Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реферат выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Специфика естественнонаучных дисциплин, в том числе школьной географии, обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы. Степень разработанности проблемы исследования в педагогической литературе. Проблема познавательной, самостоятельной, исследовательской деятельности обучающихся освещена в трудах известных педагогов и психологов (Ю.К.Бабанский, И.С.Батракова, В.В.Давыдов, А.Я.Дудецкий, А.Н.Леонтьев, П.И.Пидкасистый, А.Н.Поддьяков, А.В.Усова и др). В исследованиях по методике обучения географии рассматриваются отдельные вопросы организации исследовательской деятельности обучающихся с целью формирования системы географических знаний, общеучебных и исследовательских умений и навыков обучающихся (И.И.Баринова, А.В.Даринский, Л.М.Панчешникова, Д.П.Финаров и др). Разработка проблемы в диссертациях. Разработка проблемы раскрыта в исследованиях к.п.н., доцента кафедры методики обучения географии и краеведению государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Миндеевой Е. О. и к.п.н., доцента кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета Ушакова А.А., к.п.н., доцента кафедры географии Московского городского педагогического университета Грушиной Т.П. Следствием такого ограниченного спектра исследований является то, что работы в области организации научно – исследовательской деятельности обучающихся начались сравнительно недавно, кроме того, исследования проанализированных источников велись преимущественно в области профильного обучения. Таким образом, возникают следующие противоречия: - разница между социальным заказом на творчески мыслящих выпускников школ, способных осваивать передовые технологии, обладающих исследовательской компетентностью и отсутствием методики организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся по географии;
- разница между интеллектуальными, информационными возможностями современных школьников и степенью их мотивации к ведению научного исследования; - между требованиями федерального государственного образовательного стандарта к исследовательским умениям обучающихся и отсутствием методических указаний и рекомендаций к их формированию. В данных условиях возникает проблема отсутствия конкретных методических пособий с рекомендациями по управлению научно – исследовательской работой обучающихся и формированию исследовательских умений, которые, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, занимают одно из наиболее значимых мест в требованиях к усвоению основной образовательной программы. Решение этой проблемы обусловило тему настоящего исследования «Управление научно – исследовательской деятельностью обучающихся 5 – 9 классов по географии». Цель исследования: создание специализированного образовательного процесса, направленного на управление научно – исследовательской деятельностью по географии обучающихся. Объект исследования: процесс научно – исследовательской деятельности обучающихся в условиях общеобразовательной школы. Предмет исследования: исследовательская компетентность обучающихся 5 - 9 классов как результат их участия в научно - исследовательской деятельности по географии. Гипотеза исследования. Процесс формирования исследовательской компетентности обучающихся станет эффективным, если: - будет разработана и реализована программа подготовки обучающихся к ведению научно – исследовательской работы в рамках научного объединения обучающихся (кружка или курса) «Юный исследователь»; - будет разработано учебно – методическое обеспечение с рекомендациями по управлению научно – исследовательской деятельностью обучающихся. Задачи исследования: ¾ проанализировать состояние проблемы организации научно – исследовательской деятельности по географии в практике образовательных организаций и определить возможности содержания курсов/кружков по географии для реализации научно – исследовательской деятельности;
¾ рассмотреть классификацию видов научно – исследовательской деятельности по географии, способствующих формированию исследовательской компетентности, и технологии их использования в профильной школе; ¾ разработать систему научно – исследовательских занятий по географии для общеобразовательной организации, способствующих формированию исследовательской компетентности; ¾ определить методические условия организации научно – исследовательской деятельности обучающихся по географии и разработать методические рекомендации по использованию методов, форм, технологий обучения и научно – исследовательских занятий, формирующих исследовательскую компетентность в области географии; ¾ провести апробацию в образовательном учреждении эффективность разработанной методики; ¾ разработать учебно – методическое обеспечение с рекомендациями по управлению научно – исследовательской деятельностью обучающихся. Теоретико-методологическую основу исследования составили: - основные положения теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Е.И.Машбиц, Д.Б. Эльконин и др.); - исследования в области психологических и дидактических основ исследовательской деятельности школьников (A.M. Матюшкин, И.С. Якиманская, М.Н. Скаткин, Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, и др.); - идеи личностно-ориентированного и компетентностного подхода (В.П. Соломин, И.Ю. Алексашина, Е.Н.Бондаревская, И.И. Баринова, В.В. Сериков, И.Я. Лернер, Д.П. Финаров, А.А.Ушаков и др.); - психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С.Выготский, Л.С. Рубинштейн, П.Я.Гальперин и др.); - дидактические и методические основы естественнонаучного и географического образования (В.П. Соломин, И.Н. Пономарева, Н.Д. Андреева, Д.П. Финаров, В.Д.Сухоруков, С.А. Алексеев, П.В. Станкевич, Н.Н. Ерохина, А.Г. Захаров, Н.Г. Люхина, Т.В. Вилейто, Г.А. Кононова и др.). Методы научного педагогического исследования: ретроспективный, междисциплинарный анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования анализ передового опыта, эксперимент, анкетирование, критериальный анализ. Методики определения степени сформированности исследовательской компетентности у обучающихся по А. В. Воробьевой, Л.Г. Смышляевой, Л.А. Казариной. Опытно – экспериментальная база: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 54 с углубленным изучением отдельных предметов" Авиастроительного района г. Казани. Научная новизна работы определена следующим: • разработана система научно – исследовательских занятий (программа кружка или объединения) по географии для общеобразовательной организации, способствующих формированию исследовательской компетентности; • выявлены условия формирования исследовательской компетентности обучающихся при научно – исследовательской деятельности; • разработано учебно – методическое обеспечение с рекомендациями по управлению научно – исследовательской деятельностью обучающихся. Теоретическая значимость. Работа над исследованием позволила выявить особенности условий, в которых наиболее эффективно будет сформирована исследовательская компетентность обучающихся по географии в процессе научно – исследовательской деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методические рекомендации, дидактические материалы и учебные программные продукты, могут быть использованы в образовательных учреждениях в целях формирования исследовательских умений – одних из ключевых требований к освоению основной образовательной программы по федеральному государственному образовательному стандарту. Материалы исследования могут использоваться в процессе профессиональной переподготовки и подготовке учителей по различным специальностям. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой основных положений и выводов на достижение педагогической науки; применение методов, адекватных поставленным задачам и позволяющие научно обосновать полученные результаты; статистической обработкой полученных экспериментальных материалов; положительными результатами педагогического эксперимента и их апробацией в условиях конкретных образовательных учреждений; пройдут проверку в выступлениях автора на научно-практических конференциях, на семинарах и лекциях для студентов факультета географии. Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования планируются быть изложенными на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 с углубленным изучением отдельных предметов" Авиастроительного района г. Казани. Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка литературы в том числе на иностранном языке. Работа состоит из содержания исследования и иллюстрировано таблицами и рисунками. В работе представлено приложение.
Магистрант «___»________20__г.__________ (дата, подпись) Научный руководитель магистранта «___»________20__г.__________ (дата, подпись) Соруководитель магистранта «___»________20__г.__________ (дата, подпись)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.01 с.) |