Расчёт двуставочного тарифа на электроэнергию для населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчёт двуставочного тарифа на электроэнергию для населения



Для расчёта двухставочного тарифа на электроэнергию с социальной нормой потребления необходимо определить размер данной нормы. В таблице 2.3.1 представлены данные о нормативном потреблении электроэнергии, установленные постановлением Правительства РБ от 12.01.2007 года №2 «Об утверждении нормативов потребления населением РБ электроэнергии для бытовых нужд при отсутствии или неисправности индивидуальных приборов учёта.

Таблица 2.3.1

Нормативы потребления населением Республики Башкортостан электроэнергии для бытовых нужд

Кол-во комнат Норматив потребления на одного человека в месяц (кВт-ч) при количестве проживающих
        5 и более
           
           
           
4 и более          

Домохозяйства - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц. Распределение численности домохозяйств в Республики Башкортостан по данным переписи населения 2010 года представлены в таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2

Распределение жилых помещений по числу проживающих

Количество человек Состав одного домохозяйства
человек %
     
1 человек   22,65
2 человека   28,07
3 человека   24,45

Продолжение таблицы 2.3.2

4 человека   17,14
5 и более человек   7,69

Из данной таблицы видим, что большинство домохозяйств состоит из двух-трёх человек, тогда для расчётов примем значения социальной нормы потребления электроэнергии в размере в расчёте на одного потребителя.

При расчёте двухставочного тарифа используем оценку предельных издержек производства электроэнергии, которые были предоставлены ОАО «ЭСК Башкортостана»: 71 копейка за 1 кВт-ч. Постоянные издержки равны 93,44 рубля в месяц на одного человека. Значит, увеличение объёма выпуска электроэнергии на 1 кВт-ч в краткосрочном периоде обойдется компании в 71 копейку. Кроме того независимо от объёма выпуска ОАО «ЭСК Башкортостана» тратит на поддержание мощности в рабочем состоянии в расчёте на одного человека 93,44 рубля в месяц.

Результатом решения системы уравнения с заданными параметрами и прожиточным минимум на 3 квартал 2011 года 5485 руб. является следующий двухставочный тариф на электроэнергию:

(2.3.1)

При этом значение предельного дохода составляет в месяц. Используя оценку плотности распределения по доходам, определим процент с доходом ниже предельного – 1,06. Таким образом, 1,06% потребителей электроэнергии остановятся на уровне потребления 76 кВт-ч, остальные будут приобретать большее количество электроэнергии.

Расходы потребителей при данном двухставочном тарифе вычисляются по формуле:

(2.3.2)

Например, если потребитель приобретает в месяц только 76 кВт-ч электроэнергии, то его расходы составят 50 рублей 16 копеек. Заметим что при действующем в настоящий момент в Республики Башкортостан одноставочном тарифе 1,91 кВт-ч, расходы этого потребителя составляют 145 рублей 16 копеек. Таким образом, переход к предложенному двухставочном тарифу уменьшает расход данного потребителя на 95 рублей. Причём это уменьшение в расходах произойдёт не за счёт государственного бюджета, а за счёт «богатых» потребителей. Например, потребитель приобретает 150 кВт-ч электроэнергии заплатит за них по двухставочном тарифу 287 рубля 70 копеек. При действующем одноставочном тарифе 1,91 кВт-ч, расходы этого потребителя составляют 382 рубля. Таким образом, расход данного потребителя увеличиться на 94 рублей 30 копеек.

В программе рассчитываются также излишки потребителей при предложенном двухставочном тарифе и одноставочном тарифе , действующей в настоящий момент для населения Республики Башкортостан. Потребительский излишек – это разница между максимумом, который потребитель готов заплатить за каждый кВт-ч электроэнергии, и ценой этого кВт-ч в соответствии с тарифом.

Средний потребительский излишек при одноставочном тарифе вычисляется по формуле:

(2.3.3)

Излишек потребителя со значением дохода при одноставочном тарифе представляет собой площадь заштрихованного треугольника, изображённого на рис. 2.3.1.

При действующем в 2012 году тарифе на электроэнергию в Республики Башкортостан 1,91 руб./кВт-ч средний потребительский излишек составляет .

Излишек для потребителя доходом рассчитывается как:

(2.3.4)

Излишек для потребителя доходом рассчитывается как:

(2.3.5)

Рис. 2.3.1 Излишек потребителя со значением дохода при одноставочном тарифе

Излишек потребителя со значениям дохода при применении социально-ориентированной модели двухставочного тарифа представляет собой площадь заштрихованной фигуры изображения на рис. 2.3.2.

Средний потребительский излишек покупателя при применении двухставочного тарифа рассчитывается по формуле:

(2.3.6)

Подставляя известные значения социального тарифа руб./кВт-ч, социальной нормы потребления , предельного дохода 12743 руб. и экономически обоснованной цены руб./кВт-ч, получим следующие значения среднего потребительского излишка при двухставочном тарифе .

 

Рис. 2.3.2. Излишек потребителя со значением дохода при социально-ориентированном двуставочном тарифе

Пусть выигрыш в среднем потребительсвом излишке при пeреходе от одноставочного к двуставочного тарифу: Тогда при и выигрыш в среднем потребительском излишке при переходе от одноставочного тарифа к двухставочному составит .

В таблице 2.3.3 представлены результаты моделирования социального тарифа , экономически-обоснованной цены на электроэнергию , предельного дохода и выигрыша в среднем потребительском излишке при различных начальных значениях социальной нормы потребления .

Регулирующие органы, использую данную методику формирования тарифов на электроэнергию для бытовых потребителей, могутутверждать ставки двухставочного тарифа для населения основываясь например, на изменении значения выигрыша в потребительском излишке. С учётом данного показателя наиболее предпочтительным являеться следующий тариф для населения: потребитель оплачивает социальную цену руб./кВт-ч за первые кВт-ч потреблённой электроэнергии, а за остальные, потреблённые сверх этой нормы кВт-ч цена составит руб./кВт-ч.

Для получения льгот на оплату жилищно-комунальных услуг в настоящий момент малоимущие граждане должны каждый пол года предоставлять в орга социальной защиты ряд документов, в частности, справки о доходах каждого члена семьи. Органы социальной защиты с предоставленными документами работв оплачиваеться за счёт государственного бюджета. Предложенный двухставочный тариф полностью упраздняет работу органов социальной защиты связанную с назначением субсидий на оплату электроэнергии. Потребители сами дифференцируют себя на «богатых» и «бедных», регулирую уровень электропотребления.

Из полученной таблицы мы видим что наиболее предпочтительным являеться тариф при котором за первые 74 кВт-ч мы платим социальную цену руб./кВт-ч а за остальные .

Таблица 2.3.3

Результаты расчёта двухставочного тарифа и выигрыша в среднем потребительском излишке при применении разлицных значений социальной нормы потребления

кВт-ч руб./кВт-ч руб./кВт-ч руб. Процент населения с доходом ниже , руб.
  1,06 1,07 5485,00 0,00 42,09
  0,94 1,51 6126,74 0,01 47,75
  0,84 2,20 6891,83 0,10 57,83
  0,73 3,17 7729,82 0,68 41,94

 

Продолжение таблицы 2.3.3

  0,66 3,21 7975,61 1,06 38,55
  0,58 3,81 8539,54 2,61 31,96
  0,52 4,81 9272,28 6,60 22,69

Следует подчеркнуть что предлагаемая модель тарифа не перекладывает бремя перекрёстногоо субсидирования молаобеспеченных слоёв населения на болеебогатые слои населения, поскольку каждый потребитель самостоятельно выбирает тот объём электроэнергии который он будет потреблять. Обеспеченные потребители также имеют возможность получить часть электроэнергии по дешевому(социальному) тарифу. Их никто не завтляет потреблять больше – это их выбор.

Предлагаемая модель позволяет сформировать тарифную систему таким образом чтобы защитить низкодоходную категорию потребителей электроэнергии от резкого повышения цены на электроэнергию в процессе доведения тарифов до экономически обоснованного уровня. Наряду с этим данная модель обеспечиват безубыточность постащиков электроэнергии. Внедрение предпологаемой модели позволит повысит финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность энергокомпании, а также будет способствовать постепенной ликвидации перекрёстного субсидирования населения промышленными потребителями в процессе реформирования электрэнергетики.

 

 

 

Заключение

Исследована существующая система образования тарифов на электроэнергию. Подробнее рассмотрен порядок формирования тарифов на электрическую энергию (мощность), установленный нормативными актами Российской Федерации. В Российской Федерации тарифы на электрическую энергию (мощность) регулируются Региональными энергетическими комиссиями. В основе регулирования лежит затратный принцип – принцип обоснования необходимых затрат для производства и передачи электрической энергии. Расчеты тарифа могут осуществляться как специализированными расчетными центрами, так и экономистами предприятий. Так же указаны основные положения регулирования энергоснабжающих предприятий. Описана система государственного регулирования экономики, указаны некоторые ее недостатки.

Проанализированы существующие подходы к формированию тарифов на электроэнергию. Установлено, что проблеме формирования тарифов на электроэнергию посвящён целый ряд работ, но по-прежнему малоизученным аспектом этой проблемы остается социальная защита наименее обеспеченных слоёв населения в процессе доведения тарифов на электрическую энергию до экономически обоснованного уровня. Кроме того, при решении вопроса об определении тарифных ставок недостаточно широко используются возможности современного математического аппарата.

Разработана модель социально-ориентированного двухставочного тарифа на электроэнергию для населения Республики Башкортостан, позволяющая рассчитать тариф: первый за социальную норму потребления, второй экономически обоснованный из условия безубыточности электрокомпании. Таким образом, в данном тарифообразовании учитываются интересы не только населения, но и интересы поставщиков электроэнергии. Из построенной модели социально-ориентированного двухставочного тарифа на электроэнергию для населения видим, что наиболее предпочтительным для потребителей Республики Башкортостан является тариф, при котором потребитель оплачивает социальную ставку руб./кВт-ч за первые потреблённой электроэнергии а за остольные .

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.019 с.)