Семинар. История Южной азии (республика Индия). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар. История Южной азии (республика Индия).



СТРАНЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА (ЯПОНИЯ).

План:

1. Япония в годы американского «военного присутствия». Конституция 1947 г.

2. Феномен японского «экономического чуда»: причины, последствия.

3. Основные тенденции развития Японии в конце XX - начале XXI вв.

4. Внешняя политика Япония во второй половине XX - начале XXI вв.: цели, направления, интересы.

 

2. СТРАНЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА (КОРЕЯ в первой половине XX в).

План:

1. Основные тенденции развития Кореи (1914-1945 гг.) в социальной-экономической и политической сферах.

2. Корея в годы Второй мировой войны.

3. Образование Республики Корея и КНДР (1948 г).

4. Корейская война 1950-1953 гг.

 

СТРАНЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА (Республика Южная Корея).

План:

1. Образование Республики Корея (1948 г). Корейская война 1950-1953 гг.

2. Реформы 50-60-х гг. в Южной Корее. Корейское экономическое чудо (источники, факторы, итоги).

3. Особенности политического развития республики. Роль военно-авторитарного режима.

4. Перспективы развития республики Корея на рубеже веков.

5. Внешняя политика Южной Кореи: цели, направления, интересы.

 

СТРАНЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА (Северная КОРЕЯ).

План:

1. Образование КНДР (1948 г). Корейская война 1950-1953 гг.

2. Курс на коммунизм в КНДР. Ким Ир Сен и идеология «чучхе».

3. Особенности развития стран при Ким Чен Ире. Кризис корейского коммунизма.

4. Перспективы развития КНДР на рубеже веков.

5. Внешняя политика КНДР: цели, направления, интересы.

 

СТРАНЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА (КИТАЙ).

План:

1. Дэн Сяопин и стратегия экономических реформ.

2. Социально-политическая эволюция КНР с конца 70-х – 90-е гг.

3. Особенности современной модернизации КНР. Президентство Цзян Цзэминя, Ху Цзинтао, Си Цзиньпина.

4. Внешняя политика: основные направления, цели и результаты.

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В XX В.

План:

1. Борьба Индокитая за независимость. Вьетминь и провозглашение независимости. Раскол страны в 1954 г.

2. Конституция РВ 1967 г. Объединение страны и СРВ (1975 г.).

3. Конституция СРВ 1980 г. Страна на рубеже веков.

4. Внешняя политика Вьетнама: основные направления, цели и результаты

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНДОНЕЗИИ

План:

1. Война за независимость Индонезии против Голландии 1945-1949 гг.

2. Панча сила Сукарно. Теория НАСАКОМА.

3. Военный переворот генерала Сухарто в 1965 г. Становление военно-гражданского авторитарного режима Сухарто (1965-1998 гг.).

4. Развитие Индонезии в 90-х XX в. – начале XXI в.

5. Внешняя политика Индонезии: основные направления, цели и результаты

 

9. ИСТОРИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ (РЕСПУБЛИКА ИНДИЯ в первой половине XX в).

План:

1. Нарастание освободительного движения в 20-30-х XX в. Деятельность ИНК, «Мусульманской лиги», М. Ганди, Д. Неру. «Харталы».

2. Социально-экономическое развитие Индии в первой половине века.

3. Вторая мировая война и Индия.

4. Раздел Индии на Индийский Союз и Пакистан (1947 г.). Планы раздела Индии.

 

10. ИСТОРИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ (РЕСПУБЛИКА ИНДИЯ во второй половине XX в).

План:

1. Курс Д. Неру: внешняя и внутренняя политика. Конституция Индии

2. Внутреннее развитие Индии при И. Ганди. Политическая борьбы, раскол среди ИНК. Социальные реформы.

3. Внутреннее развитие Индии при Р. Ганди.

4. Внешнеполитический курс Индии в 70-80-х: цели, направления, интересы.

 

11. ИСТОРИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ (РЕСПУБЛИКА ИНДИЯ на рубеже веков).

План:

1. Период экономических реформ в Индии 1992/93 – 2003/04 гг.

2. Политическое развитие Индии в XXI в.

3. Премьерство Нарасимхи Рао и Нарендры Моди.

4. Внешняя политика Индии и мировой порядок в XXI в.: цели, направления, интересы.

 

ИСТОРИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ (ПАКИСТАН).

План:

1. Пакистан после обретения независимости (1948-1958 гг.): выбор линии развития. Конституция 1956 г.

2. Роль военных в управлении государством. Перевороты 1958 г.

3. Реформы и Конституции 1963 и 1973 гг.

4. Значение и влияние сильных личностей на курс развития страны: Али Джинна, Лиакат Али Хан.

5. Внешняя политика Пакистана в 1947-1977 гг.

 

СЕВЕРОАФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ (ЕГИПЕТ).

План:

1. Развитие АРЕ при А. Садате (1970-1981 гг.).

2. Президентство Х. Мубарака (1981-2006 гг.).

3. «Арабская весна» и изменение в политическом режиме.

4. Внешняя политика в период 1970-2016 гг.

 

ИСТОРИЯ ЮАР.

План:

1. Создание ЮАР. Социально-экономическое и политическое развитие ЮАР в 60-70-е гг.

2. Политика апартхейда.

3. Внешняя политика ЮАР.

4. Реформы Ф. де Клерка. Легализация АНК и ликвидация апартхейда. Конституция 1993 г. Н. Мандела.

5. Развитие ЮАР при президентстве Табо Мбеки, Кгалемы Петруса Мотланте и Матамелы Сирила Рамафоса.

 

Семинар. ИСТОРИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ (РЕСПУБЛИКА ИНДИЯ).

План:

1. Раздел Индии на Индийский Союз и Пакистан (1947 г.).

2. Курс Д. Неру: внешняя и внутренняя политика.

3. Внутреннее развитие Индии при И. Ганди и Р. Ганди. Внешнеполитический курс в 70-80 х.

4. Период реформ в Индии 1992/93 – 2003/04 гг.

5. Внешняя политика Индии и мировой порядок.

Темы рефератов:

1. Движение неприсоединения и роль Индии на мировой арене.

2. Тибетская проблема и осложнение отношений с Китаем.

3. Сепаратизм в Индии: история и современность.

4. Семейство Неру-Ганди в истории Индии.

5. Культура современной Индии

Основные понятия и определения: сатьяграха, «харталы»,комиссия Саймона, проблема Джамму и Кашмира, «план Уэйвелла», «план Маунтбэттена», «курс Неру», «движение неприсоединения», сикхский вопрос, пенджабский кризис, тамильский сепаратизм,«Джаната Парти».

Персоналии: Б. Тилак, Ладжпат Рай,Ауробиндо Гхош, С. А. Т.Роулетт,лорд Маунтбэттен, М. Али Джинна, М. Шафи, М. К. Ганди, Абдул Калам Азаз, Мотилал Неру, Джавахарлал Неру, В. Патель, С. Ч. Бос, Индира Ганди, Раджив Ганди, Нарасимха Рао, А. Б. Ваджпаи, Гуджарал, Манмохан Сингх, Абдул Калам, Соня Ганди.

Методические рекомендации

При изучении первого вопроса студенты должны остановиться на устройстве Индии по «плану Уэйвелла» и разделе Британской Индии согласно «плану Маунтбэттена», об образовании двух доминионов – Индия и Пакистан в 1947 г., последствиях данного проекта: появление этно-конфессиональных конфликтов, экономический дисбаланс Индии и Пакистана.

Второй вопрос позволит рассмотреть развитие Индии в период нахождения у власти Д. Неру. Студентам необходимо разобраться во внутренних преобразованиях Неру: от сочетания государственного и частного секторов экономики к усилению государственной доли; индустриализация страны (1950-начало 1960-х) посредством пятилетних планов развития промышленности; проведение аграрной реформы 1947-56 гг., поощрение кооперации; введение всеобщего обязательного начального бесплатного образования; принятие Конституции 1950 г. и провозглашение независимой республики; введение принципа состязательности партий; проведение реформы штатов. Д. Неру был сторонником движения неприсоединения, и студенты должны будут обратиться к основным линиям во внешней политике: защита независимости; поддержка антиколониальной, антирасистской борьбы других народов; борьба за мир во всем мире; противодействие военным блокам и неоколониализму. Следует рассмотреть, опираясь на работу индийского ученого В. Датта, главных партнеров во внешней политике: СССР, США, Китай, Пакистан, Египет, ЮАР и прочие страны.

При анализе третьего вопроса, следует обратить внимание на черты преемственности в политике И. Ганди (1917-1984 гг.) и нововведениях. С этой целью важно рассмотреть: 1) меры по национализации банков, страхового дела, нефтяной и текстильной промышленности, внешней торговли (1967 г.); 2) переход к импортозамещающему развитию экономики с опорой на госсектор с 60-х; 3) введение «программы 20 пунктов» 1975 г.; 4) аграрные реформы. Во внешней политике И. Ганди руководствовалась «5 направлениями» (1968-1978 гг.), и студентам предлагается обратить внимание: 1) на попытки решения «кашмирского вопроса»; 2) причины и итоги войны с Китаем; 3) обострение отношений с Пакистаном из-за Бангладешского кризиса и войны в 1971 г., испытание Индией ядерного оружия в 1974 г.; 4) возникновение противоречий с Афганистаном в 70-х.

Время 1977-1980 гг. – период правления «Джаната Парти», и необходимо выяснить, почему упала популярность ИНК и И. Ганди, какие мероприятия проводило новое правительство. 1980-1984 гг. – второй период нахождения И. Ганди у власти: Индия взяла у МВФ долг в 5-6 млрд. долл.; обострение сикхской проблемы. Студентам следует обратить внимание на изменение ориентиров в политике правительства Р. Ганди (1984-1991 гг.): отход от госсектора и курс на либерализацию экономики и интегрирования её в мировую систему; расширение частного сектора; решение сикхской, кашмирской и тамильской проблем сочетанием политических мер и военных методов, особенно после актов террора.

Четвёртый вопрос имеет целью изучить трансформацию Индии с 1992 г, когда правительство Нарасимхи Рао взяло курс на сочетание командной и рыночной экономики и проведение реформ. Важно усвоить, что реформы (1992-2004 гг.) затронули все секторы, но их радикализация была различной. Обучающиеся должны разобрать преобразования в аграрной (приток частных инвестиций в с/х, изменение условий торговли в пользу с/х), промышленной сферах (приток прямых иностранных инвестиций, снятие ограничения с внешней торговли, отмена резервирования отраслей, находящихся в ведении госсектора, снижение таможенных тарифов и пр.), реформу штатов 2000 г.: создание 3 новых – Мадхья-Прадеша, Бихара, Уттар-Прадеша.

Последний вопрос посвящен внешнеполитическим проблемам, и студенты должны рассмотреть сдвиги в международных отношениях: снижение роли движения неприсоединения, партнерство с Россией и США, Израилем и арабскими странами, улучшение отношений с Китаем и Пакистаном, сотрудничество с ЕС и ЮАР, развитие собственной ядерной программы.

Источники:

1. Ганди М. Моя жизнь. – М, 1969.

2. Неру Дж. Открытие Индии. В 2-х кн. – М., 1989.

Литература:

1. Беленький А. Б. Интернациональный фактор в идеологии национально-освободительного движения. От «пробуждения Азии» до завоевания независимости. – М., 1988.

2. Бельский А., Рашковский Е. Индия и Россия: фундаменталистский вызов // Азия и Африка сегодня. – 1997. – № 4.

3. Бельский А. Г., Фурман Д. Е. Сикхи и индусы: религия, политика, терроризм. – М., 1992.

4. Бирчанская Л. Индия: народ и власть в поисках лучшей жизни // Азия и Африка сегодня. – 1996. – № 1.

5. Бочковская А. В. Конфессиональный фактор в создании новых индийских штатов // Вестник МГУ. Серия 13. Востоковедение. – 2001. – № 4. С. 3-12.

6. Верма Шрикант. Портрет Раджива Ганди / Пер. с анг. – М., 1988.

7. Гандизм и Индира Ганди. – М., 1993.

8. Горев А. В. Махатма Ганди. – М., 1989.

9. Горев А. В. Роза на лотосе. Индира Ганди: мечты и свершения. – М., 1987.

10. Датт В. П. Внешняя политика Индии. – М., 1978.

11. Джавахарлал Неру: воспоминания и исследования. / Отв. ред. и сост. Э. Н. Комаров, Л. В. Митрохин. – М., 1989.

12. Индия: страна и ее регионы / Отв. Ред. Е. Ю. Ванина. – М., 2000.

13. Кудрявцев М. К. Община и каста в Хиндустане. – М., 1980.

14. Кузнецов В. КНР – Индия. Трудный путь к взаимопониманию // Азия и Африка сегодня. – 2004. – №5. С. 2-10.

15. Лунев С. И. Индия и США: межгосударственные отношения. – М., 1987.

16. Луния Б. История индийской культуры с древнейших времен и до наших дней. – М., 1960.

17. Мильто М. В. Административно-территориальные реформы как механизм обеспечения внутриполитической безопасности Индии // Восток. – 2006. – №2. С. 38-51.

18. Митрохин Л. В. Индия: вступая в XXI век. – М., 1987.

19. Небогатова О. А. Экономические реформы 1990-х и проблема бедности в Индии // Восток. – 2004. – № 5.С. 91-105.

20. Новейшая история стран Азии и Африки. XX в.: учеб. для студентов вузов: В 3 частях / Под ред. А. М. Родригеса. – М., 2005.

21. Плешова М. А. Демократия в Индии: проблемы местного самоуправления – М., 1992.

22. Тюляев С. И. Искусство Индии, архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло. М., 1968.

23. Ульяновский Р. А. Три лидера индийского народа: М. К. Ганди, Д. Неру, И. Ганди. – М., 1987.

24. Чичеров А. И. Джавахарлал Неру и независимая Индия. Очерки общественного развития страны в 50-70-е гг. – М., 1990

25. Юрлова Е. С. Индия от неприкасаемых к далитам. – М., 2003.

26. Юрлов Ф. Индия в мировой политике // Азия и Африка сегодня. – 2005. – № 4. С. 25-30; №7. С. 32-36.

27. Юрлов Ф. Индийская демократия в действии // Азия и Африка сегодня. – 2004. – № 10. С. 22-27.


 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 2 КОНТРОЛЬНОЙ ТОЧКИ

Каждый студент делает самостоятельно по 2 задания (первое – теория национально-освободительной борьбы и второе - история страны).

 

1 задание – работа по национально-освободительным теориям и движениям.

2 задание – презентация по любой из предложенных тем на 45-50 слайдов с обязательным условием раскрытия плана презентации. Важным элементом презентации должна быть ее содержательность и информативность, а картинки это не обязательно.

 

1 задание – работа по национально-освободительным теориям и движениям.

1. Теория насеризма.

2. Концепция гандизма.

3. Теория маоизма.

4. Теория «панча шила».

5. Теория панарабизма.

6. Теория панисламизма.

7. Теория негритюда.

8. Теория паназиатизма.

 

 

2 задание – презентация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.028 с.)