Проектирование туристских маршрутов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование туристских маршрутов



Маршрут – направление движения объекта, относительно определённых географических ориентиров и координат, с указанием основных пунктов. Туристский маршрут является последовательным перемещением туриста с посещением исторических и природных памятников и других интересных мест.

Если рассматривать туристский маршрут с простой обывательской точки зрения, то, скорее всего, это сведется к обычному туру, который можно купить в любом туристском агентстве или у туроператора.

Туристский маршрут – путь следования, трасса передвижения туристов, обусловленная целью туристского путешествия и программой пребывания.

Туристские маршруты классифицируются по различным признакам:

А. По типам маршруты бывают:

1) тематические – с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;

2) походные – маршруты с активными способами передвижения;

3) физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

4) комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.

Б. По сезонности действия маршруты подразделяются:

1) на круглогодичные (внесезонные);

2) сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т. д.)

В. По строению трассы маршруты в отношении географической привязки тура к местности подразделяются на:

1) линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе. Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;

2) радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами;

3) кольцевые (кроссинг-туры) – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а) неизменным, т. е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну. Последний вариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров.

Кроме того могут быть различные комбинации маршрутов: линейно-радиальные, радиально-петлевые, кольцевые с радиальными выходами и др.

Г. В зависимости от видов передвижения выделяются:

1) пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 5 или даже до 20 и более км;

2) маршруты с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств передвижения природные достопримечательности;

3) железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее;

4) водные туристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавных средствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут может проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы;

5) воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты, так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах;

6) малая авиация также участвует в туристских перевозках, особенно при доставке туристов на природные и иные труднодоступные для других средств перевозки объекты. Распространены услуги малой авиации для экскурсионных полетов над местностью туристского центра;

7) комбинированные перевозки. Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта. Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не является особым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристы стремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, и самолет является наиболее оперативным средством передвижения. Этап перевозки является вспомогательным элементом тура.[20]

По назначению различают маршруты: культурно-познавательные, спортивно-оздорови­тельные и специализированные (например, маршрут свадебного путе­шествия).

Предельные значения радиусов передвижения в течение дня зависят от способа передвижения на маршруте: пешеходные – 20 км; гребные – 30 км; велосипедные – 60–70 км; автобусные – 200–300 км, что влияет на периодичность размещения туристских учреждений на маршруте. Линейные, кольцевые, линейно-кольцевые и линейно-ради­альные маршруты начинаются и заканчиваются головными туристски­ми учреждениями (туристские гостиницы – в городе; туристские базы – в пригороде, туристской зоне).

На радиальных, петлевых и радиально-петлевых маршрутах голов­ными являются, в основном, туристские базы.

В промежуточных пунктах маршрутов могут размещаться турист­ские станции, приюты, хижины.

Выбор типа туристского учреждения определяется также способом передвижения на маршруте. Для пешеходного маршрута головным ту­ристским учреждением является туристская база, промежуточным – приют и хижина; для автомобильного маршрута головными служат мотели и кемпинги, промежуточными могут быть трейлерные парки; для водного маршрута головные – ботели, промежуточные флото-кемпинги.

В последнее время стали популярными длительные транспортные маршруты. Классификация длительных транспортных маршрутов определяет взаимосвязь тран­спортной и стационарной составляющих туристского маршрута:

1) использование только транспортной составляющей для проживания (морские, речные теплоходы; туристско-экскурсионные поезда) на круизных маршрутах;

2) использование только стационарной составляющей для прожива­ния в начальных, конечных и промежуточных пунктах авиационных, автобусных и автомобильных маршрутов;

3) комбинированное использование транспортной и стационарной составляющих для проживания, обладающих гибкой формой организа­ции туризма и имеющих круглогодичное действие. Например, комби­нированный железнодорожный кольцевой маршрут «Золотое кольцо России» по древним городам: Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Кострома, Переславль-Залесский, Ростов, Москва с размещением в гос­тиничных комплексах (так, в Москве – туристский комплекс «Измай­лово», во Владимире – гостиница «Клязьма», в Суздале – Главный туристский комплекс «Суздаль»), маршрут «Малое Золотое кольцо Алтайского края».

Разработан комбинированный теплоходный маршрут Москва – Петрозаводск – Санкт-Петербург – Петрозаводск – Москва с прожи­ванием в Москве в туркомплексе «Измайлово»; в Санкт-Петербурге в тургостинице «Мир» и на теплоходе, включая все экскурсии и стоянки на маршруте.

Длительные теплоходные маршруты река-море-река с прожива­нием в начальном и конечном пунктах разработаны в Украине: Днепр – Черное море – Дунай (размещение в гостиницах Киева и Одессы). В последнее время приобрели популярность зарубежные теплоходные круизы, например двухнедельный круиз из Одессы: Италия – Кипр – Турция – Одесса.

Этапы разработки маршрутов. Разработка маршрутов – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания.

1. Выбор маршрута – это основной момент для группового принятия решения. Зависит он, как правило, от цели, которую ставит перед собой группа, от круга интересов ее участников.

2. Исследование туристских ресурсов по трассе маршрута.

3. Определение сложности маршрута – Единая всероссийская спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма. В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности и категорийные походы – от I до VI категории сложности (к.с.).

4. Построение схематической трассы маршрута – привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения.

5. Определение сроков проведения – даты могут зависеть от разных параметров, например, от удобного времени поездки для коллектива или оптимального сезона (чтобы избежать паводка на реке, дождей, и пр.)

6. Продолжительность маршрута – определяется средними физически возможностями человека, с учетом дневных стоянок для отдыха, сложностью заброски к старту и пр.

7. Разработка паспорта маршрута и согласование паспорта с соответствующими службами.

8. Пробный поход по маршруту.

9. Внесение изменений в схему маршрута.

10. Рассмотрение и утверждение маршрута.

Кроме того, необходимо соблюдать следующие правила:

- по сложности и протяженности участок маршрута дневного перехода должен быть по силам всем туристам;

- места для длительных привалов и ночлегов по возможности должны быть комфортно оборудованы с запасом топлива и продовольствия, а также оснащены связью;

- при планировании маршрута должен учитываться резерв времени на случай непредвиденной задержки в пути.

При проектировании маршрутов необходимо учитывать следующие критерии:

- уникальность. Как правило, интерес привлекают уникальные объекты;

- доступность, удаленные и труднодоступные маршруты чаще всего пользуются меньшей популярностью;

- комплексность. Наибольшую значимость имеют комплексные объекты, сочетающие в себе несколько предметов наблюдения и изучения. Эти объекты предпочтительнее использовать при организации комплексных научно-познавательных туров.

- системность. Объект по возможности должен отражать систему сопряженных элементов (природных комплексов, форм рельефа и т. д.). Например, для геоморфологических экскурсий необходимо выбирать места, где наглядно представлена динамическая цепочка.

- полнота имеющейся информации. Приоритет при прочих равных условиях следует отдавать более изученным объектам, для которых существует большой объем полученной информации.[21]

 

Принципы разработки маршрутов активного туризма [22]

 

Разработка маршрутов активного туризма должна следовать определённой логике, учитывая географические факторы, принципы маршрутной логики и конфигурации.

В общем отношении «маршрут» представляется как путь с заранее заданной траекторией. Отметим, что эта категория имеет пространственный, а не временной оттенок. Туристские маршруты отличаются по конфигурации, то есть по линии пути. Логика зависит от целей путешествия, от природных и социально-экономических особенностей района, от сезона года и состава группы и др. Она может быть разного вида.

Маршрут «пересечения» – для отдаленных и труднодоступных географических районов, где внутри района отсутствует транспортная инфраструктура (на Алтае, например, это маршрут к Ак-Кемскому озеру, восхождение на гору Белуха и др.).

Маршрут «нанизывания» – характеризуется непродолжительностью и проходит обычно в пределах одного туристского района. Одним линейным маршрутом можно соединить несколько объектов туристского интереса (например, туры Уймонской долины – пеший тур к Мультинским озерам, может быть дополнен не сложным сплавом по реке Катунь, радиальными экскурсионными элементами, например в музей Рериха и пр.).

Маршрут «посещения» – подразумевает наличие одного (нескольких рядом расположенных) крупного и наиболее интересного туристского объекта, пещеры или горной вершины, ради которого и осуществляется путешествие. Конфигурация таких маршрутов обычно радиальная (например, район ледника Актру, помимо самого ледника, туристы посещают соседние ледники: «Учитель» и другие, способом ежедневных радиальных выходов).

Маршрут «прохождения». Маршруты с такой логикой чаще встречаются в горном и водном туризме. Здесь смысл маршрута заключается в преодолении каких-либо конкретных сложных естественных препятствий (горных перевалов или речных порогов). Любой водный маршрут Алтая подходит для примера данного типа. Это рафтинг верхнего течения реки Катунь, рафтинг на реке Чуя, Башкаус, Чулышман и др.

Маршрут «исторического пути». Такие типы маршрутов в последнее время встречаются довольно часто. Многие туристские группы планируют свои путешествия не столько со спортивной целью, сколько с познавательной. Причем, здесь туристам неважно, найти сложный или более простой путь, осуществить маршрут по наиболее красивым местам. Им важнее максимально точно повторить линию маршрута путешественников древности. Примером данного типа маршрутов может послужить тур «По местам Рериха на Алтае» или новый маршрут по территории Алтайского края и соседних прилежащих регионов – «Казачья подкова» и др.

Наиболее совершенный вариант нитки маршрута тот, который спланирован на основе нескольких факторов, где прослеживается логика построения маршрута с позиции многих аспектов. Именно таким образом желательно формировать систему эталонных маршрутов в туристских районах. Одной из задач является разработка модели эталонного маршрута для любого туристского района, для пешеходного, горного и лыжного туризма (рисунок 5).

 

 

Рисунок 5 – Модель эталонного туристского маршрута

 

Маршрутный принцип территориальной организации активного туризма позволяет выделить объективно сложившиеся туристские районы и выявить особенности их структуры. Рассматривая сеть туристских маршрутов, необходимо отметить, что именно такое ее расположение напрямую зависит не только от природных факторов. Пункты входа и выхода на маршруты (т. е. старт и финиш) тесно связаны с транспортной сетью. Как правило, все маршруты начинаются и заканчиваются в местах, где транспортные пути подходят наиболее близко к интересующим туристов природным объектам. С изменением транспортной доступности того или иного места, изменяется и сеть маршрутов.[23]

Сеть маршрутов и транспортные коммуникации образуют единую систему. Особая роль в ней принадлежит населенным пунктам, которые являются распределителями туристских потоков по маршрутам. Центры разных иерархических уровней будут выполнять разные функции. Крупные центры (областные, краевые) выполняют функцию распределения туристских потоков по направлениям.

 

 

5 Историко-экскурсионные маршруты

Алтайского края[24]

 

В последние годы в Алтайском крае быстрыми темпами развиваются все виды туризма. Разнообразные туристские ресурсы всегда привлекали в наш регион путешественников со всего мира. Одним из перспективных для края видов туризма является историко-экскурсионный.

Начиная с каменного века на алтайской земле обитали люди, что подтверждается открытиями многочисленных стоянок древнего человека. Обнаружены и исследованы памятники практически всех эпох от палеолита до средневековья. С вхождением территории Алтая в состав России начинается один из важнейших периодов в истории края – горнозаводской, который оставил потомкам неоценимое наследие. Государственные реформы конца XIX– начала XX в. способствовали переселенческим волнам, захлестнувшим Алтай, что отразилось на его этническом и культурном облике. Тяжелая работа жителей края в годы Великой Отечественной войны внесла свой вклад в приближение победы советского народа. Множество ученых, деятелей культуры и искусства родились и выросли на Алтайской земле. Каждый период истории края интересен и тесно связан с историей страны и всего мира. Поэтому историко-экскурсионный туризм в крае имеет огромный потенциал и должен развиваться не менее интенсивно, чем остальные виды туризма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.215.164 (0.028 с.)