Процесс психологического посредничества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс психологического посредничества



Посредничество основано на добровольном согласии обеих сторон на участие в этом процессе, а потому оно может оказаться неприемлемым из-за отказа кого-либо из участников конфликта от участия в совместном обсуждении. В процессе психологического посредниче­ства выделяют три стадии: беседа с одной стороной конфликта, беседа с другой стороной конфликта, совместное обсуждение проблемы участниками конфликта и посредником.

Ос­новными параметрами контакта посредника с клиентом считают его эмоциональную природу (скорее, чем когнитивную), интенсивность, динамичность, конфиденциальность, оказание поддержки и добросовестность.

Анализ конфликта предполагает уточнение следующих аспектов:

1. Участники конфликта. 2. Проблемное поле конфликта. 3. Позиции и интересы.

4. Отношения участников конфликта.

Одна из важнейших, целей процесса психологического урегулирования состоит в «переоп­ределении» ситуации, так чтобы это новое определение открывало возможность для альтернативных, действий во взаимодействии участников конфликта.

Работа с участниками порознь

1. Следует избегать долгого «проговаривания» человеком своей позиции, ее объяснения и аргументации, так как в этом случае он «закрепляет» свою позицию, что уменьшает надежды на ее возможное изменение.

2. Трансформация запроса клиента к другим в запрос к себе.

3. Переход к восприятию проблем конфликта как общих для его участников.

4. Смягчение об­винительной позиции участников конфликта, переформулирование высказываний в адрес другого в передачу собственных чувств.

5. Уточнение проблем, подлежащих дальнейшему обсуждению.

6. Обсуждение с участниками конфликта возможного характера и резуль­тата его разрешения.

7. Задаваемые вопросы должны быть, прежде всего, нейтральными и безоценочными, они должны опираться на информацию, полу­чаемую посредником в данном разговоре.

8. В случае отказа второго участника от совместной работы приложить усилия, чтобы побудить его к диалогу.

9. Психолог не должен злоупотреблять своими вопросами, ибо его активность может привести к переходу клиента в более пассивную позицию.

Как уже отмечалось, именно образы конфлик­тной ситуации, включающие и саму ситуацию, и партнера с его поведением и чувствами, и самого себя в этой ситуации становятся регуляторами взаимодействия участников конфликта. Причем психолог, лишенный возможности наблюдать ре­альную конфликтную ситуацию, с которой он зна­комится со слов ее участников, фактически рабо­тает именно с этими образами, и его понимание конфликта во многом направлено на понимание этих образов.

Для решения этой задачи могут использовать­ся разные приемы. В. А. Смехов, например, пред­лагает следующую методику анализа конфликт­ной ситуации, суть которой в том, что один или оба участника конфликта анализируют его, отвечая на вопросы, сгруппированные в следующие категории:

0. Краткое содержание конфликтной ситуации.

1. Как реально я себя вел.

2. Как я хотел бы себя вести в подобной ситуации.

3. Как я должен был бы себя вести в подобной ситуации.

4. Как реально он себя вел.

5. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации.

6. Как он хотел бы себя вести в подобной ситуации.

7. Каким он видел меня в этой ситуации.

8. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуации.

9. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации.

10. Каковы причины, цели обстоятельства всего происходившего.

Категории 1,2,3 складываются в «образ Я» в данной конфликтной ситуации; 4, 5, 6 — «образ другого»; 7 — «образ я-для-другого»; 8 и 9 — «взаимные предпочтитель­ные ожидания»; 0 и 10 — «субъективная детерминация происходившего».

Используя те или иные приемы, психолог получает представление о том, как уча­стники видят конфликт, на основании чего у него формируется свой, целостный образ ситуации. Типичная опасность, которая подстерегает здесь психолога, — это опасность собственной ин­терпретации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.004 с.)