Реферат выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реферат выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)



Актуальность исследования. Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Специфика естественнонаучных дисциплин, в том числе школьной географии, обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

Степень разработанности проблемы исследования в педагогической литературе. Проблема познавательной, самостоятельной, исследовательской деятельности обучающихся освещена в трудах известных педагогов и психологов (Ю.К.Бабанский, И.С.Батракова, В.В.Давыдов, А.Я.Дудецкий, А.Н.Леонтьев, П.И.Пидкасистый, А.Н.Поддьяков, А.В.Усова и др). В исследованиях по методике обучения географии рассматриваются отдельные вопросы организации исследовательской деятельности обучающихся с целью формирования системы географических знаний, общеучебных и исследовательских умений и навыков обучающихся (И.И.Баринова, А.В.Даринский, Л.М.Панчешникова, Д.П.Финаров и др).

Разработка проблемы в диссертациях. Разработка проблемы раскрыта в исследованиях к.п.н., доцента кафедры методики обучения географии и краеведению государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Миндеевой Е. О. и к.п.н., доцента кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета Ушакова А.А., к.п.н., доцента кафедры географии Московского городского педагогического университета Грушиной Т.П.

Следствием такого ограниченного спектра исследований является то, что работы в области организации научно – исследовательской деятельности обучающихся начались сравнительно недавно, кроме того, исследования проанализированных источников велись преимущественно в области профильного обучения. Таким образом, возникают следующие противоречия:

- разница между социальным заказом на творчески мыслящих выпускников школ, способных осваивать передовые технологии, обладающих исследовательской компетентностью и отсутствием методики организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся по географии;

- разница между интеллектуальными, информационными возможностями современных школьников и степенью их мотивации к ведению научного исследования;

- между требованиями федерального государственного образовательного стандарта к исследовательским умениям обучающихся и отсутствием методических указаний и рекомендаций к их формированию.

В данных условиях возникает проблема отсутствия конкретных методических пособий с рекомендациями по управлению научно – исследовательской работой обучающихся и формированию исследовательских умений, которые, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, занимают одно из наиболее значимых мест в требованиях к усвоению основной образовательной программы.

Решение этой проблемы обусловило тему настоящего исследования «Управление научно – исследовательской деятельностью обучающихся 5 – 9 классов по географии».

Цель исследования: создание специализированного образовательного процесса, направленного на управление научно – исследовательской деятельностью по географии обучающихся.

Объект исследования: процесс научно – исследовательской деятельности обучающихся в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования: исследовательская компетентность обучающихся 5 - 9 классов как результат их участия в научно - исследовательской деятельности по географии.

Гипотеза исследования. Процесс формирования исследовательской компетентности обучающихся станет эффективным, если:

- будет разработана и реализована программа подготовки обучающихся к ведению научно – исследовательской работы в рамках научного объединения обучающихся (кружка или курса) «Юный исследователь»;

- будет разработано учебно – методическое обеспечение с рекомендациями по управлению научно – исследовательской деятельностью обучающихся.

Задачи исследования:

¾ проанализировать состояние проблемы организации научно – исследовательской деятельности по географии в практике образовательных организаций и определить возможности содержания курсов/кружков по географии для реализации научно – исследовательской деятельности;

¾ рассмотреть классификацию видов научно – исследовательской деятельности по географии, способствующих формированию исследовательской компетентности, и технологии их использования в профильной школе;

¾ разработать систему научно – исследовательских занятий по географии для общеобразовательной организации, способствующих формированию исследовательской компетентности;

¾ определить методические условия организации научно – исследовательской деятельности обучающихся по географии и разработать методические рекомендации по использованию методов, форм, технологий обучения и научно – исследовательских занятий, формирующих исследовательскую компетентность в области географии;

¾ провести апробацию в образовательном учреждении эффективность разработанной методики;

¾ разработать учебно – методическое обеспечение с рекомендациями по управлению научно – исследовательской деятельностью обучающихся.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- основные положения теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Е.И.Машбиц, Д.Б. Эльконин и др.);

- исследования в области психологических и дидактических основ исследовательской деятельности школьников (A.M. Матюшкин, И.С. Якиманская, М.Н. Скаткин, Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, и др.);

- идеи личностно-ориентированного и компетентностного подхода (В.П. Соломин, И.Ю. Алексашина, Е.Н.Бондаревская, И.И. Баринова, В.В. Сериков, И.Я. Лернер, Д.П. Финаров, А.А.Ушаков и др.);

- психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С.Выготский, Л.С. Рубинштейн, П.Я.Гальперин и др.);

- дидактические и методические основы естественнонаучного и географического образования (В.П. Соломин, И.Н. Пономарева, Н.Д. Андреева, Д.П. Финаров, В.Д.Сухоруков, С.А. Алексеев, П.В. Станкевич, Н.Н. Ерохина, А.Г. Захаров, Н.Г. Люхина, Т.В. Вилейто, Г.А. Кононова и др.).

Методы научного педагогического исследования: ретроспективный, междисциплинарный анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования анализ передового опыта, эксперимент, анкетирование, критериальный анализ.

Методики определения степени сформированности исследовательской компетентности у обучающихся по А. В. Воробьевой, Л.Г. Смышляевой, Л.А. Казариной.

Опытно – экспериментальная база: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 54 с углубленным изучением отдельных предметов" Авиастроительного района г. Казани.

Научная новизна работы определена следующим:

• разработана система научно – исследовательских занятий (программа кружка или объединения) по географии для общеобразовательной организации, способствующих формированию исследовательской компетентности;

• выявлены условия формирования исследовательской компетентности обучающихся при научно – исследовательской деятельности;

• разработано учебно – методическое обеспечение с рекомендациями по управлению научно – исследовательской деятельностью обучающихся.

Теоретическая значимость. Работа над исследованием позволила выявить особенности условий, в которых наиболее эффективно будет сформирована исследовательская компетентность обучающихся по географии в процессе научно – исследовательской деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что методические рекомендации, дидактические материалы и учебные программные продукты, могут быть использованы в образовательных учреждениях в целях формирования исследовательских умений – одних из ключевых требований к освоению основной образовательной программы по федеральному государственному образовательному стандарту. Материалы исследования могут использоваться в процессе профессиональной переподготовки и подготовке учителей по различным специальностям.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой основных положений и выводов на достижение педагогической науки; применение методов, адекватных поставленным задачам и позволяющие научно обосновать полученные результаты; статистической обработкой полученных экспериментальных материалов; положительными результатами педагогического эксперимента и их апробацией в условиях конкретных образовательных учреждений; пройдут проверку в выступлениях автора на научно-практических конференциях, на семинарах и лекциях для студентов факультета географии.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования планируются быть изложенными на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 с углубленным изучением отдельных предметов" Авиастроительного района г. Казани.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка литературы в том числе на иностранном языке. Работа состоит из содержания исследования и иллюстрировано таблицами и рисунками. В работе представлено приложение.

 

Магистрант «___»________20__г.__________ (дата, подпись)

Научный руководитель магистранта «___»________20__г.__________ (дата, подпись)

Соруководитель магистранта «___»________20__г.__________ (дата, подпись)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.01 с.)