Стадии избирательного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии избирательного процесса.



Процедура или этап назначения выборов. Данная стадия, во-первых, знаменует старт избирательной кампании, что связано с реализацией активного и пассивного избирательного права. Во-вторых, самостоятельная роль данного этапа обеспечивается строгостью законодательной регламентации порядка, субъектов, сроков назначения выборов.

Суть стадии сводится к принятию и официальному изданию решения компетентного органа или должностного лица о назначении выборов.

Выборы могут быть очередными, их назначение проводится, как правило, по истечении установленного срока полномочий, и внеочередными, когда назначение выборов проводится в связи с досрочным прекращением полномочий органов власти и должностных лиц.

При признании выборов несостоявшимися или недействительными назначаются повторные выборы. Также назначаются повторные выборы, если оба кандидата в Президенты РФ сняли свои кандидатуры или избранный кандидат не сложил с себя несовместимые с его мандатом полномочия. Следует отличать повторные выборы от повторного голосования (второй тур), который назначается в случаях, когда кандидат не набрал необходимого большинства голосов. Повторное голосование не самостоятельная разновидность выборов, а продолжение ранее начатой избирательной процедуры <1>.

--------------------------------

<1> См.: Головин А.Г. Избирательное право России: Курс лекций. М., 2007. С. 268 - 270.

 

Согласно ст. 84 Конституции РФ, выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ. Статья 102 Конституции РФ предусматривает назначение выборов Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ. День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом. Региональные и муниципальные выборы назначаются компетентными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Законодатель установил дни голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления - второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.

Если уполномоченный орган или должностное лицо не назначат выборы в установленные сроки, то выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией либо соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо (а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия) должны назначить выборы. Таким образом, этап назначения выборов имеет важнейшее значение для любой избирательной кампании и потому тщательно регламентируется законодательством.

Образование избирательных округов и составление списков избирателей.

Избирательный округ - это образованная в соответствии с законодательством РФ территория, от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат(ы), выборное должностное лицо (лица).

Избирательные округа (одномандатные и многомандатные) образуются для проведения выборов на основании данных о численности избирателей, представляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов. При образовании избирательных округов должны соблюдаться следующие требования:

а) равенство - допускается отклонение 10%, в отдаленных и труднодоступных районах - не более 15% в многомандатных округах; в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30% в одномандатных округах. На территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40%;

б) территория должна быть единой с учетом административно-территориального деления субъекта России.

Избирательные участки образуются для проведения голосования и подсчета голосов избирателей главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями.

Создание и организация работы избирательных комиссий.

Избирательные комиссии - это формируемые установленные федеральным законом, законом субъекта РФ коллегиальные органы, которые обеспечивают подготовку и проведение выборов.


 

Виды избирательных комиссий:
Центральная избирательная комиссия юридические лица, работающие на постоянной основе
избирательная комиссия субъекта РФ
избирательные комиссии муниципальных образований
окружные избирательные комиссии избирательные комиссии
территориальные (районные, городские)
избирательные комиссии
участковые избирательные комиссии

 

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 человек, которые назначаются на 5 лет. Пять человек назначаются Президентом РФ, пять - Государственной Думой, пять - Советом Федерации. Члены ЦИК должны иметь высшее профессиональное образование. Из своего состава они избирают (тайно) Председателя, заместителя Председателя, секретаря комиссии.

Центральная избирательная комиссия руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, по проведению референдума Российской Федерации. Совместно с избирательными комиссиями ЦИК: осуществляет контроль над соблюдением избирательных прав граждан; организует государственную систему регистрации избирателей; разрабатывает нормативы технологического оборудования; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов; подводит итоги голосования и определяет результаты выборов; распределяет финансовые средства; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям; заслушивает сообщения органов исполнительной власти; рассматривает жалобы; осуществляет иные полномочия.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формируется на паритетной основе - законодательным (представительным) органом и высшим должностным лицом региона; при этом не менее половины членов избирательной комиссии назначаются парламентом субъекта РФ. Срок ее полномочий составляет 5 лет.

Комиссия формируется на основе предложений политических партий, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Государственные служащие не могут составлять более 1/3 от общего числа.

Окружная, территориальная и участковая избирательные комиссии формируются вышестоящей избирательной комиссией.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений политических партий, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.

Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосований или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением. По действующему законодательству не предусмотрено выдвижение избирательными блоками и группой избирателей.

Период выдвижения кандидатов при федеральных выборах должен составлять не менее 45 дней, при региональных выборах - не менее 30 дней, при муниципальных выборах - не менее 20 дней.

На выборах Президента Российской Федерации сохраняется требование о сборе подписей избирателей политическими партиями, которые не представлены в Государственной Думе и парламентах субъектов РФ, не менее чем одной трети субъектов Российской Федерации. Однако количество подписей существенно уменьшено.

Так, минимальное количество подписей, необходимое для поддержки кандидата, выдвинутого такой политической партией на должность Президента Российской Федерации, сокращено с двух миллионов до 100 тысяч. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей. Кандидату на указанную должность, выдвинутому в порядке самовыдвижения, вместо минимальных двух миллионов подписей избирателей потребуется собрать не менее 300 тысяч подписей. В одном субъекте Российской Федерации может быть собрано не более 7500 подписей.

Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией. При наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей федеральным и региональным законами может быть предусмотрена необходимость представления в избирательную комиссию сведений о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Регистрация кандидатов на должность Президента РФ и федеральных списков в депутаты Государственной Думы осуществляется Центральной избирательной комиссией России.

Предвыборная агитация - это деятельность участников избирательной кампании по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению; описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Формы предвыборной агитации различны. Это публикации в средствах массовой информации, собрания и встречи с избирателями, публичные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации, шествия и т.д.

Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Не допускается опубликование опросов, прогнозов, исследований в течение 3 дней до дня выборов.

Принципы проведения агитации:

- свободное проведение агитации в соответствии с федеральным законом;

- возможность агитации за и против любого кандидата, избирательного объединения;

- равный доступ к средствам массовой информации;

- запрет на участие в агитации членов избирательной комиссии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, государственных органов, благотворительных организаций, религиозных объединений, военнослужащих, несовершеннолетних;

- недопустимость злоупотребления правом при проведении предвыборной агитации.

Конституционный Суд РФ подтвердил право избирателей проводить агитацию против всех за счет личных средств, т.е. помимо средств избирательных фондов. В другом решении Суд подчеркнул, что агитация за того или иного кандидата, список кандидатов не может вестись гражданами за счет средств, помимо избирательных фондов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г.; Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. // ВКС РФ. 2005. N 4.

 

Голосование и подведение итогов выборов. Каждый избиратель голосует лично на альтернативной основе. Участковая избирательная комиссия выдает избирательный бюллетень, который заполняется избирателем в специально оборудованной кабине.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если:

- в определенных случаях голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

- менее чем два списка кандидатов получили право принять участие в распределении депутатских мандатов;

- все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

- за списки кандидатов, получившие право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50% или менее голосов избирателей.

Соответствующая избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными в случае:

- если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

- если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков;

- по решению суда.

Таким образом, стадии избирательного процесса отражают строго урегулированную законодательством и осуществляемую в определенной последовательности деятельность участников избирательной кампании, направленную на достижение магистральной цели выборов - избрание выборных должностных лиц в условиях соблюдения конституционной законности и принципов избирательного права.

 

Контрольные вопросы:

 

1. В чем сущность мажоритарной избирательной системы?

2. Какие Вы знаете виды пропорциональной избирательной системы?

3. Что такое активное и пассивное избирательное право?

4. Какие категории граждан не обладают избирательными правами?

5. Что такое многостепенные и косвенные выборы? Чем они отличаются от прямых выборов?

6. Каков порядок участия в выборах граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом?

7. Является ли избирательная комиссия органом государства? Какие виды избирательных комиссий Вам известны?

8. В каком акте проводится законодательная регламентация предвыборной агитации?

9. Допустима ли агитация против конкретных кандидатов и против явки на выборы?

10. Чем отличаются передача и распределение депутатских мандатов? Как осуществляются такие процедуры?

 

Дополнительная литература к теме

 

1. Арутюнова А.Б. Избирательная система как самостоятельный институт избирательного права // Современное право. 2010. N 4.

2. Биктагиров Р. Стадии избирательного процесса: правовая природа и проблемы классификации // Журнал о выборах. 2008. N 3.

3. Белов С.А. Системное правовое регулирование избирательной системы // Российский юридический журнал. 2011. N 1.

4. Бондарь Н.С. Конституционная ценность избирательных прав граждан России / Н.С. Бондарь, А.А. Джагарян. М., 2005.

5. Бровченко В.Н. Органы внутренних дел и избирательные комиссии - формы взаимодействия / В.Н. Бровченко, А.А. Ерыгин // Журнал о выборах. 2006. N 4.

6. Вешняков А.А. Российское избирательное законодательство и международные стандарты свободных выборов // Журнал о выборах. 2007. N 1.

7. Головин А.Г. Избирательное право России: Курс лекций. М., 2007.

8. Зорькин В.Д. Право на свободные выборы в решениях Конституционного Суда // Сравнительное конституционное право. 2005. N 1.

9. Избирательное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И.В. Захарова, А.Н. Кокотова. М., 2013.

10. Избирательное право / Под ред. К.К. Гасанова: Учеб. пособие. М., 2007.

11. Князев С.Д. Российский электоральный федерализм: конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Государство и право. 2008. N 1.

12. Князев С.Д. Политическое представительство и выборы: публично-правовая природа и соотношение / С.Д. Князев, К.В. Арановский // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 16.

13. Красинский В.В. Теоретические основы нормативного правового регулирования организации и проведения выборов в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2003. N 1.

14. Кынев А.В. Новые изменения законодательства о выборах - путь к бюрократизации партий // Журнал о выборах. 2006. N 5. С. 46 - 51.

15. Масловская М.В. О некоторых дефектах избирательного права // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 18.

16. Макарцев А.А., Юсубов Э.С. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2013.

17. Миронов Н.М. Конституционно-правовая институционализация системы избирательных комиссий в свете международных стандартов // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 10.

18. Нудненко Л.А. Законодательство о выборах и референдумах: детализация и совершенствование // Российский юридический журнал. 2009. N 1.

19. Нудненко Л.А. К вопросу о понятии и субъектах пассивного избирательного права // Государство и право. 2014. N 3.

20. Перевалов В.Д. Выборы и выборное право Российской Федерации / В.Д. Перевалов, А.А. Югов // Российский юридический журнал. 2003. N 1.

21. Рябчиков Р.В. К вопросу о месте и роли Центральной избирательной комиссии РФ в современном избирательном процессе // Право и политика. 2008. N 2.

22. Саликов М.С. Избирательное законодательство как политический инструмент государства // Российский юридический журнал. 2013. N 4.

23. Уваров А.А. Некоторые проблемы совершенствования избирательного законодательства в РФ // Российский юридический журнал. 2006. N 4.

24. Чиркин В.Е. Оптимальная избирательная система для России // Журнал российского права. 2004. N 11.

25. Шкель Т. К пятипроцентному барьеру // Российская газета. 07.07.2011.

26. Шкель Т. Мечты сбываются // Российская газета. 27.03.2009.

27. Юсубов Э.С., Безруков А.В. Проблемы отражения Конституции Российской Федерации в механизме реализации избирательного законодательства // Российский юридический журнал. 2014. N 1.

 

ТЕМА 11. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Учебные вопросы:

 

1. Правовое положение и место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

2. Порядок избрания Президента Российской Федерации.

3. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

4. Компетенция и акты Президента Российской Федерации.

5. Органы, действующие при Президенте Российской Федерации.

 

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Пост главы государства существует при различных формах правления. В основном в монархиях присутствует наследственный глава государства - монарх, а в республиках - выборный президент.

В советский период в России фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган - Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с Председателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл малозаметную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата, на его долю выпадало рассмотрение только второстепенных вопросов.

В Советском Союзе первым и единственным Президентом 15 марта 1990 г. внеочередным Съездом народных депутатов СССР был избран М.С. Горбачев, президентство которого продолжалось до 25 декабря 1991 г.

В России институт Президента введен по итогам Всероссийского референдума 17 марта 1991 г., за его введение проголосовали почти 70% избирателей. В апреле 1991 г. был принят Закон РСФСР "О Президенте РСФСР" <1>, а в мае институт Президента РСФСР был включен в Конституцию РСФСР <2>.

--------------------------------

<1> О Президенте РСФСР: Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. N 1098-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 17. Ст. 512.

<2> Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР: Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. N 22. Ст. 776.

 

В том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Б.Н. Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 году, установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т.е. до 12 июня 1996 г., т.к. Президент РСФСР избирался сроком на 5 лет). С 1993 года положение, функции и полномочия Президента РФ определяются Конституцией РФ 1993 года.

После ухода Б.Н. Ельцина в отставку 31 декабря 1999 г., в марте 2000 г., были проведены досрочные выборы Президента РФ, на которых одержал победу В.В. Путин. В марте 2004 г. он был переизбран на второй срок. 2 марта 2008 г. на очередных выборах Президентом РФ был избран Д.А. Медведев, а 4 марта 2012 г. - вновь В.В. Путин.

В прежней Конституции его функция была определена через термины "высшее должностное лицо" и "глава исполнительной власти". В связи с принятием Конституции РФ 1993 года в статусе Президента РФ произошли изменения. Теперь он определяется как глава государства и в этом качестве является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Из анализа Конституции РФ следует, что Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит прямо, непосредственно ни в одну из ее ветвей, а скорее условно становится над ними.

Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из следующих характеристик:

- глава государства;

- гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

- Верховный Главнокомандующий;

- Председатель Совета Безопасности России;

- Председатель Государственного совета РФ.

Статус Президента РФ также характеризуется символами президентской власти - знаком и штандартом (флагом) <1>, оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента РФ как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них <2>. В 2009 году учрежден еще один официальный символ Президента РФ как Верховного Главнокомандующего - эмблема Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ <3>.

--------------------------------

<1> Символ президентской власти - Знак Президента РФ - состоит из знака и цепи знака. Знак из золота представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. Расстояние между концами креста - 60 мм. По краям креста - узкий выпуклый рант. На лицевой стороне креста в центре - накладное изображение Государственного герба РФ. На оборотной стороне креста посередине - круглый медальон, по окружности которого девиз: "Польза, честь и слава". В центре медальона - дата изготовления - 1994. В нижней части медальона - изображение лавровых ветвей. Знак при помощи венка из лавровых ветвей соединяется с цепью знака. Цепь знака из золота, серебра и эмали состоит из 17 звеньев, 9 из которых - в виде изображения Государственного герба РФ, 8 - в виде круглых розеток с девизом: "Польза, честь и слава". На оборотной стороне звеньев цепи знака помещаются накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотыми буквами выгравированы фамилия, имя, отчество Президента РФ и год его вступления в должность. О штандарте (флаге) Президента РФ и его отличии от Государственного флага РФ см. в лекции 8.

<2> См.: О штандарте (флаге) Президента РФ: Указ Президента РФ от 15 февраля 1994 г. N 319; Об утверждении описания символа президентской власти - Знака Президента РФ: Указ Президента РФ от 27 июля 1999 г. N 906; О внесении изменений и дополнения в некоторые указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 6 мая 2000 г. N 832.

<3> См.: Об учреждении эмблемы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ: Указ Президента РФ от 5 мая 2009 г. N 502 // Российская газета. 12.05.2009.

 

Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т.д. Со временем, вероятно, будет признан и его иммунитет против гражданских исков.

Конституционный статус реализуется также в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки, но не тождественны.

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются в непредвиденных экстраординарных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование Конституции.

Основные функции Президента РФ как главы государства определены ст. 80 Конституции РФ. Президент РФ:

1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Очень важна функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран в Конституции РФ Президент РФ не называется "арбитром" во взаимоотношениях трех властей. Как глава государства, находясь вне законодательной, исполнительной и судебной власти, по существу Президент РФ как раз и есть арбитр между различными уровнями и ветвями власти. Реализации этой функции способствует полномочие Президента РФ прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров.

Конституция РФ возлагает на Президента РФ функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Реализация же данной политики осуществляется в первую очередь исполнительными органами власти.

При выработке внутреннего и внешнеполитического курса Глава государства должен руководствоваться результатами законодательной деятельности. Следовательно, в выработке государственной политики существенное влияние оказывает Федеральное Собрание РФ.

Представительские функции Президент РФ осуществляет самостоятельно. Внешнепредставительские функции главы государства выражаются в его взаимодействии с главами других государств, подписании международных договоров и др. Представительство внутри страны осуществляется через полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и органах государственной власти (Конституционном Суде РФ, палатах российского парламента). Эти представители наделены полномочиями от имени Президента РФ.

В связи с этим огромное значение приобретает идея укрепления механизма государственной власти, которая выстраивает жесткую вертикаль отношений между федеральным Центром и регионами России.

 

2. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации", Федерального закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и др.

Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <1>. Прежде Президент РФ избирался на четырехлетний срок, который является распространенным в мировой практике, хотя в ряде стран глава государства избирается и на более длительные сроки (в Италии - на семь лет, во Франции с 2000 года срок полномочий сокращен с 7 до 5 лет). Президент РФ может быть переизбран на второй срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая приток свежих идей и новых государственных деятелей.

--------------------------------

<1> По инициативе Президента РФ Д.А. Медведева российский парламент принял Закон РФ о поправках к Конституции РФ, предусматривающий увеличение срока полномочий Президента РФ с 4 до 6 лет. См.: Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. 31.12.2008.

 

Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела <1>.

--------------------------------

<1> Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" вводил верхний возрастной предел для Президента РСФСР - 65 лет.

 

Однако законодатель вводит ряд дополнительных ограничений для кандидата на пост Президента РФ. В соответствии со ст. 3 ФЗ "О выборах Президента РФ" не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин РФ:

1) имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства;

2) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

3) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

4) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

5) гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока.

Кроме того, гражданин РФ, замещавший должность Президента РФ и досрочно прекративший исполнение его полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ и в котором четыре года (будет шесть лет) тому назад был избран Президент РФ. Выборы назначаются не позднее чем за 90 дней и не ранее чем за 100 дней до дня голосования.

Если Совет Федерации не назначит выборы в срок, то они назначаются Центральной избирательной комиссией РФ на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Если полномочия Президента заканчиваются до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы в течение 14 дней <1>.

--------------------------------

<1> Исходя из Федерального закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".

 

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов и др.), участков. Каждый зарегистрированный кандидат в Президенты РФ вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Новый Закон предоставляет право выдвигать кандидатов на должность Президента РФ политическим партиям, имеющим право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах, а также предусматривает возможность самовыдвижения. Для поддержки самовыдвижения кандидата должна быть создана группа избирателей в количестве не менее 500 человек, которую необходимо зарегистрировать в Центральной избирательной комиссии РФ.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей. Политическая партия (за исключением политических партий, федеральные списки которых на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы были допущены к распределению депутатских мандатов) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500.

Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата, решение о выдвижении которого принимается на съезде партии.

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах (т.е. применяется мажоритарная система абсолютного большинства). В случае, если в бюллетень были включены более двух кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее число голосов.

Если же повторное голосование не приводит к результату, Совет Федерации назначает повторные выборы.

Центризбирком признает выборы несостоявшимися в случаях:

1) если голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовали менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

2) если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.143.70 (0.208 с.)