Технические регламенты. Цели и механизмы принятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технические регламенты. Цели и механизмы принятия



Согласно определению, приведенному в ст. 2 ФЗ, технический регламент (ТР) — документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке,

установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Таким образом, ТР устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, имеет статус федерального закона. Иные требования могут вноситься только изменениями и дополнениями в данный регламент. Единицей такого нормирования, его базовым модулем, становится уже не отдельный документ (что удобно для инстанций нормирования), а регламент на вид деятельности, своего рода исчерпывающий свод норм и правил (что удобно для предприятий и необходимо для эффективного контроля).

Президент РФ вправе издать ТР без его публичного обсуждения в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающейсреде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции или связанных с требованиями

к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Такой ТР будет считаться временным и действует до вступления в силу соответствующего федерального закона. При этом порядок его принятия должен полностью соответствовать требованиям ФЗ.

ТР принимаются для достижения следующих целей:

защиты жизни или здоровья граждан;

защиты имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие ТР в иных целях не допускается.

Согласно ФЗ, ТР не должен содержать требования к качеству и потребительским свойствам продукции, поскольку такие требования должны регулироваться рыночными отношениями, а не административными мерами. Например, не регламентируются показатели внешнего вида изделий, вкусовые характеристики, запах, качество отделки, характеристики, совместимые с другими изделиями и т. п.

Не должны содержаться в ТР требования к конструкции и исполнению объекта технического регулирования, за исключением случаев, когда из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение вышеупомянутых целей.

ТР устанавливают (с учетом степени риска причинения вреда) минимально необходимые требования, обеспечивающие:

безопасность всякого рода (безопасность излучения, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность);

электромагнитную совместимость (в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования);

единство измерений;

другие виды безопасности, обеспечивающие цели ТР (позволяет учитывать появление новых видов опасностей, обусловленных техническим прогрессом).

ТР должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения ТР. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления

срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отно-шении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам

их нанесения.

В общем случае предлагается следующее содержание ТР:

1. Область применения технического регламента. Должны быть определены:

соответствие сфере применения ФЗ;

место ТР в предметной области;

связь с другими ТР.

2. Объекты технического регулирования, содержащие:

исчерпывающие признаки объекта технического регулирования;

исключения (на какие объекты не распространяется ТР).

3. Основные понятия — термины и определения.

Термины и определения должны быть стандартизованы (на национальном, международном уровне). Состав терминов должен (в полной мере) быть достаточен для реализации целей ТР.

4. Правила идентификации для производителей и поставщиков:

объект технического регулирования должен строго соответствовать коду в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП) и содержать не менее двух знаков;

перечень свойств целесообразно строить в соответствии с существующими классификаторами; перечень данных, необходимых для маркирования продукции.

5. Общие положения для размещения продукции на рынке РФ:

информация, необходимая для размещения товара на рынке (производитель, продавец, маркировка, сопроводительная документация, номер сертификата соответствия и т. п.);

установлены особенности реализации на рынке групп определенных товаров (например, продукции, предназначенной для проведения выставок, ярмарок и т. п.); установлены особенности маркирования групп продукции знаком обращения на рынке.

6. Требования к продукции.

Требования не могут быть заданы в виде конкретных значений (а только путем установления номинальных значений с указанием предельных отклонений).

В ТР могут содержаться специальные требования:

обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов);

для некоторых видов продукции в зависимости от места ее происхождения, учитывая климатические и географические особенности (карантинные правила, ограничения ввоза, особые процедуры испытания продукции, инспекционный контроль и т. д.). В ТР недопустимо приводить методики испытаний, отбора проб.

7. Подтверждение соответствия. В ТР должны быть определены:

круг объектов (виды продукции), соответствие которых подтверждается в форме сертификации или декларирования (процедур Госконтроля и госнадзора);

круг заявителей при декларировании;

перечень конкретных документов, составляющих собственные доказательные материалы;

срок действия декларации соответствия;

условия проведения сертификации:

приведены схемы сертификации;

предельные сроки проведения сертификации;

предельный срок действия сертификата соответствия.

8. Государственный контроль (надзор):

определен порядок проведения ГКиН, в том числе органы власти,

ответственные за проведение контроля;

сроки проведения проверок;

санкции, применяемые в случае несоответствия продукции требованиям ТР.

9. Переходные положения:

срок вступления в силу ТР;

положения, позволяющие выпустить на рынок продукцию, произведенную до вступления в силу ТР;

информацию о том, продолжают ли действовать документы о соответствии продукции (сертификаты, декларации), полученные до вступления в силу ТР.

В целях эффективного применения ТР правила и методы исследований

(испытаний), а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения ТР

и оценки соответствия, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в течение 6 месяцев со дня официального опубликования ТР и утверждаются Правительством РФ. Кроме того, Ростехрегулирование утверждает и опубликовывает перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной

основе применяться для соблюдения требований ТР.

Действие ТР распространяется на всю продукцию, имеющую хождение в стране, независимо от страны или места ее происхождения.

Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов ТР, за исключением случаев: когда такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей РФ, технических и (или) технологических особенностей;

по иным основаниям;

если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международных стандартов или отдельных их положений.

Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов ТР.

Перед созданием проекта ТР необходимо четко сформулировать следующие понятия:

объект, под который, собственно говоря, и будет разрабатываться ТР;

цели разработки данного ТР;

перечень основных требований предъявляемых к объекту;

перечень обязательных требований к объекту, установленных на

территории;

перечень Международных стандартов, предъявляющих свои требования к объекту.

В качестве разработчика проекта ТР может выступать любое лицо: физическое и юридическое.

Уведомление о ведении работ по созданию проекта ТР должно включать информацию по следующим вопросам:

в отношении какой продукции или каких связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,

перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования;

с какой целью разрабатывается данный ТР;

непосредственное изложение необходимых требований, которые не являются повторением уже существующих требований, изложенных в каких-либо международных нормативных актах или в национальных стандартах;

сведения о том, каким образом будет в будущем происходить ознакомление с создаваемым документом;

название организации или фамилия лица, разрабатывающего данный проект ТР, его почтовые и электронные координаты, с использованием которых принимаются замечания заинтересованных

лиц.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта ТР должно включать в себя следующую информацию:

способ ознакомления с проектом ТР и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц;

название организации или фамилия лица, разрабатывающего данный проект ТР, его почтовые и электронные координаты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Субъект права законодательной инициативы вносит проект федерального закона о ТР на обсуждение в Государственную думу при наличии:

обоснования необходимости принятия федерального закона о ТР с указанием тех требований, которые не являются повторением уже существующих требований, изложенных в каких-либо международных нормативных актах или в национальных стандартах;

финансово-экономического обоснования принятия федерального закона о ТР;

документов, подтверждающих опубликование уведомлений о разработке проекта ТР и о завершении публичного обсуждения проекта ТР;

перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Для обеспечения возможности проведения оценки соответствия продукции требованиям ТР, в том числе органами ГКиН, согласно п. 11 ст. 7 ФЗ до вступления в силу ТР Правительство РФ утверждает перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений и правила отбора образцов. Эта норма позволяет использовать действующий фонд национальных стандартов на методы испытаний и снимает необходимость дополнительных затрат на разработку специальных правил и методов. В случае же отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям или объектам ТР необходимые правила и методы утверждаются Правительством.

Согласно новой редакции ФЗ РФ «О техническом регулировании» в настоящее время технические регламенты не подразделяются на общие и специальные.

3. "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

Цели принятия

1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Сфера применения

1. Объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.

4. В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении связанных с указанными объектами процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) наряду с соблюдением требований настоящего Федерального закона должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).

""5. Дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям настоящего Федерального закона.

6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

1) механической безопасности;

2) пожарной безопасности;

3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

7) энергетической эффективности зданий и сооружений;

8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Обеспечение соответствия безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) требованиям настоящего Федерального закона

1. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

""2. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.108 с.)