ТОП 10:

Регулирование а-рской деятельности



А-т, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности - а-рской деятельности, способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности, что убедительно подтверждает зарубежный и имеющийся отечественный опыт.

В настоящее время в России ведется серьезная работа по созданию и становлению отечественного а-та. В то же время потенциал а-рской деятельности в нашей стране, к сожалению, остается реализованным далеко не полностью, а возможности а-та в достижении целей финансового контроля - не исчерпаны. Одна из причин тому - нерешенность вопроса об оптимальном соотношении государственного регулирования и саморегулирования а-рской деятельности.

Поскольку результаты а-рской проверки являются основой множества экономических решений, а-т во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых из них, например во Франции, в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы а-та, осуществляя регистрацию а-ров и а-рских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Великобритания) этот процесс регулируется общественными профессиональными а-рскими организациями.

Во всех развитых странах действуют независимые Палаты а-ров, основными задачами которых являются разработка стандартов по а-рской деятельности, осуществление контроля за качеством работы а-ров, проведение аттестации и выдача документов на занятие а-рской деятельностью (в странах, где это не является государственной прерогативой). Палаты а-ров выполняют также роль координаторов деятельности а-ров, определяют этические нормы их поведения в обществе и принимают дисциплинарные меры к лицам, нарушившим эти нормы.

Основным нормативным документом, регулирующим а-рскую деятельность в РФ, является Федеральный закон «Об а-рской деятельности» от 30 декабря 2008года №307 –ФЗ (с изменениями и дополнениями).

А-рская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении а-рской деятельности.

Особенности правового положения а-рских организаций, осуществляющих а-рские проверки сельскохозяйственных кооперативов, определяются Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации»

Функции государственного регулирования а-рской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.

Функциями государственного регулирования а-рской деятельности являются:

1) выработка государственной политики в сфере а-рской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере а-рской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов а-рской деятельности, правил независимости а-ров и а-рских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих а-рскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций а-ров, а также контрольного экземпляра реестра а-ров и а-рских организаций;

4) анализ состояния рынка а-рских услуг в РФ-и;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

Для осуществления функций, предусмотренных Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у саморегулируемых организаций а-ров копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации а-ров и иную необходимую ифм-ю и документацию.

В целом система нормативного регулирования а-та в нашей стране находящаяся на стадии формирования, состоит из шести уровней.

Государственное регулирование а-та:

- законодательный уровень(ФЗ «Об а-рской деятельности», Этот закон определяет место а-та в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление а-та в России состоялось.);

- правительственный уровень (Федеральные (правила) стандарты а-рской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм а-та, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом. Эти стандарты содержат основные правила проведения а-рской проверки и составления а-рского заклю­чения. С их помощью а-р сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину а-рской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты а-та определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество а-рской проверки.);

- уровень уполномоченного федерального органа (в соответствии с ФЗ «Об а-рской деятельности» и Постановлением правительства РФ от 6 февраля 2002г. № 80 «О вопросах государственного регулирования а-рской деятельности в РФ» утверждено Положение о Совете по а-рской деятельности при Министерстве финансов РФ от 3 июня 2002 года №47н)

- ведомственный уровень(Минфин России, Банк России, другие ведомства, издающие акты, которые могут затрагивать а-т);

Негосударственное регулирование а-та:

- уровень общественных ассоциаций а-ров(профессиональные а-рские объединения для своих членов устанавливают внутренние стандарты, требования этих стандартов не могут быть ниже требований Федеральных и не могут противоречить им);

- внутрифирменный уровень (а-рские организации и индивидуальные а-ры должны разрабатывать внутрифирменные стандарты а-та. Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актов, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения а-та. Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть «Приказ об утверждении внутрифирменных стандартов», подписанный руководителем фирмы. В соответствии с учредительными документами эти стандарты могут дополнительно утверждаться советом учредителей а-рской фирмы. Необходимость применения указанных стандартов должна быть оговорена в контракте или в другом документе, регламентирующем рабочие отношения а-ра и администрации фирмы. Также оговариваются права и обязанности а-ра в части при­менения указанных стандартов, принципы профессиональ­ной этики и методы контроля качества работы а-ров.

Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на следующие:

- стандарты в области этики поведения а-ра, стандарты по внутрифирменному документообороту;

- стандарты в области методологии проведения проверок по направлениям а-та: общий, банковский, страховой, а-т бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.).

Федеральный закон «Об а-рской деятельности»

На протяжении более 7 лет регулирование а-рской деятельности в РФ-и осуществлялось в соответствии с Временными правилами а-рской деятельности, утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила действуют на всей территории РФ-и до принятия Закона, регулирующего а-рскую деятельность.

Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении а-та в стране, уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке а-рских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.

Федеральный закон «Об а-рской деятельности» — это основной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования а-рской деятельности в РФ. Текст Закона включает 26 статей, определяющих основные понятия и аспекты а-рской деятельности. Части 1 - 8 статьи 11 Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 года. Часть 9 статьи 11, статьи 12 и 16 Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 года.

Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения а-рской деятельности в РФ-и, который должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федеральных законов «О б-ом учете» и др.

До принятия данного закона действовал Закон «Об а-рской деятельности» (.№ 119-ФЗ), который был подготовлен рабочей группой с участием представителей Минфина России, профессиональных а-рских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов, а-ров-практиков. В Закон было включено всего 22 статьи, определяющих основные понятия и аспекты а-рской деятельности, часть из которых действует по настоящее время.

Рассмотрим основные положения закона:

-установлено понятие а-рской деятельности как предпринимательской деятельности по независимой проверке б-го учета и финансовой отчетности организаций;

-определена сфера а-та, а также его цели. Целью а-та является выражение мнения о достоверности финансо­вой отчетности и соответствия порядка учета действующему законодательству РФ;

-дано понятие сопутствующих а-ту услуг и перечислил их основные виды;

-сформулированы требования к индивидуальным а-рам и а-рским организациям, их права и обязан­ности, а также права и обязанности аудируемых лиц;

-законодательно определено понятие обязательного а-та и случаи его проведения;

-установлены процедуры аттестации а-ров и а-рских организаций;

-дано понятие а-рской тайны, как обеспечения сохранности (конфиденциальности) полученных сведений и определил ответственных за их разглашение;

-охарактеризованы роль и значение стандартов а-рской деятельности, их обязательный характер;

-зарегистрировано требование независимости а-ров;

-предусмотрен обязательный контроль качества работы а-ров;

-определен порядок государственного регулирования а-та в стране — образование уполномоченного федерального органа по регулированию а-рской деятельности (ФОГРАД) и Совета по а-ту при нем.

Значение закона «Об а-рской деятельности» нельзя недооценивать. Он не только законодательно закрепил правовую базу а-та в стране, но и способствовал повышению авторитета России в мировом сообществе.

 

Права и обязанности а-ра

Взаимоотношения а-ра и экономического субъекта основаны на добровольности и возмездности. Конфликты между ними разрешаются в суде или арбитражном суде. Экономический субъект и а-р вправе выбирать друг друга самостоятельно. Права а-ра, обязанности и ответственность определяются Законом «Об а-рской деятельности» ст 13.

А-ры (а-рские фирмы) имеют право:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения а-та на основе федеральных стандартов а-рской деятельности, а также количественный и персональный состав а-рской группы, проводящей а-т;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью ауд-мого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц ауд-мого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе а-та вопросам;

4) отказаться от проведения а-та или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в а-рском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе а-та обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение а-рской организации, индивидуального а-ра о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ауд-мого лица;

К иным правам можно отнести право:

1) вступать в члены аккредитованных профессиональных объединений;

2) оказывать сопутствующие а-ту услуги;

3) на вознаграждение за свою работу;

4) привлекать на договорной основе к участию в а-рской проверке индивидуальных а-ров, а также иных специалистов;

5) получать по письменному запросу необходимую для осуществления а-рской проверки ифм-ю от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;

6) отказаться от проведения а-рской проверки и поставить в известность об этом заказчика в следующих случаях:

а) если а-ры являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

б) оказания данному экономическому субъекту услуг по восстановлению и ведению б-го учета, а также составлению финансовой отчетности.

А-ры и а-рские фирмы обязаны:

1) предоставлять по требованию ауд-мого лица обоснования замечаний и выводов а-рской организации, индивидуального а-ра, а также ифм-ю о своем членстве в саморегулируемой организации а-ров;

2) передавать в срок, установленный договором оказания а-рских услуг, а-рское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания а-рских услуг;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения а-та, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания а-рских услуг.

К иным обязанностям можно отнести следующие.

1. А-ры должны пройти аттестацию и ежегодно повышать свою квалификацию.

2. Квалифицированно проводить а-рские проверки, оказывать иные а-рские услуги;

3. Соблюдать условия конфиденциальности.

4. Отказаться от проведения а-рской проверки, о чем поставить в известность ауд-е лицо в следующих случаях:

а) если а-рские организации являются их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти а-рские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;

б) если а-рские организации являются их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами экономических субъектов или имеющих в своем капитале долю этих а-рских фирм;

в) если были оказаны данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению б-го учета, а также составлению финансовой отчетности.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.016 с.)