Предпосылки возникновения конфликтологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки возникновения конфликтологии



СЕМИНАР 1.

Ситуативные подходы

Непосредственное исследование конфликтов как реакции на те или иные особенности внешней ситуации связано с экспериментальными работами М. Дойча (1985) в изучении интерперсональных конфликтов и М. Шерифа (1967) в области межгрушювых конфликтов. Именно им психология в первую очередь обязана введением конфликта в ранг экспериментально изучаемой психологической проблематики.

Самым значительным именем среди тех, кто сделал ситуационную природу конфликта предметом основного внимания и ту экспериментального анализа, является М. Дойч, ученик и младший коллега К. Левина, чьи исследования в области социальной психологии групп оказали на него огромное влияние. Левин считал важнейшей характеристикой группы систему взаимозависимостей и взаимосвязей между ее членами. Именно эти характеристики социальных отношений стали основным предметом многолетних исследований М. Дойча.

Результатом этих многочисленных исследований стала теория кооперации и конкуренции, Дойч считает, что его теория строится вокруг двух основных положений: одно из них связано с типом взаимозависимости между целями людей, вовлеченных в данную ситуацию, другое - с типом действий этих людей. Он различает два основных типа взаимозависимости целей: способствующая взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним человеком позитивно связаны с вероятностью или степенью ее достижения другими; и противоположная взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели другими. Также выделяются два типа действий индивида: эффективные действия, которые улучшают шансы действующего лица на достижение цели, и ухудшают действия, имеющие противоположные результаты. Далее Дойч комбинирует типы взаимозависимости и типы действий, чтобы установить, как они будут влиять на основные социально-психологические процессы.

Однако, несмотря на спорность некоторых своих положений, Дойч, безусловно, является наиболее признанным авторитетом среди западных психологов - исследователей конфликтов.

Другое известное имя в области ситуационного подхода к изучению конфликтов - это М. Шериф с его знаменитыми экспериментами, в которых конфликт создавался в реальных условиях человеческого взаимодействия. Вполне закономерно, что именно межгрушювые конфликты стали объектом его внимания, как и интереса многих других исследователей: различные виды социальных, расовых, этнических и других конфликтов требовали поиска практических путей своего разрешения. Соответственно и в психологии начинает доминировать желание не столько теоретически объяснять существующие конфликты, сколько практически в различных терапевтических формах помогать людям справляться с ними.

Когнитивый подход

Когнитивистские подходы. Провозвестником когнитивизма не без оснований считают К. Левина (1935), который ввел принципиально иное, чем у бихевиористов, понимание среды, окружающей индивида. В соответствии с теорией поля описание ситуации должно быть скорее "субъективным", нежели "объективным", т.е. ситуация должна описываться с позиции индивида, поведение которого исследуется, а не с позиции наблюдателя. Тем самым Левин преодолел оппозицию "внутреннее - внешнее" в интерпретации источников социального поведения: если психоанализ рассматривал интрапсихические, "внутренние" факторы как главные в регуляции поведения, а бихевиоризм отдавал приоритет ситуативным, "внешним", то Левин фактически объединил их, придав "внешним" (объективным в трактовке бихевиоризма) факторам "внутренний", субъективный характер. Именно благодаря работам К. Левина, а также других представителей когнитивного феноменологического подхода сегодня в психологии, независимо от приверженности психолога преимущественно "личностному" или "ситуационному" объяснению, фактически общепринятым является представление, что поведение определяет не ситуация, которая может быть описана "объективно" или по согласованному мнению нескольких наблюдателей, а ситуация, как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него.

Левин был первым психологом, исследовавшим конфликт как таковой. Это относится к его описаниям конфликта в теории поля, и к его изучению проблем интерперсональных отношений в американский период его деятельности, и к его работам обобщенным в книге "Разрешение социальных конфликтов" (1948), которую по праву можно считать первым исследованием в психологии конфликтов, да и в конфликтологии в целом.

Необходимо также подчеркнуть факт неоспоримого влияния Левина на когнитивные идеи в области изучения конфликтов. При этом, может быть, большее значение имели даже не столько его конкретные рассуждения об отдельных аспектах межличностных отношений и конфликтов, сколько "когнитивный вектор" его высказываний и имплицитно содержащаяся в них когнитивная парадигма.

Для отечественной психологической науки также было характерно -прежде всего, в традиции идущей от психотерапевтического подхода -принятие субъективной оценки человеком сложившейся ситуации, его субъективного переживания в качестве обязательного компонента наличия конфликта.

СЕМИНАР 2

СЕМИНАР №3

Этапы анализа конфликтов

Многовековая история науки показывает, что сам процесс изучения любого явления есть своя логика и состоит из определенных этапов. Знание конфликтологов этапов изучения конфликтов, соблюдение требований логики научного исследования позволят повысить результативность его работы. Наиболее распространенный подход охватывает восемь основных этапов научного анализа конфликтов: составление программы; определение конкретного объекта изучения (выборка) разработку методики анализа конфликтов; пробное исследование, доработка программы и методика; сбор первичной информации, качественную и количественную обработку собранных данных; анализ и объяснение полученных результатов; обоснование и формулирование выводов и практических рекомендаций. Каждый из этих этапов предполагает выполнение ряда задач, методов и приемов.

1. Составление программы. Программа конфликтологической исследования является стратегическим документом, подробным, всесторонним и завершенным теоретическим обоснованием методологических подходов и методических приемов анализа конфликтологов изучаемого явления.

2. Определение конкретного объекта изучения. Поскольку конфликтолог-исследователь, как правило, не может изучить всю совокупность конфликтов, которая является носителем аспекта конфликтного взаимодействия, по определенным правилам определяют выборочную совокупность. Важным свойством выборки является ее репрезентативность, то есть способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности.

3. Подбор методики анализа конкретного вида конфликтов. Методика системой методов и процедур, используемых при изучении конфликтов. Она должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение достаточно полной и достоверной информации.

4. Пробное изучение конфликтов на небольшой выборке предусматривает оценку достоверности получаемой информации, доработка программы и методики. Практика изучения конфликтов показывает, что сложно разработать такую методику, которая позволила бы в полном объеме решить все задачи. Пилотажное (разведывательное) исследование позволяет повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффективности приемов качественного и количественного анализа полученной информации. Оно позволяет заранее выявить наиболее «узкие» места и устранить их.

5. Сбор первичной конфликтологической информации сопровождается контролем достоверности и надежности данных. На этом этапе важно как можно полнее реализовать программу анализа, изучить все то, что подлежало изучению, не допустить искажения собранной информации.

6. Качественная и количественная обработка собранных данных производится в соответствии с выдвигаемых гипотез, а также может выходить за их рамки. На этом этапе основным методом является содержательный теоретический конфликтологический анализ. Его возможности значительно расширяет обоснованное и грамотное применение математических методов и компьютерной техники.

7. Анализ и объяснение полученных результатов заключается в систематизации собранных и обработанных данных, построении на этой основе описательной и объяснительной модели изучаемого аспекта конфликтного взаимодействия. Объясняя полученные результаты, важно избежать негативного влияния установок, сформировавшихся накануне проведения исследования. Если полученные факты противоречат ожидаемым, то необходимо не отвергать их, а менять выдвинутые гипотезы и повторно проверять факты. На этом этапе желательно установить систему факторов, влияющих на развитие конфликта, раскрыть существенные закономерности его динамики. 8. Завершают процесс исследования обоснованием и формулировкой выводов и практических рекомендаций. Для повышения эффективности работы конфликтолога на этом этапе необходимо использовать не только информацию, полученную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания по этой проблеме во всех отраслях конфликтологии.

Семинар 4

Семинар 4

Основные понятия управления организационными конфликтами

Управление конфликтом – это деятельность субъекта конфликта, осуществляемая им на протяжении всех этапов конфликтного взаимодействия и предполагающая осознанное контролирование происходящего.

Управление конфликтом предполагает осуществление следующей деятельности субъектом конфликта или независимым лицом:

– обнаружение симптомов конфликтной ситуации;

– диагностика происходящих взаимоотношений и возможных противоречий в этой сфере;

– прогнозирование вероятностных конфликтов в будущем и способов их развития;

– профилактика конфликтов;

– предупреждение столкновений;

– ослабление эмоционального напряжения и интенсивности конфликтной ситуации на этапе развития и эскалации противоречия;

– разрешение конфликта с применением необходимых приемов и техник для конкретной конфликтной ситуации.

Уровень компетентности индивида влияет на его возможности в управлении конфликтом.

Компетентность может заключаться как в соответствующей профессиональной подготовке, так и в богатом жизненном опыте индивида. Конфликт может произойти в любой сфере и иметь разную природу противоречия. Управление можно осуществить только при осведомленности индивида в этой сфере. Также необходимо владеть всей информацией о случившейся или возможной конфликтной ситуации, знания должны быть содержательными и глубинными, так как только знание позволяет влиять на ситуацию и управлять ею. Отсутствие компетентности в конфликтном вопросе приводит к отрицательным последствиям как в самом развитии конфликта, так и в социальном окружении.

Управление уже развернувшимся конфликтом заключается в предоставлении конфликтующим сторонам возможности раскрыть и защищать свои интересы, открыто демонстрировать свою позицию. Эта возможность должна предоставляться в рамках организации неконфликтных способов выражения. Отсутствие возможности у оппонентов развивать проблемную ситуацию приводит к большей напряженности, которую следует снимать при управлении конфликтом. Управлением индивид обеспечивает взаимодействие через конструктивные способы: сотрудничество, избегание конфронтации, обоюдный компромисс.

Практика управления конфликтом показывает, что радикальные изменения в структуре и динамике конфликтной ситуации вызывают негативное отношение у субъектов конфликта, поэтому следует избегать внесения кардинальных изменений и правил поведения. Рекомендуется только направ лять конфликт, не мешая его естественному ходу развития. Пресечение, преодоление, устранение и гашение конфликта – приемы воздействия, используемые при управлении конфликтом.

СЕМИНАР 1.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Конфликты – явления, нераздельно существующие с появлением общества. Однако наука «конфликтология» возникла только в XX в., так как именно в этом веке явление «конфликт» приобретает новые свойства и характеристики. Возникновение новой научной дисциплины обусловлено многими социальноисторическими обстоятельствами. Две мировые войны XX в. сделали конфликтные противоречия катастрофическими по своим масштабам и последствиям. Усовершенствованное оружие массового поражения и гибель большого числа людей поставили общество в условия ожидания катастроф и кризиса.

Экономические процессы, происходившие в прошлом веке (Марш бедных, Великая депрессия в Америке), усугубляли степень катастрофичности жизни общества. Совершенствование и усложнение видов преступности, демографический кризис, разрушение или изменение социальных институтов – феномены, заставившие наделить новыми качествами явление «конфликт». Постоянная атмосфера кризиса, социальная напряженность приводили людей к наркомании, алкоголизму, психическим заболеваниям. Внутриличностные конфликты в XX в. достигли своего апогея и спровоцировали в обществе рост суицида. Факторы, повлиявшие на возникновение конфликтологии:

– глобализация общества и мира в целом;

– усложнение жизни и отношений;

– возрастание динамичности жизни и высокая скорость происходящих изменений;

– напряженность и повышение уровня стресса.

Первые три фактора относятся к объективным угрозам равновесия и согласия в обществе, напряженность – это субъективные угрозы. В XX в. произошло количественное и качественное возрастание объективных и субъективных угроз человека и общества, поэтому возникла потребность в новых способах достижения компромисса, разрешения противоречий и предотвращения конфликтов. Возникла потребность в технологии разрешения конфликтов. Образовательная практика, исследования, научные знания в сфере конфликта на этот момент могли обеспечить методологический и теоретический фундамент для новой науки, поэтому возникновение конфликтологии стало возможным.

Пересечение двух векторов послужило основанием для появления новой науки:

– социальноисторическая потребность в новых процедурах разрешения конфликтов;

– достаточный для этого объем научных знаний.

Преобладало три основных взгляда на необходимость возникновения конфликтологии:

– конфликтология должна быть отдельной самостоятельной наукой;

– конфликтология должна стать междисциплинарной и развиваться как направление в рамках других существующих наук;

– наука «конфликтология» не должна быть отдельной наукой, так как не представляет значимости для общества.

Междисциплинарный характер конфликтологии

Конфликтология состоялась как учебная и как практическая дисциплина, но не как научная. Как научная дисциплина, она носит междисциплинарный характер, и требует разработки инструментов соотнесения методов исследования разных научных дисциплин.

Наличие множества дисциплин, изучающих конфликты, ставит перед исследователями проблему междисциплинарности, которая больше покрыта «мраком», нежели ясностью понимания того, что же представляют собой проблемы междисциплинарного подхода.
Конфликты изучаются не менее чем шестнадцатью научными дисциплинами.
Развитая научная дисциплина должна содержать, как минимум восемь основных типов единиц, выявляющих связи и отношения между ними. Целостное представление о компонентах развитой науки включает в себя:
• эмпирические факты;
• средства выражения (язык описания, оперативные системы математики, системы понятий;
• методики (системы методик, процедуры научно-исследовательской работы);
• онтологические схемы, изображающие модель идеальной ситуации;
• модели, репрезентирующие частные объекты исследования;
• знания, объединяемые в систему теории;
• проблемы, которые исследуются данной научной дисциплиной;
• задачи научного исследования.
Между всеми этими единицами-блоками существуют отношения и связи рефлексивного отображении. Способы применения этой схемы зависят от того, какой процесс выделяется в исследовании, какие задачи и цели ставятся. Факт наличия нескольких знаний об одном объекте не дает оснований ставить вопрос об их объединении. Чтобы действительно связать и «объединить подобные знания, их нужно еще предварительно перестроить» создав «модель-конфигурант».

Научное исследование конфликта направлено на исследование аспекта (среза) конфликта, то есть на «предмет» для анализа, прежде всего, в исследовательских целях.
Попытка выйти за пределы предметного подхода и найти единый подход к конфликтологии, была предпринята в 1996 г. Степановым Е.И. в его работе. Однако, она оказалась несостоятельной.
Фактически и объективно мы можем признать, что конфликтология на данном этапе развития не является самостоятельной наукой, так как не имеет еще своего языка описания, средств выражения и даже собственного, отличного от других дисциплин, предмета исследования. В большей степени конфликтология пока накапливает эмпирический материал и анализирует его в рамках какой-либо одной научной дисциплины.
Таким образом, конфликтология как междисциплинарная отрасль знания – как НАУКА не состоялась, однако это не снижает ее практической значимости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.031 с.)