Физическое развитие явл-ся одним из ведущих показателей состояния здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое развитие явл-ся одним из ведущих показателей состояния здоровья



Оценка физического развития детей и подростков явл-ся одним из 5 обязательных критерией здоровья. Данный критерий в обязательном порядке применяется в любых программах изучения состояния здоровья детского населения (от массовых профилактических до анализа отдельных патологических состояний)

 

Детальная оценка показателей, характеризующих физическое развитие, производится при углубленных медицинских осмотрах детей с участием врачей-специалистов в определенные возрастные периоды

 

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков – неотъемлемая часть работы врача любого детского учреждения (детские ясли, сады, школы, школы-интернаты и др)

 

В процессе многочисленных физиолого-гигиенических исследований установлено, что показатели физического развития:

· определяют запас физических сил ребенка

· явл-ся критерием нормальности процессов роста и формиров-я детского организма на каждом возрастном отрезке его жизни

 

Термин «физическое развитие» отражает динамику процесса!

Под физическим развитием понимается не моментальная хар-ка состояния (развития), а процесс обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма

 

Кучма:

«Физическое развитие ребенка в каждый период жизни – это комплекс морфо-ф-циональных свойств, характеризующих возраст достигнуто биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) детского организма»

 

Перечень действующих нормативных документов:

Ø приказ МЗ №387 от 10.04.81 г. «О мерах по совершенствованию медико-санитарной помощи подросткам»

Ø Методические рекомендации оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ от 17.03.1996 г. № 01-19/31-17

Ø Приказ МЗ №154 от 05.05.99 г. «О совершенствовании медицинской помщи детям подросткового возраста»

Ø Постановление Правительства РФ №916 от 29 декабря 2001 г. «Об общероссийской истеме мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»

Ø Приказ Министерства образования Российской Федерации №867 от 15.03.2002 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»

 

Обязательные сроки проведения оценки физического развития детей и подростков:

ü Начиная с момента рождения, затем при выписке из родильного дома, в первые 3 дня после выписки, на 20 день на дому (патронажное обследование)

ü С 1 мес жизни – в поликлинике ежемесячно на протяжении первого года

ü 1 раз в квартал на II году жизни, 2 раза в год – на III, и затем 1 раз в год в ворасте 4-6 лет

ü Перед поступлением в школу

ü В определенных «дектетированных классах» - 1,4,7,9 (1,5,8,10)

 

Приказ МЗ №387 от 10.04.81 «О мерах по совершенствоваию медико-санитарной помощи подросткам»

Методы изучения физического развития

Индивидуальный метод

Обследование конкретного ребенка однократно или в динамике нескольких лет с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфо-ф-ционального состояния с использованием соответствующих оценочнх таблиц

Генерализующий метод

Одномоментное обследование больших групп детей с целью разработки региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидульной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории. Антропометрические данные собранные генерализующим методом, используются в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов детской и школьной мебели, оборудования мастерских, обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и др.предметов детского обихода

 

Для комплексного изучения и характеристики физического развития детей и подростков используются следующие группы признаков:

 

соматометрические соматоскопические физиометрические
- длина тела (рост) - масса тела (вес) - окружность грудной клетки, бедер, талии, головы - телосложение (костяк, форма грудной клетки) - состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек - степень развития подкожно-жирового слоя - состояние опорно-двигательного аппарата (позвоночник, форма ног, форма стопы) - степень полового развития (степень развития вторичных половых признаков) - жизненная емкость легких - мышечная сила - частота пульса - величина АД
  Оценка осанки, типы осанки: · нормальная · сколиотическая · круглая спина (кифоз) · кругло-вогнутая спина (лордоз) · плоская
  Оценка плантограммы На полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутренней поверхности стопы. Из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы. Затем вычисляют процентное отношение той части перпендикуляра, к-рая прошла через отпечаток, ко всей длине. Если перешеек составляет до 50% - стопа оценивается как сводчатая, нормальная (а). В случае – 50-60% - стопа уплощенная (б). И, наконец, если отношение >60%, речь идет о выраженном плоскостопии (в).  

 

Методы оценки физического развития:

· методом сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития

· методом параметического анализа по шкалам регрессии (скрининг-программа и метод комплексной оценки)

· с помощью непараметрических методов (центильный метод)

 

Методологические аспекты

· для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых детей различных возрастно-половых групп. Полученные средние величины явл-ся стандартами физического развития соответствующих групп детского населения

· чтобы полученные данные были приняты за стандарт, они должны отвечать определенным требованиям

 

 

Основные требования, предъявляемые к стандартам физического развития

1. Стандарты физического развития должны быть региональными

2. Статистическая совокупность должна быть репрезентативна, поэтому каждая возрастно-половая группа должна быть представлена не менее чем 100 детьми (единицами наблюдения)

3. Статистическая совокупность должна быть однородна по полу, возрасту (с учетом гетероморфности, гетерохронности и полового диморфизма физического развития), этнической принадлежности (так как в физическом развитии народностей и наций имеются значимые различия), месту проживания (из-за возможного влияния биогеохимических провинций на физическое развитие) и состоянию здоровья

4. Из группы наблюденя должны быть исключены все случаи «неоднородности» по состоянию здоровья: дети, имеющие хронические заболевания, протекающие с интоксикацией (туберкулез, ревматизм и т д), серьезные нарушения в деятельности органов и систем организма (врожденные порои сердца), последствия полиомиелита, костного туберкулеза, травм нервной системы и опорно-двигательного аппарата и т д), эндокринные заболевания. При разработке материалов обследования детей раннего возраста исключаю детей с выраженным рахитов, гипотрофией, недоношенных, двойни.

5. После формирования однородной и репрезентативной статистической совокупности должна применяться единая методичка обследования, измерения, обработки и анализа данных

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.009 с.)