Наука как предмет компьютеризации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как предмет компьютеризации



Виды научно-технической информации и способы её обработки

Научно-техническая информация (НТИ) или в широком смысле научная информация – это "получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает явления и законы природы, общества и мышления и используется в общественно-исторической практике". Это определение отражает четыре наиболее важных признака, необходимых для раскрытия понятия научная информация.

1)Научной может быть лишь информация, полученная в процессе познания объективных закономерностей природы, общества и мышления. При этом основу процесса познания составляет практика, производственная деятельность людей. К практике относятся материальное производство, научный эксперимент, сельскохозяйственная деятельность, деятельность по преобразованию природы и т.п. 2) Не всякая информация, полученная в процессе познания, есть научная. Чувственное познание дает представление лишь об отдельных, внешних сторонах вещей. Для того чтобы оно могло стать руководством к практической деятельности, необходимо знание сущности вещей, законов природы и общественной жизни. А для этого необходимо обладать абстрактно-логическим мышлением, облаченным в языковую форму. Именно этим научная информация отличается от сведений, или данных, получаемых в процессе чувственного (эмпирического) познания. Данные и сведения – это "сырье" для создания научной информации. 3) Необходимо адекватное отображение явлений и законов природы, общества и мышления. При этом определение адекватности новых гипотез или теорий является сложной проблемой, по-разному решаемой на различных этапах развития общества с учетом конкретно-исторических условий.

Виды научно-технической информации

Основание деления информации Наименование признака Примечание
1. Назначение информации Массовая. Специальная Предназначенная для всех, а не только для узких специалистов. Предназначенная только для специалистов в конкретной области
2. Тип информации Документальная. Фактографическая (точнее концептуально-фактографическая) Фиксированная в научных документах. Идеи и факты, извлеченные из научных документов
3. Способ распространения Опубликованная. Неопубликованная (и не публикуемая) Широко распространяемая посредством тиражного размножения научных документов, прошедших официальную регистрацию. Не рассчитанная на широкое распространение и(или) не прошедшая официальной апробации
4. Степень аналитико-синтетической переработки Первичная. Вторичная Непосредственные результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (монографии, статьи, отчеты). Результаты аналитико-синтетической переработки первичной информации, сведения о документах, содержащих научно-техническую информацию

Обработка научной информации заключается в аналитико-синтетической переработке источников, в основном документов.Аналитико-синтетическая переработка (АСП) документов состоит в представлении каждого отдельного документа или их определенной совокупности в таком виде, который максимально отвечает той или иной задаче научно-информационной деятельности. Потребность в анализе и синтезе научной информации, осуществляемом специальными службами, возникла вследствие ускоренного развития науки и техники

 

 

История вычислительной техники и обработки информации

Устройства для вычислений

Пальцы à Абак à Счеты à Логарифмическая à Арифмометр à ЭВМ линейка С древности V в.до н.э. XV в. н.э. XVI в. XVII в. XX в.

Практическая деятельность человека всегда была неразрывно связано с необходимостью вычислений. Понятие числа возникло задолго до появления письменности. По мере роста в потребности в вычислениях возникали и развивались приспособления для счета.

Древнейшим счетным инструментом, которым сама природа наградила человека, были его собственные пальцы. И в наше время ими пользуются для счета маленькие дети, постигающие понятие числа. Следующим шагом в развитии счета стало использование камешков и других предметов, а для запоминания чисел - зарубок, узелков.

Примерно в V веке до н. э. в Египте, Греции и Риме получил широкое распространение прибор для счета – абак (счетная доска) - Счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений приблизительно с V века до н. э. в Древней Греции, Древнем Риме и в Китае. Доска абака была разделена линиями на полосы, счёт осуществлялся с помощью размещённых на полосах камней или других подобных предметов.. В дальнейшем абак был усовершенствован, и получились счеты, которые до сих пор иногда используются.

Примерно в VI веке нашей эры в Индии сформировались весьма совершенные способы записи чисел, а в IX веке великий математик аль Хорезми развил систему вычислений, которой мы пользуемся до сих пор. В XVI веке был создан очень полезный инструмент для вычислений – логарифмическая линейка. В XVII веке Блез Паскаль создал первое механическое устройство для вычислений – суммирующую машину. В конце XVII века другой великий математик Лейбниц разработал счетное устройство, на котором можно было умножать и делить. Это устройство называется арифмометр, который использовался до середины XX века. Все эти устройства требуют ручного набора чисел человеком, что замедляет процесс вычислений.

Поколения компьютеров

1. 1938 - 1956 годы С этого времени началось весьма энергичное развитие вычислительной техники. Компьютеры первого поколения были изготовлены на основе электронных ламп. Ламповые машины не отличались высокой надежностью – ежедневно перегорали несколько десятков ламп. Кроме того, первые ЭВМ потребляли много энергии и занимали площадь примерно с баскетбольную площадку. Однако их быстродействие было очень высоким по сравнению с традиционными вычислениями: 10-20 тысяч операций в секунду. Первые компьютеры применялись в сфере научно-технических расчетов. Процесс программирования являлся довольно трудоемким, так как приходилось все самим представлять информацию на машинном языке, то есть в двоичном коде с помощью нулей и единиц.

2. Второе поколение: 1960-1970-е годы Массовое применение с 50-ых годов полупроводниковых транзисторных устройств привело к появлению компьютеров второго поколения. Замена электронных ламп на транзисторы сделало компьютеры более надежными, экономичными, намного меньшими по размерам и более быстродействующими. Они совершали 100-500 тысяч операций в секунду. Компьютеры стали применяться для решения научно-технических и экономических задач. Процесс программирования существенно усовершенствовался, так как были разработаны более удобные для человека алгоритмические языки программирования. Среди лучших образцов компьютеров второго поколения можно назвать БЭСМ (СССР), IBM (CША).

3. Третье поколение 1970-1980-е годы. С начала 60-ых годов появились более совершенные элементы компьютера – интегральные микросхемы, что привело к появлению третьего поколения компьютеров. Интегральные схемы делались на основе кристаллов кремния, которые выращивались в вакууме путем напыления отдельных молекул, а внутрь кристалла вкрапливались отдельные полупроводниковые элементы. В одной микросхеме, сопоставимой по размерам с транзистором, размещалась электронная схема, содержащая сотни элементов. Это приводит к качественному улучшению основных характеристик компьютеров – повышение быстродействия до миллионов операций в секунду.

4. Четвертое поколение 1980-1990-е годы. Дальнейшее совершенствование производства интегральных схем привело к появлению БИС (больших интегральных схем). Большими их назвали не потому, что их размер значительно превосходил размеры прежних интегральных схем, а потому, что количество внутренних элементов увеличилось до сотен тысяч элементов (см. график). Стало возможным основное устройство компьютера – процессор, сделать на основе одной БИС. Такие устройства получили название «микропроцессоры».

5. Пятое поколение 1990-2010-е годы. К концу ХХ века компьютеры получили практически повсеместное распространение. Трудно указать сферу деятельности, где не используется компьютер. Дальнейшее совершенствование производства микросхем привело в 90-ых годах к появлению «сверхбольших» интегральных схем (СБИС), внутри которых размещались до десятков миллионов элементов. Быстродействие компьютеров возросло до миллиардов операций в секунду.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ НИ

Выполнение этапа проведения теоретических или ЭИ обеспечивает регистрацию больших объемов информации, которая может быть представлена в виде:

а) массивов числовых данных, как результатов дискретных измерений;

б) комплексов одномерных или многомерных сигналов.

Обработка числовых данных в зависимости от характера исследований может включать:

1. Выявление грубых измерений. Здесь используются:

а) правило трех сигм Xi>X ± 3 δ (X- среднеарифметическое значение, δ - среднеквадратичное отклонение);

б) величина малой вероятности результата;

в) эмпирические критерии ошибок (Романовского В.И.).

2. Анализ систематических и случайных погрешностей. Систематические ошибки обусловлены определенными постоянными факторами и определяются по таблицам, графикам для каждого прибора. Учет случайных погрешностей проводится с использованием теорий вероятности и теории случайных ошибок.

3. Графическую обработку результатов измерений, которая выполняется после исключения погрешностей числовых данных и позволяет наглядно выявлять функциональные зависимости исследуемых факторов.

4. Вывод эмпирических зависимостей, т.е. зависимостей между взаимодействующими величинами в виде алгебраических или других типов выражении, соответствующих экспериментальным кривым.

Здесь используются методы средних и наименьших квадратов, различные методы аппроксимации и интерполяции на основе полиномов, рядов, сплайн - функций и т.п., корреляционный и регрессионный анализы.

Обработка сигналов выполняется с целью выделения из них интересующей исследователя информации. При этом для одномерных сигналов характерны следующие операции:

1. Визуализация результатов измерений, т.е. графическое представление сигналов с использованием различных систем координат и масштабированием.

2. Измерение параметров сигнала (периоды колебаний, амплитуды и т.п.).

3. Обработка сигнала заключается в исключении содержащихся в нем случайных помех. Здесь используются методы сглаживания данных и фильтрации.

Исследования свойств сигнала во многих случаях проводятся с использованием методов спектрального анализа (СА). При этом определяются частотные составляющие, скрытые периодичности и т.п. Классическим средством СА является программная реализация преобразований Фурье.

В обработку сигналов входят также процедуры оценки передаточных функций (например, каналов связи или САУ).

4. Классификация и идентификация сигналов. Эти процедуры дают информацию для различных систем контроля и диагностики.

Обработка многомерных сигналов связана с анализом изображений (рентгеновских, ультразвуковых, оптических и т.п.) Многие задачи здесь близки анализу одномерных сигналов. Типичное матобеспечение этого процесса включает решение следующих функций:

1. Ввод, сжатие и запись в виде файлов.

2. Визуализация изображения с возможностью его контрастирования и использования цветовой гаммы.

3. Измерения на изображении (вычисление размеров, площадей, периметров и др. характеристик объектов).

4. Фильтрация изображения выполняется для подавления в нем случайных составляющих.

5. Статический анализ изображения по гистограммам яркости, что позволяет определить степень его искажения.

6. Классификация изображения основывается на измерении характеристик объектов, что позволяет их идентифицировать и распознать.

В заключении можно отметить, что на этапе обработки результатов НИ наибольшее применением находят ПС, обеспечивающие выполнение математических расчетов с использованием теории вероятности, теории ошибок, математической статистики и т.п., а также ПС векторного и растрового анализа изображений.

ПРОЦЕСС И МЕТОДЫ ОФОРМЛЕНИЯ НАУЧНЫХ РАБОТ. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПС

Результаты НИ могут быть представлены в виде отчета, доклада, статьи и т.п., в оформлении которых в настоящее время широко используются средства вычислительной техники. Обычно процесс создания научного документа включает:

1. Подготовку текстовой части, содержащей формулы и спецсимволы.

2. Формирование таблиц и их графическое отображение.

3. Подготовку иллюстраций в виде схем, рисунков, чертежей, графиков, диаграмм.

4. Грамматический и лексический контроль.

5. Импорт рисунков и графических изображений из других систем.

6. Прямой и обратный переводы.

7. Форматирование документа и печать.

Названные операции в основном поддерживаются текстовыми и табличными процессорами общего назначения, системами грамматического контроля, автоматизированного перевода, а также комплексными и интегрированными системами.

Необходимо отметить, что подготовка научных работ насыщенных математическими, химическими формулами, имеющими несколько уровней, представляет определенные трудности. Проблема решается использованием специальных редакторов для научных документов, к которым можно отнести: ChiWriter, TCube (T3), WordPerfect и др. Возможно использование для этих целей системы MahtCAD. Подготовка научных текстов сильно насыщенных формулами наиболее эффективна в системе TEX (ViTEX), где набор формул выполняется средствами специального языка, что ускоряет процесс в 2-3 раза.

Для документов с небольшим количеством формул из обычных ТР можно использовать MS Word, хотя работа в нем достаточно трудоемка, т.к. обеспечивает только поэлементное конструирование формул.

ТР Word поддерживает процесс создания научных документов следующими средствами:

1. Функция Вставка/Символ позволяет использовать в тексте различные символы.

2. ПГ X2, X2 и пункт Формат/Шрифт обеспечивают соответственно установку верхних и нижних индексов.

3. Редактор формул ПГ √a дает возможность набора формул с символа- ми ∑, ∫ и т.п.

4. Выполнение несложных схем и изображений с помощью функции панели инструментов - ПГ Рисование.

5. Создание и редактирование таблиц (пункт Таблица). 6. Грамматический контроль пункт Сервис/Орфография, соответствующая ПГ.

7. Замена повторяющихся слов на синонимы (пункт Сервис/Язык/Тезаурус).

В создании научных документов, кроме редакторов научных текстов используются следующие ПС:

1. Формирование табличной информации целесообразно вести средствами ТбП (Excel, QuattroPro) с использованием возможностей графического отображения.

2. Для создания сложных графических иллюстраций в научных документах удобнее применять системы деловой графики (например, Corel-Draw!) и геометрического моделирования (AutoCAD и т.п.).

3. Эффективный грамматический контроль текста выполняется с помощью специализированных систем типа Orfo, Lingvo Corrector, Propis и т.п.

4. Фотоизображения в текст документа можно встраивать, используя сканирование и средства оптического распознавания, средства их редактирования и цифровую фотографию (например, FineReader, Adobe Photoshop и т.п.).

5. Автоматизированный перевод может быть реализован системами Stylus, Promt, Socrat.

В обеспечении комплексного создания документов в настоящее время существуют направления:

1. Применение интегрированных программных систем, обеспечивающих в рамках одной системы создание текста, таблиц, графиков (Framework, Works).

2. Использование комплексов взаимосвязанных программ в рамках од- ной операционной оболочки. Например, MS Office включает самостоятельные ПС Word, Excel и др., но имеющие механизм эффективного обмена данными.

3. Гиперсреды и мультимедийные системы.

 

ОБМЕН ДАННЫМИ В MC OFFICE

Для реализации способов обмена данными в MS Office используются следующие средства:

• буфер обмена Windows;

• динамический обмен данными - DDE;

• технология связи и внедрения объектов - OLE;

• технология связи в офисе (OfficeLinks);

• замена формата файлов.

Использование буфера обмена Windows для копирования и перемещения фрагментов документов между приложениями аналогично действию этих операций в пределах одного документа и отличается необходимостью перехода в соответствующее открытое приложение. Здесь используются команды: Вырезать, Копировать, Вставить. Содержание буфера просматривается и ограниченно редактируется из программы Windows - Буфер Обмена. Необходимо помнить, что в нем находится только последний фрагмент информации, вырезанный или скопированный.

Связь типа DDE позволяет установить постоянную связь между двумя открытыми WS-приложениями через буфер обмена.

Порядок выполнения работ здесь следующий: запускаются обе про- граммы, выделяются необходимые фрагменты документов, выполняется команда Копировать, в документе-приемнике указывается место вставки и вызывается команда Правка/Специальная вставка. В диалоговом окне данного режима выполняются необходимые процедуры.

Способ связывания при этом реализуется включением кнопки Вставить связь, а способ внедрения - кнопкой Вставить. Здесь следует учитывать, что невозможно установить связь с файлом, еще не записанным на диск.

Вставляемый в документ-приемник фрагмент может быть изображен полностью или в виде значка при установке соответствующего флажка в диалоговом окне.

Технология OLE позволяет использовать вставку объекта непосредственно из документа-источника, что может быть удобно для установления связи с неактивным приложением.

Внедрение объекта этим способом выполняется в следующей последовательности: указывается место вставки объекта, активизируется пункт Вставка/Объект, в диалоговом окне которого используется вкладка Создать из файла с указанием необходимого файла. Способ связывание или внедрение реализуется флажком - Связать с файлом.

С помощью вкладки Создать новый пункта Вставка/Объект можно вставить в документ объект в виде фрагмента, в том числе из вспомогательных программ (например, из WordArt, ClipArt и т.п.).

Управление связями объектов DDE или OLE выполняется из диалогового окна Правка/Связи.

Изменения в перенесенном фрагменте выполняются средствами про- граммы-сервера, которая активизируется двойным щелчком левой кнопки мыши по данному объекту (выход - щелчок вне фрагмента).

Изменения можно выполнять и в документе-источнике, после сохране- ния которого (при наличии связи) они автоматически попадают в документ- приемник.

Внедрение объектов может быть выполнено из открытых рядом документов перемещением (выделение и буксирование мышью) или копированием (выделение и буксирование мышью с нажатием клавиши Ctrl).

Технология OfficeLinks основана на программных возможностях совместного использования приложений в MS Office. В частности это относится к:

• Созданию таблицы средствами Excel непосредственно в Word. Здесь используется кнопка ИП - Вставка таблицы Excel;

• Внедрению объектов с помощью пункта Вставка (Файл, Рисунок, Объект).

Замена формата файлов для совместного использования данных может выполняться как при использовании файлов приложений MS Office, так и файлов других программ.

При загрузке преобразование производится через пункт Файл/Открыть и диалоговое окно Преобразовать файл.

При сохранении используется пункт Файл/Сохранить как.../Вывести в формате, где указывается формат документа-приемника.

Таким образом, комплексная работа приложений обеспечивает в рамках одной среды создание полноценных документов.

Адресная строка

У всех браузеров есть адресная строка, которая показывает веб-адрес (также называемый URL) страницы на котором вы находитесь. Чтобы перейти на другую страницу, вы можете ввести URL адрес в адресную строку и нажать Enter.

Ссылки

В основном для перехода на другую страницу вы можете перейти, нажав на ссылку. Они могут быть в виде текста или изображения, и обычно они выделяются. В основном бывают синего цвета и могут быть подчеркнуты. Если вам не понятно ссылка эта или нет, то наведите на него курсор мыши, и он должен изменить свой вид на значок руки.

Кнопки навигации

Иногда после того как вы нажмете на ссылку, возможно вы захотите вернуться на предыдущую страницу. Для этого можете воспользоваться кнопкой Назад, потом можете нажать на кнопку Вперед чтобы перейти по ссылке заново. На кнопку Обновить можете использовать в тех случаях, когда страница неправильно загрузилась, картинки не видны или часть текста отсутствует и т.д.

Строка поиска

Многие браузеры объединили адресную строку и строку поиска в одну панель. Строка где находиться URL страницы, там же вы можете написать и условия поиска. Тем не менее есть браузеры, которые имеют встроенную строку поиска в виде отдельной панели.

Добавление закладки

Если вы нашли в интернете интересную вам страницу, вы можете добавить ее в закладки. В закладки добавляют для того чтобы потом легче было вернуться на страницу и не забыть его. Это удобно и легче чем запоминать длинные непонятные адреса, и постоянно вводить их в адресную строку.

История

Предположим, вы несколько дней назад посетили страницу, но забыли добавить ее в закладки. Вы можете найти эту страницу, используя историю, которая представляет собой список сайтов/страниц, которые вы раньше заходили. Страницы как правило остаются в истории в течении определенного количества дней.

Вкладки

Все браузеры позволяют открыть ссылку в новой вкладке. Это позволяют оставить текущую страницу открытой. Например, если вы читаете статью, которая содержит ссылку, то вы можете открыть ссылку в новой вкладке, и закончит чтение этой статьи, а потом перейти на новую вкладку.

Плагины

Плагины — это программы, которые установлены на вашем браузере, что позволяет ему проигрывать видео и флэш-анимацию. Например, плагины Quicktime Player и Flash Player. Если у вас не установлены нужные плагины, сайт вместо проигрывания видео даст вам ссылку на скачивание плагина.

 

Алгоритмы поиска информации

1. Перейдите на начальную страницу поисковой системы или на любую другую страницу, на которой находятся поля для ввода запросов и кнопка для начала поиска. В последнем случае после щелчка на кнопке происходит переход на страницу поисковой системы.

2. Если система разрешает последовательно уточнять границы для поиска, то осуществляется переход на разделы, которые определяются этими границами, например, поиск лишь в области науки. В таких системах запрос в главном разделе осуществляет поиск среди всех узлов Интернета. Если же вы, например, перейдете в раздел "Новости", то поиск по запросу проводится лишь среди узлов, посвященных новостям.

3. Введите запрос на поиск в соответствии с правилами, принятыми в выбранной системе поиска. В простейшем случае это одно или несколько слов, но возможные и сложные запросы с логическими операторами "AND", "OR", "NOT".

4. Если система поиска разрешает, то уточняются некоторые параметры запроса с помощью дополнительных полей, списков, флажков и переключателей, которые могут находиться на странице рядом с полем запроса.

5. Щелкните на кнопке для начала поиска, и после некоторой паузы состоится автоматический переход на страницу со списком документов, которые удовлетворяют вашему запросу. Время паузы зависит от сложности запроса, скорости работы поисковой системы и качества связи с данной системой.

Если ссылок так много, что они вмещаются на одну страницу, то после просмотра первой страницы с результатами поиска можно перейти к следующей.

6. Найдя нужную ссылку, щелкните на нем мышью и переходите на страницу, которую вы разыскивали. Если нужно просмотреть после этого другие найденные документы, то возвратитесь назад к странице со ссылками и осуществите переход на новый документ за другой ссылкой.

 

 

16. Поисковые машины и порталы их использование в науке и образовании

Поисковая машина - комплекс программ, предназначенный для поиска информации. Обычно является частью поисковой системы.

Классификация:

Локальные - Предназначены для поиска информации по какой-либо части всемирной сети, например по одному или нескольким сайтам. Такие поисковые машины обычно используются внутри частных (корпоративных) сетей или (интернет-магазинах).

Персональные - служат для поиска среди файлов на персональных компьютерах или в небольших локальных сетях.

Глобальные - предназначены для поиска информации по всей сети Интернет либо по значительной её части. Владельцами таких поисковых машин являются поисковые системы Google, Яндекс и др.

Поисковые машины постоянно исследуют Сеть с целью пополнения своих баз данных документов. Обычно это не требует никаких усилий со стороны человека. Примером может быть поисковая система Altavista.

Для поисковых систем довольно важна конструкция каждого документа. Большое значение имеют title, meta-таги и содержимое страницы.

Scirus

Универсальная научная поисковая система, нацеленная на поиск исключительно научной информации в Интернете. Позволяет находить информацию в научных журналах, персональных страницах ученых, университетов и исследовательских центров настолько эффективно, как ни одна другая поисковая система.

Google Scholar

Поисковая система по научной литературе. Включает статьи крупных научных издательств, архивы препринтов, публикации на сайтах университетов, научных обществ и других научных организаций.

Medline

Поиск по статьям медицинской тематики.

Использование в науке и образовании: поиск информации для написания научных работ, дополнительной информации для студентов и т. д. (Бла бла бла).

Информационный портал – крупный веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которых происходит в реальном времени. Информационный портал содержит колоссальное количество контента, как правило, уникального и рассчитан на большие нагрузки по посещаемости.

Химические наука и образование в России

Виртуальная информационная сеть "ChemNet" представляет совокупность информационных ресурсов по химии (образование, наука, технология), распределенных на www-серверах в сети Internet. Сеть предоставляет быстрый и надежный доступ к отечественным и зарубежным информационным ресурсам по химии.

Российское образование. Федеральный портал.

Система Интернет-порталов сферы образования, включая федеральные, образовательные порталы по уровням образования и предметным областям.

Портал Естественных Наук

На страницах портала Вы найдёте материалы по математике, физике, химии, биологии.

Использование порталов в науке и образовании: куча информации по узкоспециализированным темам и Бла бла бла.

 

 

Наука как предмет компьютеризации

Развитие науки является частью общей динамики современной цивилизации. Мир становится единым, более унифицированным, чем в прежние времена. Эту важнейшую особенность нынешней цивилизационной ситуации все чаще называют глобализацией. Для современного цивилизационного пространства характерны сложные переплетающиеся взаимосвязи различных регионов и различных сфер жизни, сверхсложная техническая оснащенность общества. Современная наука тоже изменяется в сторону колоссального усиления, ускоренной динамики, наращивания технического потенциала. Это связано прежде всего с процессами информатизации современной науки. Информатизация – это использование современных информационных технологий, их постоянное совершенствование во всех важнейших областях человеческой деятельности – науке, управлении, образовании, производстве и т.п. Как известно, главными событиями информатизации являлась микропроцессорная революция 70-х гг. XX в., разработка стандартной модели ПК с открытой архитектурой в начале 1980-х гг. и становление доступной для массового потребителя глобальной компьютерной сети Интернет в 1990-е гг. Сегодня компьютер является необходимым инструментом в любых областях науки. Он включается во все стадии работы: в поиск базовой информации по теме, планирование эксперимента, управление процессом экспериментирования, теоретический анализ, представление результатов, научную коммуникацию и т.п. Информатизация резко повышает возможности человека, позволяет ему осилить чрезвычайно сложные задачи.

Компьютеризация науки имеет два наиболее очевидных следствия для развития научного знания. Первое – это появление новых направлений познания, непосредственно связанных с развитием высокотехнологичных отраслей, компьютеризацией различных сфер человеческой деятельности. Одной из особенностей новых направлений познания стала ориентация на междисциплинарность. Для работы в области информационных технологий важным оказывается не только инженерное и программное знание, но и осведомленность в области психологии, философии, социологии, владение различными видами моделирования. Новые области научного знания, например: телематика (объединение средств телекоммуникации и информации), когитология (пограничная область между психологией, лингвистикой, информацией, философией) исследует устройство и функционирование человеческих знаний. Второе следствие компьютеризации науки – это новые формы трансляции научного знания. Здесь речь во многом идет о представленности знания как информации – конструирования в режиме «on-line», создания поисковых систем, организации форм интерактивного общения в научном сообществе. Компьютерные способы объективации знания, с одной стороны, делают информацию более доступной и демократичной, а с другой - ослабляют критерии представления научных результатов существующих в печати. Возникающие проблемы: об авторском праве, о цензуре, о достоверности и ответственности и т.д.

Если в античной философии знание рассматривалось как учение об истинном представлении чего-либо, отличного от мнения (Платон, Аристотель), во времена Средневековья знание понималось по отношению к вере, то сейчас актуальным является рассмотрение проблематики знания и информации. В современных информационных коммуникациях на первый план выходят проблемы изложения, передачи, поиска и обнаружения информации.

Можно упомянуть и о таком следствии компьютеризации, как формирование компьютерной парадигмы, или концепции «цифровой философии», которая представляет собой некий язык описания, ориентированный на модель компьютера. Например, такова попытка описания Вселенной – как гигантского компьютера.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.105 с.)