Понятие государства, его признаки и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие государства, его признаки и функции.



Общество - совокупность людей, объединенных общими интересами; совокупность форм их совместной деятельности и разнообразных упорядоченных общественных отношений.

Государство распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех распоряжения (правовые нормы) и обладает суверенитетом.

Выделяются следующие признаки государства:

· наличие публичной власти, которая выделена из общества и обладает особыми аппаратами управления и принуждения, существующими для выполнения государственных функций. Она выступает единственным представителем всего общества;

· территориальная организация населения (государственная власть имеет пространственные пределы своего осуществления);

· государственный суверенитет, означающий независимость государства в осуществлении им своей политики как внутри страны, так и на международной арене;

· легитимность власти (опора власти на народ);

· единое экономическое пространство;

· специальный аппарат управления и правоохранительные органы;

· организация жизни на правовых началах путем издания правовых норм

· наличие государственной символики;

· государственный язык для общения на территории того или иного государства;

· единая денежная единица.

Функции государства.

Функции государства — это объективно необходимые направления в деятельности государства, выражающие его сущность и социальное предназначение.

В зависимости от сферы общественной жизни выделяют внутренние и внешние функции. К внутренним функциям обычно относят экономическую, социальную, культурно-воспитательную функцию; правоохранительную функцию; функцию финансового контроля; функцию налогообложения и т.д. Внешними же признаются такие функции, как функция обороны страны; экологическая функция; функция поддержания мирового порядка.

По продолжительности действия функции подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития общества. К их числу можно отнести экономическую функцию, функцию охраны правопорядка. Временные функции связаны с возникновением чрезвычайных ситуаций, т.е. они направлены на решение важных, но временных задач.

Различают правовую и организационную формы осуществления функций государства. Правовая форма заключается в принятии и применении различных юридических актов. К ней относят: правотворческую, правоприменительную, правоохранительную деятельность.

Организационная форма осуществления функций государства охватывает большой объем подготовительной работы, не влекущей за собой юридических последствий. Но от этого ее значение не уменьшается, так как данный вид деятельности создает необходимые условия для успешной реализации политики государства.

 

Типы и формы государства.

Для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, т.е. родство с другими государствами служит понятие «тип государства». Критериев деления государств на определенные типы выдвигается не мало, и в этой связи существуют самые разные точки зрения. Вместе с тем общепринятой классификацией является такая, которая выделяет следующие важнейшие основания, подходы.

Первым можно назвать формационный подход, в основе которого лежит учение об общественно-экономических формациях. Согласно этому учению, истории известны четыре общественно-экономические формации с наличием государства и права: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. В последней государство и право существуют в переходный от капитализма к социализму период и на первой стадии этой формации - социалистической. В соответствии с данным подходом выделяются четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое.

В современных условиях широко распространенным подходом выступает цивилизационный., в основе которого при анализе типов государств выступают такие факторы, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие проявления общества. К первичным цивилизациям сторонники такого подхода к классификации государств относят древнеегипетскую, шумерскую, иранскую, сиамскую, бирманскую и др. Вторичными цивилизациями считаются западноевропейская, североамериканская, восточно-европейская, латиноамериканская и др.

Можно выделить и политико-правовой подход, определяющий тип государства в зависимости от политического режима. В соответствии с этим подходом государства подразделяются на демократические и недемократические.

Государство свое выражение находит в определенной форме. Форма государства часто определяется как организация политической власти. Однако при таком подходе главное внимание уделяется не столько форме государства, сколько политической власти, а это лишь одна, пусть и важнейшая сторона проявления государства. Поэтому под формой государства следует понимать его устройство, характеризующее порядок организации высших органов государственной власти, территориальной организации государства и осуществления государственной власти.

Исходя из этого видно, что форма государства как понятие предполагает его структурное, территориальное и политическое устройство, то есть устройство государства, взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления, административно-территориальное деление и политический режим.

Форма правления – это порядок образования и организация высших органов власти, их взаимоотношение друг с другом и населением. Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом правит в государстве. По форме правления различают монархию и республику. Монархия – это форма правления, при которой главой государства является лицо, занимающее этот пост в порядке престолонаследия, пожизненно и независимо от воли народа. Республика – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти.

Среди монархий выделяют две разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная – это форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (царю, королю). Конституционная монархия, которая, в свою очередь может быть парламентской и дуалистической, представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – и особым правовым актом – конституцией, утверждаемой парламентом.

Говоря о республиках, следует отметить, что истории известны различные республики, в том числе античные государства-полисы (Афины, Рим), феодальные (Новгород и Псков), буржуазные, социалистические. В настоящее время республики подразделяются на парламентские и президентские. Парламентская республика отличается верховенством парламента и ответственностью правительства перед ним, которое формируется парламентом из числа лидеров партий, победивших на выборах и находящихся у власти, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Президентская республика отличается тем, что президент является самостоятельной государственной фигурой и наделен реальными полномочиями.

Форма государственного устройства – это территориальное устройство государства и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. По форме государственного устройства теория государства традиционно различает унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

Унитарное государство - это единое, цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающими признаками государственности. Унитарное государство может быть простым, централизованным (во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники и которым подчинены местные органы самоуправления) и децентрализованным (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни).

Федерация (сложное государство) – это союзное государство, в состав которого входят другие государства или государственные образования, обладающие признаками государственности.

Конфедерация - это союз суверенных государств, образованных для решения политических, экономических и военных задач.

Под политическим режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления государственной власти. Существуют различные классификации политических режимов. Однако большинство авторов все режимы подразделяют на демократические и недемократические. Для демократического режима характерно формирование органов власти выборным путем, политический плюрализм, гарантирование государством политических прав и свобод граждан.

При недемократическом режиме органы власти формируются в результате псевдовыборов, путем фальсификации выборов, либо вообще без них. Характерно также наличие одной идеологии, отсутствие настоящего политического плюрализма, бесправие граждан и произвол властей.

3. Государство и гражданское общество.

Важнейшим вопросом теории государства и права является соотношение государства и гражданского общества.

Под гражданским понимают общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными взаимоотношениями, независимое от государства и взаимодействующее с ним.

Гражданское общество можно охарактеризовать как:

1) сообщество свободных независимых от государства индивидов;

2) открытое социальное образование, в котором обеспечивается свобода слова, информации, контактов с остальным миром и т.д.;

3) сложную плюралистическую систему, состоящую из множества общественных форм (объединений, клубов и т.п.), форм экономической, социальной деятельности, в которой действует принцип многообразия форм собственности и форм хозяйствования;

4) саморазвивающуюся и самоуправляемую систему, независимую от государства, в которой присутствует ярко выраженная гражданская инициатива;

5) правовое демократическое общество, где основополагающим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

Развитие и формирование правового государства напрямую зависят от гражданского общества. В свою очередь, правовое государство создает благоприятные условия для функционирования гражданского общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.012 с.)