Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коэффициент внутреннего трения
Сила сопротивления среды При движении твердых тел в жидкости или газе, кроме силы внут- реннего трения, на тело (в случае больших скоростей и размеров тел) на- чинает оказывать существенное влияние сила сопротивления среды F сопр = r S u2 = bu2, (2.23) где u — скорость движения тела; r — плотность среды (жидкости или газа); S — площадь поперечного сечения тела, b = r S — коэффици- ент сопротивления. Тело, движущееся в среде, испы- тывает действие двух сил: силы вязко- го трения (F тр) и силы сопротивления (F сопр). При небольших скоростях сила сопротивления меньше силы вязкого трения, а при больших — значительно превосходит ее (рис. 2.8). При некотором значении скорости u¢ силы F тр и F сопр становятся равными по модулю. Сила сопротивления среды зависит от формы движущегося тела. Форму Рис. 2.8 тела, при которой сила сопротивления мала, называют обтекаемой. Ракетам, самолетам, автомобилям и другим машинам, движущимся с большими скоростями в воздухе или в воде, придают обтекаемую, каплеобразную форму.
Сила упругости При действии на тело внешних сил возникает деформация и упру- гая сила F упр
Рис. 2.9 Различают деформацию упругую Х и неупругую. При упругой деформа- ции тело после прекращения дейст- вия внешних сил полностью восста- навливает свою форму и размеры. При неупругой деформации фор- ма и размеры тела не восстанавли- ваются. Остановимся подробно на упру- гой деформации. При растяжении пружины на ве- личину x (рис. 2.9) относительно ее равновесного положения возни-
упр , которая возвращает пружину в прежнее со- стояние после прекращения действия внешней силы (х 0 = 0). В соот- ветствии с законом Гука: упругая сила Fx, возникающая при линейном растяжении или сжатии пружины, пропорциональна величине ее де- формации Fx = – k Ä x, (2.24) где Ä x = x – x 0 — деформация пружины; Fx — проекция силы упруго- сти на направление перемещения пружины; k — коэффициент упру- гости пружины, знак минус указывает, что направления силы и пере- мещения противоположны.
l 0
Рис. 2.10.
Однородные стержни ведут себя при растяжении или односторон- нем сжатии подобно пружине. Если к конца�м сте�ржня (рис. 2.10) при- ложить направленные вдоль его оси силы F 1 и F 2 (F 1 = F 2 = F s), дей- ствие которых равномерно распределено по всему сечению, то длина стержня l 0 получит положительную (при растяжении), либо отрица- тельную (при сжатии) деформацию Ä l. Деформацию стержня можно характеризовать относительным удлинением
e = Ä l. (2.25) l 0 Опыт показывает, что для стержня при упругой деформации от- носительное удлинение пропорционально силе F s, действующей на площадь его поперечного сечения S e = a F s, (2.26) S где a — коэффициент упругости стержня, F s — напряжение стерж- ня, измеряемое в паскалях (Па = Н/м2). S Из-за взаимодействия частей стержня друг с другом напряжение передаётся во все его точки. Если внешние силы направлены по нор- мали к поверхности, напряжение называют нормальным, а по каса- тельной — тангенциальным. Нормальное напряжение F s/ s = s, тан- генциальное — F t/ s = t. Наряду с коэффициентом упругости a для характеристики упругих свойств тел при нормальных напряжениях используют модуль Юнга Е = 1/a, который, как и напряжение, измеряется в паскалях. Относительное удлинение (сжатие) и модуль Юнга в соответствии с равенствами (2.25 и 2.26) определяется из соотношений e = s, E = s l 0. E Ä l Модуль Юнга равен такому нормальному напряжению, при ко- тором деформация стержня Ä l равна его первоначальной длине l 0. В действительности при таких напряжениях происходит разруше- ние стержня. Решая уравнение (2.26) относительно F s, и подставляя вместо e = Ä l / l 0, a = 1/ Е, получим формулу для определения силы дефор- мирующей стержень с сечение S на величину Ä l где ES l 0 F = ES Ä l, (2.27)
— постоянный для стержня коэффициент, который в соответ- ствии с законом Гука соответствует коэффициенту упругости стерж- ня при его сжатии и растяжении. Рассмотрим деформа- F 1 цию сдвига. Возьмём од-нородное тело, имеющее форму прямоугольного па- b раллелепипеда высотой b, и приложим к его проти- F 2 в�олеж�ащим граням силы F 1 и F 2 (F 1 = F 2 = F t), на- Рис. 2.11 правленные параллельно граням (рис. 2.11).
Если действие сил равномерно распределено по всей поверхно- сти соответствующей грани тела, то в любом сечении, параллельном этим граням, возникает тангенциальное напряжение t = F t, S где S — площадь грани. Под действием напряжений тело деформи- руется так, что одна грань сместится относительно другой на неко- торое расстояние а. Если тело мысленно разбить на элементарные, параллельные рассматриваемым граням слои, то каждый слой ока- жется сдвинутым относительно соседнего с ним слоя. При деформации сдвига любая прямая, первоначально перпен- дикулярная к слоям, повернется на некоторый угол j. Деформация сдвига характеризуется отношением g = a = tgj, b которое называется относительным сдвигом. При упругих деформа- циях угол j — очень мал, поэтому можно положить tgj» j и g = j. Опыт показывает, что относительный сдвиг пропорционален тан- генциальному напряжению
g = 1 t = 1× F t,
G G × S где G — модуль сдвига, GS — постоянная величина для деформируе- мого тела. Модуль сдвига G = t g зависит только от свойств материа- ла и равен тангенциальному напряжению при угле j = 45°. Модуль сдвига так же, как и модуль Юнга измеряется в паскалях (Па). Сила, вызывающая сдвиг стержня сечением S на угол j, соглас- но (2.28), равна F t= G × S × g = G S j, (2.28) где G · S — коэффициент упругости стержня при деформации сдвига. Вопросы и задания для самопроверки 1. Дайте определение силы и перечислите ее разновидности в ме- ханике. 2. Определите порядок силы гравитационного взаимодействия ме- жду космическими телами (Земля и Луна) и силы между двумя вагона- ми с массами 50 т, находящимися на расстояние 10 см друг от друга. 3. Верно ли утверждение, что сила тяжести тела всегда равна его силе гравитационного притяжения к Земле? 4. Какие силы действует на тело, лежащее на горизонтальной опоре? 5. Будут ли одинаковыми показания весов, если тело взвешива- ют в вагоне, движущемся с постоянной скоростью и с постоянным ускорением? 6. Назовите силы, которые возникают при внешнем и внутрен- нем трении. 7. Запишите закон Гука для упругой деформации сжатия, растя- жения.
Примеры решения задач Задача 2.1. Тело массой m = 2 кгдвижется так, что зависимость координаты х от времени задаётся уравнением x = A cosw t, где A = 5 м, w = p рад/с. Определить максимальную силу F max и силу F (t), действующую в мо- мент времени t = 3 c.
Дано: x = A cosw t; m = 2 кг; A = 5 м; w = p рад/с; t = 3 c. Найти: F (t), F max. Тело движется в направлении оси Х под действием силы Fx = max, где ускорение
Тогда сила
d 2 x
x dt 2
F (t) = - mA w2 cosw t,
Ответ: F max F max = mA w2 = 98, 6 H, = mA w2.
F (t = 3 c) = - mA w2 cosw t = -98, 6 H.
Задача 2.2. Поезд движется прямолинейно и равномерно при действии на него сил сопротивления воздуха F сопр и трения о рельсы F тр. Опреде- лить равнодействующую сил F р, препятствующих движению, если сила тяги локомотива F тяг = 650 кН. Дано: F тяг = 650 кН. Найти: F р. При равномерном прямолинейном движе- нии равнодействующая всех сил
N F сопр.
F тр. mg F тяги x
Сумма проекции сил на направление движения поезда Х F т – F тр – F сопр = 0, (1) F т = F тр + F сопр. Равнодействующая сил сопротивления движению поезда.
F р = F тр + F сопр = F т = 650 кН. Ответ: F р = F т = 650 кН.
Задача 2.3. Три груза с m 1 = 500 г, m 2 = 700 г и m 3 = 300 г связаны невесомой нитью и лежат на гладкой горизонтальной поверхности. К первому грузу приложена горизонтально направленная сила F = 6Н. Пренеб- регая трением, определить ускорение а и силу натяжения нити F 23 ме- жду вторым и третьим грузом.
m 3 g m 2 g m 1 g Дано: m 1 = 500 г = 0,5 кг; m 2 = 700 г = 0,7 кг; m 3 = 300 г = 0,3 кг; F = 6Н. Найти: a, F 23. Урав�нен�ие дв�ижен�ия г�рузов� � � � � � F + F 12 + F 21 + F 23 + F 32 + N 1 + N 2 + N 3 + m 1 g + m 2 g + m 3 g =
Уравнение движения грузов в направлении Х F - F 12+ F 21- F 23+ F 32=(m 1+ m 2+ m 3)× a. (2) Так как нити невесомы и грузы относительно друг друга покоят- ся, то F 21 = F 12, F 32 = F 23. Грузы движутся с ускорением a = F. m 1 + m 2 + m 3 Определим силу F 23 из систем уравнений:
F 12 F 1 a. X: ⎧- F 23 + F 21 = m 2 a, ⎨- F + F = m a. ⎩ 12 1
Учитывая, что F 12 = F 21, F 23 = F 21 - m 2 a F 12 = F - m 1 a. Тогда F 23= F - m 1 a - m 2 a = F - a (m 1+ m 2) = = F (1- m 1 + m 2 m 1 + m 2 + m 3 ) = F m 3. m 1 + m 2 + m 3
Ответ: a = F m + m + m = 4 м/с2, F 23 = F m 3 m + m + m = 1, 2 H. Задача 2.4 1 2 3 1 2 3
Тело массой m = 1 т движется с постоян- Y X Y N 2
F тр.2 X ной скоростью по горизонтальной плоскости с коэффициентом трения m = 0,2 в одном слу- чае под действием силы F 1, а в другом — силы F 2. Определить модули сил F 1 и F 2, если эти силы приложены к одной точке тела под уг- лом a = 45° к горизонту. Дано: a = 45°; m = 0,2; m = 1 т = 103 кг. Найти: F 1, F 2 Запишем системы уравнений движения груза для первого и второго случаев. F 2 mg ⎧� � � � ⎪ F тр1 + mg + N 1 + F 1 = 0, ⎨ � � � � ⎪⎩ F тр2+ mg + N 2+ F 2= 0, X: ⎧⎪- F тр1+ F 1cos a=0, Y: ⎧- mg + N 1 + F 1 sin a=0,
(1) ⎨- F + F cos a = 0 ⎨- mg + N - F sin a = 0. ⎩⎪ тр 2 2 ⎩ 2 2 Решим систему уравнений (1) относительно сил N 1, N 2 и F 1, F 2 N 1 = mg - F 1 sin a, N 2 = mg + F 2 sin a F = m mg, F = m mg. 1 (1+ m tg a) cosa 2 (1- m tg a) cosa
Ответ: F = m mg = 2,3 кН, F = m mg = 3,5 кН. 1 (1+ m tg a) cosa 2 (1- m tg a) cosa
Локомотив трогает с места состав вагонов с общей мас- сой m = 1600 т, при силе тяги F тяги = 400 кН. Определить N расстояние s, пройденное составом за время t = 5 мин, если коэффициент трения μ = 0,005.
F тр
g F тяг
X S Дано: u0 = 0; m =1600 т = 1,6 · 106 кг; μ = 0,005; F тяги = 400 кН = = 4 · 105 Н; t = 5 мин = 300 с. Найти: s.
Уравнение движения состава поезда � � � � � F тр + mg + N + F тяги = ma, (1) � �
где F тр,, N, — силы трения, тяжести и реакции рельс. Уравнения в проекциях сил на оси X и Y X: - F тр + F тяги = ma, Из решения уравнений (2) Y: - mg + N = 0, (2)
где F тр = m N = m mg. Тогда F - F a = тяг тр, m N = mg,
a = F тяг -m mg = F тяг - m g. m m Пройденный составом путь at 2 ⎛ F
⎞ t 2 s = = ⎜⎝ тяг - m g ⎟⎠. 2 m 2 ⎛ F ⎞ t 2
Ответ: s = ⎜⎝ - m g ⎟⎠ = 9000 м. m 2
Задача 2.6 Локомотив тянет состав из n = 4 одинаковых вагонов, массой m = 10 т с ускорением а = 10м/с2. Определить силу натяжения F 34 сцепки между третьим и четвертым вагоном, если коэффициент тре- ния колес вагона о рельсы равен m = 0,005.
mg mg mg mg Дано: m =10 т =104 кг; а = 10 м/с2; m = 0,005 = 5 · 10–3. Найти: F 34. Силы, действующие между вагонами F 12= F 21, F 23 = F 32, F 34 = F 43, (1) Уравнения движения для трех вагонов, начиная с первого в на- правлении оси Х: (2)
В результате решения уравнений (1) и (2) получим F 34 = F 32 – F тр – ma = F тяг – 3 (F тр + ma), (3) где F тр = m mg — сила трения при движении одного вагона. Силу тяги найдем из уравнения движения четырех вагонов с мас- сой 4 m движущихся с ускорением а под действием силы F тяг при силе трения Fтр = 4m mg F тяг — 4m mg = 4 ma, F тяг = 4 m (m g + а). Подставим соотношение для силы тяги в формулу (3).
F 34 = m (m g + a). Ответ: F тяг = 4 m (m g + а) = 4 · 105 Н, F 34 = m (m g + a) =105 Н.
Задача 2.7 Поезд движется со скоростью u1 = 72 км/ч, совпадающей с на- правлением скорости ветра u2 = 10 м/с. Во сколько раз увеличится сила сопротивления движению поезда F сопр = bu2, если он будет дви- гаться навстречу ветру с той же скоростью. Дано: u1 = 72 км/ч =20 м/с; u2 = 10 м/с. Найти: . Сила сопротивления поезда пропорциональна квадрату его отно- сительной скорости u, которая в первом случае u = u1 – u2, во вто- ром — u = u1 + u2. Тогда отношение сил сопротивления ,
где b — коэффициент сопротивления воздуха движению поезда. Ответ:
Задача 2.8 Грузовой автомобиль
F вой автомобиль массой m = 2 т с помощью троса с коэффициентом жест- кости k =100 кН/м. F тр F упр υ
g Найти удлинение Ä l троса, если автомобили движутся с коэффи- циентом трения колес μ = 0,2: а) с постоянной скоростью u, б) с ускорением a = 0,5 м/с2. Дано: m = 2 т = 2 · 103 кг; k =100 кН/м; a = 0,5 м/с2; μ = 0,2. Найти: Ä l 1, Ä l 2. Модуль силы натяжения упругости � F, деформирующей трос, равен силе
� F упр. = k Ä l = F.
где F тр = m N = m mg. Из уравнения (1) . Х: –m mg + k Ä l 1 = ma, (1) Ä l 1 = m (a + m g ). k Уравнения движения автомобиля с постоянной скоростью � � � + m g + N + F =0, Х: F тр + F = 0, -m mg + k Ä l 2 = 0, Ä l 2 = m mg. k Ответ: F тр = m (a +m g ) = 4,9 см, Ä l k 2 = m mg = 3,9 см. k Задача 2.9 X Y X
Автомобиль массой m = 1 т дви- жется со скоростью u = 54 км/ч, в од- ном случае по горизонтальной дороге, а в другом по профилированной с уг- лом наклона к горизонту a =15°. Оп- ределить минимальные коэффици- енты трения колес автомобиля с до- рогой, если он будет делать поворот по траектории с радиусом кривизны
б) R = 50 м без заноса. Дано: m = 1 т = 103 кг; R = 50 м; u = 54 км/ч = 15 м/с; a =15°. Найти: μ1, μ2.
Уравнение движения автомобиля . (1) Для горизонтальной дороги вдоль выбранных осей (2)
для профилированной дороги (3)
Решая системы уравнений (2) и (3) относительно μ1 и μ2, прини- u2 u2
u2 cos a - gR sin a профилированной m2 = u2 sin a+ gR cosa. u2 u2cos a - gR sin a Ответ: m1 = Rg = 0,46, m2 = u2 sin a+ gR cosa= 0,17. Задача 2.10 Тело соскальзывает с вершины гладкой сферы радиуса R = 5 м. Оп- ределить скорость u тела в момент от- рыва от поверхности сферы, если его начальная скорость u0 равна нулю. Дано: R = 5 м; u0 = 0. Найти: u.
n � d u t: m dt = mg sin a, � u2 n: m R = mg cos a - N. (1)
Учитывая, что ds = u dt = Rd a, первое уравнение системы (1) за- пишем в виде u d u = gR sin a × d a. (2) Проинтегрируем левую и правую часть уравнения (2) в пределах изменения скорости от 0 до u и угла от 0 до a: u a òu d u = gR òsin a × d a, 0 0 u2 = 2 gR (1- cosa).
(3) Из второго уравнения системы (1) и уравнения (3), учитывая, что в момент отрыва тела от поверхности сферы N = 0, найдем его ско- рость
u2= gR cos a, cos a =, gR
u2= - 2 gR (1
Ответ: u= = 5, 72 м/с. ), (4) gR (5)
Задача 2.11 Тело массой m = 2 кг движется в направлении оси Х под дейст- вием силы Fx = F 0 sin w t. В момент времени t = 0 координата тела и его скорость равны нулю.�Определить зависимость от времени коор- динаты x (t) и скорости u(t) и их модули в момент времени t = 2 с, если w = 3,14 рад/с. Дано: Fx = F 0 sin w t; x 0 = 0; u x (0) = 0; t = 2 с; w = 3,14 рад/с; F 0= 5 H. Найти: x (t = 2 с); u(t = 2 с). Запишем уравнение движения тела вдоль направления оси Х: d u x = F 0 sin w t. (1) Тогда dt m d u x = F 0 sin w × tdt. (2) m Проинтегрируем левую и правую часть последнего уравнения в пределах изменения скорости u и времени t u F t
0 m 0 (3) u x (t) = F 0 (1- cosw t). m w Зависимость x (t) найдем интегрированием равенства dx (t) = u x (t) dt x F dx (t) = 0 t (1- cosw t) dt,
(4) x (t) = F 0 m w2 (w × t - sin w t). Ответ: x (t = 2 c) = F 0 m w2 (w × t - sin w t) = 1, 59 м, u x (t = 2 c) = F 0 (1- cos w t) = 0 м/с. m w
Задача 2.12 Путь, пройденный телом массой m = 2 кг, задается уравнением s = A + Bt + Ct 2 + Dt 3, где С = 0,1 м/с2, D = 0,03 м/с3. Определить за- висимость силы от времени F (t) и силу действующую на тело в мо- мент времени t = 0 и t = 10 с после начала движения. Дано: s = A + Bt + Ct 2 + Dt 3; С = 0,1 м/с2; D = 0,03 м/с3; m = 2 кг; t = 10 c Найти: F (t), F (0), F (10). Из основного уравнения динамики
где
d 2 s dt 2 = 2C + 6Dt. Тогда m 2 = F (t), (1) F (t) = m (2 C + 6 Dt).
F (t = 0) = m × 2 C, F (t = 10) = 2 m (C + 3 Dt). Ответ: F (t = 0) = m × 2 C = 0, 4 Н, F (t = 10) = 2 m (C + 3 Dt) = 4 Н.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ · Свободное тело — тело, на которое не действуют какие-либо дру- гие тела. · Инерциальная система отсчета — система отсчета, в которой сво- бодное тело покоится или движется прямолинейно и равномер- но. · Неинерциальная система отсчета — система отсчета, в которой сво- бодное тело движется с ускорением. · Инертность — свойство тела сохранять состояние покоя или рав- номерное прямолинейное движение. · Масса — положительная скалярная величина, являющаяся мерой инертности тела, — не зависит от его скорости движения, — равна сумме масс всех частиц, из которых оно состоит. · Сила — векторная величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел. · Гравитационная сила — сила взаимного притяжения между двумя материальными точками (м. т). F = G m 1 m 2, g r 2 где G = 6, 6710-11 (Н · м2)/кг гравитационная постоянная, m 1, m 2 — массы взаимодействующих тел, r — расстояние между м. т или цен- трами масс тел�. · Сила реакции N — сила, действующая на тело со стороны опоры, или подвеса, препятствующая его движению. · Сила тяжести F тяж = mg — составляющая силы, гравитационного взаимодействия тела с Землeй. Основные положения 137
· Вес тела — сила, приложенная к горизонтальной опоре или подве- су, которые удерживают тело от свободного падения. При непод- вижной опоре (подвесе) или при их равномерном движении вес тела равен силе тяжести. · Третий закон Ньютона — силы взаимодействия двух материальных точек в инерциальной системе отсчета равны по модулю и проти- воположны по направлению � � F = - F, 1,2 � 2,1 гд�е F 1,2– сила, действующая на первую точку со стороны второй, F 2,1 – сила, действующая на вторую точку со стороны первой. · Сила упругости F упр = - k (l - l 0) = - k Ä l, где k — коэффициент упругости тела l 0, l - начальная и конечная его длина. · Сила трения возникает при взаимодействии соприкасающихся по- верхностей твердых тел или слоями жидкости или газа. · Сила трения покоя действует между неподвижными поверхностя- ми взаимодействующих тел и изменяется от нуля до максималь- ного значения F тр.max = m0 N, где m0 - коэффициент трения покоя, N — сила реакции опоры. · Сила трения скольжения F тр = m N — возникает при относительном движении соприкасающихся тел, где m — коэффициент трения скольжения. · Сила сопротивления F сопр» bu n, где b — коэффициент сопротивления, n — показатель степени за- висящий от величины скорости. · p = m u — векторная величина, характеризующая движение тела. • Первый закон Ньютона — материальная точка в инерциальной сис- теме отсчета сохраняет состояние покоя или равномерного прямо- линейного движения, если на нее не действуют силы или их дей- ствие скомпенсировано.
· Втор�ой закон Ньютона � F a =, m � — ускорение a, материальной точкой в инерциальной системе от- счета прямопропорционально действующей на точку силе, обрат- но пропорционально массе и совпадает по направлению с силой. · Уравнение движения — второй закон Ньютона, записанный в фор- ме дифференциального уравнения второго порядка
m d r = F, dt 2
ме отсчета.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.373 с.) |