Психофармакологические подходы: чувство тревоги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофармакологические подходы: чувство тревоги



Нейрофармакология - исследование препаратов, воздействующих на нервную ткань, - изучает также биохимию и физиологию этой ткани с помощью таких препаратов. Эксперименты дают нам сведения как о нормальных, так и об аномальных химических и физиологических процессах. Благодаря нейрофармакологическим исследованиям получена большая часть современных знаний о нейромедиаторах. Психофармакология, изучающая влияние различных нейроактивных веществ на поведение, использует методы классических условных рефлексов или оперантного обусловливания, которые позволяют исследователям предсказать поведение животных. После сеансов обучения вводят те или иные препараты и наблюдают, как это сказывается на поведении.

В психофармакологических исследованиях на крысах были получены данные, которые, возможно, прольют свет и на чувство тревоги, возникающее у человека. Крыс обучали проходить через лабиринт, используя пищевое вознаграждение. Одна группа животных получала его каждый раз, когда справлялась с задачей, а другая группа - лишь в некоторых из таких случаев. Затем в обеих группах пищевое подкрепление прекратили. Крысы, ранее получавшие вознаграждение при каждом успешном прохождении лабиринта, вскоре перестали искать пищевую приманку - произошло, как говорят, угасание выработанной реакции. Зато крысы, которые лишь иногда находили пищевое вознаграждение (т.е. получали лишь частичное подкрепление), продолжали поиски гораздо дольше. Неопределенность получения награды в процессе обучения, как полагают, явилась источником беспокойства, которое выразилось в упорном продолжении безрезультатных попыток и после того, как другая группа крыс отказалась от поисков. Грей (Gray, 1977), используя вживленные электроды, зафиксировал у «встревоженных» крыс некоторое повышение электрической активности гиппокампа. Когда этим крысам давали барбитураты, алкоголь или транквилизаторы, частота электрической активности в гиппокампе снижалась и животные прекращали свои бесполезные «тревожные» поиски приманки: по всей видимости, их беспокойство уменьшалось.

Изучение мимики лица

По выражению лица человека нередко можно определить, какие чувства он переживает. Особенности мимики при переживании эмоций получили название лицевой экспрессии. В работах П. Экмана была разработана особая техника идентификации эмоций по выражению лица. Существует атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для 6 базисных эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Кроме этого, была детально изучена анатомия лицевых мышц, было выделено 24 варианта реакций отдельных мышц и 20 вариантов, отражающих работу групп мышц. Проводилось прямое сопоставление силы переживания с активностью мышц лица. Оказалось, например, что переживание счастья связано с активностью большой скуловой мышцы. Чем сильнее активность этой мышцы, тем выше уровень субъективной оценки переживаемого "счастья" при просмотре приятного фильма. По активности большой скуловой мышцы можно предсказывать появление положительного эмоционального переживания. В то же время отрицательные эмоции (гнев, печаль) сочетаются с подавлением активности большой скуловой мышцы и возрастанием активности мышцы нахмуривания.

 

Выводы

· Эмоции-это особая форма психического отражения значимых объектов и событий, сформировавшиеся в ходе эволюции. Бывают положительные и отрицательные. Охватывают весь организм, вызывая внутреннее переживание, многообразные внешние реакции, вегетативные и биохимические изменения.

· Основными структурами мозга, участвующими в эмоциях, является лимбическая система, лобные доли, рекулятивная формация и кора больших полушарий. К лимбической системе относятся: гипоталамус, свод, перегогодка, миндалина и гиппокамп.

· К основным функциям относятся: сигнальная, которая сигнализирует о возможном развитии событий, их положительном или отрицательном исходе для субъекта; оценочная, которая дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека; подкрепляющая, которая помогает человеку запомнить и усвоить полученную информацию; переключательная, которая состоит в том, что часто побуждает человека к изменению своего поведения; мотивационная, которая заключает в себе стремление, желание, влечение, направленное к предмету или от него; коммуникативная, позволяющая человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к явлениям и объектам; регулирующая, с помощью которой человек выбирает и реализует способы поведения и действия в той или иной ситуации; мобилизующая, которая может повысить общий тонус организма человека.

· К основным теориям психофизиологической природы эмоций относятся: теория Фрейда; теория Джеймса-Ланге; теория Кэннона-Барда; теория Папеса.

· К числу экспериментальных исследований, связанных с психофизиологическим аспектом управления эмоций, относятся: исследования с помощью электродов, опыты с удалением участков мозга, психофармакологические подходы, а также опыты, связанные с мимикой человека.

Заключение

Цель и задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены.

1) Определить понятие эмоций.

В моей курсовой работе я привёл понятие эмоций, их основную классификацию, а также привёл пример воздействия эмоций человека на физиологическом уровне.

2) Рассмотреть основные структуры мозга, участвующие в эмоциях.

В моей курсовой работе я рассмотрел основные задействованные структуры мозга, участвующие в эмоциях, а именно: лимбическая система, лобные доли, рекулятивная формация и кора больших полушарий.

3) Ознакомиться с теориями психофизиологической природы эмоций

В моей курсовой работе я ознакомился с 4 основными теориями, связанными с психофизиологической природой эмоций: теория Фрейда; теория Джеймса-Ланге; теория Кэннона-Барда; теория Папеса.

4) Разобрать основные функции эмоций

В моей курсовой работе я разобрал основные функции эмоций, которыми являются: сигнальная, оценочная, подкрепляющая, переключательная, мотивационная, коммуникативная, регулирующая и мобилизующая.

5) Изучить основные экспериментальные исследования, связанные с психофизиологическим аспектом управления эмоций

В моей курсовой работе я изучил основные экспериментальные исследования, связанные с психофизиологическим аспектом управления эмоций, которыми являются: исследования с помощью электродов, опыты с удалением участков мозга, психофармакологические подходы, а также опыты, связанные с мимикой человека.

В конце данной работы хотелось бы привести общий итог к всему вышесказанному.

Какова же роль эмоций? Во-первых, эмоции, отражают в своём качестве характер протекания различных жизненных процессов. Во-вторых, они управляют этими процессами, активизируя или тормозя их в зависимости от необходимости. Под жизненными процессами здесь понимается то, что связано с удовлетворением потребностей человека.

Эмоциональная жизнь человека, его переживания стали сегодня объектом исследования физиологов и врачей. Не только потому, что человек в силу своей природной любознательности стремиться проникнуть в самые заповедные уголки своего существа, не только потому, что моделирование эмоций обещает новый этап в развитии кибернетических машин, но ещё и потому, что большое число заболеваний современного человека мы зачисляем в разряд неврогенных. Роковую роль в возникновении этих заболеваний играют отрицательные эмоции.

В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции - это отражение в форме переживания жизненного смысла, явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей факторы вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, всё, что этому препятствует, - отрицательные.

Эмоции возникают как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Они могут существовать относительно независимо от других состояний сознания, но обычно взаимодействуют с ними и влияют на сосуществующие состояния или процессы в сознании.

Эмоции влияют на человека в целом, но каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Они воздействуют на уровень активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной, кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от творческих к меланхолическим и наши действия.

 

Список литературы

1. Александров Ю.И. Психофизиология. Учебник для вузов 2-е издание, дополненное и переработанное. Под ред. Ю.И. Александрова. Серия «Учебник нового века». - СПб.: – 2011. – 496 с.

2. Васильков А.М., Белов В.Г. Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека // Вопросы психологии. – 2013. - №11. – С.40

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – Книжный дом «Университет», 1999.- 461 с.

4. Гершон Б.Б. Психология эмоций.– М., 2004. – 440с.

5. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 373с.

6. Изард К.Э. Психология эмоций.– СПб.: Питер, 2002. – 464с.

 

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер. 2008. – 782с.

 

8. Кайдаков С.В. Эмоции как фактор познания и действия: автореферат. – М., 2001. – 65с.

 

9. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Березина Н.Н., Березин А.Ф. Основы психологии. – Ростов н /Д: Феникс,2002. - 448 с.

 

10. Кроль В. Психофизиология человека. – СПб:Питер,2003. – 304с.

 

11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000. – 509с.

 

12. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

 

13. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 624 c.

 

14. Ольшевская О. Роль и значение эмоций. – Мн., 2002. – 359с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 1998. – 579c.

16. Савченков, Ю.И. Основы психофизиологии: учеб. пособие для послевузовского образования врачей / Ю.И.Савченков. – Ростов н/Д; Красноярск: Феникс; Издат. проекты, 2009. – 352 с.

17. Свириденко А.М. Общая и профессиональная психология: Учеб. пособие. – М.:ЮНИТИ–ДАНА;2003. –382 с.

18. Симонов П.В. Что такое эмоция? – М., 2000. – 375с.

19. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. Учебное пособие, М., Академический Проект; Трикста, 2008. – 128с.

20. Сосновский Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов. – М.: Юрайт – Издат,2005. – 660 с.

21. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие.- М., 2001.- 422 с.

22. Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности. – Одесса, 2002. – 204с.

23. Шостак, В. И. Психофизиология: учеб. пособие / В. И. Шостак, С. А. Лытаев, М. С. Березанцева. - СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2013. - 352 с.

24. Шумский П.П., Иванова Л.Н. Эмоции как процесс, влияющий на деятельность человека. – Мозырь, 1998. – 324с.

 

 

.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.02 с.)