ТОП 10:

Правовые системы Африки (обычное право).



РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПРАВА (ОБЫЧНОЕ ПРАВО АФРИКИ) — разновидность правовых семей, сформировавшихся на основе норм-обычаев и в результате непосредственного заимствования права, его институтов и черт колониальных стран. К рассматриваемой группе относятся правовые системы Африки и Мадагаскара. Особенности обычного права Африканского континента заключается в том, что оно: а) признается в качестве универсального источника права. Несмотря на то, что в современных условиях обычай несколько потеснен нормативным правовым актом, он остается приоритетным регулятором в различных сферах общественной жизни. Посредством обычая регулируются брачно-семейные отношения, устанавливается порядок в экономических отношениях, политической области, учреждаются нормы уголовного права и процесса; б) обычай носит преимущественно характер общинного регулятора (поскольку общинные связи доминируют над индивидуальными); действуя в пределах общины, он направлен на обеспечение единства, сплоченности социальной группы (трибы, рода, деревни); в) отражает своим содержанием сочетание моральных, религиозных, правовых норм, а также норм-ритуалов и традиций, указывающих на неотъемлемую связь человека с окружающей природой, «духами» и иными сверхъестественными силами; г) отличается партикуляризмом, множественностью, партикуляризмом, не признается единым регулятором для всех общин, поскольку каждая этническая группа имеет свои нравы, обычаи.

Обычным право именуют местные обычаи. Принято различать три периода развития обычного права:

1) доколониальный — в странах Черной (экваториальной) Африки (Эфиопия, Сомали, Кения, Танзания, Заир, Уганда) и на Мадагаскаре действовали различные местные обычаи, соответствовавшие родоплеменным представлениям о порядке общиной жизни людей. Поскольку каждая из общин имела свои обычаи, то единого обычного права не было. Споры разрешались старейшинами;

2) колониальный период — под влиянием права метрополий (европейского) и законодательных реформ администраций колоний обычаи видоизменились. Значение обычаев признавалась администрацией постольку, поскольку они не противоречили нормам действовавшего европейского права. Влияние колоний на становление правовых систем было абсолютным. Так бывшие английские колонии (Кения, Нигерия, Уганда, Золотой Берег Родезия и др.) стали странами общего права, а бывшие французские, бельгийские, португальские колонии (Конго, Заир и др.) — странами романо-германского права;

3) постколониальный период — правовые системы развиваются на основе заимствованных европейских систем права. Вместе с тем тяга к традиционным ценностям означает и возврат к обычным нормам. Таковые либо признаются самостоятельными источниками права либо интегрируются в законодательство и судебную практику.

Правовые системы Африки, Мадагаскара принципиально отличаются от континентальной и общей правовых семей. Многообразие обычаев, разрозненность, значительное влияние мифологии, отсутствие письменной формы изложения не позволяют эффективно использовать их для создания африканских национальных правовых систем по образцу европейских. Главное, что отличает рассматриваемые правовые системы от европейских, заключается в следующем: во-первых, обычные нормы не знают деления на права и обязанности (в этом проявляется их сходство с мусульманским правом); во-вторых, в обязанностях в большей мере выделяется моральный аспект; в-третьих, коллективистский характер общинно-обычного права, по сути, нивелирует значение субъективного права, которое поглощено правом общины.

Под влиянием законодательства и судебной практики бывших метрополий современное право Африки и Мадагаскара видоизменяется, отличается юридической многослойностью. Наряду с обычными нормами оно включает: право, привнесенное в период колониального господства (возвышение роли закона, применение принципов права, заимствование иных источников европейского права и др.); нормативные комплексы общенационального характера, создаваемые в процессе проводимой в стране права кодификации на базе норм обычного права, заимствования английского права; международно-правовые нормы и принципы.

Общими тенденциями развития современного африканского права можно считать осуществление унификации обычного права; инкорпорирование действующих обычаев в законодательные акты, прежде всего в отраслевые кодексы; существенно возросший удельный вес законотворчества; рецепция иностранного (как частного, та и публичного права — торгового, административного, гражданского, уголовного) при подготовке национальных кодификационных актов; создание единой национальной правовой системы или так называемого общетерриториального права. Вместе с тем рассматриваемые системы сохраняют глубокие различия с европейскими правовыми системами. Несмотря на интенсивное заимствование иностранного права, обычное право выступает традиционным объединяющим началом правовых систем африканских стран.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.003 с.)