Обязанности а-тора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе а-та 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязанности а-тора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе а-та



http://bizbook.online/audit_directora/obyazannosti-auditora-rassmotreniyu-oshibok11983.html

ФПСАД № 13 «Обязанности а-тора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе а-та» устанавливает единые требования к а-торской организации и индивидуальному а-тору по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе а-та бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Искажение отчетности может стать следствием ошибок и недобросовестных действий.

Ошибка — это непреднамеренное искажение бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытое какой-либо ифм-и. Примерами ошибок являются:

- ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась отчетность;

- неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;

- ошибки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию.

Недобросовестные действия могут совершаться представителями руководства аудируемого лица или представителями собственника, а также сотрудниками аудируемого лица. В недобросовестных действиях могут участвовать третьи лица, не относящиеся к аудируемому лицу.

Недобросовестные действия подразумевают наличие мотивирующих факторов и осознаваемых возможностей для их совершения. Недобросовестное составление финансовой отчетности возможно в тех случаях, когда руководство аудируемого лица под воздействием внешних или внутренних факторов желает достичь необъективных результатов деятельности. Осознаваемая возможность недобросовестного составления финансовой отчетности или незаконного присвоения активов существует в том случае, когда какое-либо лицо считает, что может обойти систему внутреннего контроля (например, если данное лицо занимает ответственное положение или знает конкретные недочеты в системе внутреннего контроля).

Ошибка отличается от недобросовестного действия отсутствием умысла, лежащим в основе действия, приведшего к искажению финансовой отчетности. В отличие от ошибки недобросовестные действия носят преднамеренный характер и, как правило, подразумевают целенаправленное сокрытие фактов. В то время как а-тор может определить потенциальную возможность совершения недобросовестных действий, для него сложно, а то и невозможно установить умысел, особенно в части субъективного суждения о руководстве аудируемого лица.

Различают два типа преднамеренных искажений, возникающих в результате недобросовестных действий, рассматриваемых в ходе а-та:

1) искажения, возникающие в процессе недобросовестного составления отчетности;

2) искажения, возникающие в результате присвоения активов.

Недобросовестное составление бухгалтерской (финансовой) отчетности подразумевает искажение или отсутствие числовых показателей либо нераскрытие ифм-и в отчетности с целью введения в заблуждение ее пользователей. Недобросовестным составлением отчетности считаются следующие действия:

- фальсификация, изменение учетных записей и документов, на основании которых составляется отчетность;

- преднамеренное неверное отражение событий, хозяйственных операций или другой важной ифм-и в отчетности или их преднамеренное исключение из данной отчетности;

- преднамеренное нарушение применения принципов бухгалтерского учета.

Присвоение активов может быть осуществлено различными способами, в том числе путем присвоения денежных средств, материальных или нематериальных активов, инициирования оплаты аудируемым лицом несуществующих товаров или услуг. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами для сокрытия недостачи активов.

Недобросовестные действия подразумевают наличие мотивирующих факторов и осознаваемых возможностей для их совершения. Недобросовестное составление бухгалтерской (финансовой) отчетности возможно в тех случаях, когда руководство аудируемого лица под воздействием внешних или внутренних факторов желает достичь необъективных результатов деятельности.

Руководство аудируемого лица обязано создать контрольную среду и поддерживать соответствующую политику, проводить процедуры, обеспечивающие максимальное достижение упорядоченной и эффективной деятельности аудируемого лица путем внедрения и обеспечения непрерывности функционирования системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, предназначенной для предотвращения и обнаружения фактов недобросовестных действий и ошибок. Такая система снижает, но не устраняет полностью риск искажений из-за ошибок и недобросовестных действий. В связи с этим руководство аудируемого лица несет ответственность за любой остающийся риск.

А-тор не может быть абсолютно уверен в том, что все существенные искажения в отчетности будут им найдены. В связи с неотъемлемыми ограничениями а-та существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения отчетности не будут обнаружены, несмотря на то, что а-т был надлежащим образом спланирован и проводился в точном соответствии с ФПСАД.

Мнение а-тора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности основывается на разумной уверенности. В связи с этим а-т не может гарантировать выявление существенных искажений в результате недобросовестных действий и ошибок. Следовательно, если впоследствии в бухгалтерской (финансовой) отчетности обнаружатся существенные искажения, являющиеся результатом недобросовестных действий или ошибок, это не может служить признаком того, что:

- попытка получить разумную уверенность была неудачной;

- планирование а-та, его выполнение или профессиональное суждение а-тора были неадекватны;

- профессиональная компетентность и должная тщательность отсутствовали;

- требования ФПСАД не выполнялись.

Невыявление недобросовестных действий в ходе а-та может иметь место в определенных случаях умышленных искажений, поскольку процедуры а-та могут оказаться неэффективными для обнаружения умышленных искажений, сокрытых и результате сговора лиц, представляющих руководство, собственника, сотрудников аудируемого лица или третьих лиц, либо сокрытых с применением фальсификации документов. Соответствие а-та ФПСАД определяется адекватностью выполнения процедур а-та и надлежащим характером а-торского заключения, основанного на их результатах.

До получения док-в обратного а-тор имеет право воспринимать записи и документы аудируемого лица как подлинные. А-т, проведенный в соответствии с ФПСАД, как правило, не предполагает проверку подлинности документации и не требует от а-тора как лица, не имеющего специальной подготовки, быть специалистом по такой проверке.

При оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля а-тор должен рассмотреть, в какой мере может быть существенно искажена финансовая (бухгалтерская) отчетность в результате недобросовестных действий и ошибок. Рассматривая риск существенных искажений, возникших в результате недобросовестных действий, а-тор должен оценить, имеются ли факторы риска, указывающие либо на недобросовестное составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо на присвоение активов.

А-тор не должен считать, что недобросовестное действие или ошибка являются единичными. В связи с этим до завершения а-та он должен рассмотреть необходимость пересмотра оценки компонентов а-торского риска, сделанной при планировании а-та, и определить целесообразность изменения характера, временных рамок и объема других а-торских процедур в соответствии с п. 42 и 49 ФПСАД № 8.

А-тору целесообразно рассмотреть:

- характер, временные рамки и объем процедур проверки по существу;

- оценку эффективности средств внутреннего контроля в случае, если риск последних был оценен ниже, чем высокий;

- поручения членам а-торской группы, которые нужно дать при данных обстоятельствах;

- прочие искажения на предмет того, не являются ли они результатом недобросовестных действий и (или) ошибок.

Если а-тор делает вывод о том, что искажение бухгалтерской (финансовой) отчетности является или может являться результатом недобросовестных действий, он должен проанализировать причастность к этим действиям определенного лица или лиц, особенно с точки зрения их положения в организационной структуре аудируемого лица.

Если а-тор выяснит, что недобросовестные действия были совершены с участием членов высшего руководства (руководитель и его заместители) аудируемого лица, то даже при несущественной величине искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности данному вопросу следует уделить значительное внимание в ходе проведения а-та. В этом случае а-тор может быть поставлен перед необходимостью пересмотреть надежность ранее полученных док-в, поскольку не исключено, что возникнут сомнения в полноте и правдивости представленных заявлений и подлинности бухгалтерских записей и первичных документов. Кроме того, при пересмотре надежности док-в а-тор должен рассмотреть вероятность сговора сотрудников, руководства и иных лиц. Если руководство, особенно на самом высоком уровне, причастно к недобросовестным действиям, то а-тор может не получить всех док-в, необходимых для проведения а-та и составления а-торского заключения.

Руководство определенного уровня может воспользоваться своим положением и обойти процедуры контроля, предназначенные для предотвращения аналогичных недобросовестных действий сотрудников (например, отдать распоряжение отразить в учете ту или иную хозяйственную операцию или сокрыть ее). Руководство может также приказать сотрудникам совершить какое-либо недобросовестное действие или воспользоваться их помощью для этого, а рядовые сотрудники могут быть не осведомлены об этом.

До получения док-в обратного а-тор имеет право воспринимать записи и документы аудируемого лица как подлинные. Возможность сокрытия недобросовестных действий намного усложняет процесс их обнаружения. Тем не менее, используя знания о деятельности аудируемого лица, а-тор может определить события или условия, дающие возможность, мотивацию или средство совершения недобросовестных действий, либо установить факт уже свершившегося недобросовестного действия. Такие события или условия называются факторами риска недобросовестных действий.

Таким фактором можно назвать, например, отсутствие первичного документа или противоречивый результат проведения аналитической процедуры. Указанные события могут произойти в результате других обстоятельств, а не в результате недобросовестных действий. Факторы риска недобросовестных действий не всегда указывают на наличие таких действий, но они часто имеют место в тех обстоятельствах, когда происходят эти действия. Наличие факторов риска недобросовестных действий может изменить оценку а-тором неотъемлемого риска или риска средств контроля.

Вопросы, подлежащие сообщению представителям собственника, определяются профессиональным суждением а-тора. Такие вопросы могут включать в себя:

- вопросы компетентности и порядочности руководства;

- недобросовестные действия с участием руководства;

- другие недобросовестные действия, приведшие к существенным искажениям в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- существенные искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, возникшие в результате ошибок;

- искажения, которые могут вызвать существенные искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности в будущем.

Если в ходе проведения а-та установлены факторы риска недобросовестных действий, которые заставили а-тора считать необходимым проведение дополнительных а-торских процедур, то он должен документально оформить такие факторы и процедуры.

К факторам внутрихозяйственной деятельности аудируемого лица, способствующим появлению искажений, относятся:

- наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики;

- несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объемов продаж (производства) аудируемого лица или значительному снижению прибыли;

- наличие зависимости аудируемого лица в определенный период от одного заказчика или поставщика или небольшого их числа;

- изменения в практике договорных отношений или в учетной политике, которые ведут к значительному изменению величины прибыли;

- нетипичные сделки аудируемого лица, особенно в период окончания года, существенно влияющие на величину финансовых показателей, и др.;

- наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам;

- особенности организационно-управленческой структуры аудируемого лица, наличие недостатков в данной структуре;

- особенности структуры капитала и распределения прибыли;

- наличие отклонений от установленных правил в ведении бухгалтерского учета и организации подготовки бухгалтерской отчетности и др.

К факторам, отражающим особенности состояния конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица и экономики страны в целом, способствующим появлению искажений, относятся:

- состояние отрасли экономики и экономики страны в целом — кризис, депрессия или подъем;

- возрастание возможности возникновения несостоятельности (банкротства) аудируемого лица в связи с кризисным состоянием отрасли;

- особенности производственной деятельности аудируемого лица, технологические особенности производства.

А-тор вправе определить числовой показатель, ниже которого не следует обобщать искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, так как, по его мнению, совокупность указанных искажений заведомо не окажет на нее существенного влияния. При этом а-тор должен учитывать, что существенными являются как количественные, так и качественные характеристики искажений, и даже незначительные числовые показатели могут значительно исказить финансовую (бухгалтерскую) отчетность. В составе суммы неисправленных искажений, включенных или прилагаемых к письменным заявлениям, не следует указывать искажения, заведомо не оказывающие существенного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Если а-тор обнаружил существенные искажения в бухгалтерской (финансовой) отчетности, возникшие в результате ошибки, он должен своевременно сообщить об этом руководителям соответствующего уровня и при необходимости представителям собственника аудируемого лица.

Если а-тор обнаружил недобросовестные действия (независимо от того, приведут ли они к значительным искажениям в бухгалтерской (финансовой) отчетности) или получил ифм-ю о возможности совершения такого действия (даже если его влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность не будет существенным), он должен своевременно уведомить об этих фактах руководство аудируемого лица соответствующего уровня, а также при необходимости проинформировать об этом представителей собственника аудируемого лица.

Профессиональный долг а-тора не позволяет ему предоставлять конфиденциальную ифм-ю об аудируемом лице, в том числе о недобросовестных действиях и ошибках, третьим лицам. Тем не менее в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а-тор должен сообщить ифм-ю об обнаруженных фактах недобросовестных действий и ошибках уполномоченным государственным органам власти. В спорных ситуациях ему следует получить необходимые юридические консультации.

Руководство аудируемого лица и представители собственника в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за предотвращение и обнаружение недобросовестных действий и ошибок. Ответственность указанных лиц может зависеть от организационной структуры и внутренних регламентирующих документов аудируемого лица. Практика корпоративного управления требует, чтобы представители собственника и руководство аудируемого лица создавали и поддерживали общую культуру честности и высоких моральных принципов, а также установили надлежащие средства контроля для предотвращения и обнаружения ошибок и недобросовестных действий.

Руководство аудируемого лица обязано создать контрольную среду и поддерживать политику и процедуры, обеспечивающие максимальное достижение поставленных целей упорядоченной и эффективной деятельности аудируемого лица путем внедрения и обеспечения непрерывности функционирования системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, предназначенной для предотвращения и обнаружения фактов недобросовестных действий и ошибок. Такая система снижает, но не устраняет полностью риск искажений из-за ошибок и недобросовестных действий. Соответственно, руководство аудируемого лица несет ответственность за любой остающийся риск.

В текущей экономической ситуации возможно усиление влияния факторов, которые предопределяют риск искажения бухгалтерской отчетности организаций в силу недобросовестных действий руководства аудируемого лица. Согласно ФПСАД № 13 о наличии и возрастании значения таких факторов свидетельствует среди прочего следующее:

- спад в отрасли, сопровождающийся растущим количеством случаев банкротства организаций и существенным спадом покупательского спроса;

- большая часть доходов руководства аудируемого лица состоит из премий, опционов на акции и других материальных стимулов, размер которых во многом зависит от того, насколько успешно аудируемое лицо достигает неоправданно амбициозных целей в отношении результатов финансовой деятельности, финансового положения и поступления денежных средств;

- руководство аудируемого лица имеет неоправданно высокий интерес к поддержанию или увеличению цены акций аудируемого лица или к увеличению темпов роста доходности, которые обеспечиваются с помощью тенденциозных подходов к ведению бухгалтерского учета;

- руководство аудируемого лица берет обязательства по достижению аудируемым лицом заведомо завышенных и нереалистичных результатов;

- руководство аудируемого лица ставит неоправданно амбициозные финансовые цели и задачи перед бухгалтерскими работниками;

- необычные или умышленно усложненные хозяйственные операции (особенно ближе к окончанию отчетного периода), проблематичные с точки зрения требования приоритета содержания перед формой;

- неоправданно усложненная организационная структура аудируемого лица, привлечение для ведения деятельности многочисленных юридических лиц, использование соподчиненности руководства аудируемого лица или заключение договоров без очевидной деловой цели;

- необычно высокая зависимость от долговых обязательств, недостаточная способность выполнить требования по погашению обязательств или наличие долговых контрактов, выполнение которых затруднительно;

- угроза надвигающегося банкротства, ареста имущества или внешнего поглощения;

- плохое или ухудшающееся финансовое положение в результате гарантирования руководством аудируемого лица крупных сумм долговых обязательств.

А-т, проведенный в соответствии с ФПСАД № 13, призван обеспечить разумную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений, вызванных как недобросовестными действиями, так и ошибками.

А-тор не несет и не может нести ответственность за предотвращение ошибок и недобросовестных действий, и он не может получить абсолютную уверенность в том, что все существенные искажения в бухгалтерской (финансовой) отчетности будут обнаружены.

I»; m мнениями а-та существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности не будут обнаружены, несмотря на то, что а-т был надлежащим образом спланирован и проводился н точном соответствии с федеральными правилами (стандартами) а-торской деятельности.

В то же время а-торская организация несет ответственность за несоблюдение конфиденциальности коммерческой ифм-и аудируемого лица, выразившееся в разглашении сведений о выявленных искажениях бухгалтерской отчетности третьим лицам (за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством).

Если а-тор приходит к выводу о невозможности завершения а-та по причине искажения отчетности в результате недобросовестных действий, то он должен:

- учесть свою профессиональную и юридическую ответственность применительно к данным обстоятельствам, в том числе наличие требования для а-тора доложить ифм-ю об искажениях в результате недобросовестных действий лицу или лицам, назначившим его, или, в установленных случаях, уполномоченным государственным органам власти;

- рассмотреть возможность отказа от задания.

 

43. Обязанности а-тора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе а-та

http://bizbook.online/audit_directora/uchet-trebovaniy-normativno-pravovyih-aktov.html

Необходимость оценивать выполнение аудируемым лицом требований нормативно-правовых актов в ходе а-та определяется Международным стандартом а-та МСА 250, а также российскими правилами (стандартами) а-торской деятельности.

При планировании и выполнении процедур а-та, а также при оценке и сообщении результатов а-та а-тор должен сознавать, что несоблюдение субъектом нормативно-правовых актов может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Тем не менее нельзя ожидать, что а-т выявит все случаи несоблюдения нормативно-правовых актов. Выявление случаев несоблюдения, независимо от их существенности, ставит под сомнение честность и порядочность руководства и сотрудников аудируемого лица и требует анализа возможных последствий в отношении других аспектов а-та.

Понятие «несоблюдение» ОТНОСИТСЯ к действию или бездействию аудируемого лица как преднамеренному, так и непреднамеренному, которое противоречит действующим нормативно-правовым актам РФ-и. Такие действия включают операции, которые были осуществлены самим аудируемым лицом или от его имени руководством или сотрудниками этого аудируемого лица.

Определение того, нарушает ли какое-либо действие аудируемого лица требования нормативно-правовых актов, носит юридический характер и обычно выходит за рамки профессиональной компетенции а-тора. Однако уровень профессиональной подготовки а-тора, его опыт и понимание аудируемого лица и его отрасли могут помочь определить, что отдельные действия, привлекшие внимание а-тора, содержат признаки несоблюдения нормативно-правовых актов. Определение того, какие действия являются или могут являться несоблюдением, обычно основывается на консультации опытного и квалифицированного юриста, однако окончательное решение может приниматься только судом.

Ответственность руководства аудируемого лица за соблюдение законов и нормативных актов. Руководство аудируемого лица несет ответственность за то, что деятельность данного лица будет осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ-и, на руководство также возложена ответственность за предотвращение и обнаружение фактов несоблюдения законодательства.

К числу процедур, которые могут помочь руководству аудируемого лица, выполняющему обязанности по предотвращению и обнаружению фактов несоблюдения нормативно-правовых актов, относятся:

- осуществление мониторинга за изменениями требований законодательства и обеспечение гарантий того, что хозяйственная деятельность соответствует таким требованиям;

- разработка и функционирование надлежащих систем внутреннего контроля;

- разработка правил внутреннего распорядка, уведомление работников экономического субъекта и обеспечение соблюдения этих правил;

- условия, обеспечивающие ознакомление и понимание правил внутреннего распорядка;

- осуществление мониторинга за соблюдением правил внутреннего распорядка и применение дисциплинарных мер к работникам, не соблюдающим таковые;

- привлечение юридических консультантов для мониторинга за изменениями требований законодательства;

- ведение реестра наиболее важных законов, которые должны соблюдаться аудируемым лицом в рамках его отрасли.

Для более крупных экономических субъектов эти процедуры могут быть дополнены возложением соответствующих обязанностей на:

- отдел внутреннего а-та (или ревизионную комиссию);

- специально созданный комитет по а-ту.

Рассмотрение а-тором соблюдения нормативно-правовых актов аудируемым лицом. А-тор не несет и не может нести ответственность за предотвращение несоблюдения законодательства аудируемым лицом. Тем не менее сам факт периодического проведения обязательного а-та можно рассматривать в качестве сдерживающего фактора для появления таких нарушений.

При а-те существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности не будут обнаружены, несмотря на надлежащее планирование а-та и его проведение в соответствии с федеральными ПСАД.

В целях общего понимания нормативно-правовых актов а-тору обычно необходимо:

- использовать имеющуюся ифм-ю о деятельности аудируемого лица и сфере его деятельности;

- получить у руководства аудируемого лица сведения о разработанных ими политике и процедурах, направенных на соблюдение нормативно-правовых актов;

- получить у руководства сведения о нормативно-правовых актах, которые могут оказывать существенное влияние на деятельность аудируемого лица;

- обсудить с руководством политику или процедуры, принятые для выявления, оценки и отражения в учете судебных исков и санкций.

При достижении общего понимания нормативно-правовых актов а-тору необходимо выполнить процедуры, направленные на выявление таких случаев их несоблюдения, которые следует учесть при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности: запросить руководство, соблюдает ли аудируемое лицо такие нормативно-правовые акты;

- проверить переписку аудируемого лица с соответствующими регулирующими и лицензирующими органами, касающуюся вопросов надлежащего соблюдения или несоблюдения законодательства.

Далее а-тору необходимо получить достаточные надлежащие а-торские док-ва соблюдения тех нормативно правовых актов, которые, по его мнению, оказывают влияние на определение существенных величин и раскрываемой ифм-и в финансовой (бухгалтерской) отчетности. А-тор должен достаточно хорошо понимать эти нормативно-правовые акты для того, чтобы руководствоваться ими при а-те предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые относятся к определению величин, подлежащих отражению в отчетности, и ифм-и, подлежащей раскрытию в ней.

Проверяемые а-тором на предмет соблюдения нормативно правовые акты должны быть общедоступны и известны сотрудникам аудируемого лица и в области его деятельности в целом; это должны быть те акты, которые следует принимать во внимание при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности.

А-тор должен быть готов к тому, что процедуры, применяемые с целью формирования мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, могут выявить случаи возможного несоблюдения нормативно-правовых актов. Такие процедуры могут включать ознакомление с протоколами собраний; запросы, адресованные руководству, юридическим службам аудируемого лица, внешним юристам (адвокатам) аудируемого лица о судебных разбирательствах, исках и санкциях; выполнение процедур проверки по существу путем детальных тестов, оценивающих правильность отражения операций или остатков на счетах бухгалтерского учета.

А-тору необходимо получить официальные письменные разъяснения и заявления руководства аудируемого лица о том, что а-тору сообщены все известные имевшие место или возможные факты несоблюдения нормативно-правовых актов, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При отсутствии док-в обратного а-тор вправе предположить, что аудируемое лицо соблюдает данные нормативно правовые акты.

Процедуры, применяемые при выявлении фактов несоблюдения нормативно-правовых актов. К основным признакам, которые указывают на возможное несоблюдение аудируемым лицом нормативно-правовых актов, относятся:

- расследование, проводимое правительственными структурами, или факт наложения штрафов и пеней;

- оплата услуг, характер которых не определен или вызывает сомнение, или выдача ссуд консультантам, аффилированным лицам, их работникам или государственным служащим;

- агентское вознаграждение или вознаграждение посреднику, размер которого превышает обычную плату, установленную на данном предприятии или данной отрасли для данного вида услуг;

- закупки по ценам значительно выше или ниже рыночной; необычные наличные платежи;

- необычные операции с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах;

- перечисление платежей за товары или оказанные услуги не в ту страну, из которой поставлялись товары и услуги;

- оплата без надлежащего оформления документации, связанной с валютным контролем;

- существование такой системы бухгалтерского учета, которая вследствие своей организации или случайно не обеспечивает адекватных документальных свидетельств для а-та или достаточных док-в;

- операции, не разрешенные руководством, или операции, не учитываемые надлежащим образом;

- соответствующая ифм-я в средствах массовой ифм-и об аудируемом лице.

Если а-тору становятся известны факты возможного несоблюдения законодательства, ему следует получить дополнительные сведения о характере такого несоблюдения и обстоятельствах, при которых оно имело место, а также другую достаточную ифм-ю, необходимую для оценки возможного влияния такого несоблюдения на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

При оценке возможного влияния фактов несоблюдения на финансовую (бухгалтерскую) отчетность а-тор принимает во внимание:

- возможные финансовые последствия (пени, штрафы, санкции, ущерб, угроза конфискации активов, вынужденное прекращение деятельности) и судебные разбирательства;

- необходимость раскрытия в отчетности ифм-и о возможных финансовых последствиях для аудируемого лица отступлений от нормативно-правовых актов;

- необходимость поставить под сомнение достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности как таковой в случае, если последствия несоблюдения являются серьезными для аудируемого лица.

Если а-тор предполагает наличие факта несоблюдения законодательства, то ему необходимо документально оформить отмеченные моменты и обсудить их с руководством.

 

Документация в отношении отмеченных фактов может включать копии записей бухгалтерского учета, первичных документов, а также (в случае необходимости), протоколов собеседований.

Если руководство не предоставляет удовлетворительную ифм-ю о соблюдении нормативно-правовых актов, то а-тору следует проконсультироваться с юристом аудируемого лица по вопросам применения нормативно-правовых актов в данных обстоятельствах и возможного их влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Если а-тор не считает возможным консультироваться с юристом аудируемого лица или не удовлетворен его точкой зрения, то а-тору следует проконсультироваться со своим юристом относительно того, имело ли место нарушение нормативно-правовых актов, каковы его возможные правовые последствия для аудируемого лица и какие дальнейшие действия следует предпринять а-тору.

В случае невозможности получения адекватной ифм-и о предполагаемом факте несоблюдения законодательства а-тору необходимо учесть влияние отсутствия а-торского док-ва на характер готовящегося а-торского заключения.

А-тору необходимо учесть последствия несоблюдения законодательства с точки зрения других аспектов а-та, в частности достоверности заявлений руководства.

Сообщение о несоблюдении требований нормативно-правовых актов. А-тор должен в возможно короткий срок сообщить о выявленных фактах несоблюдения комитету по а-ту, совету директоров и высшему руководству или получить док-ва того, что они надлежащим образом информированы о фактах несоблюдения, которые привлекли внимание а-тора.

Если, с точки зрения а-тора, несоблюдение законодательства является преднамеренным и существенным, а-тор должен сообщить о выявленном факте немедленно.

Если а-тор имеет основания полагать, что высшее руководство аудируемого лица, включая членов совета директоров, причастно к факту несоблюдения законодательства, он должен сообщить об этом вышестоящему органу субъекта, если таковой существует (например, в комитет по а-ту). В том случае, если вышестоящий орган отсутствует или а-тор имеет основания полагать, что его сообщение может быть не принято во внимание, или он не уверен в личности того, кому он сообщает о данном факте, ему следует обратиться за получением юридических консультаций.

Если а-тор пришел к выводу о том, что факт несоблюдения законодательства оказывает существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и не был надлежащим образом отражен в ней, он должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение. Если аудируемое лицо препятствует а-тору в получении достаточных надлежащих а-торских док-в, подтверждающих, что факты несоблюдения законодательства, которые могут быть существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, имели место или могли иметь место, а-тору следует выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения о финансовой (бухгалтерской) отчетности на основании ограничения объема а-та.

Если а-тор не может определить, имел ли место случай несоблюдения из-за ограничений, обусловленных определенными обстоятельствами, а не самим аудируемым лицом, он должен рассмотреть последствия этого обстоятельства для а-торского заключения.

Отказ от а-торского задания. А-тор может принять решение об отказе от а-торского задания в том случае, если аудируемое лицо не принимает никаких действий по исправлению ситуации, которые а-тор считает необходимыми в данных обстоятельствах, даже если последствия несоблюдения не являются существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности. К факторам, которые могут повлиять на выводы а-тора, относятся подозрение в причастности высших руководящих лиц аудируемого лица к несоблюдению требований нормативно-правовых актов, что может поставить под сомнение достоверность официальных разъяснений и заявлений руководства, а также привести к отказу а-тора от продолжения сотрудничества с данным аудируемым лицом. При принятии такого решения а-тору целесообразно обратиться за получением необходимых юридических консультаций.

Как уже говорилось, при получении запроса от предполагаемого а-торапреемника действующий а-тор должен указать на наличие профессиональных причин, в силу которых а-тору-преемнику не следует принимать данное поручение. Степень, в которой действующий а-тор может обсуждать состояние дел аудируемого лица с предполагаемым а-тором, будет зависеть от разрешения аудируемого лица и от существующих законодательных и этических требований. Если имеются какие-либо подобные причины или другие аспекты, которые необходимо раскрыть, действующий а-тор, принимая во внимание законодательные и этические требования, может раскрыть такую ифм-ю, а также свободно обсудить с а-тором, получившим предложение о проведении действующему а-тору в разрешении обсудить положение дел с предполагаемым а-торомпреемником или накладывает ограничения на то, что вправе сообщить действующий а-тор, данный факт должен быть раскрыт предполагаемому а-тору-преемнику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.77.59 (0.11 с.)