Развитие экспериментальной психологии в Германии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие экспериментальной психологии в Германии.



Вопросы к экзамену «История психологии»

1. Предмет и задачи истории психологии; функции истории психологии в современной психологической науке.

2. Психологические взгляды в Древней Греции и в Древнем Риме.

3. Развитие психологии в учениях мыслителей Арабского Востока, средневековой Европы и эпохи Возрождения.

4. Общая характеристика психологии в Новое время.

5. Психологические концепции в учениях XVII века (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза).

6. Психологическое содержание учений Т. Гоббса, Д. Локка и Г. Лейбница.

7. Английская ассоциативная психология XVIII века (Д. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли).

8. Развитие ассоцианизма в XIX веке (Т. Браун, Д. Милль, Д. С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер.

9. Предмет и методы эмпирической психологии сознания (Ф. Герберт и его ученики).

10. Психологические взгляды А. Герцена, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского.

11. Естественнонаучные основы выделения психологии в самостоятельную науку. Первые программы построения психологии как самостоятельной науки (В. Вунд, Ф. Брентано, И.М. Сеченов).

12. Развитие экспериментальной психологии в Германии.

13. Структурализм и функционализм в американской психологии.

14. «Открытый кризис» в психологии, его причины, периодизация, условия, характер.

15. Описательная психология.

16. Французская социологическая школа.

17. Поведение как предмет изучения в бихевиоризме Э. Торндайка и Э. Уотсона.

18. Необихевиоризм Э. Толмана, К. Халла, Б. Скиннера.

19. Глубинная психология. Понятие «бессознательного» в психоанализе З. Фрейда.

20. Индивидуальная психология А. Адлера.

21. Аналитическая психология К. Юнга.

22. Развитие психоаналитических идей в неофрейдизме.

23. Основные концепции гештальтпсихологии.

24. Основные теории когнитивной психологии.

25. Гуманистическая психология: основные представители и идеи.

26. Гуманистическая психология К. Роджерса.

27. Проблема самоактуализации личности в психологическом учении А. Маслоу.

28. Логотерапия С. Франкла.

29. Отечественная психологическая мысль на рубеже XIX – XX веков.

30. Возникновение и становление советской психологии.

31. Развитие психологии в годы войны и послевоенный период.

32. Развитие психологии в 60 – 80 годы XX века.

33. Культурно – историческая концепция Л. Выготского.

34. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

35. Деятельностный подход в психологической теории С.Л. Рубинштейна.

36. Теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина.

37. Теория установки Д.Н. Узнадзе.

38. Развитие зарубежной психологии на рубеже XX – XXI веков.

39. Развитие российской психологии на рубеже XX – XXI веков.

40. Имя в психологии.


 

11. Естественнонаучные основы выделения психологии в самостоятельную науку. Первые программы построения психологии как самостоятельной науки (В. Вунд, Ф. Брентано, И.М. Сеченов).

К 70-м годам XIX века созрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в научную дисциплину, отличную от других. На различных участках экспериментальной работы (Вебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и многие другие) складывались представления об особых закономерностях и факторах, отличных как от физиологических, так и от тех, которые относились к психологии в качестве ветви философии, имеющей своим предметом явления сознания, изучаемые внутренним опытом. Наряду с лабора­торной работой физиологов по изучению органов чувств и движений, успехи эволюционной биологии и медицинской практики (применяющей гипноз при лечении неврозов) готовили новую психологию. Открывался целый мир психических явлений, доступных такому же объективному изучению, как любые другие природные факты. Было установлено, с опорой на экспериментальные и количественные методы, что в этом психическом мире действуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделения психологии как от физиологии, так и от философии.

Когда время приспело, говорил Гете, яблоки падают одновременно в разных садах. Время приспело для определения статуса психологии как самостоятельной науки, и тогда почти одновременно сложилось несколько программ ее разработки. Они по-разному определяли предмет/метод и задачи психологии, вектор ее развития.

Наибольших успех выпал на долю известного немецкого психолога, физиолога, философа Вильгельма Вундта (1832 – 1920). Он пришел в психологию из физиологии (одно время был ассистентом Гельмгольца) и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Назвав эту дисциплину “физиологической психологией”, он стремился расстаться со спекулятивным прошлым психологии. “Основы физиологической психологии” (1873 -1874) - так назывался его монументальный труд, воспринятый как свод знаний о новой науке.

Вильгельм Вундт разработал программу психологии как самостоятельной науки. Им написаны “Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), “Лекции о душе человека и животных” (1863), десятитомник “Психология народов" (1900- 1920).

Организовав в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии (1879), а впоследствии - первый специальный психологический институт, он занялся темами, заимствованными у физиологов – изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики. Приняться за анализ обширной области душевных явлений с помощью приборов и экспериментов. К Вундту стала стекаться молодежь из многих стран. Возвращаясь домой, они создавали там лаборатории, сходные с лейпцигской.

Согласно Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту и поэтому должны изучаться культурно-историческим методом. Опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры Вундт предпринял в труде “Психология народов”: “Так как индивидуальная психология имеет своим предметом связь душевных процессов в едином сознании, то она пользуется абстракцией... Индивидуальная психология только взятая вместе с коллективной образует целое психологии...”.

Концепция Брентано стала источником нескольких направлений западной психологии, Она придала импульс разработке понятия о психической функции как особой деятельности сознания, которое не сводилось ни к элементам, ни к процессам, но считалось изначально активным и предметным.

От уровня теоретических представлений о предмете психологии следует отличать уровень конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадал все более широкий круг явлений. Давним, с платоновских времен, “гостем” психологии являлось представление об ассоциации, Оно получало различные толкования. В одних философских системах (Декарт, Гоббс, Спиноза, Локк, Гартли) ассоциация рассматривалась как связь и порядок телесных впечатлений, появление одного из которых вызывает по закону природы смежные с ним. В других системах (Беркли, Юм, Томас Браун, Джеймс Милль и др.) ассоциация означала связь ощущений во внутреннем опыте субъекта, не имеющую отношения ни к организму, ни к порядку испытанных им внешних воздействий. С рождением экспериментальной психологии изучение ассоциаций становится ее излюбленной темой, которая разрабатывалась в нескольких направлениях.

 

Описательная психология.

Описательная психология (descriptive psychology) - происхождение термина описательная психология исторически связано в первую очередь с именами двух немецких философов - Ф. Брентано и В. Дильтея, причем на разных этапах своей научной карьеры оба ученых вкладывали в него разный смысл. После непродолжительного периода забвения методы описательного и качественного анализа вновь становятся объектом повышенного внимания психологов. По мнению Брентано, О. п. ограничивает свой предмет только внутренними перцепциями. Как Тео де Бур пишет в своей статье "Описательный метод Франца Брентано" (The descriptive method of Franz Brentano), в начале своей научной карьеры Брентано считал О. п. исключительно подготовительным этапом общей психологии, на к-ром раскрывается и проясняется то, что находится в душе человека, с тем чтобы Генетическая психология могла установить причинные законы одновременности и последовательности. В дальнейшем О. п. трансформировалась для Брентано в самостоятельную отрасль знания, к-рую он намеревался превратить в основу таких нормативных наук, как логика и этика. Именно эти представления Брентано и повлияли на Э. Гуссерля, к-рый тж начал с идеи О. п., однако позднее переименовал ее в феноменологию, к-рую он намеревался сделать научным фундаментом филос. знания.

В своей статье "Мысли об описательной и расчленяющей психологии" (Ideas concerning a descriptive and analytic psychology) Дильтей проследил идею описательной науки от X. Вольфа и Э. Канта, подчеркивавшего разницу между описательным и объяснительным методами, до Т. Вайца, к-рый наметил примерную комплементарную программу дескриптивной и объяснительной психологии и идеи к-рого Дильтей подверг дальнейшей переработке. Изначально Дильтей рассматривал психологию как основу всех наук о чел. Однако подходы и содержание совр. ему психологии, созданной и развивавшейся благодаря трудам Гербарта, Фехнера и Вундта, были столь ограниченными, что Дильтей обратился к идее О. п. как источнику информ. о фактах сознания именно в том виде, в каком оно их обнаруживает, а не в виде реконструкций гипотетических элементов, что пыталась предложить объяснительная психология. Вместо этого О. п. в качестве своего объекта выбирала "взрослого человека с развитой психической жизнью", к-рую надлежало "охватить, описать и проанализировать во всей ее полноте". Исходя из этого, можно увидеть, что Брентано и Дильтей по-разному понимали сущность О. п. Брентано (в начале своей ученой карьеры) рассматривал О. п. как необходимый этап развития психологии, впоследствии дополняемый объяснительной психологией, тогда как Дильтей противопоставлял одну систему другой.

В дальнейшем в своей трактовке О. п. Брентано приблизился к т.зр. Дильтея (к идее о самостоятельной науке, играющей роль основы нормативных наук), однако определенные различия в их интерпретациях все же существуют, отражая различия в мировоззрении этих двух философов. На более поздних этапах своей карьеры Дильтей уже выражал сомнения в том, что даже такая наука, как О. п., на самом деле может служить основой для всех наук, изучающих чел. Описательная психология по сей день яв-ся растяжимым понятием, но его толкование больше не ограничивается его ист. смыслами. Его осн. значение состоит в том, что психич. явления должны описываться в том виде, как они переживаются и эксплицитно выражаются. Феноменологические инсайты вывели О. п. за границы сферы внутренней перцепции (внешние перцепции, понимаемые как "присутствия", могут также описываться), а давление конкретных проблем привело к определенным прорывам в методологии (были разработаны чисто качественные и интерпретативные методики).

 

Логотерапия С. Франкла.

Логотерапия (с греч. logos – слово, речь и thererapeia – забота, уход, лечение) – одно из направлений психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, что дает хороший лечебный эффект. Логотерапию трудно назвать теорией в строгом смысле слова. Она близка к гуманистической психологии, хотя во многом основывается на психоанализе. Логотерапия – это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни.

Создатель логотерапии – В. Франкл, основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера).

Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа: 1) о стремлении к воле, к смыслу; 2) о смысле жизни; 3) о свободе воли.

Теория и практика логотерапии исходят из того, что основная движущая сила в поведении и развитии личности – именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, которые являются причиной ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения.

В центре концепции В. Франкла стоит учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделял три класса ценностей, позволяющих сделать осмысленной человеческую жизнь: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь), и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые невозможно изменить.

 

Вопросы к экзамену «История психологии»

1. Предмет и задачи истории психологии; функции истории психологии в современной психологической науке.

2. Психологические взгляды в Древней Греции и в Древнем Риме.

3. Развитие психологии в учениях мыслителей Арабского Востока, средневековой Европы и эпохи Возрождения.

4. Общая характеристика психологии в Новое время.

5. Психологические концепции в учениях XVII века (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза).

6. Психологическое содержание учений Т. Гоббса, Д. Локка и Г. Лейбница.

7. Английская ассоциативная психология XVIII века (Д. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли).

8. Развитие ассоцианизма в XIX веке (Т. Браун, Д. Милль, Д. С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер.

9. Предмет и методы эмпирической психологии сознания (Ф. Герберт и его ученики).

10. Психологические взгляды А. Герцена, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского.

11. Естественнонаучные основы выделения психологии в самостоятельную науку. Первые программы построения психологии как самостоятельной науки (В. Вунд, Ф. Брентано, И.М. Сеченов).

12. Развитие экспериментальной психологии в Германии.

13. Структурализм и функционализм в американской психологии.

14. «Открытый кризис» в психологии, его причины, периодизация, условия, характер.

15. Описательная психология.

16. Французская социологическая школа.

17. Поведение как предмет изучения в бихевиоризме Э. Торндайка и Э. Уотсона.

18. Необихевиоризм Э. Толмана, К. Халла, Б. Скиннера.

19. Глубинная психология. Понятие «бессознательного» в психоанализе З. Фрейда.

20. Индивидуальная психология А. Адлера.

21. Аналитическая психология К. Юнга.

22. Развитие психоаналитических идей в неофрейдизме.

23. Основные концепции гештальтпсихологии.

24. Основные теории когнитивной психологии.

25. Гуманистическая психология: основные представители и идеи.

26. Гуманистическая психология К. Роджерса.

27. Проблема самоактуализации личности в психологическом учении А. Маслоу.

28. Логотерапия С. Франкла.

29. Отечественная психологическая мысль на рубеже XIX – XX веков.

30. Возникновение и становление советской психологии.

31. Развитие психологии в годы войны и послевоенный период.

32. Развитие психологии в 60 – 80 годы XX века.

33. Культурно – историческая концепция Л. Выготского.

34. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

35. Деятельностный подход в психологической теории С.Л. Рубинштейна.

36. Теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина.

37. Теория установки Д.Н. Узнадзе.

38. Развитие зарубежной психологии на рубеже XX – XXI веков.

39. Развитие российской психологии на рубеже XX – XXI веков.

40. Имя в психологии.


 

11. Естественнонаучные основы выделения психологии в самостоятельную науку. Первые программы построения психологии как самостоятельной науки (В. Вунд, Ф. Брентано, И.М. Сеченов).

К 70-м годам XIX века созрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в научную дисциплину, отличную от других. На различных участках экспериментальной работы (Вебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и многие другие) складывались представления об особых закономерностях и факторах, отличных как от физиологических, так и от тех, которые относились к психологии в качестве ветви философии, имеющей своим предметом явления сознания, изучаемые внутренним опытом. Наряду с лабора­торной работой физиологов по изучению органов чувств и движений, успехи эволюционной биологии и медицинской практики (применяющей гипноз при лечении неврозов) готовили новую психологию. Открывался целый мир психических явлений, доступных такому же объективному изучению, как любые другие природные факты. Было установлено, с опорой на экспериментальные и количественные методы, что в этом психическом мире действуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделения психологии как от физиологии, так и от философии.

Когда время приспело, говорил Гете, яблоки падают одновременно в разных садах. Время приспело для определения статуса психологии как самостоятельной науки, и тогда почти одновременно сложилось несколько программ ее разработки. Они по-разному определяли предмет/метод и задачи психологии, вектор ее развития.

Наибольших успех выпал на долю известного немецкого психолога, физиолога, философа Вильгельма Вундта (1832 – 1920). Он пришел в психологию из физиологии (одно время был ассистентом Гельмгольца) и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Назвав эту дисциплину “физиологической психологией”, он стремился расстаться со спекулятивным прошлым психологии. “Основы физиологической психологии” (1873 -1874) - так назывался его монументальный труд, воспринятый как свод знаний о новой науке.

Вильгельм Вундт разработал программу психологии как самостоятельной науки. Им написаны “Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), “Лекции о душе человека и животных” (1863), десятитомник “Психология народов" (1900- 1920).

Организовав в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии (1879), а впоследствии - первый специальный психологический институт, он занялся темами, заимствованными у физиологов – изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики. Приняться за анализ обширной области душевных явлений с помощью приборов и экспериментов. К Вундту стала стекаться молодежь из многих стран. Возвращаясь домой, они создавали там лаборатории, сходные с лейпцигской.

Согласно Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту и поэтому должны изучаться культурно-историческим методом. Опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры Вундт предпринял в труде “Психология народов”: “Так как индивидуальная психология имеет своим предметом связь душевных процессов в едином сознании, то она пользуется абстракцией... Индивидуальная психология только взятая вместе с коллективной образует целое психологии...”.

Концепция Брентано стала источником нескольких направлений западной психологии, Она придала импульс разработке понятия о психической функции как особой деятельности сознания, которое не сводилось ни к элементам, ни к процессам, но считалось изначально активным и предметным.

От уровня теоретических представлений о предмете психологии следует отличать уровень конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадал все более широкий круг явлений. Давним, с платоновских времен, “гостем” психологии являлось представление об ассоциации, Оно получало различные толкования. В одних философских системах (Декарт, Гоббс, Спиноза, Локк, Гартли) ассоциация рассматривалась как связь и порядок телесных впечатлений, появление одного из которых вызывает по закону природы смежные с ним. В других системах (Беркли, Юм, Томас Браун, Джеймс Милль и др.) ассоциация означала связь ощущений во внутреннем опыте субъекта, не имеющую отношения ни к организму, ни к порядку испытанных им внешних воздействий. С рождением экспериментальной психологии изучение ассоциаций становится ее излюбленной темой, которая разрабатывалась в нескольких направлениях.

 

Развитие экспериментальной психологии в Германии.

Герман Гельмгольц – работа «Физиологическая оптика». Гельмгольц изобрел приборы, методы измерения, использовал метод времени реакции для измерения скорости нервного импульса у человека. Его теория цветного зрения, резонансная теория слуха актуальны и сейчас. Разработал теорию «бессознательных умозаключений».

Вильгельм Вундт 1879 – основал экспериментальную лабораторию в г.Лейпциге – работа «К теории чувственного познания». С 1862 читал курс лекций о психологии с точки зрения естественных наук – проводил работы в лаборатории,посвященные зрению,слуху,осязанию и т.д. Его лекции легли в основу большого трактата «Основы физиологической психологии» 1881 – основал журнал «Philosophische studien

Герман Эббингауз приходит к мысли использовать число повторений в качестве меры памяти и придумывает бессмысленные слоги, которые составили основу экспериментального материала 1885 – трактат «О памяти» 1897 – изобрел метод дополнения для определения умственной одаренности школьников "Основы психологии

Франц Брентано стремился восстановить утраченную в классической философии тесную связь между философией и психологией – «Психология с эмпирической точки зрения» 1874. Сознание строится из актов (представлений, суждений и эмоциональной оценки), предполагающих 'направленность' или 'интенцию'. Бретано критиковал за искусственность принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру членения сознания на элементы. Психология должна изучать внутренний опыт субъекта в его реальном и естественном составе, включая производимые им действия (акты).

Карл Штумпф. Работы Штумпфа по изучению восприятия музыкальных тонов обобщены в его двухтомный труд «Психология тонов» (1883–1890). Штумпф рассматривал музыку как феномен культуры. Он создал архив фонограмм с 10 тысячами фонографических записей примитивной музыки различных народов. Его исследование психологии пространственных представлений изложенно в работе «О психологическом происхождении пространственных представлений» (1881).

Освальд Кюльпе 1894 – был назначен профессором в Вюрцбурге – «Очерк психологии» Он предпринимал попытки изучения мышления путем субъективного его описания. Многие его исследования не увенчались успехом, но заложили основу немецкой психологии ХХ века. Метод систематического экспериментального самонаблюдения.

Эдвард Брадфорд Титченер ученик Вундта, известный при жизни как отец экспериментальной психологии в Америке, привнес в Соединенные Штаты «новую психологию» - экспериментальную психологию. Придал психологии научный статус. Именно с этой целью он опубликовал свои лабораторные дневники четырехтомную Experimental Psychology. Развил экспериментальные методы и научный аппарат и настаивал на необходимости тщательной подготовки экспериментальных психологов.

Рудольф Герман Лотце 1852 – «Medicinische Psychologie oder Physiologie der Seele» (Медицинская психология) – автор теории локальных знаков. Каждое ощущение, помимо своего особого качества, обладает, по-видимому, собственными интенсивными свойствами, связанными с его локализацией; восприятие пространства возникает благодаря создаваемым опытом связям между этими локальными знаками и движением.

Мах Эрнст сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат нейтральный опыт, и состоит из элементов опыта. Проводил экспериментальные исследования визуального, акустического и двигательного восприятия, в частности, придумал экспериментальную ситуацию для анализа воспринимаемого движения, когда глаза испытуемого фиксировались с помощью кусочков мягкой замазки. 1852 – автор теории локальных знаков Анализ ощущений и отношение физического к психическому.

Макс Вертгеймер В 1910-х провёл исследования эффекта движения изображений, предъявляемых на тахистоскопе, после чего опубликоал в 1912 свою известную статью «Экспериментальные исследования восприятия движения». 1921 совместно с немецкими психологами К. Коффкой и В. Кёлером основал журнал "Psychologische Forschungen", где публиковались работы гештальтпсихологов. Покинул Германию и стал преподавателем Новой школы социальных исследований в Нью- Йорке. Завершает работу над книгой "Продуктивное мышление"

Катц Давид - специалист в области теории психологии, сравнительной, генетической, социальной психологии. Занимался проблемами тактильного восприятия. Близко подойдя к гештальтпсихологии -, считал, однако, что психология личности не может быть адекватно описана при обращении к понятию гештальта.

Эдгар Джон Рубин - дал описание субъективных признаков фигуры и фона: фигура, в отличие от фона, представляет собой форму, выступает вперед, лучше запоминается, фон кажется чем–то непрерывным, находящимся позади фигуры («Визуально воспринимаемые фигуры» 1915), создал классическое изображение обращающихся фигур (Ваза Рубина, 1921)

Альберт Эдуард Мишотт В 1923 г. Мишотт основал в Левенском университете Колледж педагогики и психологии, который в 1944 г. получил статус института. Учитель П. Фресса. Президент 15 Международного психологического конгресса (1957) и Международного союза научной психологии (до 1960), с 1912 г. - редактор 'Etudes de Psychologie' и с 1928 г. - со- редактор 'Journal of General Psychology'. 1965 – эксперименты по изучению восприятия причинности и сохранения объекта («эффект туннеля»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.05 с.)