Стратегия и тактика управления рисками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия и тактика управления рисками



Существуют две основные стратегии управления рисками: пассивная защита и активное реагирование.

Пассивная защита от рисков не вносит революционных изменений в характер деятельности предприятия, объемы и структуру его имущества. Ее суть заключается в выборе и использовании различных видов и способов страхования:

- страхования через страховые компании;

- использования процедур хеджирования;

- самострахования.

Страхование через страховые компании позволяет застраховать:

- имущество от утраты (гибели), недостачи или повреждения;

- бизнес или отдельную сделку от убытков из-за нарушения своих обязательств контрагентами предприятия, изменений условий деятельности по не зависящим от предприятия обстоятельствам, неполучения ожидаемых доходов;

- ответственность предприятия перед третьими лицами за причинение им вреда. Например, страхование ответственности транспортного предприятия-перевозчика за вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам, грузополучателям; страхование ответственности предприятий – источников повышенной опасности и т. п.

При наступлении страхового случая страховая компания (страховщик) полностью или частично компенсирует предприятию (страхователю) потери, убытки.

Хеджирование (хедж в переводе с английского – изгородь, ограда) позволяет застраховаться от неблагоприятных изменений цен по контрактам на покупку (продажу) товарных ресурсов, ценных бумаг или валютных ценностей. Существуют определенные инструменты хеджирования:

- фьючерсный контракт (фьючерс) – это стандартный документ, который свидетельствует об обязательстве продать (купить) соответствующее количество базового актива (товаров, ценных бумаг или валюты) в определенное время в будущем по цене, зафиксированной в контракте во время его заключения;

- форвардный контракт – это двустороннее соглашение в стандартной форме, свидетельствующее об обязательстве приобрести (продать) соответствующее количество базового актива (товаров, ценных бумаг, валюты) в определенное время и на определенных условиях в будущем с фиксацией цены во время заключения контракта.

- опцион – это стандартный документ, закрепляющий право (а не обязательство как при заключении фьючерсных и форвардных контрактов) его владельца на приобретение (опцион на покупку) или продажу (опцион на продажу) в указанный срок определенного количества соответствующего актива по зафиксированной в опционе цене. Владелец опциона может и не воспользоваться правом, которое закреплено в опционе, потеряв при этом только премию (цену, уплаченную за опцион), составляющую, как правило, небольшую долю цены базового актива, на который выпущен опцион.

1. Опционы, фьючерсные и форвардные контракты – это производные ценные бумаги (деривативы), которые могут обращаться на финансовом рынке, т. е. они сами являются товаром, а не только способом страхования сделок.

2. Используются два вида хеджирования: а) длинный хедж – когда фьючерсный контракт приобретают в ожидании роста цен; б) короткий хедж – когда фьючерсный контракт приобретают для защиты от снижения цен.

Самострахование – это способ защиты от риска путем создания внутренних резервных фондов для финансирования возможных потерь. Этот способ целесообразно применять при высоком уровне вероятности убытков или когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с доходами фирмы. Но на создание страховых резервных фондов отвлекаются средства, которые могли бы принести доход, поэтому менеджеры, с одной стороны, стремятся их минимизировать, а с другой – снизить риск потерь.

Активное реагирование на риски – это стратегия управления ими путем осуществления различных технических мероприятий, диверсификации деятельности предприятия, которые коренным образом меняют прежние схемы ведения бизнеса, порождают новые хозяйственные связи предприятия, изменяют объемы его имущества, активов.

Стратегия активного реагирования на риски может быть осуществлена следующими способами:

1) Разделение рисков осуществляется, как правило, рассредоточением имущества предприятия в целях сокращения возможных потерь. Имущество можно рассредоточить двумя путями:

- отделить физически (например, открыть счета в разных банках для хранения средств);

- разделить имущество между собственниками (например, между материнской компанией и дочерними предприятиями).

2) Передача рисков предполагает заключение контрактов, в которых предусматривается, какие риски берет на себя другая сторона (например, договор подряда на строительство, когда подрядная организация берет на себя все риски, связанные со строительством; договор о хранении и перевозке грузов, по которому транспортной компании передаются риски, связанные с порчей или пропажей грузов).

3) Диверсификация риска основывается на диверсификации деятельности предприятия. На практике могут быть использованы следующие виды диверсификации (рисунок 18.3).

 

Диверсификация финансовой деятельности фирмы
Диверсификация валютной корзины
Виды диверсификации
Диверсификация портфеля ценных бумаг фирмы
Диверсификация депозитного портфеля фирмы
Диверсификация покупателей
Диверсификация программы реальных инвестиций, осуществляемых фирмой
Горизонтальная интеграция
Вертикальная интеграция
Организация СП
Концентрическая диверсификация  
Конгломератная диверсификация

 

Рисунок 18.3 – Основные виды диверсификации рисков

 

Практически наиболее сложной является диверсификация финансовой деятельности в силу следующих причин:

- горизонтальная интеграция предполагает объединение (или приобретение) с предприятием, выпускающим такую же (подобную) продукцию. Иными словами, это стратегия поглощения конкурентов. Такой путь, конечно, может существенно снизить риск деятельности отдельного предприятия, но вызывает риск монополизации рынка. Поэтому надо учитывать, что действия менеджеров в этом направлении во всех странах ограничиваются антимонопольным законодательством;

- вертикальная интеграция заключается в установлении контроля над предприятиями-посредниками (или их приобретении), между предприятием и конечным потребителем либо над посредниками (или производителями), снабжающими предприятие сырьем, материалами, комплектующими.

- организация совместных предприятий с иностранными партнерами может существенно снизить риск производственно-хозяйственной деятельности за счет выбора стран, которые в состоянии предоставить необходимые ресурсы (финансовые, трудовые, материальные, сырьевые) на выгодных условиях; объединение возможностей партнеров из разных стран позволяет снизить затраты, увеличить доходы, уменьшить вероятность потерь;

- концентрическая диверсификация – это проникновение в новую среду деятельности, но с высокой совместимостью с текущей деятельностью путем приобретения предприятий, продукция которых, рынки, каналы распределения, технологии и ресурсная база родственны, но не идентичны собственным;

- конгломератная диверсификация осуществляется посредством приобретения наиболее выгодных, высокорентабельных предприятий независимо от видов их деятельности. Такое направление требует значительных финансовых инвестиций и доступно только очень крупным фирмам. Созданные таким путем огромные конгломераты становятся малоуязвимы почти для всех рисков, так как потери в одной сфере деятельности перекрываются доходами в других.

Каждое предприятие подходит с различными критериями к выбору оптимального варианта диверсификации своей деятельности. Следует учитывать, что, уменьшая одни финансовые риски, диверсификация порождает новые риски, которыми также необходимо управлять. Кроме того, не все риски можно уменьшить с помощью диверсификации. Например, риски, обусловленные макроэкономическими процессами (экономические кризисы, движение ставки банковского процента и т. д.), являются недиверсифицируемыми (или систематическими).

В экономической литературе в составе стратегий управления рисками, иногда, наряду с пассивной стратегией защиты от рисков и стратегией активного реагирования называют консервативную стратегию, что является не совсем корректным. Дело в том, что консервативная стратегия проявляет себя после наступления рискового события, когда предприятием уже получен ущерб. В этом случае целью финансового менеджера является не управление риском, а его локализация, минимизация его негативных последствий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.007 с.)