Католическая церковь и Великая французская революция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Католическая церковь и Великая французская революция



Характерная для абсолютизма политика игнорирования интересов Ватикана нашла наиболее яркое выражение в политике австрийского императора Иосифа II, получившая поэтому название йозифизма. Император Иосиф в своем государстве предпринимает реформу католической церкви, целью которых являлось полное подчинение церковных структур государству. За все время его правления было издано около 6000 декретов, посвященных церковным вопросам. Большая часть монастырей на территории государства была распущена (1300 из 2000). Частично эти средства пошли на устроение сети семинарий, подчиненных государству. Иосиф II претендует на то, чтобы самому избирать епископов и распоряжаться церковным имуществом.

В 1775 г. римским папой становится Пий VI, который попытался договориться с австрийским императором. С этой целью в 1782 г. он предпринимает поездку в Вену, с целью убедить императора отказаться от его реформ. Эта поездка не принесла никаких результатов. Иосиф II не отказался не от одного пункта своей программы. Однако это поражение папства в Австрийской империи было ничто, по сравнению с той катастрофой, которая разразилась во Франции.

Сами того не желая, деятели Просвещения идейно подготовили страшное явление, получившее название в истории – Великая французская революция. Многое в истории этой революции нам покажется очень знакомым, похожим на нашу русскую революцию, тем более, что наши профессиональные революционеры хорошо изучали французскую революцию. Французская революция привела к крупнейшему перевороту в государственной, общественной, интеллектуальной и религиозной жизни. Мир изменился совершенно. Наша задача посмотреть, что произошло в сфере религиозной.

В 1789 г. французский король собирает Генеральные штаты. Так же как и в Англии, неожиданно для короля депутаты стали заниматься государственными реформами. 17 июня 1789 г. депутаты объявляют себя Национальным, а 9 июля – Конституционным собранием. Королевская власть из абсолютной превращается в ограниченную. Характерно, что эти действия депутатов были активно поддержаны низшим духовенством, входившим в состав Генеральных штатов. 14 июля 1789 г. революционный народ захватил крепость Бастилию. Бастилия уже давно превратилась к тому времени в государственную тюрьму. Она была символом абсолютистского режима. Впрочем, к моменту штурма она была практически пуста. Вскоре после штурма крепость сравняли с землей. Это говорило о том, что революция набирает обороты, а правительство уже не контролирует ситуацию в стране.

Далее. В конце августа Конституционное собрание принимает составленную на основе идей Просвещения «Декларацию прав человека и гражданина». С этого момента католичество фактически теряет статус государственной религии. Характерно, что и в этом вопросе ряд церковных деятелей активно поддержали «Декларацию» (в частности архиепископ Бордо). Это говорило о том, что идеи Просвещения глубоко проникли в саму католическую церковь и овладели умами большого количества духовенства.

2 ноября 1789 г. последовал указ о национализации всех церковных владений. При этом государство взяло на себя заботу по содержанию духовных лиц как «офицеров морали», монастырей и приютов. Опять таки характерно, что сам указ был издан по предложению епископа Талейрана. В феврале следующего 1790 г. последовал роспуск всех монастырей. Вся монастырская собственность была конфискована и распродана. Впоследствии так же будут поступать и с церковной собственностью вообще. При этом найдется большое количество желающих за бесценок приобретать церковное имущество, среди которого могли встречаться уникальные вещи.

Далее в июле была принята т.н. гражданская конституция о духовенстве. Все епархии были переданы в ведомство департаментов. При этом их число сократилось почти вдвое (83 вместо 133). Епископы и священники получают статус государственных служащих и должны избираться на должность. Епископы объявлялись независимыми от папы. Сделать это было тем легче, что идеи галликанизма глубоко проникли в сознание французских церковных деятелей.

В ноябре принимается закон об обязательной присяге духовных лиц на верность гражданской конституции. Конституция требовала полное отделение церкви во Франции от Рима и ее подчинение «просвещенному» государству. Здесь духовенство уже начинает оказывать сопротивление. Революционные события на многих подействовали отрезвляюще. Даже из 44 депутатов от духовенства в национальном собрании принесли присягу лишь двое, среди 133 епископов таких было четверо. Низшее духовенство в целом присягнуло на верность конституции, но отказалось тоже достаточно много – около трети. Духовенство обращается к папе с просьбой признать гражданскую конституцию. Папа Пий VI сначала колеблется, но в апреле следующего 1791 г. осуждает гражданскую конституцию. После этого многие священники отказываются от данной ими присяги. После этого церковь начинают воспринимать как контрреволюционную силу. В ноябре вновь избранное Законодательное собрание издает декрет о церковной оппозиции, согласно которому духовенство, отказавшееся присягнуть на верность конституции, лишалось гражданских прав и могло даже быть выслано из страны. После этого около 40 тыс. священников вынуждено было покинуть Францию. Многим при этом было отказано в предусмотренной законом отсрочке. Повсюду можно было видеть конвоируемые в порты колонны священников.

Вместо прежних государство назначало новых, «конституционных». Надо отметить, что не все население Франции поголовно готово было принять новое духовенство. Возникает ситуация «двух Церквей», когда одновременно с официальным конституционным священником подпольно функционировал прежний, отказавшийся дать присягу. Иногда попытки конституционных священников утвердиться в приходах приводили к кровавым столкновениям. С другой стороны, известны случаи, когда гугеноты в результате ожесточенных столкновений захватывали католические храмы.

Еще раньше, летом того же года Авиньон, остававшийся папским владением, решением народного голосования был изъят из юрисдикции римского папы.

В сентябре 1792 г. революционное правительство отменяет григорианский календарь. Неделя уступает место декаде. При кажущейся второстепенности этого деяния хочу подчеркнуть его значительность. Это было посягательство на весь уклад христианской жизни, на всю предшествующую христианскую традицию. Тем самым разрушался весь церковный год начиная с Пасхи. Вместо христианских праздников революционеры попытаются выдумывать свои.

В 1792 г. начинается война против антиреволюционной коалиции Австрии и Пруссии. Боевые действия, успех в которых сначала был на стороне войск коалиции, способствовали росту революционных настроений в стране. В августе революционные массы захватывают королевский дворец Тюильри. Монархия была отменена, королевская семья арестована. В стране начинается революционный террор. Постепенно террор набирает обороты. Осенью того же года последовали кровавые события, получившие начало «Сентябрьских убийств». В Париже было убито более 1000 заключенных, среди них – 300 священников и 3 епископа, отказавшихся от присяги. В январе 1793 г. казнят французского короля Людовика XVI, а в октябре того же года королеву – Марию Антуанетту. Пий VI отслужил по французскому монарху траурную литургию и объявил его мучеником католической веры. Осенью Конституционная церковь во Франции прекращает свое существование. Все священники – депутаты Национального собрания отрекаются от сана. Среди них – архиепископ Парижа Гобель.

В противовес традиционному католическому культу на основе идей просвещения в соответствии с понятием о естественной религии революционеры пытались создать свой культ. Сначала – культ атеизма. Так в ноябре в Соборе Парижской Богоматери состоялось празднество в честь «богини Разума». Затем были закрыты все храмы, а все их имущество, в том числе и богослужебные сосуды, сдано в государственную казну. С этого момента богослужение можно было совершать лишь подпольно.

Дальнейшее религиозное творчество принадлежит лидеру партии якобинцев Максимилиану Робеспьеру. В мае 1794 г. он выступит с докладом «Об отношении религиозных и моральных идей к республиканским принципам и о национальных праздниках», в котором отстаивал деистский по своему характеру культ «верховного существа». Впрочем, деизм означал и отход государства от атеизма.

В стране в это время был разгар террора, т.н. якобинская диктатура. Для того, чтобы избежать гильотины около 1750 священников вступили в брак, тем самым продемонстрировав свое отречение от Церкви. 23 из 83 «конституционных» епископов публично отреклись от Церкви при этом 9 из них вступили в брак. 24 епископа отказались от своей должности. В это время во Франции лишь в 150 приходах открыто служили мессу. Арест и казнь Робеспьера и прекращение якобинской диктатуры ничего принципиально не поменяли в отношении Церкви. В феврале 1795 г. она окончательно была отделена от государства.

Преследование христиан во Франции продолжается до конца XVIII века. Очередное обострение антирелигиозных настроений наблюдается в связи с успешными наполеоновскими войнами в Италии. В 1798 г. Папское государство временно прекращает свое существование. Рим был объявлен республикой. Папа Пий VI, выступавший на стороне антиреволюционной коалиции был отправлен в ссылку в крепость Валанс, где и умер в 1799 г. В это время 1400 христиан было депортировано из Франции.

В 1799 г. Наполеон уехал искать славы в Египет. В его отсутствие коалиция русских, австрийских и неаполитанских войск выбивает французов из Италии. В ноябре 1799 г. в Венеции состоялись выборы нового папы, которым стал Пий VII. Несмотря на определяющую роль австрийцев при выборе нового папы, Пий VII не примкнул к антиреволюционной коалиции, а стремился найти компромисс с Наполеоном.

В 1799 г. к власти во Франции приходит Наполеон. Талейран убеждает Наполеона в необходимости союза с Церковью (на штыках нельзя «сидеть»). С другой стороны новый папа по совету своего секретаря Консальви склоняется к соглашению с Наполеоном. Такое соглашение (конкордат) было заключено в 1801 г. Согласно данному договору восстанавливалась католическая церковь во Франции, однако папа должен был признать секуляризацию церковных имуществ, назначение правительством епископов и, так называемую, декларацию 1682 г. А 2-го декабря 1804 г., когда Наполеон стал императором, сам папа Пий VI помазал на царство Наполеона в Соборе парижской Богоматери. Пий VII хотел возложить корону на голову Наполеона, но последний быстрым движением руки вырвал ее из рук папы и сам надел ее на себя.

Однако впоследствии отношения Наполеона с католической церковью расстраиваются. Вначале католический клир, благодарный Наполеону за заключение конкордата, стоял безусловно на его стороне. В катехизис, преподававшийся в школах, было даже введено прямое прославление Наполеона, как посланного Богом восстановителя святой религии отцов. Затем следует конфликт с Пием VII, на которого Наполеон смотрел как на своего вассала ("ваше святейшество пользуется верховной властью в Риме, но император Рима — я"). Их взаимные пререкания окончились тем, что Наполеон занял Рим своими солдатами в 1806 г., а через год, объявив прекращение светской власти папы, присоединил Церковную область к Франции, перевел почти всех кардиналов в Париж и сделал из Рима второй город империи. Пий VII отвечал на это отлучением Наполеона от церкви 10 июня 1809 г., за что был отправлен на жительство, под строгим присмотром, в Савоне. После этого папа упорно отказывал Наполеону в утверждении новых епископов и не соглашался на его развод с Жозефиной. Несколько кардиналов, в виде протеста, не явились на бракосочетание Наполеона с Марией-Луизой, за что были наказаны лишением права носить красную одежду ("черные кардиналы"). Видя упорство папы, Наполеон задумал возвратиться к позабытым традициям галликанизма и предписал положить галликанские принципы в основу богословского преподавания. Летом 1811 г. Наполеон даже созвал в Париже национальный собор, в котором участвовало около 70 епископов из Франции и 30 из северной Италии. Когда некоторые члены собора выразили желание, чтобы папе была возвращена свобода, то были арестованы и посажены в Венсенский замок. Большинство собора вынуждено было согласиться на декрет, которым разрешалось при назначении епископов обходиться без папского утверждения; но в некоторых епархиях таких епископов не хотели признавать.

Свои церковные взгляды на острие штыков своей армии Наполеон экспортирует и в другие государства Европы. В результате т.н. имперской депутации в Регенсбурге согласно воле Наполеона все церковные владения в Германии полностью передавались в распоряжение светской государственной власти.

 

Западная Церковь в XIX в.

С падением Наполеона внешнее положение церкви меняется. Согласно решениям Венского конгресса, на котором решалось устройство Европы, Церковная область была возвращена папе практически в прежних границах. Однако внутреннее положение церкви в обществе, церковно-государственные отношения остались такими, какими сложились в наполеоновскую эпоху.

Как известно, Наполеон заключил с католической церковью конкордат. Этот способ установления отношений между церковью и государством оказался необыкновенно перспективным. Последующая эпоха стала временем заключения конкордатов. Особенно много таких конкордатов было заключено в период управления церковью папой Львом XII (1823-1829). Интересно, что условия конкордата, заключенного с Наполеоном, были для Ватикана более выгодными, чем прежние отношения с Бурбонами, стремившимися к галликанизму. С реставрацией Бурбонов Ватикан стремится сохранить «статус кво» от возможных посягательств с их стороны. В новой обстановке церковь иногда пытается взять реванш. В 1824-27 гг. папой Львом XII в европейских странах была возрождена инквизиция. Возникает католическая реакция. Ее идейными вдохновителями были де Бональд и Жозеф де Местр, написавший книгу «О папе». Автор возвеличивает роль папы в церкви и в человеческом обществе, отстаивая, в частности, идею непогрешимости папы. «Дух XVIII века, писал де Местр, - необходимо искоренить, но прежде всего, ни в коем случае нельзя заключать соглашений с новой «наукой»! Положение вещей, существовавшее до революции, доказывает, что Церковь как воздух необходима государству и обществу!».

В то же самое время возникает либеральное католичество, во главе которого стояли аббат Ламенне (де ла Менне), аббат Лакодер и граф Монталамбер. Лидеры либерального католичества стали выпускать журнал «Будущее», в котором провозглашалась идеи сближения Церкви с рабочим классом, отделения Церкви от государства, содержались требования свободы прессы и преподавания. Более того, Ламенне признавал даже правомочность революции. Вместе с тем, либеральные католики также придерживались идеи о непогрешимости власти папы. Идея возглавить либеральное движение католической церковью была заманчива. В 1832 г. либеральный католицизм будет осужден специальной энцикликой папы Григория XVI.

Установленный Венским конгрессом порядок оказался неустойчивым. Уже в 1820-21 гг. вспыхивают гражданские войны в Испании и Португалии. Начиная в 30-х гг. XIX в., в Европе вновь начинают набирать силы либеральные силы. В результате революции во Франции в 1830 г. король Карл Х уступает власть своему внуку Луи Филиппу. В 1848 г. французской монархии приходит конец.

Одновременно революции вспыхивают почти во всех странах Европы, в том числе и в Италии, остававшейся раздробленной на несколько мелких государств. В Италии действовало очень мощное международное движение, под названием карбонариев («угольщиков»), члены которого ратовали за либеральные реформы и объединение Италии. По сути дела движение карбонариев было масонским. Их собрания сопровождались странными мистическими ритуалами. Папа Пий VII отлучает карбонариев от церкви.

В 1830 г. вспыхивает революция во Франции. Власти Бурбонов приходит конец, на этот раз, окончательно. Неожиданно для всех римский папа Пий VIII признает революцию, тем более, что с Бурбонами, разделявшими идеи галликанизма, Ватикану всегда договариваться было не просто. Однако революционные события во Франции вызвали очередную революционную волну, которая в 1831 г. докатилась до Италии. Накануне Пий VIII умирает в 1830 г. в самый неподходящий момент, оставив Папское государство в состоянии сильнейшего кризиса.

Новым папой стал Григорий XVI, который проявил себя как последовательный консерватор. Его власть в Папском государстве была восстановлена с помощью австрийской армии, которая находилась для поддержания порядка в стране еще целых 8 лет. Консервативная идеология Григория XVI нашла отражение в энциклике «Mirari vos». В этой энциклике подтверждалась необходимость безусловного повиновения папе, неизменность целибата, осуждались гражданский и смешанный браки. Интереснее всего была 2-я часть энциклики, с которой содержался перечень учений, объявленных еретическими. Это масонство, либерализм, социализм и коммунизм. Таким образом, Ватикан подтвердил преданность традиционной политике союза трона и алтаря. Энциклика означала полный разрыв с либеральным католицизмом. Это привело к тому, что Лакордер и Монталамбер подчинились Риму, а Ламене снял с себя сан.

В эту переломную эпоху римскую церковь возглавил Папа IX. Этот папа будет управлять Римской церковью целых 32 года и сам составит особую эпоху в ее истории. Пий IX происходил из аристократического рода графов граф Джованни-Маpиa Мастаи-Феретти, был родственником Пию VII. Эпилепсия не дала ему избрать более светскую карьеру офицера папской гвардии, он становится священником, одно время служит миссионером в Чили. Успешно продвигаясь по служебной лестнице, становится архиепископом и кардиналом.

В своем правлении Пий IX стремился объединить принципы традиционного католичества с происходящими в европейском и итальянском обществе переменами. Население требовало от папы политических реформ в либеральном духе, светского министерства, конституции и даже руководства папы в борьбе против австрийского господства в Италии и за ее объединение. Пий IX пошел на либеральные реформы. Он назначил государственным секретарем либерала, сократил придворные расходы и пенсии, учредил комиссии для выработки новых реформ, обложил небольшим налогом монастыри и духовенство, разрешил промышленные ассоциации, научные съезды, школы для рабочих, библиотеки для чтения, постройку железных дорог. Реакционно настроенные кардиналы устроили заговор против папы, австрийцы захватили город Феррару; но заговор не удался. Феррара была возвращена, и реформы продолжались. Когда в Италии начались революционные события Пий IX даже дал новую Церковному государству конституцию, учреждавшую две палаты: в одну из них члены назначались папой пожизненно, в другую избирались народом на основании ценза.

Однако народ хотел еще большего. Сильное недовольство вызывала внешняя политика Церковного государства. Революционные события в Италии сопровождались борьбой против австрийского протектората и за объединение страны. В решающий момент папа отказался поддержать итальянцев в борьбе с Австрией. Он ограничился полумерами. Когда король Пьемонта Карл-Альберт двинул свою армию против Австрии, Пий IX двинул свое войско к реке По, однако отказался дать благословение римским добровольцам и противился соединению своих войск с пьемонтскими. В Риме началось волнение, либеральные министры настаивали на войне с Австрией, однако папа решительно высказался против нее в консистории кардиналов. С этого момента революционное движение было направлено против папы и его правительства. Новый министр папского правительства, Росси, был убит при входе в парламент. После этого папа тайком убежал в Гаэту, и в Риме провозглашена была республика. Из Гаэты Пий IX обратился за помощью к Австрии и Франции. В результате австрийцы захватили города Анкону и Болонью, французы — Рим.

Вернувшись в Рим, папа начинает проводить более консервативную политику. Заключены были выгодные для церкви конкордаты с Испанией (1851) и Австрией (1855), восстановлена католическая иерархия в Англии (1850) и в Голландии (1853).

Однако подавление Австрией и Францией революционного движения было лишь временным успехом. В 1859 г. вновь начинается война Австрии и Пьемонта. В результате австрийские гарнизоны уходят из областей Церковного государства. Папские волонтеры потерпели поражение при Кастельфидардо.

В 1867 г. солдаты, возглавляемые Джузеппе Гарибальди, попытались захватить Рим, но были отбиты вновь прибывшими французскими войсками. Однако в 1870 г. французам стало не до Италии. Начинается франко-прусская война, и французские войска были отозваны. В сентябре 1870 г. войска Виктора-Эммануила заняли при сочувствии населения папские владения и после незначительного боя вступили в Рим, объявленный столицей итальянского королевства. Светская власть папы была уничтожена. В 1871 г. итальянский парламент принял закон о гарантиях, по которому папа был признан государем, но его владения ограничены Ватиканом; в духовной сфере за ним признана полная самостоятельность. Пий IX протестовал против занятия Рима, отказался признать новое правительство и принять короля, объявил себя "ватиканским пленником" и старался вызвать в Европе движение для восстановления папства в его прежнем виде. Сочувствие к папе не пошло, однако, дальше паломничеств в Рим с подарками папе и многочисленных депутаций по случаю 25-летнего юбилея его понтификата.

Таковы внешние обстоятельства, в которых существовала католическая церковь. 8 декабря 1854 года Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии. До тех пор папа устанавливал новые догматы не иначе, как через посредство собора; на этот раз он действовал лично от себя, и католическая церковь приняла новое учение. Это был определенный этап к принятию в дальнейшем догмата о папской непогрешимости. Теперь посмотрим, какие происходили внутренние перемены. В 1862 г. Пий IX торжественно канонизировал 23 японских мучеников, пострадавших еще в XVI в., а в 1864 г. немецкого иезуита Петра Конисского, в 1867 г. отпраздновал 1800-летний юбилей апостолов Петра и Павла. В 1864 г. он издал знаменитую энциклику и Силлабус, где осуждал все враждебные католицизму направления в жизни государства и общества, в философии и в науке.

В столь стесненных обстоятельствах папе понадобилось еще сильнее консолидировать церковь. Вот почему в 1867 г. он предложил на предварительное обсуждение кардиналов новое учение о папской непогрешимости, а в 1869 г. несмотря на сильную и почти повсеместную оппозицию открыл I-й Ватиканский собор.

29 июня 1868 г. папа Пий IX буллою созвал на 8 декабря 1869 в Ватиканский дворец вселенский собор, пригласив к участию в нем как епископов восточного вероисповедания, так и протестантов и прочих католиков, короче, — все христианство. В булле о цели созыва говорилось только в общих выражениях: очистить вероучение от вкравшихся в него заблуждений, восстановить строгое благочиние и дисциплину и тем спасти церковь и гражданское общество от угрожающих им зол. Собор заседал с 8 декабря 1869 по 20 октября 1870 г. в Риме. В результате работы собора было принят ряд важнейших догматов.

8-го декабря 1869 года открылись заседания собора в Ватикане. Участники собора приехали со всего мира. Из 1037 лиц, имевших право на участие в заседаниях собора, приехало 764. Важнейшим деянием собора должно было быть принятие догмата о папской непогрешимости. Решения собора вырабатывались в специальных комиссиях, а затем принимались на общих заседаниях. При этом формула "Собор, по правилам церкви собравшись во имя Святого Духа, постановляет" была заменена на другую: "Папа, с одобрения священного собора, постановляет". Общих заседаний было четыре: первое, 8 декабря 1869, посвящено было торжеству открытия; во 2-м, 6 января 1870, епископы, один за другим, объявили свое исповедание веры; в третьем, 21 апреля, приняты были новые постановления по вопросам вероучения, и в четвертом, 18 июля, была провозглашена непогрешимость папы. Собору предъявлены были сначала четыре проекта: в первом, "О вере", осуждались рационализм, пантеизм, материализм и атеизм, как важнейшие виды новейшего неверия; во 2-м, "О церковной дисциплине", определялись обязанности епископов; в 3-м шла речь о церкви и главенстве папы, в 4-м — о введении нового катехизиса, и лишь 6 марта, в виде приложения к третьей схеме, внесено было предложение о непогрешимости.

Из 692 находившихся в Риме епископов в голосовании по вопросу о непогрешимости участвовали 601. Из остальных 451 отвечали простым "да", 62 — условным "да", 88 — "нет". 15 июля явилась к Пию IX депутация от меньшинства и умоляла его избрать, по крайней мере, более мягкую форму для провозглашения догмата; при этом епископ Кеттелер припал даже к ногам папы. Но все было напрасно. 17 июля все отцы меньшинства уехали из Рима, оставив протест, в котором заявляли, что только из благоговейных чувств к св. отцу они не хотят сказать "нет" в публичном заседании. Затем в заседании 18 июля декрет о непогрешимости папы был принят большинством 533 голосов против двух. Буквально гласит он следующее: "С одобрения священного собора учим и постановляем мы, как Богом откровенный нам догмат, что римский папа, когда говорит ех cathedra, т. е. при отправлении своих обязанностей пастыря и учителя всех христиан, и на основании свыше дарованной ему апостольской власти, определяет учение, касающееся веры или нравов и обязательное для всей церкви, то обладает, в силу обещанной ему в лице св. Петра Божественной помощи, непогрешимостью, которую Божественный Искупитель даровал своей церкви. Вследствие этого постановления римского папы, по собственной присущей им силе и независимо от одобрения церкви, не подлежат никаким изменениям. Кто же дерзнет, чего Боже сохрани, возражать против сего нашего постановления, тот да будет предан проклятию и отлучению от церкви".

Начавшаяся франко-прусская война положила конец I-му Ватиканскому собору. 11 сентября, итальянские войска вступили в церковную область, а 21-го заняли Рим. Два месяца спустя после провозглашения непогрешимости папы его светской власти наступил конец. 20 октября папа отсрочил заседание собора, за отсутствием свободы, до более благоприятного времени. После этого собор так и не продолжил свою работу.

Пий IX отказался принять новое положение вещей. Он уединился в Ватикане и объявил себя узником. 1 ноября 1870 г. он отлучил от церкви «похитителей Рима». Дальше события развивались следующим образом. 13 мая 1871 г. итальянский парламент принял т.н. гарантийный закон, которым папа официально лишался светской власти. В то же самое время законом гарантировался суверенитет папы как главы церкви, неприкосновенность его личности. Пап имел право назначать итальянских епископов. За папой были закреплены 3 резиденции – Ватикан, Латеран и замок Гандольфо. В качестве материальной компенсации на содержание курии Пию IX было предложено 3225000 лир в год. В свою очередь папа отверг гарантийный закон, не признал итальянское государство и не принял материальной компенсации. Однако это не помешало королю объединенной Италии переехать в Рим и сделать своим дворцом папский дворец Квиринал. Общество в Италии оказалось расколотым на противников и сторонников папы.

К конфликтной ситуации в Италии добавился конфликт между католической церковью и государством в Германии, которой в ту пору управлял выдающийся политический деятель канцлер Отто Бисмарк. Идеалом для Бисмарка и связанных с ним национал-либералов было сильное централизованное государство. В католической церкви Бисмарк видел опасного и ненужного конкурента для государственной власти. Престиж, который был у правительства после завершения объединения Германии и разгрома Франции, а также неудачно сложившаяся для Ватикана ситуация в Италии были использованы Бисмарком для осуществления политики, направленной на ослабление позиций католической церкви в германском обществе. Первый антикатолический закон был принят в 1871 г., когда был распущен католический департамент в министерстве по делам просвещения и религии, орган, через который католики могли осуществлять свою политику. Далее последовал еще ряд законов. Группа немецких католиков, которые не приняли догмат о непогрешимости папы и образовали свою старокатолическую церковь, получила право на часть имущества католической церкви. Закрывались духовные учебные заведения, священниками могли стать лишь люди, получившие аттестат о среднем образовании и прослушавшие в течение трех лет лекции в одном из немецких университетов, духовенству запрещалось инспектировать школы. В 1872 г. из Германии были изгнаны иезуиты, в 1875 г. были распущены ордена, занимавшиеся милосердием и благотворительностью. Даже назначение клириков на церковные должности государство пыталось взять под свой контроль (т.н. «майские законы» 1875 г.), что свидетельствует о попытках выстроить свою национальную государственную церковь. Был принят закон об обязательной регистрации гражданского брака и праве государства на предоставление разводов. Государственная политика временами предпринимала характер гонений на христианство, например, когда священников в ряде мест сняли с их должностей за сопротивление культуркампфу и не разрешали другим священниками окормлять их приходы.

Политика «борьбы за культуру» встретила сильное сопротивление со стороны католиков и привела к их сплочению в Германии. Католики использовали и парламентское представительство для отстаивания своих прав. Ими была образована своя партия, партия центра.

Пий IX стремился отстаивать позиции католической церкви в Германии, объявив «майские законы» недействительными, но для взаимоотношения с германским правительством нужна была гибкость, которую Пий IX был не готов проявлять.

К концу 70-х гг. все более становилось ясно, что политика культуркампфа задыхается. Однако возможность урегулировать положение дел возникла только после смерти Пия IX.

Пий IX умер в 1878 г. Только через три года в Ватикане решились воплотить в жизнь волю покойного и похоронить его в церкви св. Лаврентия, вне стен Ватикана. Однако и в 1881 г. гробницу папы забросали камнями и едва не сбросили в Тибр. Так часть итальянского общества относилась к этому папе и его консервативной политике.

 

Папа Лев XIII.

После смерти Пия IX стало очевидно, что католической церкви нужен такой папа, который сможет вывести ее из той политической изоляции, в которой она оказалась вследствие политики прежних пап XIX в. Общее понимание этого вопроса по сути делало выбор нового папы очевидным. В результате уже на второй день заседания конклава кардиналов белый дым возвестил о том, что у католической церкви есть новый папа. Им стал епископ Перуджи кардинал Джоакино Печчи.

Джоакино Печчи происходил из богатой и знатной итальянской аристократической семьи. Его образованием руководили иезуиты. В итоге будущий папа получил неплохое образование и обладал великолепными умственными способностями и широким кругозором. В течение своей церковной деятельности он смог получил богатый опыт, который также будет способствовать его успешному понтификату.

Уже в 27-летнем возрасте Джоакино Печчи становится членом курии, а через год его назначают правителем Беневенто. С 1841 г. уже в сане архиепископа он возглавляет Перуджу, где борется с организацией «Молодая Италия». В 1843 г. он становится папским нунцием в Бельгии. Однако, вынужденный осуществлять в этой стране реакционную политику Рима, он был в 1848 г. отозван из Бельгии по просьбе бельгийского короля.

Джоакино Печчи возвращается в Перуджу, в которой пробудет еще целых 30 лет. Однако это вынужденное пребывание в итальянской провинции дало ему возможность научиться взаимодействию с обществом, в т.ч. в новых условиях после завершения объединения Италии. В 1853 г. его делают кардиналом, а в 1877 г. Пий IX возвращает его в курию, сделав кардиналом камерленго, т.е. кардиналом, управляющим имуществом папы. В этом звании его и застали выборы нового папы. В качестве кардинала камерленго Джоакимо Печчи в связи с тем, что Квиринал занят королем, предложил провести выборы папы в Сикстинской капелле, что и стало постоянной практикой вплоть до настоящего времени.

Став римским папой с именем Льва XIII в очень тяжелое для католической церкви, время Джоакимо Печчи, как его назовут «папа королей и глав государств», сделает все для него возможное для того, чтобы повысить, прежде всего, международный престиж католической церкви. Действительно ему многое удалось сделать в этом направлении путем пересмотра прежнего отношения Ватикана к буржуазным государствам и благодаря выдающимся дипломатическим способностям.

Новый папа, по преемству остававшийся «узником Ватикана, должен был постараться решить Ватиканский вопрос. Необходимо было также наладить отношения с главами других государств Европы и Америки, прежде всего, с Германией, где продолжалась политика культуркампфа.

Новые взгляды Ватикана на взаимоотношение церкви и государства были изложены в энциклике «Immortalle Dei», опубликованной в 1885 г. В ней заявлялось, что церковь не связана ни с какой формой государства. Государство и церковь суверенны каждая в своей области. Признавалось право человека на свободы и парламентскую демократию. Папа признавал и призывал католиков признать буржуазное государство и активно участвовать в общественной и государственной жизни. Следует отметить, что к тому моменту существенно меняется характер буржуазного государства. Это государство уже не носит прежней антирелигиозной направленности, а наоборот, в значительной степени заинтересовано к союзу с церковью, особенно, в виду усиливавшегося социалистического движения.

В тот момент правительство Германии, с одной стороны, в результате эффективной деятельности католической партии Центра, с другой – в результате нарастания в стране социалистического рабочего движения (в 1875 г. была создана Социалистическая рабочая партия Германии) искало возможности сближения с Ватиканом. В 1878 г. Лев XIII отвечает на рост социалистического движения очередной энцикликой, в которой, осуждает это движение, одобряя выступления властей против него. Германское правительство со своей стороны делает шаги навстречу Ватикану, постепенно отменяя с начала 80-х гг. прежние антицерковные законы. Этот процесс был ускорен в результате конфликта между Германией и Испанией по поводу Каролингских островов. Лев XIII по просьбе Бисмарка выступил третейским судьей в этом конфликте, а Бисмарк получил от папы орден Христа. В итоге к 1887 г. все законы культуркампфа были отменены.

Во Франции Лев XIII также поддержал республиканское правительство, призвав католиков поддержать республику. В 1885 г. поддержка французскому правительству выразилась в том, что Лев XIII запретил консервативно и монархически настроенному графу Альберту де Муну создавать католическую партию. Лев XIII также считал необходимым поддерживать дружеские контакты с царским правительством Российской империи.

Итальянский вопрос так решен и не был. Лев XIII считал возможным решить этот вопрос путем союзного вхождения возрожденного Церковного государства в значительно меньших, чем прежде, границах, в состав единого Итальянского государства. В этом вопросе он рассчитывал на дипломатическую помощь Германии и Австро-Венгрии, однако эти державы не захотели действенно поддержать Ватикан.

Дальнейший рост социалистического рабочего движения, в частности образование т.н. II Интернационала побудило Льва XIII существенно скорректировать свое отношение к рабочему движению. В 1891 г. была опубликована энциклика «Rerum novaum», в которой признавалось право рабочих на профессиональные объединения и борьбу за свои права и достойную оплату своего труда.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.047 с.)