Тема 1: Право: понятие, нормы, отрасли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Право: понятие, нормы, отрасли



Содержание

Тема 1. Право: понятие, нормы, отрасли...................................................................................7

  1. Понятие права, его признаки………………………………...…………………………....7
  2. Принципы и функции права………………………………………………………...…….8
  3. Норма права, ее структура…………………………………………………...…...………11
  4. Формы (источники) права…………………………………………………...……...…....13
  5. Закон и подзаконные акты. Конституция - основной закон государства и общества…………………………………………………………………………………...16
  6. Отрасли права: понятие и система……………………………………………...……….19

Тема 2. Общество и государство……………………………………………….................22

  1. Понятие государства, его признаки и функции…………………………...……………22
  2. Типы и формы государства…………………………………………..………....................24
  3. Государство и гражданское общество…………………………………..………………27
  4. Понятие и признаки правового государства………………………………….....................28

Тема 3. Правоотношения и их участники…………………………………...………….29

1. Понятие и состав правоотношения……………………………………………………...29

2. Участники (субъекты) правоотношений…………………………………………….….30

3. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность………….31

4. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и виды…………………..33

5. Юридические факты как основания возникновения, изменения и

прекращения правовых отношений……………………………….……………………..35

Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность……………....................37

  1. Понятие, признаки и состав правонарушения…………………………………….……..37
  2. Виды правонарушений……………………………………………………………...….....39
  3. Субъект, объект, объективная, субъективная стороны правонарушения……….....….41
  4. Понятия, основные признаки и виды юридической ответственности……….…….43

Тема 5. Основы конституционного строя Российской Федерации…...….....…...47

  1. Общая характеристика основ российского конституционного строя………….……...47
  2. Основные принципы конституционного строя России. РФ

демократическое, право вое, федеративное, суверенное и светское

государство в форме республики…................................................................................48

  1. Многопартийность. Основы правового статуса общественных объединений…...…...53

 

Тема 6. Основы правового статуса человека……………………...………………..…...55

  1. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы…………..55
  2. Гражданство Российской федерации………………………………………………….…56
  3. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина…………....60

Тема 7. Федеративное устройство России…………………………………..…………...63

  1. Принципы российского федерализма……………………………………………………63
  2. Основы конституционного статуса Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации……………………….……………………….………65

  1. Основы конституционного статуса субъектов Российской Федерации……….………66

Тема 8. Система государственных органов в РФ………………………….………...71

  1. Понятие и виды государственных органов……………………………………….……...71
  2. Конституционный статус Президента Российской Федерации………………….……..74
  3. Конституционный статус, Федерального Собрания — парламента РФ……….……..79
  4. Законодательный процесс………………………………………………………...………84
  5. Система федеральной исполнительной власти……………………………….....……....86
  6. Судебная система Российской Федерации………………………………………………88
  7. Организация местного самоуправления…………………………………………………90

Тема 9. Основы гражданского права…………………………………...……….………..93

  1. Понятие и предмет гражданского права………………………………………………94
  2. Принципы гражданского права……………………………………….……..........……...94
  3. Система гражданского права……………………………………...……..………...…......95
  4. Источники гражданского права…………………………………...…………..…….........96
  5. Понятие и виды гражданских правоотношений…………………...……..……...……...97
  6. Субъекты гражданского правоотношения…………………………………….…………98
  7. Объект гражданского правоотношения…………………………………………….……99
  8. Основания гражданских правоотношений………………………..…………..…...…….99
  9. Правоспособность и дееспособность граждан……………………………..……..……100
  10. Правовые основания ограничения правоспособности и дееспособности гражданина……………………………………………………………………………......101
  11. Опека и попечительство…………………………………………………….…………...102
  12. Признаки, индивидуализирующие гражданина………………………………………..103
  13. Безвестное отсутствие………………………………………..…………....…………….105
  14. Правовые последствия объявлений гражданина безвестно

отсутствующим или умершим………………..………………….……………………..106

  1. Понятие и признаки юридического лица……………………………………………….107
  2. Индивидуализация юридического лица………………………………………………...108
  3. Правоспособность и дееспособность юридического лица…………………………….109
  4. Способы образования юридических лиц и их учредительные документы………......110
  5. Прекращение деятельности юридических лиц………………………………..……….111
  6. Классификация юридических лиц………………………………………........................112
  7. Понятие и сроки исковой давности…………………………………………...…..…….113
  8. Порядок исчисления сроков исковой давности……………………………..................115
  9. Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности....................116
  10. Понятие и содержание права собственности………………………………..….….......117
  11. Сделки. Представительство и доверенность…………………………...........................120
  12. Обязательства в гражданском праве…………………………………………..….…….128
  13. Договор. Условия заключения, изменения и расторжения договора…….…..……....130

Тема 10. Основы трудового права ……………………………………………………….....134

  1. Понятие трудового права………………………………………………...………...……134
  2. Трудовой договор и его содержание……………………………………………...…….135
  3. Испытание при приеме на работу………………………………………..……….…….137
  4. Срок действия трудового договора……………………………………………...…..….139
  5. Совместительство и совмещение……………………………………………...……....140
  6. Порядок заключения трудового договора……………………………………..….……141
  7. Медицинское освидетельствование и медицинские осмотры…………….…….….....144
  8. Рабочее время…………………………………………………………….…….…….…..145
  9. Переводы на другую работу………………………………………………..……….….149
  10. Прекращение трудового договора……………………...………………….………...….152

Тема 11. Основы семейного права………………………………………..………...........................158

  1. Семейное право: понятие, источники………………………………….………………..…….....158
  2. Понятие брака. Регистрация (заключение) и прекращение брака………….....……...159
  3. Личные и имущественные правоотношения между супругами………………...….…161
  4. Личные и имущественные правоотношения между родителями и детьми…..….….163
  5. Алиментные права и обязанности родителей, детей и других членов семьи……….166

Тема 12. Основы Административного права……………………………………...…...172

  1. Понятие административного нарушения…………...………………………….………172
  2. Назначение и виды административного наказания…………...……………….………173
  3. Виды правонарушений, за которые устанавливается административная ответственность……………………………………………………………….………….176
  4. Органы, уполномоченные привлекать к административной ответственности……..177
  5. Возбуждение дел об административной ответственности…………………………….178

Тема 13.Основы уголовного права……..…………………………………………………..………..….183

  1. Понятие, предмет, задачи и система уголовного права…………………………………………....……183
  2. Принципы уголовного права……………………………………………………………185
  3. Взаимодействие уголовного права с другими отраслями права…………………..….186
  4. Понятие и признаки преступления……………………………….................................187
  5. Состав преступления: понятие и признаки…………………………………………..…189
  6. Понятие, основание и формы реализации уголовной ответственности……….....…..193
  7. Понятие, признаки и виды уголовного наказания…………………………….…...….194
  8. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и

противоправность деяния………………………….…………………………….......….197

Тема 14. Основы финансового права…………………………………………………..….198

  1. Финансы и финансовая деятельность государства……………………………………....198
  2. Правовое регулирование финансового контроля…………………….…………....…..204
  3. Бюджетное право…………………………………………………………...……….……206
  4. Налоговое право………………………………………………………………............................211

Тема 15. Основы экологического права………………………………………...……….216

  1. Основные проблемы экологического права…………………………………………….216
  2. Система законодательства в области использования и охраны природной среды......218
  3. Основные принципы экологического права…………………………………………...219

Функции государства.

Функции государства — это объективно необходимые направления в деятельности государства, выражающие его сущность и социальное предназначение.

В зависимости от сферы общественной жизни выделяют внутренние и внешние функции. К внутренним функциям обычно относят экономическую, социальную, культурно-воспитательную функцию; правоохранительную функцию; функцию финансового контроля; функцию налогообложения и т.д. Внешними же признаются такие функции, как функция обороны страны; экологическая функция; функция поддержания мирового порядка.

По продолжительности действия функции подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития общества. К их числу можно отнести экономическую функцию, функцию охраны правопорядка. Временные функции связаны с возникновением чрезвычайных ситуаций, т.е. они направлены на решение важных, но временных задач.

Различают правовую и организационную формы осуществления функций государства. Правовая форма заключается в принятии и применении различных юридических актов. К ней относят: правотворческую, правоприменительную, правоохранительную деятельность.

Организационная форма осуществления функций государства охватывает большой объем подготовительной работы, не влекущей за собой юридических последствий. Но от этого ее значение не уменьшается, так как данный вид деятельности создает необходимые условия для успешной реализации политики государства.

 

Типы и формы государства.

Для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, т.е. родство с другими государствами служит понятие «тип государства». Критериев деления государств на определенные типы выдвигается не мало, и в этой связи существуют самые разные точки зрения. Вместе с тем общепринятой классификацией является такая, которая выделяет следующие важнейшие основания, подходы.

Первым можно назвать формационный подход, в основе которого лежит учение об общественно-экономических формациях. Согласно этому учению, истории известны четыре общественно-экономические формации с наличием государства и права: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. В последней государство и право существуют в переходный от капитализма к социализму период и на первой стадии этой формации - социалистической. В соответствии с данным подходом выделяются четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое.

В современных условиях широко распространенным подходом выступает цивилизационный., в основе которого при анализе типов государств выступают такие факторы, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие проявления общества. К первичным цивилизациям сторонники такого подхода к классификации государств относят древнеегипетскую, шумерскую, иранскую, сиамскую, бирманскую и др. Вторичными цивилизациями считаются западноевропейская, североамериканская, восточно-европейская, латиноамериканская и др.

Можно выделить и политико-правовой подход, определяющий тип государства в зависимости от политического режима. В соответствии с этим подходом государства подразделяются на демократические и недемократические.

Государство свое выражение находит в определенной форме. Форма государства часто определяется как организация политической власти. Однако при таком подходе главное внимание уделяется не столько форме государства, сколько политической власти, а это лишь одна, пусть и важнейшая сторона проявления государства. Поэтому под формой государства следует понимать его устройство, характеризующее порядок организации высших органов государственной власти, территориальной организации государства и осуществления государственной власти.

Исходя из этого видно, что форма государства как понятие предполагает его структурное, территориальное и политическое устройство, то есть устройство государства, взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления, административно-территориальное деление и политический режим.

Форма правления – это порядок образования и организация высших органов власти, их взаимоотношение друг с другом и населением. Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом правит в государстве. По форме правления различают монархию и республику. Монархия – это форма правления, при которой главой государства является лицо, занимающее этот пост в порядке престолонаследия, пожизненно и независимо от воли народа. Республика – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти.

Среди монархий выделяют две разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная – это форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (царю, королю). Конституционная монархия, которая, в свою очередь может быть парламентской и дуалистической, представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – и особым правовым актом – конституцией, утверждаемой парламентом.

Говоря о республиках, следует отметить, что истории известны различные республики, в том числе античные государства-полисы (Афины, Рим), феодальные (Новгород и Псков), буржуазные, социалистические. В настоящее время республики подразделяются на парламентские и президентские. Парламентская республика отличается верховенством парламента и ответственностью правительства перед ним, которое формируется парламентом из числа лидеров партий, победивших на выборах и находящихся у власти, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Президентская республика отличается тем, что президент является самостоятельной государственной фигурой и наделен реальными полномочиями.

Форма государственного устройства – это территориальное устройство государства и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. По форме государственного устройства теория государства традиционно различает унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

Унитарное государство - это единое, цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающими признаками государственности. Унитарное государство может быть простым, централизованным (во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники и которым подчинены местные органы самоуправления) и децентрализованным (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни).

Федерация (сложное государство) – это союзное государство, в состав которого входят другие государства или государственные образования, обладающие признаками государственности.

Конфедерация - это союз суверенных государств, образованных для решения политических, экономических и военных задач.

Под политическим режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления государственной власти. Существуют различные классификации политических режимов. Однако большинство авторов все режимы подразделяют на демократические и недемократические. Для демократического режима характерно формирование органов власти выборным путем, политический плюрализм, гарантирование государством политических прав и свобод граждан.

При недемократическом режиме органы власти формируются в результате псевдовыборов, путем фальсификации выборов, либо вообще без них. Характерно также наличие одной идеологии, отсутствие настоящего политического плюрализма, бесправие граждан и произвол властей.

3. Государство и гражданское общество.

Важнейшим вопросом теории государства и права является соотношение государства и гражданского общества.

Под гражданским понимают общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными взаимоотношениями, независимое от государства и взаимодействующее с ним.

Гражданское общество можно охарактеризовать как:

1) сообщество свободных независимых от государства индивидов;

2) открытое социальное образование, в котором обеспечивается свобода слова, информации, контактов с остальным миром и т.д.;

3) сложную плюралистическую систему, состоящую из множества общественных форм (объединений, клубов и т.п.), форм экономической, социальной деятельности, в которой действует принцип многообразия форм собственности и форм хозяйствования;

4) саморазвивающуюся и самоуправляемую систему, независимую от государства, в которой присутствует ярко выраженная гражданская инициатива;

5) правовое демократическое общество, где основополагающим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

Развитие и формирование правового государства напрямую зависят от гражданского общества. В свою очередь, правовое государство создает благоприятные условия для функционирования гражданского общества.

Виды правонарушений.

Построение конструкции правонарушений по видам зависит от степени и тяжести общественной опасности, которые соответственно будут подразделяться на проступки и преступления.

Определение понятия преступления дано в ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса, которое гласит: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания…». Анализ данного определения показывает, что законодатель считает преступлением деяние, то есть акт внешнего поведения субъекта, который находит свое проявление в действии либо в бездействии (ч. 2 ст. 14 УК). Действие – это активное сознательно волевое поведение субъекта преступления. Действие может выражаться в конклюдентных (двигательных) либо вербальных (словесных) актах. Бездействие является правонарушением в гораздо меньшей степени и охватывает только ту категорию субъектов, которые должны были выполнить определенные обязанности, предписанные нормами права, но не совершили. Бездействие – это пассивное сознательно-волевое поведение, которое характеризуется невыполнением возложенных на субъекта обязанностей. В отличие от других видов правонарушений перечень преступных деяний исчерпывающе предусматривается уголовным кодексом и не подлежит произвольному расширению.

Хотя в отличие от преступлений, поступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности, но, тем не менее, по составу их гораздо больше и в зависимости от сферы общественных отношений они классифицируются по отраслям права:

1. Административные проступки - это правонарушения, посягающие на установленный общественный порядок, на отношения, возникающие в различных областях деятельности государства. Например, нарушение правил дорожного движения, нарушение общественного порядка и т. д.

2. Дисциплинарные проступки – это правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений, состоящие в нарушении внутреннего распорядка деятельности предприятий, учреждений, организаций, а так же требований норм трудового законодательства. Например, опоздание на работу, прогул, нарушение внутреннего распорядка учреждения.

3. Материальные проступки – правонарушения, присутствующие в сфере трудовых правоотношений, т. е. в результате выполнения служебных обязанностей, причиняется вред организации, предприятию. Например, недостача, порча рабочего инвентаря, нарушения правил эксплуатации оборудования.

4. Гражданские проступки – это правонарушения, выражающиеся в нанесении организации или частным лицам имущественного вреда, возникают в сфере имущественных и неимущественных отношений (авторство, честь, достоинство). Например, распространение сведений, задевающих честь и достоинство гражданина или организации.

5. Финансовые проступки – это правонарушения в области денежных средств и ценных бумаг. Например, недоплата налогов, нарушение финансовой отчетности.

6. Семейные проступки – это правонарушения в области брачно-семейных отношений. Например, уклонение от обязанности содержания и воспитания несовершеннолетних детей.

Процессуальные проступки – это невыполнение или нарушение процессуальных действий, предписанных установленными нормами закона. Например, неявка свидетеля по повестке в суд, нарушение меры пресечения (подписка о невыезде).

Конституционный статус, Федерального Собрания — парламента РФ.

Федеральное Собрание РФ — представительный орган, осуществляющий законодательную власть в России.

Представительный характер Федерального Собрания означает призвание выражать интересы народа, являясь его представителем в результате проведения свободных выборов.

Как законодательный орган Федеральное Собрание наделено исключительным правом, принимать законы — правовые акты высшей (после Конституции) юридической силы.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Палаты парламента самостоятельны и независимы по отношению друг к другу. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, т. е. она формируется по результатам всенародных выборов, в Совет же Федерации назначаются по два представителя от каждого субъекта РФ, эти две палаты федерального собрания играют разную роль в законодательном процессе, их заседания проходят раздельно. Существует только три случая, когда палаты заседают совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Компетенция Федерального Собрания парламента складывается из следующих полномочий:

1) принятие законов;

2) утверждение бюджета;

3) контроль за правительством.

Рассмотрим подробнее состав, компетенцию, порядок формирования и внутреннюю организацию Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная Дума. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.

Государственная Дума имеет следующие полномочия:

- рассмотрение законопроектов и принятие законов;

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; I

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Деятельность Государственной Думы осуществляется на основе Регламента Государственной Думы, утверждаемого постановлением Государственной Думы.

Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы. Он избирается из числа депутатов тайным голосованием. Выборными являются также должности первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы.

Государственная Дума собирается на сессии: весеннюю — с 12 января по 20 июня и осеннюю — с 1 сентября — по 25 декабря.

Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, депутатских объединениях, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы проводятся по средам и пятницам. Заседания являются правомочными, если на них присутствует большинство от общего числа депутатов палаты.

Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены. Конституция содержит три основания для роспуска Государственной Думы:

1) после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2) в случае если Председатель Правительства поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет в доверии;

3) если в течение трех месяцев повторно Государственная Дума выразит недоверие Правительству РФ.

Совет Федерации. Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один от законодательного и один от исполнительного органа государственной власти. Статус Совета Федерации определяется также Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», а также Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утверждаемого постановлением Совета Федерации. Совет Федерации состоит из 178 представителей 89 субъектов РФ.

Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий. Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации.

Таким образом, состав Совета Федерации обновляется по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ.

В компетенцию Совета Федерации входит решение следующих вопросов:

- рассмотрение и одобрение законов, принятых Государственной Думой;

- утверждение изменения границ между субъектами РФ;

- утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

- назначение выборов Президента РФ;

- отрешение от должности Президента РФ;

- назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Федерации. Он избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Председатель наделен многочисленными полномочиями: он ведет заседания палат; ведает внутренним распорядком деятельности палаты; подписывает постановления Совета Федерации; распределяет обязанности между заместителями; направляет для рассмотрения в комитеты Совета Федерации законы; принятые Государственной Думой; выполняет другие функции.

Наряду с Председателем Совет Федерации избирает заместителей Председателя Совета Федерации. Председатель и его заместители не могут быть представителями от одного региона. Заместители Председателя имеют право подписывать постановления палаты по поручению Председателя, организуют взаимодействие комитетов и осуществляют другие полномочия.

Комитеты Совета Федерации создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации. Комитеты осуществляют подготовку заключений по федеральным законам, принятым Государственной Думой; организуют проведение парламентских слушаний; разрабатывают законопроекты, которые требуется внести в Государственную Думу; решают иные вопросы.

Среди комитетов Совета Федерации можно назвать следующие: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны, по социальной политике, по международным делам; по аграрной политике и др.

Совет Федерации может создавать постоянные и временные комиссии. Постоянной комиссией является Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам. Она осуществляет контроль за соблюдением Регламента Совета Федерации.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля, как правило, 1—2 дня ежемесячно. Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Законодательный процесс.

Основными актами федерального законодательства Российской Федерации являются законы. Поскольку законы обладают высшей юридической силой, они нуждаются в особой процедуре принятия. Рассмотрим основные стадии законодательного процесса в Российской Федерации.

Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

1) законодательная инициатива;

2) предварительное рассмотрение законопроекта;

3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой;

4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;

5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Существуют также и дополнительные стадии (которые могут иметь место в случае возникновения разногласий по поводу принятия того или иного закона):

1) преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;

2) повторное рассмотрение парламентом законов, отклоненных Президентом РФ.

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные стадии законодательного процесса.

Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива. Это право внесения в Государственную Думу законопроекта. Таким правом обладают: Президент РФ; Совет Федерации и его члены; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; законодательные органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ.

Следующая стадияпредварительное рассмотрение законопроекта. На этой стадии проект закона направляется в Государственную Думу, назначается ответственный комитет, законопроект проходит экспертизу и, наконец, направляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.

Рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой осуществляются в трех чтениях.

В первом чтении обсуждается концепция закона, дается оценка его актуальности и практической значимости, а также соответствия Конституции РФ.

Во втором чтении обсуждаются поступившие поправки. Принятый во втором чтении законопроект направляется в Совет Государственной Думы.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение для голосования в целях принятия проекта в качестве закона. В случае отклонения проекта он возвращается в ответственный комитет для доработки.

Для принятия Федерального закона требуется, чтобы «за» проголосовало большинство от общего числа депутатов. Для принятия Федерального Конституционного закона требуется одобрение не менее двух третей от общего числа депутатов палаты.

Принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней направляется в Совет Федерации для одобрения.

Поступивший из Государственной Думы в Совет Федерации закон направляется в ответственный комитет Совета Федерации для подготовки заключения по данному закону. На этой стадии принимается решение отклонить или одобрить закон.

Так же как и Государственной Думе, Совету Федерации необходимо одобрение большинства членов для принятия Федерального закона, но для принятия Федерального Конституционного закона необходимо три четверти голосов парламентариев,

Отклоненный закон направляется на повторное рассмотрение в Государственную Думу. Для преодоления возникших разногласий может быть создана согласительная комиссия, состоящая из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Президент в течение 14 дней подписывает закон и обнародует его. Однако Президент имеет право вето, т. е. право отклонить закон. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон.

Парламент может преодолеть вето Президента, повторно приняв закон в прежней редакции. В этом случае Президент подписывает закон в течение семи дней. На Федеральные Конституционные законы Президент не имеет права вето.

5. Система федеральной исполнительной власти.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Деятельность Правительства регламентирована Конституцией, а также специальным Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997№2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации — Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Главы иных федеральных органов исполнительной власти в состав Правительства не входят. Для решения текущих вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства образует Президиум Правительства РФ.

Правительство Российской Федерации:

- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает проведение в РФ единой государственной Политики в области культуры, науки, образования, здравоохра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.089 с.)