Управление финансовыми рисками предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление финансовыми рисками предприятия



18.1. Финансовые риски предприятия: понятие, содержание и необходимость управления

Финансовые риски – это составная часть коммерческих рисков, которые сопутствуют любому бизнесу, любой хозяйственной деятельности. Коммерческий риск означает неуверенность в возможном результате деятельности, неопределенность этого результата, опасность потерь. Финансовые риски связаны с вероятностью потерь денежных средств или их недополучением, с потерей платежеспособности предприятия и его банкротством.

Факторы, влияющие на степень риска, можно разделить:

- на внешние факторы: политическая и экономическая ситуация в стране и за ее пределами, законодательно-правовая основа предпринимательской деятельности, налоговая система, конкуренция, стихийные бедствия и др.;

- внутренние факторы: экономическая стратегия фирмы, степень использования ресурсов в производственно-хозяйственной деятельности, квалификация работников, качество менеджмента и др.;

- информационный фактор, который позволяет предпринимателю сделать более точный прогноз своего бизнеса и тем самым снизить риск. В условиях неопределенности это возможно только при обладании полной и достоверной информацией.

Таким образом, информация превращается в товар, а торговля ею – в сферу предпринимательства. В этих условиях важной задачей менеджера является правильное определение цены информации. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Например, предприниматель стоит перед выбором, сколько закупить товара: 100 единиц или 200. При закупке 100 единиц товара затраты составят 120 руб. за единицу, а при закупке 200 единиц – 100 руб. за единицу. Предприниматель данный товар будет продавать по 180 руб. за единицу. Однако неизвестно, будет ли спрос на товар. Весь не проданный в срок товар может быть реализован только по цене 90 руб. и менее. При продаже товара вероятность составляет 50 на 50, т. е. существует вероятность 0,5 для продажи 100 единиц товара и 0,5 для продажи 200 единиц товара. При продаже 100 единиц товара прибыль составит 6000 руб. (100×(180 120)), при продаже 200 единиц 16 000 руб. (200×(180 – 100)). Средняя ожидаемая прибыль – 11 000 руб. ((0,5×6000) + (0,5×16000)).

Итак, ожидаемая стоимость информации при условии определенности – 11 000 руб. Ожидаемая стоимость информации при неопределенности 8000 руб. (0,5×16000 = 8000 руб.). Тогда стоимость полной информации 3000 руб. (11 000 – 8000).

Следовательно, для более точного прогноза необходимо получить дополнительно информацию о спросе, заплатив за нее 3000 руб. Даже если прогноз окажется не совсем точным, все же выгодно вложить данные средства в изучение спроса и рынка сбыта, обеспечивающее лучший прогноз сбыта на перспективу.

Последствия финансовых рисков проявляются в нарушении финансового равновесия предприятия, дисгармонизации его финансовых потоков, его неплатежеспособности, разрыве хозяйственных связей, угрозе банкротства, потере его деловой репутации и т.п. Столь серьезные негативные последствия финансовых рисков требуют управления ими.

Управление финансовыми рисками – это деятельность субъектов хозяйствования, направленная на преодоление неопределенности в бизнесе, минимизацию потерь и ошибок при разработке и принятии управленческих решений.

Работа по управлению финансовыми рисками занимает в деятельности финансового менеджера около половины его рабочего времени и требует от него глубоких знаний экономики и финансов предприятия, финансовой статистики и математики, страхового и банковского дела, финансового законодательства государства.

Основными направлениями такой работы являются:

- идентификация риска путем глубокого качественного анализа, источников (причин) риска; определения их классификаций, возможных видов для того или иного направления деятельности (или проекта);

- количественная оценка уровня риска путем определения прогнозируемых потерь (убытков) в абсолютном или относительном измерении;

- разработка стратегии и тактики управления рисками как совокупности действий менеджера по их недопущению, выявлению и нейтрализации:

- - осуществление конкретных процедур по управлению рисками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.004 с.)