ТОП 10:

Предпосылки возникновения финансов. Финансы, как историческая категория. Сущность финансов как экономической категории.



Предпосылки возникновения финансов. Финансы, как историческая категория. Сущность финансов как экономической категории.

Финансы – историческая категория, они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Как историческая категория финансы являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением торговли и как производное от торговли. Разделение труда и расчленение первобытного общества на отдельные классы привело к разложению родового строя и замене его государством. Домашняя утварь и стада животных из родовой (семейной) собственности переходят в частную собственность и становятся предметом обмена, т. е. превращаются в товар. Появляются деньги как знак обмена. Государству для выполнения своих функций требуются денежные ресурсы, которые формируются в добровольной, а еще больше в принудительной форме с помощью сборов и налогов. Все это способствовало созданию финансов и финансовой системы государства, причем сначала появляются финансы граждан и на их основе возникают финансы государства как общественного института. Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была, значительно урезана и самое главное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегос фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т. е. возникли системы; государственных. доходов и расходов, с, определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы - расходной части бюджета практически не изменялись, в течение многих столетий

Третья предпосылка. Налоги в денежной, форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Также финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях, сущность финансов, их роль определяется экономическим строем общества, функциями государства. Как экономич. Сущность финансов – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных фондов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Развитие финансов в России

Длинный список европейских ученых, занимавшихся проблемами финансов, возглавлял Ф. Аквинский (1225-1247 гг.). Он впервые сделал попытку обосновать право контроля на сбор налогов с подданных.

“В советское время финансовой науке в России не уделяли должного внимания. Первым русским автором сочинения в области финансов был Иван Семенович Пересветов, живший при Иване Грозном. Он выступал за увеличение доходов казны с целью усиления военной мощи государства, за централизацию ресурсов государства и сокращение расходов на систему наместничества, за отмену института мытарей”.

Наиболее крупным теоретиком финансов начала XVIII в. был Иван Тихонович Посошков. Его идея заключается в установлении твердых тарифов за ведение дел, в запрещении всяких других поборов и принятие «гостинцев». Он предусматривал штраф и с того, кто берет сверх тарифа, и с того, кто дает. Штрафы должны поступать в казну государства.

Проводимые финансовые реформы 1860-х годов в России и буржуазные реформы преследовали цель - приспособить финансовую систему страны к развитию капитализма.

XX в. характеризуется более мощным развитием производственных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, охраной частной собственности, свободой, предпринимательства.

Государство стало участвовать в процессе распределения и использования общественного продукта.

После Первой мировой войны возрастают расходы государства на милитаризм, расходы на военные нужды конца XIX в. до начала XX в. понизились, а увеличились социальные расходы.

Государство стало участвовать в процессе распределения и использования общественного продукта. Увеличились расходы по вмешательству государства в экономику, государство стало активно помогать своим монополиям в мире рынка, предоставляя им экспортные премии. Увеличение расходов вызвало необходимость увеличения налогов. Налоги - это главный финансовый механизм мобилизации ресурсов в бюджеты, орудие распределения и перераспределения ресурсов.

“Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой, политикой и фондами государства”. Строительство социальных финансов началось только после окончания гражданской войны. В 1923-24гг. наблюдалось преобладание частной собственности, но уже были национализированы крупные п\п промышленности и торговли. Основными задачами в это время были, с одной стороны, оживление экономики, даже за счет сектора кулачества, а с другой - поддержка государственного сектора и подавление частников. Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства.

“Государство создает 3 основные общественно-государственные фонды денежных средств:

а. Госбюджет;

б.Фонд государственного имущественного и личного страхования;

г. Фонд государственного социального страхования.

Рыночная экономика привела к усилению роли финансов: - с возникновением новых хозяйствующих субъектов возникают новые группы финансовых отношений, и взаимосвязь между ними усложняется;

- финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, происходят изменения в организации государственных финансов, образовались пенсионный фонд, медицинского страхования, фонды по развитию НИОКР.

Органы управления финансами, их задачи и функции: Министерство финансов РФ.

Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

· профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

· Министерство финансов РФ и его органы на местах;

· Центральный банк РФ;

· Министерство РФ по налогам и сборам;

· Федеральная налоговая служба РФ;

· Гос таможенный комитет РФ;

· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

· Министерство государственного имущества;

· исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.

Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот гос орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

На Министерство финансов возложены следующие задачи:

1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка

Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

-участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

-организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

-обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;

-разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

-принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

- разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

- разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;

- управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ.

Органы управления финансами, их задачи и функции: Федеральное казначейство, Счетная палата

Важным подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;

2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; 2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; 3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Органы управления финансами, их задачи и функции: Министерство РФ по налогам и сборам, Гос таможенный комитет России

Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:

-осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

- вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;

-ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

- осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Гос таможенный комитет России (ГТК). ГТК является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

В соответствии с возложенными на него задачами Гос таможенный комитет РФ осуществляет следующие функции:

- организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

- обеспечивает самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет другие меры по охране таможенной границы Российской Федерации;

- организует осуществление таможенного контроля, принимает меры по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля;

- участвует в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов, а также культурных ценностей;

- организует осуществление в соответствии со своей компетенцией

валютного контроля; выполняет функции органа валютного контроля; осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами

таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно - розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.

Гос финансовый контроль: деятельность Федерального казначейства, контроль со стороны ЦБ РФ.

Федеральное казначейство:

-контролирует исполнение фед. Бюджета и фед. Внебюджетных фондов

-контролирует главных распоредителей

Если в бюджет во время не были возвращены денежные ср-ва, имеет право взыскать пени.

Центральный банк РФ Банк России предстает одновременно как орган государственного управления специальной компетенции, наделенный властными полномочиями, и как экономически самостоятельное юридическое лицо.

Банка России как специального финансово-кредитного органа государственного управления, осуществляющего финансовый контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений в рамках его функции защиты гражданского оборота и укрепления доверия к финансовой системе.

Эта функция составляет основное содержание деятельности Банка России. Банк России в соответствии с Законом о нем решает указанную задачу следующим образом: во-первых, путем проверки законности и целесообразности создания кредитных организаций при рассмотрении вопроса об их регистрации и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, путем установления кредитным организациям экономических нормативов; в-третьих, путем осуществления непосредственного контроля за законностью их операций.

Законом о Банке России установлено, что ЦБ регистрирует кредитные организации и выдает им лицензии на право осуществления бан­ковских операций. В ходе этой деятельности Банк России проверяет, сможет ли вновь создаваемая организация обеспечить надлежащий уровень оказания банковских услуг клиентуре и необходимую степень финансовой стабильности и надежности.

Банк России вправе:

- взыскать с кредитной организации штраф до 1% размера оплаченного уставного капитала; предъявить к кредитной организации соответствующие требования (об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменении структуры активов, замене руководителей кредитной организации, реорганизации кредитной организации);

Аудиторский (независимый) контроль. Основные задачи, виды аудиторского контроля. Варианты заключения аудиторского контроля

Аудит- проверка истинности докл-в и заявл-й рук-ва и отчетность по рез-м такой проверки.

Аудит- системн.процесс получения и оценки объективн. данных об эконом. действиях и событиях, установл. уровень их соотв. определен. критерия и представл. рез-ты заинтересов. пользователям.

Основные задачи аудиторского контроля:

1) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;

2) контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;

3) проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Инициативная проверка осуществляется по желанию самого экономического субъекта, а обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательной аудиторской проверке подлежат все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитные, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и муниципальные унитарные п\п, а также иные п\п, предусмотренные законодательством.

Заключение

1)заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

2)заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;

3)отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, помнению аудитора, бухгалтерский учет на п\п не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;

4)заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

 

Доходы домашнего хозяйства

Доходы домашнего хозяйства - часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за не равномерного распределения национального дохода ресурсы у отдельных категорий домохозяйств оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и предприниматель за счет прибыли пополняют средства домохозяйств.

 

Бюджетная классификация.

Бюджетная классификация является обязательной для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, которые определяются бюджетным законодательством РФ.

Согласно БК РФ, бюджетная классификация включает:

1) классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

2) классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Экономическая классификация доходов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Группы доходов состоят из статей доходов, которые объединяют виды доходов по источникам и способам их получения. Все бюджетные доходы объединены в четыре группы: 1) «налоговые доходы» включают подгруппы: налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, прямые налоги, прирост капитала, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и иные виды налогов, пошлин;

2) «неналоговые доходы» включают: доходы от имущества, которое находится в собственности муниципальной или государственной; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от реализации имущества, которое находилось в муниципальной или государственной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников и др.;

3) «безвозмездные перечисления» – перечисления от государственных п\п, от государственных внебюджетных фондов, от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от наднациональных организаций;

4) «перечисления от государственных бюджетных фондов» – дорожный и экологический фонды.

41. Доходы федерального бюджета. Налоговые и неналоговые доходы бюджета. Безвозмездные перечисления.

Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, кналоговым доходам федерального бюджета относятся:

- федеральные налоги и сборы.

- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

- государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, кненалоговым доходам федерального бюджета относятся:

 доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

 доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации;

 часть прибыли унитарных п\п, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

 средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;

 доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

 иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде: • финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; • субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; • субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; • иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; • безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов; • безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований

 

42. Расходы государственного бюджета, их классификация. Виды расходов федерального бюджета.

 

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления Расходы государственного бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

· военные;

· экономические;

· на социальные нужды;

· на внешнеполитическую деятельность;

· на содержание аппарата управления.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др. В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

 

Предпосылки возникновения финансов. Финансы, как историческая категория. Сущность финансов как экономической категории.

Финансы – историческая категория, они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Как историческая категория финансы являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением торговли и как производное от торговли. Разделение труда и расчленение первобытного общества на отдельные классы привело к разложению родового строя и замене его государством. Домашняя утварь и стада животных из родовой (семейной) собственности переходят в частную собственность и становятся предметом обмена, т. е. превращаются в товар. Появляются деньги как знак обмена. Государству для выполнения своих функций требуются денежные ресурсы, которые формируются в добровольной, а еще больше в принудительной форме с помощью сборов и налогов. Все это способствовало созданию финансов и финансовой системы государства, причем сначала появляются финансы граждан и на их основе возникают финансы государства как общественного института. Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была, значительно урезана и самое главное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегос фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т. е. возникли системы; государственных. доходов и расходов, с, определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы - расходной части бюджета практически не изменялись, в течение многих столетий

Третья предпосылка. Налоги в денежной, форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Также финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях, сущность финансов, их роль определяется экономическим строем общества, функциями государства. Как экономич. Сущность финансов – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных фондов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.023 с.)