Регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) в Российской Федерации



На территории Российской Федерации поставки электрической энергии всем потребителям и оказание услуг на потребительском рынке электроэнергии и мощности осуществляются по тарифам (нормативам), утвержденным в соответствии с Законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования, устанавливаемыми правительством Российской Федерации, и Методическими указаниями о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке (далее - Методические указания), утвержденными Федеральной комиссией.

Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию на потребительском рынке осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность) и тарифов на услуги, оказываемые на указанном рынке.

Регулирование тарифов на электрическую энергию производится по инициативе энергоснабжающей организации или инициативе регулирующего органа.

Энергоснабжающая организация имеет право обратиться в Региональную комиссию, с просьбой о пересмотре тарифов на электрическую энергию при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1) изменение затрат на производство и передачу электрической более чем на 2 процента, вызванное изменением баланса электрической энергии и мощности, ростом цен на топливо, оборудование, другие материальные ресурсы или пересмотром условий тарифного соглашения по заработной плате;

2) изменения перечня и размера, установленных нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обязательных отчислений и платежей;

3) изменение процентной ставки Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков по долгосрочным кредитам на внутреннем рынке более чем на 3 процента;

4) наступление событий, появлений которых было маловероятно, и которые оказали существенное воздействие на состояние энергоснабжающей организации (форс - мажорные обстоятельства).

Регулирование тарифов на электрическую энергию по инициативе Региональной комиссии осуществляется в следующем:

Региональная комиссия при наличии одного или нескольких условий, перечисленных в выше, может дать энергоснабжающей организации предписание представить в месячный срок предложения по установлению тарифов на электрическую энергию (размера платы за услуги).

Внесение предложений, их рассмотрение и принятие решений осуществляется в соответствии с разделами II и III «Порядка утверждения и изменения тарифа на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г, № 121.

В случае, если энергоснабжающая организация, осуществляющая деятельность на потребительском рынке, не представила в установленный срок предложения, Региональная комиссия может самостоятельно подготовить предложения в соответствии с Методическими указаниями и представить их в Федеральную комиссию на рассмотрение в качестве разногласий при государственном регулировании тарифов. Федеральная комиссии рассматривает предложения и принимает решение об уровне тарифов и сроках их введения в соответствии с порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Постановлением правительства российской Федерации от 4 февраля 1997г, № 121 и порядком рассмотрения разногласий при обращении в Комиссию, установленным Правительством российской Федерации.

Процедура рассмотрения, утверждения и применения тарифов на электрическую энергию (мощность) устанавливается в соответствии с "Порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 121.

Региональные комиссии в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за экономическую обоснованность утверждаемых ими тарифов (нормативов), за своевременность их введения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.

Основой расчетов по обоснованию и регулированию тарифов на электрическую энергию (мощность) является баланс электрической энергии (мощности) энергоснабжающей организации, разработанный исходя из утвержденного Федеральной комиссией баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам ФОРЭМ (баланс электроэнергии и мощности ФОРЭМ).

Утверждённый баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергосистемы России по субъектам является обязательным при установлении региональными Энергетическими комиссиями тарифов на электрическую энергию (мощность) [11].

Тарифы на электрическую энергию (мощность) дифференцируются по категориям (группам) потребителей исходя на: соответствия устанавливаемых для различных категорий потребителей тарифов реальным затратам энергоснабжающих организаций по родству, передаче и распределению электрической энергии для конкретной категории (группы) потребителей, равноприбыльности энергоснабжения различных категорий потребителей.

В качестве основного фактора дифференциации принимается уровень напряжения к точки подключения потребителя к электрической сети энергоснабжающей организации, кроме этого, учитывается режим использования потребителями различных категорий заявленной максимальной электрической мощности (значения плотности индивидуальных графиков нагрузки потребителей).

В настоящее время используются:

а) три категории потребителей электрической энергии (мощности):

- потребители, получающие электрическую энергию (мощность) от энергоснабжающей организации на высоком напряжении - 110 кП (60 кП) и выше;

- потребители, получающие электрическую энергию (мощность) от энергоснабжающей организации на среднем напряжении - 35 - 6 кВ;

- потребители, получающие электрическую Энергию (мощность) от энергоснабжающей организации на низком напряжении - 0,4 кВ (и ниже);

б) распределение потребителей электрической по группам - в соответствии с утвержденной в установленном порядке формой отраслевой статистической отчетности N 46-эс "Полезный отпуск электрической и тепловой энергии".

В процессе рассмотрения и утверждения тарифов на электрическую энергию (мощность) энергоснабжающая организация представляет на рассмотрение РЭК предложения по утверждению тарифов на электрическую энергию, включая:

- определение (экономическое обоснование) общей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) по регулируемым видам деятельности на период регулирования,

- определение вида и объемов продукции (услуг) в натуральном выражении, поставляемых энергоснабжающей организацией потребителям по регулируемой деятельности;

- распределение общей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) между видами продукции по регулируемой деятельности;

- расчет тарифов (размера платы за услуги): среднего по энергоснабжающей организации и по категориям (группам) потребителей.

По результатам рассмотрения представленных энергоснабжающей организаций материалов Региональная комиссия утверждает тарифы на электрическую энергию (мощность) по категориям (группам) потребителей региона, обслуживаемого данной энергоснабжающей организацией [15].

Тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3-х вариантах:

1) одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии (мощности);

2) двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт электрической мощности;

3) одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.

Потребители, в том числе покупающие часть электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам, самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию, не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов (с внесением в установленном порядке соответствующих изменений в договор с указанной организацией). При отсутствии такого уведомления (невнесения соответствующих изменений в договор) расчет за электрическую энергию (если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон) производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон [13].

Потребители, покупающие часть электрической энергии на оптовом рынке, производят расчеты за электрическую энергию (мощность), купленную на розничном рынке, по тарифам, установленным для данных потребителей в соответствии с настоящим пунктом.

Регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:

1) средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;

2) сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы, за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;

3) сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;

4) стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.

В счетах на оплату электрической и тепловой энергии (мощности) помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.

При установлении регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке и на розничном рынке в необходимую валовую выручку не включаются финансовые результаты деятельности (прибыль или убытки) при торговле электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам.

При отпуске электрической энергии энергоснабжающая организация (покупки электроэнергии) на оптовый и розничный рынки необходимая валовая выручка энергоснабжающей организации (покупки электроэнергии), учитываемая при расчете тарифов (цен) на электрическую энергию, отпускаемую потребителям розничного рынка, рассчитывается по следующей формуле:

,

где необходимая валовая выручка энергоснабжающей организации (ПЭ), учитываемая при расчете тарифов (цен) на электрическую энергию, отпускаемую потребителям розничного рынка;

необходимая валовая выручка энергоснабжающей организации (ПЭ), учитываемая при расчете тарифов (цен) на электрическую энергию, отпускаемую на оптовый и розничный рынки;

и отпуск электрической энергии энергоснабжающей организацией (покупки электроэнергии) соответственно на розничный рынок и суммарно на оптовый и розничный рынки [15].

Экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) энергоснабжающих организаций по регулируемым видам деятельности производится ими исходя из действующих норм и нормативов расходования топлива, основных и вспомогательных материалов для эксплуатационных и ремонтных нужд и прогнозируемых цен и тарифов.

Расчет средств, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), производится по следующим составляющим затрат:

а) сырье, основные и вспомогательные материалы, запасные части для ремонта оборудовании - исходя из действующих норм и прогнозируемых на период регулирования цен на сырье и материалы;

б) работы и услуги производственного характера - исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и других) работ и цен и тарифов на указанные работы и услуги, прогнозируемых на период регулирования,

в) топливо на технологические цели при производстве электрической энергии:

- для тепловых электростанций - на основании норм удельных расходов топлива при производстве электрической энергии (рассчитываются на базе утвержденных в установленном порядке нормативных характеристик энергетического (генерирующего) оборудования и планируемого режима работы оборудовании на период регулирования, прогнозируемых цен на топливо и тарифов на его перевозку;

г) топливо всех видов на иные технологические цели (отопление зданий, обслуживание производства транспортом предприятия и т.п.) - исходя из действующих норм и цен, прогнозируемых на период регулирования;

д) покупная энергия всех видов:

- электрическая энергия (мощность), приобретенная на оптовом рынке и (или) от других производителей для дальнейшей переработки, транспортировки, распределения и продажи потребителям, а также на технологические цели, - исходя из утвержденных в установленном порядке баланса электрической анергии и мощности и тарифов на электрическую энергию;

- электрическая и тепловая энергия, приобретенная на хозяйственные (производственные) нужды, - исходя из нормативных (расчетных) объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования;

е) затраты на оплату труда персонала, занятого в регулируемой (основной) деятельности, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;

ж) отчислений на социальные нужды (на социальное страхование, в фонд занятости, на обязательное медицинское страхование, в пенсионный фонд и другие отчисления, предусмотренный действующим законодательством) в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;

з) амортизация основных фондов - по нормам амортизационных отчислений, утвержденным в установленном нормативными призовыми пунктами Российской Федерации порядке;

и) прочие затраты, в том числе:

- целевые средства организаций, формируемые энергоснабжающими организациями и производителями энергии, в т.ч. средства на проведение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ - а размере 1,5 процента себестоимости продукции (работ, услуг) для финансирования работ по научно - техническому развитию, инвестиционные и страховые средства - в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации,

- плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду в соответствии с действующими экологическими нормативами;

в установленном

- уплата процентов по полученным кредитам и по бюджетным ссудам (в том числе на создание сезонных запасов топлива нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке;

- затраты на подготовку и переподготовку кадров (в части, относимой на себестоимость) в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке;

- амортизация по нематериальным активам в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- абонентная плата за услуги по организации функционирования и развитию единой энергетической системы России и плата за иные услуги, предоставляемые на оптовом рынке, - в соответствии с утвержденным Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации размером;

- отчисления в ремонтный фонд (в случав его формирования) на основе норм и программ проведения ремонтных работ и норм расходования материальных и трудовых ресурсов и прогнозируемых на период регулирования цен;

- непроизводственные расходы (налоги и другие обязательные сборы, отчисления и платежи), относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), и соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- финансирование работ по конверсии оборонных производств на особо опасных объектах в размере 3-х процентов себестоимости реализуемой продукции (для организации атомной энергетики, включенных в перечень особо опасных объектов);

- финансирование мероприятий по социальной защите населения, проживающего на прилегающих к особо опасным объектам территориях, а также по развитию соответствующей социальной инфраструктуры - в размере 1 процента себестоимости реализуемой продукции (для организаций атомной энергетики, включенных, а перечень особо опасных объектов);

- другие затраты, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), - исходя из нормативных правовых актов Российской Федерации.

Расчет средств, расходуемых из прибыли, производится по следующим составляющим:

а) развитие производства, в том числе на капитальные вложения, - исходя из программы производственного развития согласованной в установленном порядке;

б) социальное развитие, включая капитальные вложения и образование фонда потребления, исходя из программы социального развития, согласованной с регулирующим органом;

в) дивиденды по акциям с учетом развития производства, состояния фондового рынка и уровнем дивидендов, а в отраслях со схожими видами деятельности;

г) налоги, уплачиваемые за счет прибыли в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

д) расходы на прочие цели, включая платежи за превышение предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, уплату процентов по полученным кредитам и по бюджетным ссудам в части, относимой на прибыль, отчисления из прибыли, а резервные и другие фонды, а также отчисления из прибыли на другие цели - и соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации

Расчет потребности энергоснабжающих организаций в финансовых средствах на производственное, научно - техническое и социальное развитии производится с учетом всех источников финансирования на основании принятых в установленном порядке схем развитии и инвестиционных программ.

Виды и объемы продукции (услуг) в натуральном выражении, поставляемые энергоснабжающими организациями, определяются на основании утвержденных и согласованных в установленном Федеральной комиссией порядка баланса электрической энергии (мощности).

Распределение общей потребности в финансовых средствах энергоснабжающей организации производится между всеми видами продукции (услуг).

При расчете тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую потребителям, в калькуляции себестоимости энергии выделяется 40% от стоимости покупной энергии, относимой к условно - постоянным затратам и 60% - к переменным составляющим затрат. При расчетах за покупную энергию по двухставочным тарифам, а расчет условно - постоянных затрат энергоснабжающей организации включаются затраты на покупку мощности (по ставке тарифа на мощность), и в расчет переменных составляющих затрат включаются затраты на покупку энергии (по ставке тарифа на электрическую (тепловую) энергию).

При расчетах тарифа на электрическую энергию (мощность), отпускаемую энергоснабжающими организациями другим энергоснабжающим организациям, приобретающим электрическую энергию для перепродажи (потребителям - перепродавцам), последние рассматриваются в качестве потребителей с установлением для них тарифов на электрическую энергию на общих с другими потребителями основаниях, исходя из диапазонов напряжений, на которых они получают энергию [11].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.029 с.)