Понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция».



Понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция».

Умственная отсталость – стойкое снижение познавательной деятельности ребенка вследствие органического поражения ЦНС.

Олигофрения (малоумие) – это форма умственной отсталости, которая возникает до развития речи у ребенка.

Деменция(слабоумие) – стойкий ущерб или прогрессирующий распад уже развитого до определенной степени интеллекта, памяти, критики, эмоционально-волевой сферы в результате органического поражения головного мозга. Возникает после 3-х лет. Деменция может возникнуть вследствие шизофрении, эпилепсии, черепно-мозговых травм, менингоэнцефалита, заболеваний обмена веществ.

 

2. Интеллект, определение, понятие, функции. Виды нарушений интлекта Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.

Функции интеллекта:1. Способность к восприятию информации; 2. Способность к генерализации информации; 3. Способность к анализу информации; 4. Способность к синтезу информации; 5. Способность к прогнозированию изменения информации; 6. Способность к изменению (адаптации) этих способностей. В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению) и деменцию. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций.

 

3. Роль неблагоприятной наследственности в возникновении умственной отсталости (хромосомная и генетическая патология, нарушения метаболизма, заболевания мозга).

Наследственность - свойство живых существ и клеток организма передавать свои признаки (анатомо-физиологические особенности) потомкам. Она обеспечивает относительную стабильность вида. Основу для естественного и искусственного отбора, для эволюции вида дает изменчивость – свойство организма и его клеток, проявляющееся в возникновении новых признаков. Материальными носителями наследственной информации являются гены – участки молекулы ДНК.

Пренатальные факторы и их роль в патогенезе (алкоголизм родителей, внутриутробные повреждения плода в результате интоксикации, инфекции, травматические повреждения).

Постнатальные вредности и их роль в этиологии. Патогенез умственной отсталости в зависимости от времени воздействия патогенных факторов.

 

Умственная отсталость, обусловленная наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями

Формы умственной отсталости по Исаеву Д.Н

- астеническая форма и ее варианты (дислалический, диспрактический, дисмнестический, основной, брадипсихический);

- дисфорическаяую форма;

- атоническая форма и ее варианты (аспонтанно-апатический, акатизический, мориоподобный);

- стеническая форма и ее варианты (уравновешенный, неуравновешенный). По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы:легкую (IQ в пределах 40—69), умеренную (IQ в пределах 35—49),

тяжелую (IQ в пределах 20— 34), глубокую (IQ ниже 20).

 

Общие закономерности формирования умственной отсталости, обусловленной нарушением внутриутробного развития.

Синдромы умственной отсталости при вирусном, бактериальном, паразитарном поражениях и при интоксикациях.

Умственная отсталость, связанная с нарушением обменных процессов.

Особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, психомоторики детей с легкой умственной отсталости. Формирование самооценки и овладение трудовыми навыками.

Коэффициент умственного развития (IQ) равен 50—70. Клиническая картина умственной отсталости легкой степени характеризуется широким диапазоном интеллектуальной недостаточности, достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками, относительной адекватностью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке. По сравнению с другими степенями при легкой умственной отсталости черты личности и характера отличаются большей Клиника интеллектуальных нарушений ТЕМА №5. Клиника интеллектуальных нарушений при олигофрении. Чурилова Татьяна Михайловна, к.б.н. НОЧУ ВПО «МСГИ» Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия» Страница 5 дифференцированностью и индивидуальностью; благодаря относительно более высокому психическому развитию такие больные во многих случаях удовлетворительно адаптируются в обычных условиях жизни. Когнитивные нарушения характеризуются замедленностью психических процессов, конкретностью мышления, слабостью суждений, ухудшением памяти, хотя механически больные могут запомнить те или иные сведения, но применить их в практической деятельности им трудно. Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой (произнесение отдельных слов в 2 – 2,5 года, появление фразовой речи в 3 – 3,5 года). Отмечается также тенденция к задержке понимания речи. Большинство больных приобретают способность использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе, однако их речь зачастую маловыразительна, бедна, с паузами, неправильными ударениями, заиканием. Эмоциональные расстройства у таких детей характеризуются либо бедностью и невыразительностью эмоций, их однообразием, либо стойко повышенным настроением, беспечностью, нелепой дурашливостью, двигательной расторможенностью. С разной частотой у таких детей встречаются сопутствующие состояния, такие, как аутизм, другие расстройства развития, эпилепсия, изменения поведения и физическая неполноценность. Таким образом, клиническая картина лиц с легкой степенью умственной отсталости характеризуется: 1) негрубыми нарушениями познавательной деятельности в виде: - конкретности мышления; - снижения аналитической способности; - ухудшения памяти, внимания; - речевых нарушений (задержка приобретения речевых навыков, бедность речи, - маловыразительность, заикание, неправильность произношений и др.); 2) разноплановостью эмоциональных расстройств; 3) изменением адаптивного поведения (двигательная расторможенность, дурашливость, многогранность невербального общения и др. Большинство детей с возрастом достигают полной независимости в сфере ухода за собой, в практических и домашних навыках, однако низкая социальная компенсация серьезно затрудняет создание семьи и резко ограничивает их социальный статус. В целом при первичном общении с такими больными обращают на себя внимание определенные личностные Клиника интеллектуальных нарушений ТЕМА №5. Клиника интеллектуальных нарушений при олигофрении. Чурилова Татьяна Михайловна, к.б.н. НОЧУ ВПО «МСГИ» Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия» Страница 6 нарушения (изменение адаптивного поведения) при стушеванности интеллектуальных нарушений.

Физическое состояние

Заболевание распознается уже при рождении. Дети рождаются с низкой массой тела, слабо кричат, плохо сосут. С раннего возраста эти дети отстают в физическом развитии от сверстников. Рост ниже нормы, отмечаются диспластическое телосложение: непропорциональность коротких конечностей и относительно длинного туловища, своеобразное строение черепа и лица. Узкая грудная клетка. Большой живот. У многих детей пупочная грыжа. У мальчиков часто крипторхизм.

К типичным признакам относятся аномалии строения конечностей, короткие и толстые пальцы на руках и ногах:

- кисть плоская, пальцы широкие, короткие, укороченный искривленный кнутри мизинец. В большинстве случаев отмечаются характерные изменения рисунка кожного рельефа: часто бывает выражена непрерывная кожная поперечная ладонная борозда, наличие одной сгибательной складки на мизинце вместо двух, увеличение числа ульнарных петель, увеличение угла atd (превышающего 57°).

- на стопах увеличен промежуток между I и II пальцами, иногда наблюдается синдактилия (сращение пальцев), плоскостопие.

В более старшем возрасте к характерным внешним проявлениям заболевания относятся своеобразная осанка, опущенные плечи, неуклюжая походка, неловкие движения.

Череп уменьшен в размерах, брахицефалической или круглой формы со скошенным затылком.

Ушные раковины обычно небольших размеров, часто деформированы, несимметрично и низко расположены.

Лицо круглое, нередко с румя­нцем («румянец паяца»).

Шея короткая.

Глазные щели узкие, косо поставлены - косой разрез глаз. Кожная складка во внутреннем углу - третье веко (эпикантус). Надбровные дуги также расположены косо.

Глаза чаще бывают светлые и на радужной оболочке пятна Брушфильда - наличие участков депигментации на периферии радужки.

Нос короткий, маленький, пуговкой с широкой уплощенной переносицей.

Рот также маленький, полуоткрыт.

Язык большой вследствие гипертрофии сосочков, имеет складчатую поверхность, испещрен поперечными борозда­ми («географический»).

Верхняя челюсть часто отличается недоразвитием, высокое «готическое» небо, прогнатизм, неправильный рост зубов, зубы мелкие, дистрофичные, кариес.

Кожа обычно сухая, с наклонностью к шелушению, толстая, морщинистая. В углах рта раздражение кожи, трещины на губах, веки склонны к воспалению.

Волосы редкие, прямые, мягкие с участками облысения.

Пороки внутренних органов обнаруживаются почти у 50% больных: сердечно-сосудистой системы, особенно часто встречаются врож­денные пороки сердца; слабость дыхательной системы, что вы­ражается в том, что дети очень часто болеют воспалением легких, катаром верхних дыхательных путей; имеют место нарушения пищеварительного тракта — наклонность к запорам или по­носам.

Нарушения эндокринной системы отмечаются во всех случаях: недоразвитие половых желез и вторичных половых признаков, снижение основного обмена, ожирение. Следствием этого часто являются описанные изменения кожи и волос.

У пациентов с синдромом Дауна обнаружена также повышенная частота лейкозов.

Понятие деменции. Варианты деменции (травматическая и текущая). Основные клинические проявления деменции. Структура дефекта при деменции.

Деменция — органическое психическое расстройство, проявляющееся расстройствами памяти, снижением интеллекта, изменением личности и не сопровождающееся нарушением сознания. В отличие от умственной отсталости, при которой нарушения отмечают с рождения, деменция — это приобретённое расстройство. В основе деменции всегда лежит органическое поражение головного мозга, хотя часто специфический органический фактор выявить не удаётся. В большинстве случаев деменция необратима. Однако в некоторых случаях при устранении причины деменция поддаётся лечению. Частота. 5% населения старше 65 лет — тяжёлая степень деменции, 16% — лёгкая деменция. По локализации выделяют: корковую — с преимущественным поражением коры головного мозга (болезнь Альцгеймера, лобно-височная лобарная дегенерация, алкогольная энцефалопатия); подкорковую — с преимущественным поражением подкорковых структур (прогрессирующий надъядерный паралич, болезнь Гентингтона, болезнь Паркинсона, мультиинфарктная деменция (поражение белого вещества));корково-подкорковую (болезнь с тельцами Леви, корково-базальная дегенерация, сосудистая деменция);мультифокальную — с множественными очаговыми поражениями (болезнь Крейтцфельдта — Якоба). По степени тяжести: Лёгкая. Хотя работа и социальная деятельность существенно нарушены, способность к самостоятельной жизни сохраняется, с соблюдением правил личной гигиены и относительной сохранностью критики. Умеренная. Предоставлять больного самому себе рискованно, требуется определенный надзор. Тяжёлая. Повседневная деятельность настолько нарушена, что требуется постоянный надзор (например, больной не в состоянии выполнять правила личной гигиены, не понимает, что ему говорят и сам не говорит). Клиническая картина. Характерный и выраженный признак — нарушения познавательных функций. Другие важные клинические проявления — нарушения поведения, эмоциональные расстройства. Заболевание развивается постепенно, однако часто расстройство обнаруживают после острого ухудшения состояния, вызванного изменением окружающей обстановки или сопутствующими соматическими заболеваниями. Иногда при деменции наблюдают нехарактерные для больных агрессивное поведение или сексуальную расторможённость. При обнаружении изменений личности или поведения больного необходимо поставить вопрос о наличии деменции, особенно если больной старше 40 лет и не имеет текущего психического заболевания. • Нарушения познавательных функций •• Расстройства памяти. При деменции страдает как кратковременная, так и долговременная память, возможны конфабуляции. Для лёгкой деменции характерны умеренные нарушения памяти, в большей степени касающиеся событий недавнего прошлого, например, забывание номеров телефонов, бесед или событий, происходивших в течение дня. В более тяжёлых случаях в памяти удерживается только хорошо заученный материал, а новая информация быстро забывается. На последних стадиях больной может забывать имена близких родственников, свою профессию или даже собственное имя, что проявляется дезориентацией в собственной личности •• Расстройства внимания при деменции проявляется тем, что больные утрачивают способность реагировать на несколько стимулов одновременно, переключать внимание с одной темы на другую •• Расстройства высших функций проявляются агнозией, апраксией, афазией. • Нарушение ориентации во времени, как правило, появляется в самом начале заболевания и всегда предшествует нарушениям ориентации в месте и собственной личности (в отличие от делирия, при котором всегда сохраняется ориентация в собственной личности). Больной с далеко зашедшей деменцией, с выраженными нарушениями ориентации в пространстве легко теряется даже в знакомой обстановке. • Изменения личности и расстройства поведения начинаются постепенно. Усиливаются основные черты личности, характерные для данного больного до заболевания: жизнерадостный и энергичный становится суетливым, беспокойным, а аккуратный и бережливый — жадным и т.д. Усиливается эгоизм, исчезает чуткость и отзывчивость по отношению к другим людям, появляются подозрительность, склонность к мелким обидам и конфликтам. Пациенты становятся сексуально расторможёнными. В отдельных случаях больные бродяжничают, собирают ненужный хлам. В других случаях больные становятся пассивными, безынициативными, бездеятельными, ничем не интересуются, не проявляют интереса к общению. По мере нарастания деменции пациенты становятся неопрятными, нечистоплотными, себя не обслуживают, не реагируют на присутствие окружающих. • Расстройства мышления. Темп мышления замедлен, снижается способность к абстрагированию, логическому мышлению. Пациент не в состоянии решать задачи, обобщать. Речь становится обеднённой, стереотипной, обстоятельной, в далеко зашедших случаях отсутствует. При деменции возможно формирование бредовых идей, как правило, примитивного и нелепого по содержанию. Например, пациентка утверждает, что у неё украли норковую шубу, которой у неё никогда не было. У мужчин нередко развивается бред ревности. • Снижение критического отношения к своему состоянию и окружающему миру наблюдают в большинстве случаев. В стрессовых ситуациях возможно развитие острых тревожно-депрессивных реакций («катастрофические реакции») на субъективное осознание интеллектуальной неполноценности. При частично сохранной критике больные обычно стараются скрывать их интеллектуального дефекта (например, меняют предмет разговора, шутят или пытаются каким-либо другим способом отвлечь внимание врача). • Эмоциональные расстройства крайне разнообразны и изменчивы. У больных часто наблюдают депрессивные состояния, сопровождающиеся тревогой и раздражительностью, безразличием к окружающему, плаксивостью, злобой. В редких случаях отмечают маниакальные состояния с однообразной весёлостью, беззаботностью. При деменции иногда наблюдают расстройства восприятия (галлюцинации и иллюзии). Например, больной говорит, что он слышит крики детей, которых убивают в соседней комнате. Методы исследования • Лабораторные •• Кровь (развёрнутый клинический и биохимический анализы крови, содержание витамина В12 и фолиевой кислоты) •• Исследование функции щитовидной железы •• Реакция фон Вассермана и анализ крови на ВИЧ • Инструментальные •• ЭЭГ •• КТ, МРТ (исключают нормотензивную гидроцефалию, инфаркты, субдуральные гематомы, опухоли) • Психологическое тестирование для исключения связи с другим психическим заболеванием.

Понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция».

Умственная отсталость – стойкое снижение познавательной деятельности ребенка вследствие органического поражения ЦНС.

Олигофрения (малоумие) – это форма умственной отсталости, которая возникает до развития речи у ребенка.

Деменция(слабоумие) – стойкий ущерб или прогрессирующий распад уже развитого до определенной степени интеллекта, памяти, критики, эмоционально-волевой сферы в результате органического поражения головного мозга. Возникает после 3-х лет. Деменция может возникнуть вследствие шизофрении, эпилепсии, черепно-мозговых травм, менингоэнцефалита, заболеваний обмена веществ.

 

2. Интеллект, определение, понятие, функции. Виды нарушений интлекта Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.

Функции интеллекта:1. Способность к восприятию информации; 2. Способность к генерализации информации; 3. Способность к анализу информации; 4. Способность к синтезу информации; 5. Способность к прогнозированию изменения информации; 6. Способность к изменению (адаптации) этих способностей. В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению) и деменцию. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций.

 

3. Роль неблагоприятной наследственности в возникновении умственной отсталости (хромосомная и генетическая патология, нарушения метаболизма, заболевания мозга).

Наследственность - свойство живых существ и клеток организма передавать свои признаки (анатомо-физиологические особенности) потомкам. Она обеспечивает относительную стабильность вида. Основу для естественного и искусственного отбора, для эволюции вида дает изменчивость – свойство организма и его клеток, проявляющееся в возникновении новых признаков. Материальными носителями наследственной информации являются гены – участки молекулы ДНК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.028 с.)