Методология социологических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология социологических исследований



1. Сущность методологии социологического анализа

2. Социальное измерение. Основные понятия

3. Виды социологических исследований

Методология – это система знаний о способах получения нового знания.

В социологии методология применяется в широком и узком смысле.

В широком смысле: методология включает в себя теорию и совокупность методов исследования предмета социологии.

В узком смысле: система методов получения информации, ее анализа, интерпретации и объяснения.

Предметом методологии является процедура получения знаний в эмпирической социологии, которая вкачает в себя: отдельные приемы.

Эмпирическая социология – это та часть социологии, где знания о социальных реальностях получаются на основе использования эмпирических данных и социологической информации, при этом полученное знание должно быть доказательно, обосновано и логично.

Социологическая информация – это любые эмпирические данные, которые содержат информацию или сведения о социальной реальности.

Социальная реальность – это социальные явления, процессы, взаимодействия в социальных общностях, социальных группах, институтах, системах.

Социологическая информация бывает 2х видов:

«Готовая информация»: государственная статистика, результаты выборов, тестовая информация любого вида, данные полученные другими исследователями.

Приобретенная – это самостоятельная работа социолога по сбору, обобщения и обработке данных. При этом под «данными» понимается первичная информация, полученная в ходе социологического исследования. Важно понимать, что изучение социальной реальности представляет собой процесс деления этой реальности на составные части, на основе которых строится модельная (идеальная) конструкция решения социальной проблемы.

Основные категории методологии социологического анализа:

1. Методики – совокупность количественных и качественных методов сбора, обобщения, анализа и интерпретации социологической информации.

Методики – подходы к изучению социальной проблемы.

Методики – логические схемы анализа, то есть совокупность приемов и способов участвующих в систематизации эмпирических данных.

2. Формализация – это логические схемы и качественные модели решения проблем, с другой стороны, это конкретные математические и статистические методы решения. От сюда бывают логическая и математическая формализация.

Логическая – структурирование и моделирование чего-либо.

Математическая - применение уже готовых математических конструктов для решения чего-то.

3. Операционализация – установка количественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах и индикаторах (наблюдаемый признак).

Основные методологические подходы к исследованию социальной реальности:

1. Понимание проблемы – предполагает выбор и применение адекватной для решения проблемы течения или теории.

2. Описание проблемы.

3. Объяснение проблемы – в пределах избранных теориях и фактологического материала изложить суть проблемы, причины, факторы и условия, влияющие на ее возникновение.

4. Интерпретация – многоступенчатая процедура, позволяющая вести новые понятия и новые индикаторы для решения проблемы. Интерпретации подлежат только эмпирические объекты.

5. Предсказания по средствам прогнозирования и моделирования, т.е. разработка теоретических конструктов решения проблемы и формирование вариативных сценариев ее развития с обязательным выделение оптимальной конфигурации.

 

Социальные измерения – это процедура приписывания характеристикам объектов социологического исследования чисел по определенным правилам. Все объекты социологических или маркетинговых исследований как перечень связанный между собой характеристик.

Измерение рассматривает как сопоставление одной величины с другой при помощи эталона измерения. Основное условие – существование объективных единиц.

Репрезентативная теория – это представление эмпирических объектов в виде чисел, которое осуществляется по определенным правилам.

Формальная теория измерений – представляет собой отображение эмпирической системы в числовой системе соотношений.

Виды измерений:

Прямое измерение основывается на применении различных видов шкал без предшествующих измерений. Осуществляется при помощи вопросов и вариантов ответов к ним.

Производный предполагает проведение дополнительных измерительных процедур.

Принципы измерений

1. Обоснованность – показывает, что измерение базируется на определенных:

А) теоретических положения (концептуальная обоснованность)

Б) эмпирической обоснованности (факты)

2. Надежность – свидетельствует, что при повторном измерении будет получен результат близкий к первоначальному.

3. Валидность – это соответствие используемых в исследовании параметров фактическим данным.

4. Объективность – это независимость показателей от человеческих воздействий, т.е. по сути истинные знания.

5. Вероятность – это числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных повторяющихся условиях.

6. Закономерность – это мера вероятности наступления какого-либо события или явления, либо возможность их взаимосвязи.

 

Основным инструментом социального измерения является шкалирование – представляет собой совокупность теоретико-методологических, методических и инструментальных действий, по средствам которых устанавливается качественная определенность измеряемого явления.

Типы шкал

Выделяют две группы шкал: метрические и неметрические.

1. Неметрические

1.1. Номинальная шкала (классификационная) – фиксирует принадлежность единиц анализа к определённому классу, предполагая их равенство или неравенство между собой. Основано на том, что все измеряемые объекты представляются как множество имеющихся классов. Основная эмпирическая операция – установление равенства. Порядок расположения отдельных значений номинальной шкалы может быть произвольным.

1.2. Порядковая – предполагает упорядочивание объекта относительно какого-либо критерия или свойства, позволяет ранжировать эти объекты. Основные эмпирические действия: установление равенства объектов по отношения к какому-либо конкретному значению шкалы; установление отношения больше-меньше между объектами. В порядковой шкале существуют 2 разновидности:

1.2.1. Ранговая шкала предполагает полное упорядочивание измеряемых объектов и присвоение им цифр от 1 до n. Основное условие – численность ранжируемых объектов не может быть большой (n<20). Если n существенно больше 20, то необходимо провести группировку и использовать полученные группы как один объект. Особенность: как правило, наиболее и наименее предпочтительные значения не группируются, группировке подлежат только средние значения.

1.2.2. Частично-упорядоченная – устанавливает отношение равенства между явлениями в каждом классе и отношение последовательности в терминах «больше или меньше» между несколькими, но не всеми классами. Ранжировать объекты в данной шкале возможно только по двум критериям. Используется данный вид шкалы на стадии проективных (пилотажных) исследований.

2. Метрические шкалы

2.1. Номинальная шкала предполагают наличие или установление единицы измерения, величины интервала, какой либо точки отчета. Эмпирическое действие – установление равенства или определённого соотношения между интервалами и шкальными значениями.

2.2. Шкала отношений – это собственно интервальная шкала с естественным началом отчета, т.е. с точкой 0, соответствующей отсутствие измеряемого свойства у объекта. Эмпирическое действие – определение равенства отношений инвариантных при любой смене базовой единицы измерения.

Преобразование шкал

Для удобства обработки данных отдельные виды шкал можно преобразовывать в другие.

· Порядковые -> номинальные

· Количественные -> порядковые

· Количественные -> номинальные

Наличие более простых, достоверных и объективных методов анализа данных обуславливает необходимость этих преобразований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.008 с.)