Международно-правовой обычай: возникновение, юридическая природа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовой обычай: возникновение, юридическая природа.



Согласно ст. 38 Статута международного Суда ООН международный обычайэто доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Чтобы определенное правило поведения стало международным обычаем, оно должно соответствовать трем условиям:

1. длительности наличия повторения;

2. проявления в аналогичной ситуации;

3. согласие самих субъектов МП признавать такое правило поведения в качестве международного обычая.

Наличие обычной нормы может быть подтверждено заявлениями гос-в, судебными решениями, практикой.

Нужно отметить, что время формирования международного обычая под влиянием научно-технического прогресса неуклонно сокращается. Например, на признание свободы судоходства в качестве международного обычая потребовались века, на признание свободы прокладки подводных кабелей и трубопроводов потребовалось где-то 20-30 лет, а признание свободы исследования и использования космического пространства в качестве обычая сформировалось почти мгновенно. Особенно много международных обычаев действует в праве внешних сношений и в международном морском праве.ВСПОМНИМ вместе. В дипломатическом праве, в ММП. Причем обычаи иногда меняются.В конце 50-х г. США решили ввести новшества в приеме высоких гостей-король Саудовской Аравии, сейчас повсеместно и президент РФ встречает гостей в Георгиевском зале Кремля.

Специфика международного обычая заключается в том, что он не представляет собой официального документа, тем не менее он фиксируется во внешнеполитических документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке.

 

Сравнительная характеристика международного договора и обычая.

Международный договор и международный обычай имеют ряд общих черт: делаем таблицу:

1. договор и обычай образуются в результате взаимных действий субъектов международного права;

2. оба источника содержат правила поведения, имеющие обязательный характер для создавших их субъектов;

3. несоблюдение или нарушение договора и обычая ведет к идентичным правовым последствиям – прекращению их действия, возникновению требований об удовлетворении претензий и т.д.пример визит Г. канцлера ФРГ на Мадагаскар в 1986 г.

4. сходство подтверждается также единством механизмов их обеспечения. Доказательством является положение ст. 38 Статута Международного Суда ООН о том, что Суд использует на равных началах оба источника.

Различия между договором и обычаем:

1. различаются способы создания договора и обычая. Договор, как правило, возникает из активных действий субъектов; обычай возникает не только из активных, но и из молчаливых акций, отсутствия действия. Пример: обычай определения высотного предела воздушной границы гос-в; исторические заливы;

2. договор имеет четко выраженный во времени процесс создания, одобрения, вступления в силу, прекращение действия, то есть характеризуется наличием временного критерия.

Процесс становления обычая отслеживается с трудом; время его формирования может быть обозначено лишь приблизительно.

3. факт существования договора подтверждается ссылкой на текст документа; доказательством же существования обычая служит исключительно практика государств.

4. резкое различие существует в способах внешнего выражения договора и обычая; договор существует в письменной форме, обычай формально не существует.

5. договор подлежит толкованию в случае возникновения неясностей, разногласий при его применении, обычай не подлежит толкованию.

6. обычай, как правило, идет вслед за практикой, договор же не только фиксирует практику, но и создает таковую, что особенно важно для новых видов сотрудничества.

7. только с договором связан такой институт МП как кодификация.

 

5). Акты международных конференций и международных организаций.

Межд. Конференции созываются для решения политических, экономических, военных и иных проблем.В настоящее время ежегодно созывается 1000 К-й. М.К. не являются ММПО и субъектами МП. Любая К. имеет свои цели и задачи.Международные конференции бывают трех видов.

1. Конференция, созванная специально для разработки и принятия международного договора, которая завершается одобрением резолюцией или иного акта о принятии договора и открытии его для подписания государствами. В данном случае источником становится договор как результат действий государств по его подписанию, ратификации, введению в действие. В качестве примеров можно привести Конференцию Объединенных Наций в Сан-Франциско в апреле-июне 1945 года, которая завершилась принятием Устава ООН; первую конференцию ООН по кодификации международного морского права в Женеве 1958 года, которая завершилась принятием четырех конвенций; третью конференцию ООН по морскому праву (1973-1982 гг.), которая завершилась принятием 10 декабря 1982 года Конвенции ООН по морскому праву и др.

2. Конференция посвящается проверке состояния выполнения уже действующего многостороннего договора, причем, ее задача ограничивается заслушиванием информации, контрольными функциями и формулированием рекомендаций государствам. Пример: на основании Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года подобные конференции проводятся каждые 5 лет; аналогично предусмотрено Конв-й о запрете химического оружия.

3. Конференция посвящается рассмотрению и решению новых проблем и завершается принятием итогового документа, содержащего общий обзор ситуации, рекомендации государствам-участникам, разработки новых правил взаимоотношений государств. Пример: Потсдамская (Берлинская) конференция руководителей СССР, США и Великобритании (17 июля – 2 августа 1945 года), которая завершилась подписанием Протокола и Сообщения о конференции. В Протоколе были зафиксированы предписания относительно обращения с Германией, территориальных вопросов, ответственности главных военных преступников;в 1995 г.состоялся 9-й Конгресс ООН по предупреждению преступности обращению с правонарушителями.

В литературе существует дискуссия по поводу того, признавать ли акты СБСЕ-ОБСЕ источниками международного права. На наш взгляд, нельзя игнорировать реальных юридических предписаний, нормативных формулировок, имеющих форму долженствования, предусмотренных мер контроля за соблюдением согласованных мер, инспекций, закрепленных в этих актах таким образом, что не остается сомнений в признании их юридической силы, а это – свидетельство статуса этих актов как источников МП.

 

Акты ММПО и М-х органов.

Статус актов ММПО определяется их уставами. Так, Генеральная Ассамблея ООН уполномочена «делать рекомендации» (ст. 10-11 Устава ООН), а Совет Безопасности принимает решения, связанные с его правоприменительной деятельностью. Обязательны к исполнению всеми государствами – членами ООН резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, касающиеся бюджетно-финансовых вопросов ООН и внутренней структуры ООН. Объединения ФРГ и ГДР в одно государство, распад СССР, Югославии и Чехословакии с образованием новых государств – членов ООН привело к повышению расходов ООН и перераспределению бюджета ООН по соответствующей резолюции ГА ООН, выполнять которую должны все государства – члены ООН.

Нормативных характер имеют и резолюции Совета Безопасности ООН, особенно касающиеся действий в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии. Такие резолюции обязательны к исполнению для всех государств, всего мирового сообщества. Нормативный характер имеют, в частности, резолюция № 827 от 25 мая 1993 года, которой был учрежден Международный трибунал по бывшей Югославии и, соответственно, утвержден Устав международного уголовного трибунала по Югославии; резолюцией № 955 от 8 ноября 1994 года Совет Безопасности учредил Международный трибунал по Руанде и утвердил для этого Устав Международного уголовного трибунала по Руанде.

В нормотворческом процессе активно участвуют и специализированные учреждения ООН (Международная организация труда(МОТ), Международная морская организация(ИМО), Международная организация гражданской авиации(ИКАО), ВОЗ и т.д.), разрабатывающие конвенции, технические правила, международные нормы и стандарты, которые становятся источниками МП.

Такие международные органы как Международный трибунал по МП, Международный орган по морскому дну, арбитраж разрабатывают и принимают свои собственные правила и процедуры нормативного характера, которые регулируют внутреннюю деятельность этих органов и ММПО, их взаимоотношения с государствами и другими субъектами МП, в том числе, и нормы процессуального характера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.005 с.)