Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Великая Отечественная война (1939 - 1945 гг. )
В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций по приглашению 30 государств мира. А 14 декабря 1939 г. советскую союз исключили из этой организации. В марте 1936 г. был заключен договор с Монгольской Народной Республикой, а в августе 1937 г. - договор о ненападении между СССР и Китаем.В июле-августе 1938 г. на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан) и с 20 по 31 августа 1939 г. на маньчжуре' монгольской границе в районе реки Халхин-Гол (команд щий Г. Жуков) произошли ожесточенные вооруженные столкновения между частями Красной Армии и японской армии. Стороны попытались выяснить военный потенциал противника. Ни один не смог добиться существенного прей щества, хотя Красная Армия существенно улучшила свое положение.Международная обстановка осложнилась подписанием между Германией, Италией, Францией и Англией Мюнхенскго соглашения (1938 г.)» по которому Чехословакия потеря свою самостоятельность.В этих условиях советская дипломатия стремилась, одной стороны, реализовать план коллективной безопасности ' Европе, не допустить создания широкого антисоветского фронта соблюдать максимальную осторожность и не поддаваться на провокации врага, а с другой - принимать все необходимые меpы по укреплению обороны страны. В 1939 г. переговоры СССР с Англией и Францией зашли в тупик, поэтому советское правительство приняло предложение Германии о мирных переговорах, в результате чего 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении. Подписание договора для Германии означал беспрепятственный захват Польши и разворачивание дальнейших военных действий. Для Советского Союза заключение этого договора гарантировало безопасность СССР накануне войны Германии против Польши В результате неудавшихся переговоров по территориальным вопросам, между СССР и Финляндией вспыхнул военный конфликт. Советско-финская война длилась с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г. В ходе этой войны Советскому Союзу удалось усилить стратегические позиции на северо-западе, отодвинуть границу от Ленинграда. Но на мировой общественной арене международный престиж СССР значительно упал. После окончания этой войны советская страна понесла политический и моральный ущерб. К концу мая 1940 г. стало очевидным, что военные действия Германии на территории Западной Европы близятся к завершению. На начальном этапе И-й мировой войны Герм| была окрепшей в экономическом и военном отношениях. I Война подходила к границам СССР. Германия к этому времени одержала победу над Францией и Великобритании соблюдение подписанных ранее мирных договоров с Совета страной утратило для нее свою значимость.Начало оформлению антигитлеровской коалиций было положено подписанием в Москве 12 июля 1941 г. Coглашения между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии, в котором были зафиксированы обязательства сторон об оказании взаимной помощи в войне, а также об отказе от заключения сепаратного мира с противником. Вступление Советского Союза во Вторую мировую войну и сформированные им цели требовали от правительств Великобритании и США выдвинуть собственную программу борьбы. Эта программа была названа Атлантической хартией от 14 августа 1941 г. В своем заявлении СССР вновь высказался за коллективные действия против агрессоров, за разоружение, за мирные и добрососедские отношения со всеми странами, за помощь жертвам агрессии. Выдвинув эту программу построения послевоенных международных отношений, Советское правительство со всей силой подчеркнуло основную задачу, стоявшую перед антифашистской коалицией, - сконцентрировать все экономические и военные ресурсы свободолюбивых народов для полного,и возможно более скорого освобождения народов, стонущих под гнетом гитлеровских орд. 29 сентября 1941 г. в Москве открылась конференция представителей СССР, США и Англии, на которой были разработаны планы англо-американских поставок Советскому Союзу вооружения, оборудования и продовольствия в обмен на необходимое Англии и США стратегическое сырье.
Руководствуясь империалистическими интересами, Правительства Англии и США затягивали открытие второго фронта, перекладывая основную тяжесть войны на СССР. 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Армия вермахта насчитывав 5,5 млн. человек. Немецкой армии противостояли силы 5 срветских 3 падных приграничных округов и 3 флотов, которые почти в раза уступали противнику в живой силе, имели меньшее количество артиллерии, превосходили немецкие силы в танках и самолетах, которые в основной массе были устаревшими образцами.
Первый период войны с 22 июня'1941 г. по 18 ноября 1942 г. На границе продолжали сражаться защитники Брестской крепости'(до 20-х чисел июля 1941 г.). Образцы мужества героизма показали советские воины в обороне военно-морской базы Лиепая, Таллина, Моонзундских островов и полуостр Ханко. Были захвачены территории Латвии, Литвы, часть Эстонии, значительная часть Украины, Белоруссия, Молдавия. Таким образ возникла угроза существованию советского государства. С 10 июля 1941 г. по 9 августа 1944 г. длилась знаменитая Ленинградская битва. Она оказала значительное влияние на ход боевых действий на других фронтах, сковав крупные силы немцев и финнов. На московском направлении развернулось Смоленское сражение, начавшееся 10 июля 1941 г. Главная цель советских войск в этом сражении состояла в том, чтобы не допустить прорыва немецко-фашистских войск на Москву. Киевская оборонительная операция проводилась 1 июля по 26 сентября 1941 г. Эта операция продолжалась более 2-х с половиной месяцев. Она сыграла важную роль в срыве немецкого плана молниеносной войны. С августа 1941 г. продолжалась 73-х дневная оборона Одессы, которая помогла укрепить оборону Крыма. Вскоре началась 25-ти дневная оборона Севастополя, которая продолжалась до 4 июля 1942 г. Московская битва 1941-1942 гг., с 30 сентября по 5 декабря имела оборонительный характер, а с 5 декабря по 20 апреля - наступательный характер. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился решающим военно-политическим событием первого года Великой Отечественной войны и первым крупным поражением фашистской Германии с начала Второй мировой войны. Московская битва имела крупное международное значение. Она способствовала укреплению антигитлеровской коалиции - военно-политическому союзу государств и народов, борющихся против блока государств-агрессоров- Германии, Италии, Японии и их сателлитов.17 июля 1942 г. начался оборонительный период Сталинградской битвы, который продолжался до 18 ноября 1942г. Советские войска сорвали план врага овладеть Сталинградом с ходу и нанесли ему большой урон в людях и технике. В результате контрнаступления 19 ноября 1942 г. советских войск под Сталинградом были разгромлены немецко- фашистская 6-я армия и 4-я танковая армия, румынская 3-я и 4-я армии и 8-я итальянская армия. За 200 суток фашистский блок потерял 25% действовавших на советско-германском фронте сил. Сталинградская битва внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в войне и оказала определяющее влияние на дальнейший ход всей Второй мировой войны. Второй период войны длился с 19 ноября 1942 г. по конец 1943 г. Курская битва, продолжавшаяся с 5 по 23 июля 1943г., и победа в ней советских войск имела огромное военно- политическое значение. Победой под Курском и последующим выходом советских войск к Днепру завершился коренной перелом в ходе войны. Партизанское движение явилось составной частью вооруженной борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Оно возникло вскоре после начала Великой Отечественной войны. Всего ж годы войны в тылу врага действовало свыше 6 тысяч партизанских отрядов численностью более 1 млн. человек.В результате побед Красной Армии неизмеримо вырос престиж Советского Союза на международной арене. На Тегеранской конференции 1943 г. руководители трех держав - СССР, США и Великобритании - согласовали планы и сроки совместных действий по разгрому врага, а также договорились об открытии в течение мая 1944 г. второго фронта в Европе.
Третий период войны с января 1944 г. по 9 мая 1945 г. и определяется следующими историческими событиями: разгромом фашистского блока, изгнанием вражеских войск за пределы СССР, освобождение из оккупации стран Европы, полным крахом фашистской Германии и ее безоговорочной капитуляцией. На Крымской конференции (Ливадия, близ Ялты) 4-11 февраля 1945 г. руководителями СССР, США и Великобритании были согласованы военные планы совместных действий против Германии на завершающей стадии войны, определено их отношение к Германии после ее безоговорочной капитуляции и намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенной организации мира. На конференции была создана Организация Объединенных Наций (ООН) и постоянный орган при ней - Совет Безопасности. Советский Союз 8 августа 1945 г. объявил войну Японии. 9 августа 1945 г. начались боевые действия советских Вооруженных Сил против японских вой. Боевые действия советских войск проводились совместно с войсками Монгольской Народной Pecпублики с 9 августа по 2 сентября 1945 г. и вошли в историю под названием Маньчжурская стратегическая наступательная oперация. Ее цель - разгром японской Квантунской армии, освобождение Маньчжурии и Северной Кореи, ликвидация плацдарм агрессии и военно-экономической базы Японии на Азиатском континенте. В 1945 г.. За 2 дня боевых действий, в которых участвовали и части вооруженных сил Монголии, советские войска разгромили Квантунскую армию.Разгром Квантунской армии стал решающим вкладом СССР в победу над Японией. 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о капитуляции. Вторая мировая война закончилась. Всего за годы Великой Отечественной войны Германия потеряла 13,6 млн. человек, а Советский Союз - более 27 млн. человек. Вопрос 28. СССР в 1960-1970гг. Л.И. Брежнев Середина 1960-х гг. — период, когда во всех сферах жизни общества проявляются негативные явления. Такие явления наблюдались в росте оппозиционных настроений среди населения, в постепенном падении авторитета СССР на международном уровне, а также в экономике. На пленуме ЦК КПСС в октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от должности Первого секретаря. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, который был одним из главных инициаторов и организаторов смещения Хрущева. Председателем Совета Министров СССР стал А.Н. Косыгин, Председателем Президиума Верховного Совета СССР был назначен Н.В. Подгорный. Эти люди долгое время играли важную роль в жизни страны.
I960—1970-е гг. отмечены сложными процессами в общественно-политической жизни страны. В конце 1964 г. произошло объединение промышленных и сельских партийных организаций. Вновь ужесточается цензура печати. Был ограничен доступ к источникам научной информации по всем исследованиям. Естественно, подобные меры вызвали тяжелые последствия для развития науки в стране. Коммунистическая партия руководила деятельностью государственных и общественных организаций. К началу 1980-х гг. в КПСС было 19 млн. человек. КПСС наметила перспективу развития общества и претворяла ее в жизнь при помощи общественных организаций. Осенью 1965 г. было принято решение о начале реформ в промышленности. Ранее существовавшие совнархозы ликвидировались, а значение отраслевых министерств усиливалось. Фактически экономикой управляли несколько органов: Госплан, Госкомцен, Госснаб, ГКНТ. Были начаты так называемые «косыгинские реформы» (по фамилии автора), направленные на некоторые изменения существующей плановой системы. Промышленные предприятия переводились на хозяйственный расчет, что предоставляло некоторую экономическую свободу. Однако сохранялся жесткий государственный контроль деятельности предприятий, существовало ограничение уровня заработной платы. Это негативно отразилось на результате реформ: экономика продолжала развиваться экстенсивно. Постепенно увеличивается численность административного аппарата. Значительно возросло количество общесоюзных министерств — с 29 до 160. К 1985 г. в таких министерствах работало около 18 млн. человек. В марте 1965 г. начались реформы в сельском хозяйстве. Было принято решение ослабить контроль колхозов. Были изменены условия реализации продукции: колхозам поступал план продажи продукции на 5 лет по стабильным ценам, а если оставались излишки сверх плана, то они закупались по цене выше 50%. С одной стороны, был сделан шаг в сторону улучшения ситуации в сельском хозяйстве, с другой — важнейший вопрос (вопрос собственности) по-прежнему игнорировался. Именно это было причиной слабой заинтересованности колхозников в высоких результатах своего труда. В октябре 1977 г. на сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она закрепляла главенствующую роль КПСС, провозглашала важнейшие права и свободы людей, предоставляла широкие полномочия для советов народных депутатов. Под контролем советов находились учреждения здравоохранения, образования, деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства. На практике же Конституция не изменила ситуации: по-прежнему власть была сосредоточена лишь в руках партийных органов, а права ограничивались интересами «советского общества».
Период застоя Для стиля правления Леонида Ильича Брежнева был характерен консерватизм. Он не обладал ни политической волей, ни видением перспектив развития страны. В экономике проявлялись тенденции стагнации, которые в 1970-х годах компенсировались благоприятной для СССР внешнеэкономической конъюнктурой. Львиную долю ресурсов поглощал военно-промышленный комплекс (ВПК) — область особой заботы Брежнева. При нем ВПК достиг своего апогея, что приносило ущерб развитию экономики в целом и усугубляло кризис. Экономические реформы 1960-х гг. были свернуты, темпы роста промышленности и сельского хозяйства резко снизились, научно-технический прогресс замедлился. Советский Союз все больше отставал в своем развитии от ведущих мировых держав. Политическая жизнь характеризовалась ростом бюрократического аппарата, усилением его произвола. В партийных и советских кругах (прежде всего в ближайшем окружении Брежнева) процветали злоупотребление служебным положением, казнокрадство, коррупция, очковтирательство. Вместе с тем органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием. Брежнев лично одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР. В области внешней политики Л. Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х гг. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979) и другими агрессивными акциями СССР. В отношениях с социалистическими странами Леонид Ильич Брежнев стал инициатором доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора. В 1980 готовилась военная интервенция в Польшу. вопрос 29. Кризис советской модели общества и перестройка (1985-1991гг) М.С. Горбачев С середины 1980-х гг. стала обновляться вся политическая система СССР. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, а главой Совета Министров — Н.И. Рыжков. С именем Горбачева связаны кардинальные изменения в СССР и начало «перестройки». В феврале-марте 1986 г. прошел XXVII съезд КПСС, который принял новую Программу партии. Горбачев выступил с докладом, основные идеи которого можно обозначить следующим образом: гласность; необходимо больше внимания социальной политике государства; назрели перемены в экономической политике государства; необходимо разделение функций партийных органов и государственных органов. Политика гласности означала ослабление давления на прессу. Появились многочисленные публикации, посвященные критике ленинизма и сталинизма, публикуются произведения ранее запрещенных авторов. Особую роль сыграли средства массовой информации демократического направления (журнал «Огонек» и газета «Московские новости»). В 1987 г. была создана специальная Комиссия по реабилитации пострадавших от политических репрессий. Незаконными были признаны репрессии против переселенных народов. Политика гласности способствовала тому, что положение дел в обществе переросло в массовое недовольство властью. В 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Приоритетом стало развитие машиностроения. Весной 1985 г. была начата антиалкогольная кампания, результатом которой должен был стать рост производительности труда. Однако произошло лишь сокращение производства качественных спиртных напитков, уменьшились поступления в бюджет, увеличилось число отравлений самодельным алкоголем. В 1986 г. для контроля качества выпускаемой продукции была введена государственная приемка. Но это нововведение не дало ожидаемого результата, хотя и требовало больших материальных затрат. В апреле 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошел взрыв атомного реактора. Последствия были катастрофическими. Радиоактивное облако затронуло РСФСР, Белоруссию, Украину и другие страны. Авария на АЭС стала толчком для начала экономической реформы. Реформа была направлена на увеличение самостоятельности предприятий, предусматривала переход к экономическим методы управления производством. В 1986 г. Законом об индивидуальной трудовой деятельности было разрешено индивидуальное предпринимательство. В 1987 г. по Закону о государственном предприятии предприятия получили широкие права в планировании своей работы, расходовании прибыли, получили возможность заключать договора на поставку продукции между собой, поддерживались аренда, бригадные подряды в сельском хозяйстве. В 1988 г. вышел Закон о кооперации. Принятые меры в краткосрочном периоде дали неплохие результаты, однако столь сильные перемены натолкнулись на сопротивление со стороны выработанной долгими годами системы. Половинчатость мер дала о себе знать: старая система переставала функционировать, а новая фактически так и не была создана. Стремительно рос государственный долг, ухудшалось положение в производственной и социальной сферах. Нужны были коренные изменения: формирование многоукладной экономики, реформа ценообразования (которая так и не была проведена). Были предложены две программы преодоления кризисных явлений. Первая программа (курс Рыжкова—Абалкина) предполагала постепенный переход к рынку, внедрение рыночных элементов в существующую систему государственного регулирования. Вторая программа («500 дней» — программа Явлинского) предполагала коренную перестройку экономики в короткие сроки (за 500 дней). Была принята программа Рыжкова-Абалкина, что в дальнейшем и привело экономику СССР в катастрофическое состояние. Выход из него уже не мог быть быстрым и безболезненным для страны. В июне 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции большая часть депутатов согласилась с тем, что необходимо провести реформу политической системы страны. Был утвержден курс на формирование правового государства. Политическая реформа предполагала разделение обязанностей между партийными органами и советами. Политическая власть должна была быть передана советам. Изменился порядок выборов депутатов советов (тайное голосование, альтернативные выборы). Весной 1989 г. состоялись выборы в новый высший орган власти — Съезд народных депутатов СССР. В его состав вошли Б.Н. Ельцин, Ю.Д. Черниченко и др. В 1989 г. состоялся I Съезд народных депутатов. На нем был избран Верховный Совет, председателем которого стал М.С. Горбачев. В 1990 г. был создан блок «Демократическая Россия», который был намерен принять участие в выборах народных депутатов РСФСР. На III съезде народных депутатов было отменена 6-я статья Конституции СССР. Был введен пост Президента страны, им стал Горбачев. Однако эти выборы не были всенародными и альтернативными. После отмены ст. 6 Конституции СССР начали образовываться новые партии. Главными из них стали демократические партии, такие как Аграрная, Республиканская партия Российской Федерации, Народная партия России и др. Они поддерживали решение проведения политических и экономических реформ и считали, что эти преобразования приведут к созданию смешанной экономики и помогут стране выйти из кризиса. Образовались новые коммунистические (социалистические) партии. Главными из них были Российская партия коммунистов (РКП) и Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ). Чуть позже сформировалась еще одна партия — Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). Также образовывались социал-демократические и национально-патриотические партии. Изменилось отношение государства к церкви и религии. С 1988 г. стали открываться духовные учебные заведения, возникали новые религиозные общества. Разрешалось возводить новые храмы. Некоторые иерархи были избраны в Верховный Совет страны. вопрос 30. Путин - президент России. Становление вертикали власти в условиях суверенной демократии (1999-2015гг.)
Вертикаль власти Путина ослабляло центральную вертикаль власти и становилось серьёзной угрозой целостности и безопасности всей России. Это хорошо понимал кадровый советский разведчик, офицер КГБ СССР В.Путин, ставший преемником Ельцина на посту президента России. Путин поставил перед собой цель – сохранить российское государство целым и неделимым, покончить с федеральной раздробленностью, «царьками на местах». С этой целью он кардинально реформировал структуру и формы регионального подчинения. Прежде всего, президент добился отмены выборов губернаторов – их теперь назначало главное лицо в государстве, т.е. он сам совместно с Законодательным Собранием субъекта Федерации. Была проведена реформа и Верхней Палаты: заседания губернаторов там были отменены. Их сменили представители каждого отдельно взятого региона. Это понизило значимость как самого Совета Федерации, так и губернаторов. Для усиления президентского контроля на местах, Россия была разделена на 7 федеральных округов. Во главе каждого стал назначенный Путиным полномочный представитель президента РФ. Таким образом, главе государства удалось выстроить жёсткую вертикаль власти – исполнительной, находящейся под его личным контролем, от налаженной работы которой очень многое зависит в государстве. Благодаря этому, без одобрения Путина теперь не решается ни один серьёзный вопрос жизнедеятельности того или иного региона страны. Таким образом, строптивые губернаторы были постепенно оттеснены со своих постов, их заменили верные Кремлю люди, над которыми дополнительно надзирал полпред президента в каждом округе. Хорошо понимая, что вертикаль власти – это ряд мер и действий, которые должны максимально повысить подотчётность и зависимость всех органов власти от руководящего центра, т.е. президента, Путин распространяет сферу своего влияния и на Госдуму. В своё время она считала себя чуть ли не самостоятельным органом управления в России и даже объявляла импичмент Б.Ельцину. Чтобы избежать печального опыта, Путин создаёт новую партию – «Единая Россия» и добивается её абсолютного большинства в Думе. К тому же, под ее контроль берутся все местные Законодательные Собрания субъектов РФ. Вертикаль власти Путина оказалась настолько сильна, что Владимир Владимирович не побоялся на 4 года отдать свой кабинет и кресло президента Д. Медведеву, своему давнему соратнику по работе в Питерской мэрии. Взгляд со стороны Можно по-разному оценивать действия В.В.Путина. Многие либералы называют это авторитаризмом, тоталитаризмом и т.д., и по-своему правы. И всё же Путин, с нашей точки зрения, со всеми его недемократическими реформами по праву может считаться собирателем земли русской. Он буквально уберёг Россию от повторения судьбы СССР. Стоит ещё добавить, что по Путину вертикаль власти – это тесное взаимодействие законодательных и исполнительных органов, реализация идеи единого экономического и таможенного пространства на территории бывшего СССР, развал которого он считает крупнейшей геополитической катастрофой 20-го века. Всё это повышает авторитет России и самого Путина в мире, возводя его в ранг суперлидера супердержавы. вопрос 31. Страны Азии и Африки в конце 19-нач.21вв.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.117 с.) |