проблемы, итоги, перспективы развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

проблемы, итоги, перспективы развития



Огромные территории Азии в XIX в. были превращены европейскими державами в колонии и зависимые государства. Исключение составляла Япония, которая длительное время была «закрытой» страной для европейцев. Индия раньше других государств Азии подверглась европейской колонизации, причем наиболее активно действовала Англия в лице Ост—Индской компании. Колониальный режим в Индии имел свои особенности. В XIX в. в руках британской Ост—Индской компании находилась почти вся территория страны. Различными путями Англия выкачивала из Индии огромные денежные средства. Существовала целая система налогов, разорявшая местное население. Кроме налогов, существовали правительственные монополии на соль и опиум. В 1833 г. торговая деятельность Ост—Индской компании была совсем прекращена, за ней осталось лишь управление колонией и армией (английской) в Индии. Английская, буржуазия стала широко использовать Индию в качестве сырьевого придатка и рынка сбыта фабричных товаров, вывозимых из метрополии. После великого восстания за независимость в 1857 г. Ост—Индская компания была упразднена, и Индия стала управляться из Лондона чиновниками специального министерства, а в самой Индии главой являлся вице—король, назначаемый королевой. В XIX в. Индия окончательно превращается в рынок сбыта английских фабричных товаров, в результате чего ручное индийское ткачество приходит в упадок. Английская фабричная промышленность в конечном счете подорвала экономику традиционного индийского общества, уничтожив индийскую домашнюю промышленность. При этом английские предприниматели препятствовали нормальному развитию местной фабричной промышленности, поощряя развитие производства тех культур, которые как сырье шли на экспорт, в метрополию – хлопок, джут, индиго, чай, пшеница, пряности и др. Только в конце XIX в. в Индии начало развиваться фабричное производство, наиболее крупными промышленными центрами стали Бомбей и Калькутта. В конце XIX в. в Индии начался процесс индустриализации, в результате которого происходило разрушение структуры традиционного общества. Процесс индустриализации менял состав индийского общества: исчезали ремесленники—ткачи, появлялись наемные рабочие и национальная буржуазия, формировался средний класс и индийская интеллигенция. Во второй половине XIX в. в Индии усиливается национально—освободительное движение, ярко проявившееся во время восстания сипаев в 1857 г., которое быстро распространилось по всей стране. После его подавления англичанами повстанцы долго еще вели партизанскую войну, охватившую всю Центральную Индию. В 1885 г. английская администрация, понимая необходимость компромисса, разрешила создание общеиндийской политической организации. Тогда же был основан Индийский Национальный Конгресс (ИНК). Постепенно в ИНК образовались два политических течения: «умеренные» и «крайние». И «умеренные», и «крайние» по своему защищали интересы индийского народа. В начале XX в. происходит оживление и развитие местной индийской промышленности. Но колонизаторы всячески препятствовали этому процессу модернизации, созданию современной индийской промышленности, развитию промышленных городов, демократизации системы управления. В этот период времени англичане расширяли плантации таких культур, как чая, кофе, сахарный тростник и длинноволокнистый хлопок, при этом хищнически истреблялись прекрасные леса, что привело к нарушению экологического равновесия, вызвало эрозию почв, оползни и наводнения.

 


Вопрос 32. Страны Европы и Америки в конце 19-нач.21вв: проблемы, итоги, перспективы развития

Процессы развития и модернизации в государствах Европы и Америки в XX в. прошли три основных неравнозначных этапа. Первый этап охватывает первую треть XX в. Развитие стран американского региона в этот период происходило преимущественно на базе и в рамках традиционных экономических и социальных структур, экономики аграрно-и сырьеэкспортной ориентации, в условиях их периферийного, зависимого положения по отношению к ведущим индустриальным державам.
Второй этап — с 30-х до середины 70-х гг. XX в. — самый длительный, был отмечен сложными обновленческими процессами. В это время на фоне кризиса традиционных структур началась их модернизация путем активного вмешательства государства в экономику и социальные отношения, осуществления промышленных, аграрных и социальных преобразований. Этот период характеризуется преобладанием и взаимодействием революционной и реформистской тенденций развития и модернизации общества.
Третий этап — последняя четверть XX в. В это время на первый план вышел неолиберальный вариант модернизации, имеющий противоречивые последствия.
Многие актуальные вопросы региона не были решены к концу века. Неравномерный, часто неоднозначный характер перемен приводил к тому, что с решением или смягчением одних проблем обострялись другие, прибавлялись новые. За XX в. изменился облик не только Америки, но и всего мира. Ведущие индустриальные страны на рубеже XXI в. стали уже постиндустриальные державы. Несмотря на достигнутый прогресс, сохранилось заметное отставание латиноамериканских республик от передовых в экономическом и научно-техническом отношениях государств, зависимое, все еще периферийное положение в мировом хозяйстве, низкий уровень жизни большей части населения.
Недостаточная материальная база, нехватка капиталов, груз большой и постоянно растущей внешней задолженности, использование ресурсов стран региона в интересах ведущих центров формирующейся глобальной мировой экономики не позволили латиноамериканским республикам в конце XX в. выдержать форсированную модернизаторскую политику неолиберального толка без значительных негативных последствий. В результате такой политики, навязанной государствам региона извне, увеличился разрыв между модернизированными секторами производства и традиционной экономикой, с которой была связана большая часть населения и которая в условиях либерализации и транснационализации хозяйственной жизни оказалась в кризисном состоянии. Национальная экономика все больше оказывалась под контролем транснационального капитала, что серьезно ограничивало суверенитет латиноамериканских республик. Неолиберальная перестройка привела к снижению уровня жизни и обнищанию широких масс населения, к росту безработицы и социальных контрастов. Серьезными дестабилизирующими факторами стали коррупция, наркобизнес, терроризм. Усилились настроения неприятия экономических реформ, осуществляемых такой высокой ценой, недоверия к политикам, к традиционным партиям и к политике вообще, требования корректировки курса модернизации.
Главной задачей общественно-политических сил Европы и Америки в начале XXI в. становится поиск и осуществление таких вариантов развития, которые бы отвечали местным условиям и позволили бы совместить обновление экономики с интересами большинства общества, с решением актуальных социальных проблем, сочетать интеграцию стран региона в глобальное мировое сообщество с сохранением самобытности, собственных цивилизационных основ народов Европы и Америки

вопрос 33. Международные отношения во 2-ой половине 1940-конце 1980х гг. "Холодная война"

На международной арене главным последствием Второй мировой войны стало соперничество двух наиболее сильных в военно-экономическом отношении стран-победительниц – Советского Союза и США. СССР стал лидером государств, где к власти пришли коммунисты или другие левые партии. Постепенно советскому руководству удалось установить полный контроль над политическими процессами в Восточной Европе. Затем последовало оформление политико-идеологического (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий, сентябрь 1947 года) и экономического (Совет экономической взаимопомощи, январь 1949 года) союзов, что привело к складыванию так называемого «социалистического лагеря». В первые годы «холодной войны» союз базировался на военно-экономической мощи СССР и откровенном вмешательстве советского руководства во внутренние дела восточноевропейских государств. Это вызывало беспокойство в США и странах Западной Европы и давало повод для «раздувания» темы «советской угрозы» свободе и демократии в мире.
Другим полюсом международных отношений стали развитые промышленные страны Запада во главе с США. Первенство США сложилось автоматически из того огромного военно-промышленного потенциала, которым обладала эта страна. В экономическом отношении Англии и Франции потребовалось не менее десятилетия, чтобы преодолеть последствия войны. Именно США создали и претворили в жизнь план экономической помощи странам Европы («план Маршалла»). В военном и экономическом отношении только США, территория которых не подвергалась бомбежке и оккупации, могли противостоять СССР. За годы войны потенциал мощностей промышленности США вырос на 50%, а объем выпускаемой продукции увеличился в 2,5 раза. При этом США потеряли в войне 450 тысяч, а СССР более 27 млн. человек. В целом соотношение между промышленностью СССР и США составляло 1:5. К тому же США с 1945 г. обладали атомной бомбой - оружием нового поколения. «Мы вышли из этой войны как самая мощная в мире держава, возможно самая могущественная в человеческой истории», - говорил президент Г. Трумэн.
Экономическое и военное превосходство США позволило отказаться от совместного с СССР решения судеб европейских народов. Оказывая экономическую помощь странам Западной Европы Соединенные Штаты навязывали им антисоветскую ориентацию. Фактически также действовал СССР в Восточной Европе. Однако именно США первыми пошли на создание в 1949 г. крупного военно-политического союза – Организации Североатлантического договора (НАТО), призванной бороться с распространением «коммунизма».
Обладая ядерной монополией США были готовы начать войну против СССР в любой момент. Во второй половине 1940-х гг. командование США неоднократно разрабатывало планы наступательной войны против СССР с нанесением ядерных ударов. В частности американские военные стратегии под кодовыми названиями «Троуджэн» (1948 г.), «Троян» и «Оффтэкл» (1949 г.) предполагали одновременное уничтожение атомными бомбами 70 крупнейших городов Советского Союза. Даже после успешного испытания СССР в 1949 г. собственной атомной бомбы, советскому военно-промышленному комплексу понадобилось еще несколько лет, чтобы создать достаточное для ответного удара количество бомб и средств их доставки (стратегических бомбардировщиков).
Таким образом главными причинами «холодной войны» были мировое соперничество СССР и США – двух сверхдержав, обладавших ядерным оружием, и их борьба за утверждение в своих зонах влияния соответствующих общественных систем – социалистической и капиталистической.
Сущностью «холодной войны» было идеологическое и военно-политическое противостояние двух мировых систем. Важно учесть, что угроза атомной, а затем и ядерной или водородной войн, результаты которых были непредсказуемы (при наращивании ядерных потенциалов она могла привести к уничтожению всей планеты), исключали прямое столкновение СССР и США (хотя во время Берлинского и Карибского кризисов мир стоял в шаге от ядерной войны). Поэтому это противостояние превратилось в гонку вооружений, в проведении различно рода идеологических компаний, в создании образа врага, в широкой деятельности разведывательных служб, в соперничестве за влияние на социально-экономические и политические процессы во многих странах мира, а также в закулисное и открытое противоборство в различных точках мира (Корея, Ближний Восток, Вьетнам, Афганистан и т.д.).
Основные этапы «холодной войны»:
Первый этап (1946 – 1955 гг.). Начало «холодной войны» и ядерной гонки вооружения, раскол Европы на просоветскую и проамериканскую зоны и складывание противостоящих блоков (НАТО и Организации Варшавского договора). Наиболее остро противоборство США и СССР отразилось в Берлинском кризисе и корейской войне.
Второй этап (1956–1959 гг.). Провозглашение Советским Союзом политики «мирного сосуществования» с западными странами. Первые попытки остановить гонку ядерных и обычных вооружений.
Третий этап (1960-1964 гг.). Новое обострение «холодной войны» - Берлинский и Карибский кризисы, подписание договора об запрете ядерных испытаний в атмосфере, под водой и в космосе и стабилизация советско-американских отношений.
Четвертый этап (середина 1960-х – середина 1970-х гг.). Поражение США в войне с Северным Вьетнамом, достижение ядерного паритета (количество ядерных боеголовок и средств доставки), переход к политике «разрядки», заключение соглашений – ОСВ 1, ОСВ 2, признание СССР хельсинской декларации по защите прав человека.
Пятый этап (конец 1970-х – начало 1980- гг.). Последний рецидив «холодной войны». Ввод советских войск в Афганистан, размещение СССР и США ракет средней дальности в Европе, взаимные угрозы и обвинения.
Шестой этап (1985–1991 гг.). СССР истощенный гонкой вооружения и неудачной войной в Афганистане вынужден был перейти к политике «нового мышления» в международных отношениях, провозглашенной М. Горбачевым. Вслед за этим последовало потепление советско-американских отношений, реальное сокращение вооружений, распад ОВД, а затем и Советского Союза, что позволило администрации президента Дж. Буша заявить о победе в «холодной войне».

 


вопрос 34. Страны Азии и Африки на рубеже 20- 21вв: проблемы, итоги, перспективы развития

Одна из основных задач, вставших перед молодыми государствами Азии и Африки во второй половине XX в., — достижение экономической и культурной независимости. С этим связана проблема противостояния неоколониализму как системе неравноправных экономических и политических отношений, навязываемых ведущими индустриальными державами и транснациональным капиталом. Постколониальная эксплуатация стран Азии и Африки осуществляется посредством проникновения транснациональных компаний в их экономику, экономического диктата, основывающегося на огромном внешнем долге этих стран,,военного,,давления.
Экономическая деятельность иностранных монополий в странах Азии и Африки носит избирательный характер. Они открывают свои предприятия в более развитых государствах, там, где есть богатые природные ресурсы, рынок дешёвого труда, где низкая оплата сочетается с наличием дисциплинированных, легко обучаемых работников. Для политики международных монополий в странах Азии и Африки характерны содействие аграрно-сырьевой специализации экономики, развёртывание преимущественно нижних звеньев промышленных производств (добывающей и обрабатывающей промышленности, изготовления полуфабрикатов и т. д.), вывоз в эти регионы экологически вредных производств из развитых стран.
Одной из наиболее острых проблем для стран Азии и Африки является внешний долг. Во второй половине 1980-х годов он составлял почти 2/5 их годового валового производства товаров и услуг. На выплату процентов и других обязательств по внешнему долгу у этих государств нередко уходит вся получаемая ими иностранная помощь.
Обретение независимости, стремление к динамичному развитию привели государства Азии и Африки к активному участию в международном политическом и экономическом сотрудничестве, в работе ООН и других организаций. Многие из них стали основателями Движения неприсоединения (первая его конференция проведена в Белграде в 1961 г.), в которое к середине 1980-х годов входили уже 100 государств. Сторонники движения выступали за неучастие в военно-политических блоках, за мир и международную безопасность, перестройку международных отношений на основе равенства и справедливости.
В 1963 г. возникла Организация Африканского Единства, выступавшая за укрепление национального суверенитета, политического и экономического сотрудничества африканских стран, против всех видов колониализма и неоколониализма, расизма и апартеида (к концу XX в. в ней состояли более 50 государств). В 2001 г. её сменил Африканский союз. Защите экономических интересов стран Азии и Африки служит также ряд международных организаций, в числе которых Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) и региональные объединения.


вопрос 34. Страны Азии и Африки на рубеже 20-21вв.: проблемы, итоги, перспективы развития

Одна из основных задач, вставших перед молодыми государствами Азии и Африки во второй половине XX в., — достижение экономической и культурной независимости. С этим связана проблема противостояния неоколониализму как системе неравноправных экономических и политических отношений, навязываемых ведущими индустриальными державами и транснациональным капиталом. Постколониальная эксплуатация стран Азии и Африки осуществляется посредством проникновения транснациональных компаний в их экономику, экономического диктата, основывающегося на огромном внешнем долге этих стран,,военного,,давления.
Экономическая деятельность иностранных монополий в странах Азии и Африки носит избирательный характер. Они открывают свои предприятия в более развитых государствах, там, где есть богатые природные ресурсы, рынок дешёвого труда, где низкая оплата сочетается с наличием дисциплинированных, легко обучаемых работников. Для политики международных монополий в странах Азии и Африки характерны содействие аграрно-сырьевой специализации экономики, развёртывание преимущественно нижних звеньев промышленных производств (добывающей и обрабатывающей промышленности, изготовления полуфабрикатов и т. д.), вывоз в эти регионы экологически вредных производств из развитых стран.
Одной из наиболее острых проблем для стран Азии и Африки является внешний долг. Во второй половине 1980-х годов он составлял почти 2/5 их годового валового производства товаров и услуг. На выплату процентов и других обязательств по внешнему долгу у этих государств нередко уходит вся получаемая ими иностранная помощь.
Обретение независимости, стремление к динамичному развитию привели государства Азии и Африки к активному участию в международном политическом и экономическом сотрудничестве, в работе ООН и других организаций. Многие из них стали основателями Движения неприсоединения (первая его конференция проведена в Белграде в 1961 г.), в которое к середине 1980-х годов входили уже 100 государств. Сторонники движения выступали за неучастие в военно-политических блоках, за мир и международную безопасность, перестройку международных отношений на основе равенства и справедливости.В 1963 г. возникла Организация Африканского Единства, выступавшая за укрепление национального суверенитета, политического и экономического сотрудничества африканских стран, против всех видов колониализма и неоколониализма, расизма и апартеида (к концу XX в. в ней состояли более 50 государств). В 2001 г. её сменил Африканский союз. Защите экономических интересов стран Азии и Африки служит также ряд международных организаций, в числе которых Организация стран-экспортёров

нефти (ОПЕК) и региональные объединения.

вопрос 35. Страны Европы и Америки на рубеже 20- 21вв:

проблемы, итоги, перспективы развития.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.013 с.)