Правовое регулирование финансового контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование финансового контроля.



Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку своевременности и полноты мобилизации денежных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.

В зависимости от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный контроль, внутрихозяйственный контроль, аудит. Государственный контроль, в свою очередь, делится на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный контроль осуществляют Парламент, Правительство, налоговые органы и налоговая полиция, Счетная палата. Федеральное казначейство, Министерство финансов, Центральный банк России, правоохранительные органы и др.

Ведомственный контроль осуществляется в отраслях ревизорами вышестоящих органов на подчиненных предприятиях и в организациях.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов.

Аудит — негосударственные, независимые, хозрасчетные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности.

По времени осуществления финансовых проверок контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

По содержанию финансовый контроль подразделяется на: 1) бюджетный — проводимый такими органами, как Парламент, Правительство, Счетная палата. Федеральное казначейство, правоохранительные органы; 2) налоговый — осуществляют налоговые органы, Министерство внутренних дел РФ, иные правоохранительные органы; 3) банковский — проводимый Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ), аудиторскими фирмами, правоохранительными органами; 4) валютный контроль — осуществляют ЦБ РФ, Правительство в лице ряда министерств и ГТК РФ, иные органы и агенты валютного контроля, правоохранительные органы; 5) контроль за страховой деятельностью — проводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохранительными органами; 6) таможенный контроль — осуществляется Государственным таможенным комитетом (ГТК РФ).

Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся: проверка, обследование, анализ материалов и др.Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается членами комиссии, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответственности для виновных должностных лиц.

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). Аудиторские проверки делятся на обязательные, прямо предусмотренные законодательными актами РФ или по поручению правоохранительных органов, и инициативные — по решению хозяйствующего субъекта. В зависимости от сферы проведения 'аудита он делится на банковский, аудит внебюджетных, инвестиционных фондов и бирж, аудит страховых организаций и общий аудит. Аудиторская проверка может проводиться силами самих хозяйствующих субъектов, и в этом случае она называется внутрифирменным аудитом; если же проверку проводит аудиторская фирма (аудитор), она относится к внешнему аудиту.

Бюджетное право

Бюджет — это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходят аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных и муниципальных денежных средств.

В материальном смысле бюджет — это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований.

В экономическом смысле бюджетом является система экономических отношений, возникающих по поводу создания, распределения и использования средств бюджетных фондов различных уровней.

В юридическом смысле бюджет — это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, принимаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами в виде определенного нормативного акта для обеспечения функций государственных и муниципальных образований (например, закон о федеральном бюджете).

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, называются бюджетными правоотношениями, которые, являясь одним из видов финансовых правоотношений, имеют свои особенности. Характерной особенностью является то, что бюджетное правоотношение, как правило, не длится свыше одного года, хотя после его прекращения в конце соответствующего бюджетного года не исключается возникновение нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами.

Правовые формы бюджетов следующие:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов на основе прогноза социально-экономического развития страны на конкретный год;

· бюджеты субъектов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ;

· местные бюджеты разрабатываются И утверждаются форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Указанные формы соответствуют бюджетному устройству, под которым понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система представляет собой совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетная система РФ основана на 10 принципах: единства бюджетной системы РФ; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности расходования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджета; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджетное устройство государства зависит от государственного и административно-территориального устройства страны. Соответственно Российская Федерация, являясь федеративным государством, имеет трехуровневую бюджетную систему:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Местные бюджеты (городов, поселков, сельских округов, сел, деревень, районов в городах, сельских районов и т. д.).

С 1994 г. в федеральном бюджете, а затем и в бюджетах субъектов РФ и муниципальных стали формироваться целевые бюджетные фонды. На сегодняшний день определились четыре вида государственных и местных целевых фондов:

· государственные внебюджетные фонды;

· целевые бюджетные фонды;

· государственные целевые фонды Правительства и Президента РФ;

· государственные отраслевые денежные фонды.

В зависимости от целевого назначения целевые фонды делятся на экономические и социальные. К числу последних относятся государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Остальные целевые фонды относятся к экономическим.

Бюджетный кодекс определяет, что государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, и указывает, что он предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Каждый субъект РФ и муниципальное образование самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального: устройства своей территории и принципов построения бюджетной системы.

В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регулирования. К их числу относятся:

· закрепленные доходы, т. е. доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе (не менее чем на пять лет) в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет; закрепленные доходы должны составлять не менее 70 процентов доходной части минимальных бюджетов субъектов РФ муниципальных образований;

· регулирующие доходы — это доходы, которые в целях обеспечения сбалансированности доходов и расходов поступают в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год в нижестоящие бюджеты на основе решений вышестоящих органов государственной или местной власти, принимаемых при утверждении ими своих бюджетов;

· дотация — это сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня; выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целевого назначения;

· субвенция — это сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ.

· субсидия — это сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании;

· трансферт — это перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня;

· бюджетная ссуда — это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на Возвратной, а иногда и на возмездной основе. Бюджетная ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадии его исполнения.

Структура бюджета. Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета — это часть государственных или муниципальных доходов, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных д оходов.

Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной части бюджета, подлежат утверждению соответствующим представительным органом, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.

Бюджетный процесс - регламентированная законная деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансовый (бюджетный) год устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Закон четко определяет все стадии бюджетного процесса. Бюджет должен быть принят до начала очередного финансового года.

 

Налоговое право.

Основой формирования доходной части бюджета являются денежные средства, в принудительном порядке взимаемые с граждан и юридических лиц в пользу государства. Обязательные платежи в пользу государства делятся на два вида, налоги и сборы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый, с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действии, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Таким образом, основным отличием этих двух обязательных платежей друг от друга является то, что налог взимается безвозмездно т, е. государство ничего взамен налогоплательщику не дает. Сбор же является платой за совершение государственными органами каких-либо действий (например, выдача лицензии).

Все налоги и сборы устанавливаются законом. Основным законодательном актом в данной сфере является Налоговый кодекс Российской Федерации.

Налогоплательщики и элементы н алогообложения. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачиваюсь соответственно налоги и/или сборы. В главе кодекса, посвященной соответствующему налогу, определяется, какие именно лица должны уплачивать соответствующий налог.

Обязательными элементами налога являются:

Объект налогообложения. Под объектом налогообложения понимается имущество, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога, либо действия, подлежащие обложению налогом. Например, налогообложению подлежит такое имущество, как недвижимость, транспортные средства и т. д.

Налоговая база. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Например, налоговой базой по налогу на доходы физических лиц является | совокупный доход налогоплательщика за год.

Налоговый период. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются платежи.

Налоговая ставка. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. В некоторых случаях, например по таможенным пошлинам, ставки федеральных налогов устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом РФ.

Порядок исчисления налога. Порядок исчисления налога включает расчет налоговой базы и применение соответствующей налоговой ставки. По общему правилу, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Однако в некоторых случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие и т. д.

Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Виды налогов и сборов. В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система. Это значит, что все налоги и сборы делятся на три вида: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Соответственно все элементы таких налогов одинаковы на всей территории России.

Региональные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются те же элементы налогообложения, что и законами субъектов Российской Федерации по региональным налогам. Иные элементы налогообложения, как и по региональным налогам, устанавливаются Налоговым кодексом.

Система налогов и сборов. В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие налоги и сборы:

Федеральные налоги

1. Налог на добавленную стоимость.

2. Акцизы.

3. Налог на прибыль организаций.

4. Налог на доходы от капитала.

5. Налог на доходы физических лиц.

6. Единый социальный налог.

7. Государственная пошлина.

8. Таможенная пошлина.

9. Налог на добычу полезных ископаемых.

10. Платежи за пользование природными ресурсами.

11. Плата за пользование водными объектами.

12. Налог на игорный бизнес.

13. Налог на наследование или дарение.

Региональные налоги

1. Налог на имущество организаций.

2. Транспортный налог.

Местные налоги

1. Земельный налог.

2. Налог на имущество физических лиц.

3. Налог на рекламу.

Введение новых налогов возможно только с начала нового финансового года, т.е. с 1 января года следующего после введения соответствующего налога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.04 с.)