Философия и наука: единство и различие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и наука: единство и различие.



С выделением специальных наук в самостоятельные области знаний возникает проблема их соотношения с философией,которая решалась с противоположной позиции.С одной стороны философию продолжали рассматривать как «науку наук»,стоящую над всеми остальными(панфиловская претензия).Философы пыались создать всеобъемлющие системы,претендующие на включение всех знаний о мире.Эта претензия вызвала противодействие представителей специальных наук,прежде всего естественных.Складывается сциентическое отношение к философии,выразившееся в абсолютизации роли науки и отрицании философии как особой области знания.Как реакция на крайности сциентизма сформировалось противоположное течение – антисциентизм:кореные философские проблемы могут быть решены путем отказа от научных методов.

Различия философии и науки:

· по предмету(частые науки – отдельные стороны действительности;философии – мир и человек в их единстве)

· методу(философия не использует эмпирические методы познания,решает свои проблемы с помощью теоретического мышления,разрабатывает всеобщие методы познания,систему категорий,имеющих универсальное значение для всех наук)

Единство:философия имеет признаки научности.Многие философские учения характеризуются тем,что они,как и специальные науки:

· опираются на рациональное познание

· характеризуются системностью изложения,аргументированностью положений и выводов,стремлением к объективно-истинным знаниям.

Связь философии и науки проявляется в том,что философия опирается на частнонаучные знания,подвергая их теоретическому анализу и обобщению.Интегрируя эти знания,она строит универсальную картину мира.Частнонаучные знания связывают философию с действительностью.Разработанные философией методы познания,категориальный аппарат используются в специальных областях знания.

Таким образом,философия не претендует на звание «науки наук»,т.к. она не может заменить специальные науки,без науки отрывается от действсительности,но и нет оснований ее отрицать – наука не может обойтись без философского осмысления,без этого сводится к простой констатации фактов.Следовательно,панфиловская и сциентическая позиции несостотоятельны,философия и наука – взаимосвязанные области знания.Решая свои задачи,они взаимодействуют.

Религиозная картина мира.

Религия – мировоззрене и мироощущение,а также соотвествующее поведение,определяемое верой в существование Бога.

Согласно Канту,религия является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей,но не в виде санкций.

Шлейермахер основывает религию только на чувстве: «Ощущать,что все тождественно в чувстве Движущего нас в его высшем единстве,опосредовать этим все индивидуальное иособенное,а следовательно,представить нашу жизнь как бытие и жизнь в Боге и через Бога – это и есть религия».

Для Гегеля религия является самосознанием абсолютного духа.

Отличают следующие ступени развития религии:

1. естественная религия(вера в природные силы и своих богов)

2. религия закона,требующая повиновения заповедям(исходит из современного представления о «Боге-господине»)

3. религия искупения.Связана с верой в милосердную любовь и милость оскорбленного Бога,освобождающие от греха(христианство), или она возникает из убеждения в «скорбности» всего бытия и стремления освободиться от этой «скорбности» благодаря отрешению души от скорбного бытия(джайнизм,буддизм)

Религиозная Картина Мира – совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент религиозного мировоззрения. Р. к. м. в определенной форме присуща всем религиям, детально разработана в развитых религиозных системах. Гл. признак Р. к. м. — разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолютном, господстве первого над вторым. Для Р. к. м. иудаизма, христианства,ислама, ряда других религий характерны трехъярусное строение мира (небеса, Земля, преисподняя), противопоставление небесного (совершеннейшего) земному (бренному), ей присущи гео- и антропоцентризм. Важнейшие элементы Р. к. м. – креационизм и эсхатология. Р. к. м. содержится в «св. книгах»(Веды, Библия, Коран). Христ. картина мира сформировалась путем синтеза библ. идей творения и божьего промысла, космологич. элементов греч. философии и ряда естественно-науных представлений древности, вошедших в геоцентрическую систему Птолемея. Традиционная Р. к. м. была разрушена созданной естествознанием научной картиной мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.006 с.)