Кризисы социально-экономических систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризисы социально-экономических систем.



Кризисы социально-экономических систем.

В любой сложной системе и, в частности, в социально-экономических системах, функционирующих в обществе, возможны нарушения и сбои. Примерами социально-экономических систем являются предприятия, фирмы, компании, корпоративные структуры с их внутренней организацией, экономическими целями и положением на рынке. При этом они подвержены воздействиям извне со стороны других социально- экономических систем, а также органов государственного и общественного устройства и, чтобы соответствовать изменяющимся условиям, вынуждены изменяться сами, т. е. развиваться. Это приводит к тому, что в деятельности социально-экономических систем неизбежно возникают кризисы.

Любая система испытывает две основные внутренние тенденции, связанные с поддержанием ее жизнедеятельности: 1) функционирование; 2) развитие.

Функционирование — это комплекс действий, направленных на поддержание и сохранение уже имеющихся функций, определяющих целостность, качественную определенность и главные сущностные характеристики системы. Для обеспечения функционирования система стремится к стабилизации происходящих в ней процессов.

Развитие — это комплекс действий, направленных на приобретение новых и устранение отживших качеств в условиях изменяющейся среды. Для обеспечения развития необходимо проведение изменений процессов в системе.

Указанные тенденции имеют противоположные направленности и неизбежно входят друг с другом в противоречие. Само по себе наличие противоречий не является отрицательным или недопустимым.

Противоречия - это те внутренние вопросы, которые требуют своего разрешения и позволяют системе найти путь к совершенствованию.

Вместе с тем противоречия бывают разными по остроте и глубине, с которыми они затрагивают процессы внутри социально-экономической системы. При этом могут развиваться такие противоречия, от разрешения которых зависит само существование системы. Таким образом, мы подходим к определению кризиса.

Кризис - это крайняя форма обострения противоречий в социально- экономической системе, угрожающая ее жизнедеятельности. Данное определение отражает диалектическое единство и противоположность основных тенденций социально-экономической системы.

 

 

Причины кризисов.

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность кризиса существует всегда, что его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.

Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него.

Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и характером антикризисного управления, которое может или смягчать, или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

Во многих случаях спасает энтузиазм. Но энтузиазм не может давать продолжительного эффекта, хотя исключать его из программы антикризисного управления не следует. При этом надо понимать, что энтузиазм бывает различным по своим истокам, национальным особенностям, традициям культуры и т. д. Если энтузиазм используется для прикрытия грубых ошибок и корыстных целей, но не способствует снятию кризисных напряжений.

Экономический кризис (др.-греч. Krisis — поворотный пункт) — серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Основные виды — кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства.

Кризис недопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.)

Кризис перепроизводства характеризуется наличием большого количества товаров, которые превышают спрос потребителей. Обычно возникает из-за невыявления совокупного спроса и невозможности в условиях свободного рынка планирования совокупного производства. В итоге для конкретного производителя обычно неизвестно, чего и сколько нужно рынку. Первые крупные кризисы подобного рода проявились в Англии в XVII веке.

С развитием рыночной индустриальной экономики кризисы перепроизводства приобрели циклический характер и на сегодня составляют одну из фаз экономического цикла.

 

 

Симптомы кризиса.

Симптом - это первоначальное, внешнее проявление кризис­ных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оцени­вать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причи­нам и реальным факторам.

С точки зрения антикризисного управления очень важно классифицировать симптомы кризиса, определить их оптимальный набор, позволяющий оценить ситуацию, своевременно индуцировать приближение кризиса, оценить его возможные последствия и выработать программу выхода из кризиса. При этом следует учитывать, что опасность кризиса существует всегда, хотя бы в силу существования случайных непредсказуемых кризисов, и помнить, что кризис не только может оказывать негативное влияние на развитие системы, но и быть генератором качественной позитивной ее трансформации, перехода на следующий, более высокий уровень ее развития.

Система управления любой социально-экономической системы (в принципе саморегулируемой) призвана обеспечить наиболее эффективное и наименее затратное ее развитие. Поскольку предполагается, что выход из кризиса – управляемый процесс, важно своевременно распознать наступление кризиса, а в идеале прогнозировать его наступления с максимальной вероятностью. От этого зависит успех антикризисной программы на всех уровнях.

При рассмотрении кризиса как полиструктурного и полифункционального сложного явления, охватывающего систему или подсистему, важнейшими его характеристиками являются: масштабы кризиса, степень охвата объекта или процесса, порождающие факторы, области потенциального развития, характер воздействия на систему, последствия для социально-экономической системы. Поэтому необходимо определить конкретный набор симптомов кризиса и показателей для качественной и количественной оценки мониторинга системы в ее стабильном состоянии, в предкризисный период, во время кризиса и после его разрешения.

На макроэкономическом уровне к симптомам кризиса можно отнести падение основных экономических показателей системы, таких как ВВП, объемы промышленного производства, рост инфляции, гиперинфляция, массовые банкротства и т. д. На микроэкономическом уровне (в масштабах предприятия, организации) следует рассмотреть такие показатели, как значение коэффициента текущей ликвидности, значение коэффициента обеспеченности собственными средствами, наличие убытков по итогам основной деятельности, наличие убытков по итогам финансово-хозяйственной деятельности, значение коэффициента утраты (восстановления) платежеспособности, оценка динамики показателей группы рентабельности, оценка тенденции развития производственного потенциала, показатели деловой активности, наличие планов стратегического развития, формат и качество учетной политики, наличие корпоративной культуры.

Помимо выбора правильной, необходимой и достаточной системы показателей, важна также методология их использования с учетом взаимной зависимости проблем.

 

 

Пятиэтапный цикл развития.

Существуют различные методы выделения циклов развития социально-экономических систем. Один из наиболее рациональных – пятиэтапный цикл развития. Каждому из этапов соответствуют определенные особенности состояния социально-экономической системы. Эти особенности характеризуют и тип фирмы.

Первый этап – эксплерентный: зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной структуры. Это этап скрытого формирования будущей целостности. Еще не оформились признаки полной внешней дифференциации и внутренней интеграции фирмы, но уже появились ее некоторые черты, посылки, потенциальные характеристики. Фирма не оформилась окончательно, но уже поставляет на рынок экспериментальные образцы, новые идеи или услуги, зондирует рынок на предмет спроса. Здесь существует опасность кризиса, которая заключается в том, что фирма может исчезнуть уже на этапе ее возникновения. Кризис может быть быстротечным и сравнительно легким. К нему готовы, поэтому имеется прикрытие: фирма пока находится в структуре другой фирмы, более крупной и устойчивой.

Второй этап – патиентный: при удачном развитии событий организация (фирма) продолжает расти и увеличиваться и вступает в новый этап. В связи с тенденциями роста требуются перестройка структуры, дифференциация функций управления, повышение эффективности деятельности. Это этап завоевывания какого-либо сегмента рынка, упрочения рыночных позиций, выработки конкурентной стратегии, повышения роли маркетинга в управлении фирмой. Чаще всего он рассматривается как этап количественного роста. На этом этапе также существует опасность кризиса. Кризис здесь в основном вызывается внешними причинами, внешними циклами развития экономики или политическими причинами.

Третий этап – виолентный: организация достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке, конкурентоспособность ее высока, она чувствует себя уверенно. Фирмы-виоленты – это фирмы с силовой стратегией, которые, как правило, работают в области большого бизнеса, характеризуются высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции.

Четвертый этап – коммутантный: период упадка, старения фирмы, когда наиболее значимые параметры ее жизнедеятельности заметно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к упрощению и свертыванию.

Пятый этап – леталентный: деструктуризация фирмы, прекращение ее существования в прежнем виде. На этом этапе появляются фирмы-леталенты, т. е. фирмы, распадающиеся в связи с невозможностью их эффективного функционирования, или фирмы, на которых происходит диверсификация с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала.

 

 

Финансовое оздоровление.

Финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к предприятию-должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Решение об обращении к первому собранию кредиторов должно содержать сведения о предполагаемом обеспечении исполнения должником своих обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, а также предлагаемый срок финансового оздоровления.

К решению должны быть приложены: • план финансового оздоровления; • график погашения задолженности; •протокол общего собрания учредителей с перечнем учредителей, голосовавших за обращение с ходатайством о введении финансового оздоровления, или решение органа, уполномоченного собственником имущества унитарного предприятия.

В соответствии со ст. 329 ГК РФ исполнение должником обязательств согласно графику погашения задолженности может быть обеспечено залогом, банковской, государственной или муниципальной гарантией либо поручительством и не может обеспечиваться удержанием, задатком или неустойкой.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок не более двух лет на основании решения собрания кредиторов, при этом арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления указывается срок финансового оздоровления и утвержденный судом график погашения задолженности.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

• отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

• кредиторы могут предъявлять свои требования (за исключением текущих платежей) только в порядке, определенном законодательством о банкротстве;

• аресты на имущество и другие ограничения в распоряжении имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;

• приостанавливается, за рядом исключений, осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам;

• не допускаются удовлетворение требований учредителя о выделе доли в имуществе в связи с выходом из состава учредителей, выкуп или приобретение должником размещенных акций, изъятие собственником имущества унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества, выплата дивидендов по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям, распределение прибыли между учредителями.

Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности. Арбитражный суд при этом выносит определение о прекращении производства по делу.

Если должник не смог представить в арбитражный суд соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с составленным графиком погашения задолженности или неоднократно, или на срок более 15 дней нарушил сроки удовлетворения требований кредиторов, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое может принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления арбитражный суд принимает один из судебных актов:

• определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

• определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

• решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

 

 

Внешнее управление.

Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая должнику, которая вводится параллельно с финансовым оздоровлением организации. Эта процедура носит реабилитационный характер и позволяет предотвратить запуск конкурсного производства, которое, в свою очередь, направлено на ликвидацию предприятия, а не на возвращение фирмы в экономически стабильное состояние.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится, если на то имеется решение арбитражного суда, принимаемое по согласованию с кредиторами и по итогам предыдущего этапа банкротства – наблюдения. Период внедрения мероприятий на данном этапе составляет не более 18 месяцев. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на полгода. Таким образом, срок мероприятий внешнего управления может составлять не более двух лет.

Одно из важнейших отличий данной процедуры – отстранение от управления действующего руководства предприятия. Полномочия по управлению организацией передаются внешнему управляющему. По сути, управляющий является здесь ключевой фигурой и играет роль генерального директора, также он может распоряжаться по своему усмотрению активами предприятия. Однако действующее руководство только частично лишается своих полномочий. Некоторые функции технического характера сохраняются.

Цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в восстановлении платежеспособности и нормальной работы организации, а также последующем признании состоятельности. Еще одна важная задача – удовлетворение требований всех кредиторов.

Главная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в прекращении полномочий действующего руководства предприятия. При этом внешний управляющий имеет широкий спектр обязанностей, в которые входит распоряжение объектами имущества должника. Действующие органы управления предприятия лишены права принимать самостоятельные решения без согласования с внешним управляющим или оказывать влияние на принятие им решений.

 

 

Мировое соглашение.

Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором.

Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т. е. достижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон.

Сторонами мирового соглашения являются должник и конкурсные кредиторы. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц (например, поручителя), которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Решение о необходимости подписания мирового договора от имени кредиторов принимается на их общем собрании. Оно принимается путем голосования – для заключения потребуется набрать большинство голосов.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином-должником или руководителем должника (в период наблюдения), внешним управляющим (во время внешнего управления) или конкурсным управляющим (во время конкурсного производства).

Мировое соглашение может быть признано недействительным, если должник не выполняет предусмотренные им обязательства по отношению к ¼ запросов, выдвигаемых кредиторами. При неисполнении обязательств, кредиторы могут предъявить ему требования в том объеме, который предусматривает данный договор. При возбуждении процедуры банкротства объем запросов также определяется соглашением.

 

Кризисы социально-экономических систем.

В любой сложной системе и, в частности, в социально-экономических системах, функционирующих в обществе, возможны нарушения и сбои. Примерами социально-экономических систем являются предприятия, фирмы, компании, корпоративные структуры с их внутренней организацией, экономическими целями и положением на рынке. При этом они подвержены воздействиям извне со стороны других социально- экономических систем, а также органов государственного и общественного устройства и, чтобы соответствовать изменяющимся условиям, вынуждены изменяться сами, т. е. развиваться. Это приводит к тому, что в деятельности социально-экономических систем неизбежно возникают кризисы.

Любая система испытывает две основные внутренние тенденции, связанные с поддержанием ее жизнедеятельности: 1) функционирование; 2) развитие.

Функционирование — это комплекс действий, направленных на поддержание и сохранение уже имеющихся функций, определяющих целостность, качественную определенность и главные сущностные характеристики системы. Для обеспечения функционирования система стремится к стабилизации происходящих в ней процессов.

Развитие — это комплекс действий, направленных на приобретение новых и устранение отживших качеств в условиях изменяющейся среды. Для обеспечения развития необходимо проведение изменений процессов в системе.

Указанные тенденции имеют противоположные направленности и неизбежно входят друг с другом в противоречие. Само по себе наличие противоречий не является отрицательным или недопустимым.

Противоречия - это те внутренние вопросы, которые требуют своего разрешения и позволяют системе найти путь к совершенствованию.

Вместе с тем противоречия бывают разными по остроте и глубине, с которыми они затрагивают процессы внутри социально-экономической системы. При этом могут развиваться такие противоречия, от разрешения которых зависит само существование системы. Таким образом, мы подходим к определению кризиса.

Кризис - это крайняя форма обострения противоречий в социально- экономической системе, угрожающая ее жизнедеятельности. Данное определение отражает диалектическое единство и противоположность основных тенденций социально-экономической системы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.049 с.)