Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие категорий диалектики. Единичное, особенное, общее
Эти категории являются наиболее простыми и в то же время наиболее фундаментальными в выделенной группе категорий, поскольку все категории представляют собой обобщения, выражают общее. Общее — то, что свойственно классу предметов, явлений, процессов, единичное — присущее элементу класса, а особенное — подклассу. Химический элемент — общее понятие, отображающее признаки, присущие всем простейшим химическим веществам, — химическую неделимость, реакционную способность, валентность, определенные физические свойства. Водород, гелий и т.д. — единичные химические элементы. Металлы и неметаллы — особенное, подклассы элементов. Различение единичного, особенного и общего относительно. Биологический вид выступает как общее по отношениям к особям, но как единичное по отношению к биологическому роду, который в свою очередь есть единичное по отношению к семейству и т.д. Предельно общее, относящееся к бесконечному миру в целом, называют всеобщим. Однако всеобщим нередко обозначают и предельно общее в рамках данной области действительности. В последнем смысле понятие всеобщего употребляется в «Капитале» Маркса. Так, стоимостные отношения выступают как особенное в формациях, предшествующих капитализму. В последнем, приобретая всеохватывающий характер (в материальном производстве, обмене и распределении), они становятся всеобщими. Деньги выступают в качестве всеобщей формы стоимости, поскольку они выражают стоимость любых товаров. В домарксистской и современной буржуазной философии существуют две крайности в истолковании общего и единичного. Для различных эмпирических течений характерна абсолютизация единичного и недооценка общего (номинализм, субъективный идеализм, позитивизм, махизм, неопозитивизм, экзистенциализм). Противоположная крайность — абсолютизация общего — связана с объективным идеализмом и религией. По Платону, общее («идеи») предшествует вещам и предопределяет их, в то время как материальное только единично и, следовательно, косно и пассивно. Такая трактовка общего целиком воспринята томизмом и неотомизмом. Бог любой религии — это общее, порождающее все единичное и особенное. Диалектику общего и единичного во многом правильно раскрыл Гегель, однако в конечном счете он так же абсолютизировал общее (логическую идею, субстанцию), поскольку идея в его философии производит все богатство единичного и особенного.
Серьезное затруднение, с которым встретилась уже античная философия, связано с вопросом, как существует общее. Существование единичных домов, людей и т. д. легко фиксируется наблюдением, однако никто не наблюдал «дома вообще», «человека вообще». С позиций материалистической диалектики общее, особенное и единичное существуют одинаково реально, однако каждое из них обладает своим, специфическим способом существования. Реальный мир—это мир объективно существующих единичных вещей, несущих в себе общее, обладающих глубокой общностью (в конечном счете — материальностью). Общее существует не рядом с единичным, а лишь в единичном, через единичное. «Дом вообще» существует не рядом с единичными домами, а в единичных домах. «...Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее...»1. Единичное (иногда его называют также отдельным) имеет сложную структуру: оно включает в себя собственно единичное, или индивидуальное, присущее только данному единичному, и общее, присущее всему классу данных единичных. Следует различать поэтому единичное в узком (собственно единичное, индивидуальное) и в широком смыслах. Понятие единичного имеет ряд значений и в другом аспекте, которые нельзя смешивать, не делая грубых ошибок. Единичное может обозначать единичное вообще (принадлежащее данному классу), данное отдельное единичное, всю массу единичных данного класса вещей, явлений или процессов. Общее выступает в различных отношениях к единичному, взятому в различных аспектах. В массе единичных данного класса общее играет определяющую, главенствующую роль по отношению к собственно единичным, поскольку, например, в человеке наиболее существенным является то, что он человек, или общечеловеческое, а не то, каков его возраст, пол, положение и т. д. Общее выступает как определяющее, главенствующее также по отношению к каждому данному единичному, ибо, например, жизнь одного данного человека несомненно менее значима, чем жизнь всего человечества. Однако, фиксируя примат общего перед единичным в изложенных аспектах, легко соскользнуть на позиции абсолютизации общего. Исключить такую абсолютизацию возможно, если общее не отвлекается чрезмерно от единичных, рассматривается только как общее единичных, всей массы единичных. Совершенно ошибочно было бы полагать, что общее главенствует над массой единичных, ибо общее является содержанием массы единичных, входит в состав всех единичных.
Диалектико-материалистическое понимание общего и единичного, в их различных планах и отношениях, лежит в основе научной концепции общества как сложной совокупности, или коллектива, индивидов. По Марксу, общество — не общество «вообще», а общество индивидов, включающее в себя все общее («общество вообще»). Нетрудно заметить, что в сопоставлении различных аспектов общего и единичного просвечивают и другие категории диалектики (например целого), вне связи с которым общее и единичное не могут быть поняты. Диалектика придает весьма важное значение проблеме собственно единичного, или индивидуального. Существуя в неразрывной связи с общим, индивидуальность каждого единичного, каждого отдельного бытия является необходимой стороной или элементом действительности, обладает своим специфическим содержанием и значимостью. Процесс развития материи в существенной мере есть процесс индивидуализации бытия, что дает ключ к пониманию человеческой сущности и смысла человеческого существования. Всесторонний учет индивидуального включен поэтому в Марксову концепцию общества и коммунизма, согласно которой целью последнего является свободное развитие каждого индивида. Существует ли, однако, абсолютная индивидуальность и неповторимость, не включенная ни в одну общность? К проблеме индивидуальности мы еще вернемся в курсе социальной философии. В теории весьма важное место занимают понятия абстрактно-всеобщего и конкретно-всеобщего. Впервые они были введены Гегелем, в чем проявилась большая диалектическая проницательность великого философа. На базе материализма эти категории были широко использованы марксизмом, в особенности в «Капитале» Маркса. Абстрактно-всеобщее — это всеобщее (или общее), максимально отвлеченное от особенного и единичного, или, иначе, только всеобщее, «не замутненное» никакой «примесью» особенного и единичного. Выступая необходимой ступенью познания, такое понимание всеобщего оказывается совершенно недостаточным и приводит к омертвлению понятия, неспособно схватить действительность в ее развитии. Конкретно-всеобщее — это единство абстрактно-всеобщего, т. е. общих черт вещей, и обобщенного, сокращенного описания всего богатства особенного и единичного. Иными словами, конкретно-всеобщее — это всеобщее, учитывающее все многообразие (или основное многообразие) особенного и единичного. Благодаря связи с особенным и единичным всеобщее (общее), оставаясь в абстрактных пределах одним и тем же, наполняется все более сложным содержанием. Всеобщее (общее), таким образом, находится в развитии.
Категории общего, особенного и единичного — важнейшие опорные смысловые узлы человеческого познания и практической деятельности. Глубокий учет диалектики этих категорий необходим для решения крупных проблем познания и практической деятельности. К числу наиболее острых из этих проблем в настоящее время следует отнести проблему общечеловеческого и индивидуального, общественного и индивидуального, общечеловеческого и классового, интернационального и национального, общих и специфических закономерностей развития общества. Наука имеет своим предметом прежде всего общее, однако такое общее, которое действительно можно вывести из единичных фактов. Причина и следствие Причина есть событие, которое при определенных условиях порождает или изменяет другое событие, называемое его следствием. В причинно-следственной связи находится лишь пара событий, из которых одно является причиной другого. Но событие, которое в одном отношении является причиной, в отношении к другому событию может выступить как следствие. Таким образом, каждое событие одновременно является и причиной, и следствием: причиной по отношению к порожденному им событию, и следствием по отношению к тем событиям, которыми оно само было порождено. Например, человек, идущий по улице, наступает на арбузную корку, падает, ломает себе ногу и попадает в больницу. Перелом ноги – это следствие его неудачного падения и в то же время причина его пребывания в больнице. Признав существование причинно-следственных связей, мы сразу же сталкиваемся с вопросом: все ли события, происходящие в мире, имеют причину? И как это часто бывает, нет единодушия среди философов при ответе на этот простой вопрос. Многие философы отвечают на него утвердительно: да, все события в мире причинно обусловлены, все происходящее имеет свою причину. Такая позиция называется детерминизмом, а ее защитники - детерминистами. Детерминизм выделяет три важнейшие характеристики причинно-следственной связи. Во-первых, при порождении следствия причиной происходит перенос энергии, вещества или информации от причины к следствию. Ударила молния в дерево –дерево загорелось, электрическая энергия молнии преобразовалась в химическую энергию горения. Во-вторых, причина всегда предшествует во времени своему следствию: сначала существует причина – потом появляется ее следствие. Сначала на вас в метро напал вирус и лишь потом вы заболели. Сколь бы мал ни был временной интервал, отделяющий причину от следствия, он всегда существует.
Наконец, причинно-следственная связь носит необходимый характер: раз есть причина, обязательно появится следствие; одни и те же причины вызывают одни и те же следствия. Бросай камушки хоть в реку, хоть в озеро, хоть в море – результат будет всегда один и тот же: всплеск и камушек утонул. Необходимость и случайность Необходимость вытекает из внутренней сущности вещи и определяется ее внутренними законами, структурой, порядком. Необходимость близка к понятию закона, она неизбежно проявляется, наступает. Например, неисправные тормоза с необходимостью приведут к аварии автомобиля, к столкновению pro либо с близлежащими предметами, либо с движущимися другими автомобилями, либо приведут к наезду на пешехода. Как конкретно может произойти авария, кто окажется жертвой - вопрос случайности, ибо на дороге в определенный момент может оказаться кто и что угодно. Необходимость здесь определяется внутренним состоянием автомобиля, случайность — внешними обстоятельствами. Необходимость — то, что может произойти, то, что возможно. Необходимость - явление внутреннего порядка, она имеет причину в самой себе, вытекает из внутренней взаимосвязи явлений. Но существует не только внутренняя, но и внешняя необходимость. Так, необходимостью является притяжение тел друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе взаимодействующих тел и обратно пропорциональной расстоянию между ними. Это внешняя необходимость. Случайность также может быть внутренней и внешней. Например, мутации живых организмов носят случайный характер, но они представляют собой явление внутреннего порядка, поскольку сопряжены с перестройкой всего организма. Как же в таком случае различать необходимость и случайность? Случайность имеет свое основание не в сущности вещи, а в воздействии на нее других вещей и явлений. В определении необходимости и случайности обычно опираются на категории возможности. Поэтому она может произойти или не произойти. Случайность определяют как то, что может произойти, а может и не произойти, то, что не обязательно возможно. Противоположность необходимости и случайности — противоположность внутреннего и внешнего. Случайность — тип связи, определяемый внешними причинами. Важно иметь в виду, что понятия внутреннего и внешнего - соотносительные. То, что является внутренним в одном отношении, внешнее в другом отношении. Например, движение планет по орбитам Солнечной системы обусловлено внутренними отношениями, связывающими эти планеты в единое целое и определяющими форму орбит, по которым они вращаются. По отношению к Солнечной системе другие космические объекты составляют внешнюю среду. Но Солнечная система - элемент галактики, занимает определенное место в межзвездном пространстве, и потому эти самые объекты — внутренний источник эволюции и планет Солнечной системы, и ближайших к ним космических тел. Поэтому и понятия случайности и необходимости соотносительные: случайное в одном отношении является необходимым в другом.
Необходимость и случайность - противоположности, но они едины. Всякое явление возникает в силу внутренней необходимости, но так как его возникновение связано с множеством внешних условий, то необходимость неизбежно дополняется случайностью. Это означает, что в чистом виде не существует ни случайности, ни необходимости. Случайность — форма проявления необходимости. Открыть необходимость, причину, закон - значит абстрагироваться от несущественного, случайного. Но важно и другое. Исследуя уникальное явление (например, устанавливая автора произведения искусства, либо воспроизводя детали какого-либо события, либо расследуя преступление и т. д.), мы отталкиваемся от общего, необходимого, закономерного, на фоне которого можно высветить индивидуальные черты, случайное, единичное, принадлежащее только данному автору, только данному поступку или ситуации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.98 (0.01 с.) |