Глава 2. Моделирование социально-ориентированного двухставочного тарифа на электроэнергию для населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Моделирование социально-ориентированного двухставочного тарифа на электроэнергию для населения



Начавшийся в 1992 году переход России к рыночной экономике обусловил необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике России. Основополагающие направления для проведения реформ в электроэнергетике Российской Федерации изложены в Постановлении РФ №526 от 11 июля 2001 года.

В процессе либерализации отрасли должны были решить следующие задачи:

- создание конкурентных рынков электроэнергетики;

- уменьшение доли государственного регулирования в управлении электроэнергетикой;

- разграничение монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности в электроэнергетике;

- ликвидации перекрёстного субсидирования.

С 1 июля 2008 года прекратило своё существование РАО «ЕЭС России» это стало важнейшим звеном реформы в электроэнергетике.

Основным механизмом реорганизации явилось выделение из состава РАО «ЕЭС России» самостоятельно функционирующих профильных компаний путём дифференциации по видам деятельности. В результате на основе «РАО ЕЭС России» были созданы следующие субъекты и группы объектов:

-генерирующие компании, в которых объединены генерирующие активы;

- энергосбытовые компании занимающие продажей электроэнергии потребителям;

- сетевые компании, объединяющие магистральные и региональные распределительные электрические сети;

- субъекты оперативно-диспетчерского управления;

- коммерческая инфраструктура оптового рынка.

Ценообразование на электрическую энергию схематично можно разбить на два рынка:

- на оптовом рынке;

- на розничном рынке.

Ценообразование на розничных рынках напрямую зависит от формирования цены на оптовом рынке электроэнергии. Потребители на розничных рынках оплачивают часть покупаемой электроэнергии по регулируемой цене, а часть по свободной. В настоящее время тариф на электроэнергию в виде предельных минимальных и максимальных значений тарифа для населения подлежит государственному регулированию. Федеральной службой по тарифам данные параметры устанавливаются ежегодно для всех субъектов Российской Федерации.

Основной особенностью новой системы ценообразования на розничном рынке является синхронизация с процессом либерализации на оптовом рынке. Это предполагает поставку части объемов по регулируемой цене, а части – по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке электрической энергии в рамках предельного уровня нерегулируемых цен. К 2011 году, согласно планам правительства России, по свободным ценам будет продаваться 100% электроэнергии на оптовом рынке, и эта свободная цена будет транслироваться на розничные рынки электроэнергии.

В связи с завершением процесса реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» и постепенной либерализацией электроэнергетического рынка в соответствии с планами Правительства РФ особенно актуальным становится вопрос защиты интересов потребителей, и прежде всего – населения.

В конце 2007 года было принято принципиальное решение о сохранении регулирование розничных рынков электроэнергии для населения и приравненных к нему групп потребителей вплоть до 2014 года. После этого периода розничные цены попадут в прямую зависимость от оптовых. Таким образом, для населения на переходный период гарантируется поставка всего фактического объема по регулируемым ценам.

Рост тарифов для населения в год составляет порядка 10-15%. Учитывая, что рост тарифов естественных монополий в обозримом будущем продолжится, очень важно разработать меры социальной защиты наименее обеспеченных групп населения. Большие возможности для этого предоставляют многоставочные тарифы, дифференцированные по объему потребления.

Многоставочные тарифы на электроэнергию рассматривались разными авторами. Предложены оптимизационные модели двухставочного и многоставочного тарифов на электроэнергию. Критерием оптимизации является максимум функции общественного благосостояния при условии заданного уровня прибыли энергокомпании, т. е. по принципу эффективного ценообразования. Тарифы имеют ставки, снижающиеся по мере роста объема потребления электроэнергии. На высоких уровнях потребления ставки близки к предельным издержкам. Подобные тарифы используются во многих странах.

Однако, в условиях, когда дифференциация населения по доходам велика, многие домохозяйства находятся за чертой бедности, тарифы с высокими ставками на низких уровнях потребления неприемлемы. Поэтому в модели, целью построения двухставочного тарифа является не максимизация общественного благосостояния, а социальная защита наименее обеспеченных групп населения. Первая ставка за объем потребления, равный социальной норме, низкая. Вторая ставка выбирается из условия безубыточности энергокомпании. Такой тариф перекладывает нагрузку по оплате электроэнергии на группу населения с высоким уровнем электропотребления, который при прочих равных условиях, свидетельствует о высоком уровне доходов. Возможность применения такого подхода подкрепляется тем, что в 2010 г. денежные доходы 10% самых богатых россиян превосходили доходы такого же количества самых бедных, по данным Федеральной службы государственной статистики в 15-17 раз.

Представленная модель тарифа на электроэнергию поможет решить проблему социальной защиты малообеспеченных слоев населения без привлечения бюджетных средств.

Будем предполагать, что спрос потребителя на электроэнергию зависит от цены, дохода и, возможно, ряда других факторов. Для построения двухставочного тарифа существенны только факторы цены и дохода, поэтому для функции спроса будем использовать обозначение .

Пусть минимальный среднедушевой доход составляет , тогда – функция спроса потребителей с минимальным среднедушевым доходом. Будем считать, что значение социальной нормы потребления задано. Тогда определим социальный тариф как , где обратная функция спроса для потребителя с минимальным доходом.

Обозначим вторую ставку тарифа через . Эту ставку будем выбирать из условия безубыточности энергокомпании.

Самые «бедные» потребители остановятся на уровне потребления . Это потребители с доходом ниже, чем предельный доход , обозначенном на рис 2.1. Значения определяется как корень уравнения:

Как показано на рис.2.1, потребители с доходом будут покупать электроэнергии в количестве больше , остальные – .

Вычислим прибыль энергокомпании при двухставочном тарифе (, ). Предположим, что предельные издержки энергокомпании составляют рублей (при производстве каждой дополнительной единицы продукции), а постоянные издержки рублей (в расчете на одного потребителя).

 

Рис. 2.1 Двухставочный тариф на электроэнергию и функции спроса потребителей с различным уровнем дохода

Доход будем рассматривать как случайную величину с известной функцией распределения и плотностью распределения . Тогда доля потребителей, имеющих доход меньше чем , равна .

Все потребители приобретут по крайней мере кВ-ч электроэнергии. Прибыль электрокомпании от продажи этих кВ-ч в расчёте на одного человека составит

Потребители с доходом приобретут часть электроэнергии (а именно, по цене и принесут электрокомпании дополнительную прибыль в размере:

(2.1)

Общая прибыль энергокомпании составит:

(2.2)

Приравнивая прибыль к постоянным издержкам получим:

(2.3)

Решив систему уравнений, найдём значение и ;

(2.4)

Приведём пример построения предложенного двухставочного тарифа применительно к розничному рынку электроэнергии Республики Башкортостана. Построение двухставочного тарифа будет состоять из трёх этапов:

1) построение и оценка функции спроса электроэнергии населением;

2) построение функции плотности распределения населения по среднедушевому доходу;

3) расчёт двуставочного тарифа на электроэнергию для населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.008 с.)