Методика разработки историко-экскурсионных туров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика разработки историко-экскурсионных туров



Отдельные технологии разработки туристских маршрутов и экскурсий представлены во многих источниках, но конкретная методика подготовки историко-экскурсионного тура в литературе не освещена. По этой причине мы рассмотрим две отдельно взятые методики и объединим их с учетом специфики историко-экскурсионных туров.

Прежде чем определить, что понимается под «историко-экскурсионными турами», необходимо дать толкование самому термину «экскурсия». Приведем несколько определений.

Экскурсия (от лат. еxcursio – поездка) – коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев и т. п. в учебных или культурно-просветительских целях под руководством экскурсовода.

Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями, показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т. д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

Экскурсия – наглядный процесс познания окружающего нас мира, связанный с заранее подобранными объектами, которые изучают на месте их расположения; это целенаправленный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений.

В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не закреплено понятие экскурсии, а только упоминается термин экскурсионных услуг, и то лишь для того, чтобы дать определение базисным понятиям, используемым в туризме, таким, как «тур» или «туристская индустрия».

Несмотря на это, в России действует ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. №772-ст). В соответствии с этим ГОСТом под экскурсионной услугой понимается туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов/экскурсантов, включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий. Экскурсантом же является физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания прежде всего в познавательных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период менее 24 часов и без ночевки в посещаемой стране.

Итак, экскурсионная услуга предоставляется, как правило, в период от одного часа и до 24 часов. В то же время экскурсионная услуга может предоставляться и по месту жительства экскурсанта.

Как и любой другой вид услуг (перевозка, питание, размещение и т. д.), экскурсионная услуга может входить в состав тура, не имея при этом самостоятельного значения. И тогда для определения экскурсионного тура вполне приемлемы понятия, используемые в ГОСТ Р 50690-2000. На практике под экскурсионным туром следует понимать тур, сформированный туроператором и заказанный туристом (экскурсантом) в познавательных целях для получения информации, обогащения внутреннего мира, расширения кругозора и мировоззрения последнего посредством проведения для туриста (экскурсанта) совокупности экскурсий в стране (месте) временного пребывания. В экскурсионном туре, наряду с комплексом услуг по размещению, перевозке, питанию, туристу (экскурсанту) предоставляются как минимум две экскурсии.

Существует разветвленная классификация экскурсий, и каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

На рисунке 6 показано место и разновидности исторических экскурсий в классификации экскурсий по содержанию.

 

Рисунок 6 – Место и разновидности исторических экскурсий

 

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:

· историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.);

· археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);

· этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

· военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, "Бородино" и др.);

· историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);

· экскурсии в исторические музеи.

Таким образом, мы можем сформулировать понятие историко-экскурсионных туров. Историко-экскурсионный тур – это путешествие с целью ознакомления с памятниками истории и культуры, музеями, традициями народов другого государства или региона. Историко-экскурсионные туры относятся к познавательному туризму, так как они помогают узнать нечто новое и расширить кругозор.

При разработке турпродукта следует соблюдать главный принцип – цель путешествия.

При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» и учитывают следующие факторы:

· вид туристской услуги;

· основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.);

· маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.);

· перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок);

· метод обслуживания туристов;

· перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги).

Согласно ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 580-ст) проектирование туристских услуг предусматривает разработку программы обслуживания туристов или программы путешествий, включающую:

· разработку маршрута путешествия;

· формирование списка соисполнителей туристских услуг, включая средства размещения, предприятия питания, транспортные компании и организации, оказывающие дополнительные услуги (экскурсионные организации, экскурсоводы-предприниматели, спортивные сооружения, театры, музеи и пр.);

· установление периода времени/продолжительности отдельных услуг исполнителем;

· формирование перечня экскурсий с указанием посещаемых объектов;

· разработку перечня туристских походов, прогулок, комплекса услуг по организации досуга;

· определение продолжительности пребывания туристов в каждом пункте маршрута;

· установление минимального и максимального количества туристов, участвующих в путешествии (численность группы);

· определение видов и количества транспортных средств, используемых для перевозки туристов;

· определение потребности в экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках, сопровождающих лицах и в другом обслуживающем персонале с необходимым уровнем подготовки и квалификации;

· разработку форм и видов рекламных, информационных и картографических материалов, описаний путешествия, памятки и др.

Технология разработки тура включает следующие этапы:

1. Маркетинговые исследования (выявление потенциальных возможностей, мотивации, целей).

2. География маршрута. Это этап перспективного планирования тура, включающий в себя выявление ресурсно-технического обеспечения тура (основные и дополнительные объекты показа, транспорт, питание, размещение), а также определение типа маршрута (линейный, радиальный, кольцевой).

3. Договорный этап (заключение договоров с партнерами – предприятиями питания, размещения, транспортными компаниями). На этом этапе происходит определение партнёра или поставщика услуг. В договоре указывают: предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика, ответственность сторон, порядок расчётов, юридические адреса сторон, форс-мажор.

4. Информационно-методическое обеспечение тура. Это этап составления необходимой документации для разрабатываемого тура (расписание движения по маршруту, карта-схема маршрута, справочные материалы и т. д.).

5. Расчет стоимости путевок и выпуск к реализации (калькуляция).

6. Продвижение тура на рынок (реклама, презентации, выставки, ознакомительные туры).

7. Этап реализации путевок (формирование агентской цепи).

Для того чтобы определить ключевые моменты в формировании конкретно историко-экскурсионных туров, приведем также и этапы формирования экскурсий.

Впервые понятие "этапы подготовки экскурсии" было введено в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов:

1) определение цели и задач экскурсии;

2) выбор темы;

3) отбор литературы и составление библиографии;

4) определение источников экскурсионного материала, знакомство

с экспозициями и фондами музеев по теме;

5) отбор и изучение экскурсионных объектов;

6) составление маршрута экскурсии;

7) объезд или обход маршрута;

8) подготовка контрольного текста экскурсии;

9) комплектование "портфеля экскурсовода";

10) определение методических приемов проведения экскурсии;

11) определение техники ведения экскурсии;

12) составление методической разработки;

13) составление индивидуальных текстов;

14) прием (сдача) экскурсии;

15) утверждение экскурсии.

Все перечисленные этапы применимы и для составления историко-экскурсионных туров, так как экскурсионный тур по сути представляет собой продолжительную многодневную экскурсию.

Главное отличие разработки экскурсионного тура от разработки обычной экскурсии состоит в прохождении этапа «Составление маршрута», так как на данном этапе разработчикам экскурсионного тура нужно учитывать, помимо объектов экскурсионного показа, объекты размещения и питания, а также транспортные услуги. Это существенно усложняет процесс подготовки экскурсионного продукта.

На рисунке 7 представлены этапы разработки историко-экскурсионных туров, основанные на анализе технологии разработки туристских маршрутов и методики составления экскурсий.

 
 
 
 
 

Рисунок 7 – Этапы разработки историко-экскурсионных туров

 

Проанализировав технологию разработки туристских маршрутов и методику составления экскурсий, можно представить методику разработки историко-экскурсионных туров следующим образом.

На первом этапе происходит определение цели и выбор темы историко-экскурсионного тура.

Каждый экскурсионный тур имеет свою определенную тему. Это то, что положено в его основу, на чем строится показ и рассказ. Тема является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода.

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейшее значение как при создании экскурсии, так и при ее проведении.

Второй этап заключается в выборе источников экскурсионного материала, изучении экскурсионных объектов, составлении карточек экскурсионных объектов.

Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут. При изучении экскурсионных объектов используются книги, брошюры, статьи, опубликованные в газетах и журналах, которые раскрывают тему.

Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. В карточку вносятся основные данные об экскурсионном объекте и прикрепляется фотография.

Третий этап – это составление маршрута с выявлением ресурсно-технического обеспечения тура, объезд маршрута, заключение договоров с партнерами, составление карты-схемы.

На этом этапе работы уточняются трасса движения, месторасположение объектов, условия их обзора, выбираются средства размещения туристов и пункты общественного питания.

В процессе объезда маршрута необходимо провести измерение времени, отводимого на показ объектов, переезд от одного объекта к другому. Это даст возможность уточнить продолжительность экскурсионного тура в целом и, в зависимости от результатов измерения, внести в маршрут необходимые коррективы. Все изменения отражаются на обзорной карте-схеме маршрута.

На четвертом этапе происходит создание информационно-методического обеспечения тура – необходимой технологической документации, сопровождающей историко-экскурсионный тур.

Технологическая документация нужна для обеспечения качественной работы экскурсовода, к ней относится:

- контрольный текст экскурсии (материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию);

- «портфель экскурсовода» (комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии);

- методическая разработка (технологическая карта, это итоговый документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсионного тура, в ней указываются тема, цель, задачи экскурсионного маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, организационные и методические указания).

Также в технологической документации маршрута для более эффективного информирования туристов уточняются условия о размещении (какие номера, комнаты или каюты, сколько человек может проживать, санитарно-бытовое обслуживание – наличие канализации, прачечных, душа или ванны в номерах), условия питания (ресторан, кафе, буфет – адрес и отдаленность от места проживания, план питания). Помимо этого, сюда относится график движения по маршруту (расписание) и краткое описание самого тура. Вся эта информация предоставляется туристам.

Пятый этап – это калькуляция нового экскурсионного тура, его сдача и утверждение.

Стоимость путевки рассчитывается путем сложения следующих показателей: транспортные услуги, проживание (стоимость умножается на ночи), питание, зарплата (гиды, экскурсоводы, руководитель группы), отчисления во внебюджетные фонды (страховые взносы и сбор на страхование от несчастных случаев), накладные расходы. Затем начисляется норма прибыли.

Сдача нового экскурсионного тура проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники должны быть предварительно ознакомлены с контрольным текстом экскурсий, входящих в экскурсионный тур, и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием "портфеля экскурсовода", списком использованной литературы и т. д.

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости нового тура выносится решение о его утверждении.

Шестой, заключительный, этап заключается в продвижении нового турпродукта на рынок и в реализации путевок.

Инструментами продвижения экскурсионного тура могут быть:

− реклама (каталоги, брошюры, наружная реклама, реклама в СМИ, в пункте продажи);

− стимулирование продаж (различные материалы для прямой почты, проспекты по конкретному направлению – метод поддержки);

− связи с общественностью (оформление пресс-релизов и публикаций отдаются в информационные службы, комитеты);

− пресс-конференции и пресс-демонстрации;

− иллюстративные рассказы с описанием – имиджевая статья;

− презентации;

− ознакомительные туры;

− выставки, ярмарки, научно-практические конференции;

− видеофильмы.

На этом же этапе определяются агенты, которые будут реализовывать данный историко-экскурсионный тур.

Туристские и экскурсионные услуги, оказываемые исполнителем, должны соответствовать требованиям, установленным федеральными законами и нормативными документами, действующими в Российской Федерации, а также договору о реализации туристского продукта. Оценку и контроль качества исполнения туристских и экскурсионных услуг осуществляют с помощью экспертного и социологического методов.

Экспертный метод предполагает проведение оценки деятельности на основе опроса и анализа суждений (качественных и количественных оценок) экспертов, специалистов отрасли, в том числе руководителей, менеджеров туристских и экскурсионных организаций, а также проверки технологических документов исполнителя туристских и экскурсионных услуг.

Социологический метод предполагает проведение социологических обследований (анкетирование, опрос, записи в книге отзывов туристов, Интернет-отзывы) с последующим анализом полученных данных.

Прохождение всех этапов разработки историко-экскурсионного тура иначе можно назвать генерацией туристского продукта – процесс отбора и обобщения содержания и свойств компонентов и работ при включении их в пакет туристского обслуживания в соответствии с целевой или тематической направленностью конкретного тура и возможностями их поставщиков или исполнителей.

Создание нового туристско-экскурсионного продукта является сложным творческим процессом, который определяется, в первую очередь, экскурсионными возможностями региона.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.34.64 (0.043 с.)