с непредсказуемым исходом; недооценка необходимости постоянного технического и технологического обновления предприятия; неэффективные долгосрочные соглашения; политический риск, связанный с предприятием в целом или его ключевыми подразделениями.

Не все из перечисленных критериев могут быть рассчитаны непосредственно по данным бухгалтерской финансовой отчетности, нужна дополнительная информация. Что касается критических значений этих критериев, то они должны быть детализированы по отраслям и подотраслям, а их разработка может быть выполнена после накопления определённых статистических данных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.01 с.)