ТГП в системе юридических и иных общественных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТГП в системе юридических и иных общественных наук



Объект и предмет ТГП

ТГП - это одна из наук, изучающих определенные реальные явления.

Наука - система знаний, форма человеческой деятельности, научная дисциплина, ее интересует изучение реально существующих объектов, обозначающих конкретную отрасль знаний (например, частное право, философию и др.).

Чем занимается наука? На этот вопрос помогает ответить такие понятия, как объект и предмет науки.

Объект ТГП (более широкое понятие, чем предмет) - та часть окружающей действительности, входящую в сферу научных интересов и исследований данной науки.

Объектом выступает ГП или государственно-правовые явления, государственно-организованное общество и право. ГП выступает объектом изучения не только юридических наук, но и других.

Существует 3 точки зрения деления наук по объекту изучения:

· естественные;

· технические;

· гуманитарные.

При познании любой науки большую роль играет мнение ученого. Цель - познать сущность изучаемой науки, поэтому цель предметом науки являться не может. По мере развития происходит уточнение и пересмотрение предмета и объекта отрасли знаний.

Предмет ТГП – та часть объекта, которую изучает только данная наука.

Предметом являются общие (которым подчиняются и государство и право) и специфические (присущие либо государству, либо праву) закономерности возникновения, развития и функционирования ГП, закономерности самой общетеоретической науки ТГП.

 

Методология ТГП

Методы изучения любой науки не создаются отдельными учеными, а формируются со временем.

Методология -совокупность (система) способов, принципов, методов, средств научного познания.

Содержание методологии зависит от объекта и предмета познания, и от уровня развития изучаемой науки. Чем выше уровень развития науки, тем более богата и совершенна используемая ей методология.

Основной метод, используемый ТГП - классификация, она должна проводиться на определенном основании (логически обоснованно). Методы и способы (в зависимости от сферы использования и этапа познания) делятся на:

1. общенаучные;

2. межотраслевые (междисциплинарные);

3. частнонаучные.

 

Общенаучные методы – это такие методы, которые используются или могут быть использованы любой наукой на любом этапе научного познания.

В общенаучные методы входят:

-принципы

-законы

-категории материалистической диалектики (определенное мировоззрение исследователя, следовательно, есть определенная возможность использования остальных методов)

 

Принципы диалектики материалистического познания:

1) ГП представляется как продукт развития человеческого общества (не признается принцип божественного возникновения человека

2) Хотя государственно-правовые явления порождены естественным ходом общественного развития, ГП обладают относительной самостоятельностью по отношению к породившему их обществу. Эти феномены воздействуют на общество.

Принципы, определяющие диалектический подход к ГП:

1)всесторонности, т.е. государственно-правовые явления нужно рассматривать со всех сторон (выявление связей между ГП, характеристика всех граней этих явлений)

2) требует, чтобы ГП рассматривали в развитии (т.к. это меняющиеся явления)

3) требует, чтобы явления рассматривали как противоречивые.

Всеобщие диалектические законы:

1) Единства и борьбы противоположностей (выявляет причины развития государственно-правовых явлений)

2) Перехода количественных изменений в качественные (выявляет механизмы изменения ГП, изменения происходят постепенно, эволюционным путём. В течение эволюции происходит качественный скачок. Качественные изменения возможны только при накоплении определённого количества знаний (или для этого накоплены предпосылки)).

3) Закон отрицания отрицания (выявляет, что происходит в результате качественных изменений ГП, т. е. выясняет, что происходит в результате перехода на новый уровень развития - на каждом новом этапе ГП сохраняет лучшее, следовательно, всегда существует преемственная связь).

Категории в диалектико-материалистическом методе:

· сущность;

· явление;

· причина;

· следствие;

· система;

· содержание;

· форма.

Другие методы: наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез, системный метод, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.

 

Значение ТГП заключается в том, что она позволяет нам выяснить причину возникновения и развития ГП, которой является противоречия их сущности. Познать сущность ГП, как и любого другого объекта, значит познать их противоречия. Также ТГП помогает познать механизм развития ГП, состоящий в накоплении новых признаков, которые достигают определенной грани, скачкообразными изменениями переходя с одного этапа на другой. Данный процесс называется социальной революцией, он достаточно длителен и начинается в первую очередь в экономике – происходят диалектические изменения, которые присущи ГП. Социальную революцию можно считать диалектическим скачком. Именно ТГП может показать, что произойдет в результате диалектического скачка, когда ГП переходят на новую ступень развития, сохраняя ценности предыдущего этапа.

 

Межотраслевые - это такие методы, которые используются или могут быть использованы несколькими науками на нескольких этапах научного познания.

Межотраслевые методы (методы конкретных социологических исследований):

1) опрос;

2) интервьюирование;

3) анкетирование и т.д.

 

Частнонаучные (специальные) - это такие методы, которые используются только или преимущественно только данной наукой, как правило, на данном этапе научного познания.

Частнонаучные методы:

· формально-юридический (догматический, формально-догматический) - включает в себя способы, приемы, правила толкования, анализа структуры юридических норм.

· сравнительного правоведения и сравнительного государство ведения – представление о сущности государственно-правовых явлений путем сопоставления их друг с другом

 

Основные черты и функции

Черты ТГП:

1) общественная наука (занимается познанием различных сторон общественной жизни);

2) наука имеет комплексный характер (политико-юридическая). Предметом изучения являются два взаимосвязанных, но самостоятельных явления: политическое (государство) и юридическое (право).

ТГП молодая наука, родившаяся в начале ХХ века из общей ТГ и общей ТП (вызвано потребностями 20-х гг. ХХ в. - становлением тоталитарного режима);

3) фундаментальная наука (та, которая исследует общие, универсальные закономерности каких – либо объектов, не фиксируется на отдельных отраслях);

4) методологическая наука (разрабатывает системы средств, методов, принципов познания государственно-правовых явлений, которые применяются другими юридическими и не только юридическими науками).

Функции ТГП:

1) познавательная (теоретико-познавательная, гносеологическая, когнитивная) - получение знаний о закономерностях возникновения, развития, которым подчиняются юридические науки;

2) прикладная (практическая) - вырабатывает научные рекомендации по совершенствованию политической и правовой системы. Любая наука стремится не только познать, но и применить эти знания на практике. Субъектами политической системы не могут быть человеческие коллективы, не связанные с захватом власти или ее изменением;

3) методологическая (вырабатывает систему средств, методов, способов познания, которые применяются другими науками при рассмотрении ТГП);

4) идеологическая (формирование у людей, изучающих ТГП, усваивающего особого юридического мировоззрения, которое базируется на ценностях: свобода, юридическое равенство, права и свободы человека и гражданина).

Теория государства и права – это общественная наука, которая представляет собой систему обобщенных теоретических знаний о закономерностях государства и права, способах их познания и формах их научного закрепления.

 

Структура

Структура ТГП - упорядоченные знания о ТГП. Рассматривается две точки зрения на структуру ТГП:

1. Знания делятся на группы по непосредственному предмету изучения, который охватывает эта область науки. Можно выделить три блока знаний:

-общая ТГ (занимается группировкой знаний об общих и специфических закономерностях государства и политических явлений)

-общая ТП (объединяет знания об общих и специфических закономерностях права, юридических явлений)

-науковедческие вопросы ТГП (формирование знаний о науке ТГП)

2. Знания делятся на группы в зависимости от методологии, используемой в изучении. По этому принципу знания делят на три группы:

-философия ГП (знания о сущности ГП, полученные на основе применяемых общенаучных методов и материалистической диалектики)

-социология ГП (знания о реальном фактическом функционировании государственно-правовых явлений, полученных на основе межотраслевых методов исследования)

-институциональная ТГ и институциональная ТП («догма права»): группировка знаний о системе юридических норм и системе органов государственной власти, получаемых от таких методов как формально-юридический метод и метод сравнительного государство- и правоведения.

В каждой науке выделяют блоки знаний:

1) факты

2) категории

3) закономерности (базируется на фактах, описывается с помощью категорий)

4) концепции, теории

 

Первичное появление ГП

В зависимости от источников, закрепляющих юридические нормы:

-Права в виде санкционированных обычаев

-Права в виде судебных прецедентов

-Права в виде нормативно правовых актов

-Права путем заключения нормативных договоров

 

Пути формирования государственности:

-финский

-римский

-германский

Пути формирования государственности по мнению П.И. Спиридонова:

-аристократический

-плутократический

-военный

 

Вторичное пути появление ГП:

1)ГП возникают в результате завоевания народом, не знавшим ГП, другого народа, государственно-организованного и имеющего правовую систему. Чтобы иметь возможность управлять им, завоеватели приспосабливались, заимствуя элементы ГП (например, государство у германцев);

2)ГП создаются колонизаторами у колонизированных народов, у которых ГП до того момента отсутствует.

 

 

Тема 3.

 

Понятие государства.

 

1. Краткая характеристика различных подходов к понятию субстрата Г

2. Признаки Г

3. Сущность и функции Г

4. Форма Г (форма политического режима, форма правления, государственного устройства)

5. Понятие легитимности государственной власти. Ее виды.

6. Государственный аппарат: понятия, элементы, структура. Принципы организации государственного аппарата.

 

Признаки Г

 

Для характеристики признаков нужно определить способ их обнаружения, потому любой признак является результатом сравнения.

Признаки зависят от объекта сравнения:

· с первобытным обществом;

· Г с др. Г;

· с иными организациями в обществе (политические организации, политические партии, политические движения и т. д.).

 

Признаки делят на:

· существенные (необходимые, внутренние);

· несущественные (приходящие, скоротечные).

Подразделяются по степени общности:

· общие (есть во всех случаях);

· специфические (свойственны только данному объекту).

Нас интересуют только существенные признаки и специальные.

В сравнении государства с первобытным обществом:

1. Наличие особой публичной власти, не совпадающей с населением (государственного аппарата);

2. Территориальный принцип организации власти и населения (территория Г подразделяется на части без учета принципа кровного родства у проживающего на данной территории населения), Таким образом, происходит организация наиболее эффективного государственного управления;

3. Наличие налоговой системы. Налоги - материальные средства, которые в обязательном порядке взимающиеся с населения, для обеспечения функционирования Г Налоги обеспечивают работу государственного аппарата, а также идут на материальное обеспечение функций государственного аппарата. Налоги являются только частью прибавочного продукта, изымаемого у населения; в первобытном обществе не было прибавочного продукта, весь продукт – цельный;

4. Наличие юридического права. Право - особая система норм и принципов, с помощью которых осуществляется управление социально-неоднородным дифференцируемым обществом с несовпадающими интересами на основе согласования конкурирующих интересов.

 

В сравнении государства с другими Г:

1. Присуще все 4 вышеуказанных признака сравнения

2. Наличие собственной территории (земли), на которой распространяется власть данной страны.

3. Наличие собственного населения, которое постоянно проживает на территории данного Г и каждый представитель этого населения постоянно находится с Г в устойчивой (политико-юридической) связи, называемой гражданством (подданством)

4. Наличие национального суверенитета (верховное (неотъемлемое) право населения данной страны в самостоятельном выборе формы своего экономического, социального и политического самоопределения независимо от воли населения других стран). Независимость данного Г во взаимоотношениях с другим Г. - единственный случай ликвидации независимости (покорение другой страной).

 

Вывод: 1 подход (узкий: субстрат – часть человеческого общества, которое занимается профессиональным управлением) является ошибочным, потому что наличие госаппарата это один из признаков Г. 2 и 3 подходы тождественны, только тогда когда мы понимаем под обществом конкретный народ. Следовательно, эти подходы считаются правильными, но характеризуют Г только с одной стороны.

 

В сравнении с иными организациями:

1. Г - некая территориальная организация, также как, например, какая-либо партия, действующая на территории страны;

2. Г - налоги, организации - членские взносы

3. Г - вооруженные силы, универсальная организация (особенно нелегальные) - создание похожих вооруженных отрядов людей, которые ведут боевые действия против государственных сил

4. Г - охватывает всех без исключения лиц (не только граждан или подданных, но и других находящихся на территории, а также созданные ими организации)

5. Г – государственный суверенитет, который проявляется как верховенство решений по отношению ко всем иным видам социальной власти внутри территории страны, т.е. решения обладают приоритетом ко всем иным решениям организаций. Верховенство государственной власти внутри страны является проявлением народного суверенитета. Народный суверенитет – верховенство воли народа, при решении любых вопросов государственной жизни.

Сущность и функции Г

 

Сущность вообще с точки зрения философии – совокупность всех необходимых внутренних сторон и связей объектов, взятых в их естественной взаимозависимости. Те стороны, без которых объект существовать не может, называются внутренними.

Согласно диалектико-материалистическому подходу сущность Г – главные, основные стороны управления внешними проявлениями объекта. Также ее можно определить и как то, что наиболее устойчиво и стабильно в объекте, но, несмотря на это сущность может развиваться, так как развивается сам объект. Познать сущность объекта, значит выявить те противоположные стороны, которые он содержит.

Традиционно сущность Г связывают с тем, чьи интересы оно выражает, его социальной направленностью. Среди различных подходов к сущности Г наиболее распространенными можно считать:

- теологический (сущность Г есть выражение божественной воли, его содержание зависит от религиозных конфессий, хотя большинство представлений совпадают: власть от Бога дана правителю, она вечна, все решения беспрекословно выполняются, правомерно насилие).

- классовый подход (сущность Г усматривается в том, что оно всегда выражает интересы экономически и политически господствующего класса).

- общесоциальный (противоположность классовому подходу: Г - выразитель общих интересов, всех социальных групп, любого отдельного индивида).

- расовый (национальный) (Г - выразитель интересов той или иной нации (расы), которой позволяется в приоритетном порядке решать все ее вопросы).

- диалектико-материалистический (Г – феномен, противоречивый и не может быть сведен к одной из сторон своего содержания. В сущности, любое Г (в независимости от этапа развития, исторического периода) всегда представляет две противоположных конкурирующих между собой, но не отделимых друг от друга групп интересов. Доминируют интересы господствующих групп населения. С другой стороны в Г всегда присутствуют интересы обще-социальные (общие для всех групп населения). То есть результат взаимодействия групповых и обще-социальных интересов в деятельности Г - сущность Г. Так как Г развивается, то результат неодинаков и зависит от конкретных исторических условий, в которых существует (конкурируют) Г).

Этот подход является наиболее адекватным, по мнению многих ученых.

 

Функции Г -основное направление его деятельности, в которых непосредственно выражается его сущность

Признаки (особенности) функций Г:

1. Наиболее устойчивые направления его деятельности в сферах государственной жизни;

2. Направлены всегда на решения наиболее важных задач, стоящих перед Г;

3. При реализации могут быть использованы особые властно-принудительные средства и методы воздействия.

 

Классификацию функций проводят по нескольким основаниям:

- по продолжительности их действия:

1. постоянные (реализуются Г на протяжении всего времени его существования). Например, охрана правопорядка;

2. временные (реализуются Г лишь на отдельных этапах его развития). Например, функция ведение войн с целью захвата рабов.

- по территории их реализации:

1. внутренние функции (в пределах территории Г). Например, функция обеспечения поиска социального компромисса;

2. внешние (реализуются с помощью взаимодействия с другими Г; на международной арене). Например, функция поддержания мирового порядка, функция сотрудничества с другими странами, оборонительная функция.

- по сферам действия:

1. экономические (в экономической сфере);

2. социальные (в социальной сфере);

3. политические (в кратосфере);

4. идеологические (в духовной сфере).

- в зависимости от основного способа реализации:

1. правотворческая (законодательная) – создание, установление юридических норм;

2. исполнительная (исполнительно-распорядительная) – заключается в управлении конкретными общественными отношениями на основе норм права;

3. судебная (правоохранительная) – заключается в разрешение юридических споров, которые возникают между участниками правоотношений: функция по защите прав и свобод субъектов правоотношений.

- по характеру выражения интересов

1. групповые (классовые) - преимущественно выражается классовая составляющая сущности Г. Например, подавление классовых противоречий;

2. обще-социальные – выражаются интересы всех слоев населения. Например, функция достижения социального компромисса.

 

Но существует еще одна классификация, где функции Г делят на основные и не основные.

Ученые считают, что нет логического основания для этого деления. Автором его является Сталин.

Если проанализировать функции Г то встречаются и те, которым Г уделяет больше внимания, чем другим в зависимости от ситуации в стране.

Большую часть функций реализует госаппарат через функцию организации гос. власти. Они частично совпадают, так как функции госаппарата реализуются всеми звеньями, а отдельные органы госаппарата могут использовать их, что не влечет за собой исчезновения функций Г.

 

4. Форма Г (форма политического режима, форма правления, государственного устройства)

 

Форма Г – способ организации и осуществления государственной власти, которая проявляется во взаимосвязи трех элементов:

· политического режима;

· форма правления;

· форма государственного устройства.

Описать форму Г – это значит описать форму правления и форму государственного устройства.

Все определения Г можно свести к функциям государственной власти.

В понятие функций Г может включаться понятие политической динамики (характер политики на международной арене).

Определяющим элементом можно считать политический режим каков характер политического режима, такова и форма правления, и государственного устройства. Политический режим обозначают особым термином «внутренняя форма Г», а остальные элементы - «внешняя форма Г».

Политический режим – совокупность средств, способов, методов реализации государственной власти, а также показывает состояние общественных отношений, т. е. результат, достигнутый при использовании средств, способов, методов..

В зависимости от того, какие интересы доминируют в деятельности государства, политические режимы делятся на:

1. демократические;

2. недемократические.

Демократический режим - это либо когда в деятельности Г преобладают обще-социальные интересы, либо когда общие интересы находятся в гармоническом равновесии с классовыми

 

Признаки демократического режима:

1. реальное участие народа в формировании органов государственной власти и в определении основ проводимой ими политики. Данный признак осуществляется:

-через процедуру выборов

-через институт референдумов

-через политические партии и организации

2. реальность и гарантированность прав и свобод человека и гражданина (не только закреплены юридически, но и обладатели прав и свобод могут реализовывать их на практике). Г создает материальную, организационную, идеологическую базу для реализации прав, также преследует нарушителя, назначает ответственность.

3. связанность госаппарата правом (при принятии решений госаппарат опирается на право, действует в тех рамках, в которых установлены режимы)

4. государственная политика направлена на решение противоречий между конкурирующими социальными группами путем поиска компромисса.

 

Недемократический режим – режим, который формируется и устанавливается в результате преобладании в деятельности Г групповых, классовых интересов в ущерб функциям обще-социальным.

 

Признаки:

1. оторванность госаппарата от народа, который лишен возможности реально участвовать в процессе формирования органов Г власти и в определенных направлениях проводимой им политики

2. незащищенность населения от произвола со стороны представителей Г

3. широкое использование мер психологического и физического принуждения при осуществлении Г функций

4. навязывание госаппаратом воли определенного класса (социальной группы).

 

Все политические режимы делят на два вида в зависимости от этапа развития Г: добуржуазные и буржуазные (современные).

Современные демократические режимы в свою очередь делят в зависимости от степени развитости на развитые демократические режимы (собственно-демократические), которые полностью реализуют все демократические принципы и неразвитые (либеральные), которые обеспечивают реализацию только части принципов, остальные же по тем или иным причинам оказываются не реализованными.

Современные недемократические режимы делят по уровню или степени недемократичности (жестокости) на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарные режимы самые жестокие из современных, для них характерно:

1. Полный всеобъемлющий (тоталитарный) контроль со стороны органов государственной власти над всеми сферами общественной жизни (в том числе там такими, в которых такой контроль является вредным). Следовательно, все сферы жестко регламентированы, а управление централизовано;

2. Наличие единой общеобязательной, официальной государственной идеологии, в центре которой находится заведомо недостижимая, утопическая сверхцель. Например, построение светлого будущего, создание мировой империи. Именно наличие такой цели объясняет вечность значения тоталитарного режима. Тягчайшим преступлением считается несогласие с идеологией;

3. Наличие одной правящей политической организации (как правило – политическая партия или официальное признание ведущей роли какой-то единственной политической организации, если в Г признается многопартийность). Следовательно, происходит сращивание партийного аппарата с государственным (фактически, но не юридически). Госаппарат утрачивает роль официального выразителя суверенитета;

4. Систематическое, массовое применение репрессий по отношению к населению (не только к противникам и к сторонникам политического режима, но и ко всем). Из этого возникает атмосфера всеобщего страха перед органами гос. власти.

 

Авторитарный режим более мягкий в сравнении с тоталитарным:

1. Существует такие сферы общественной жизни, которые свободны (либо относительно свободны) от вмешательства государственной власти в сферы деятельности (экономическую, сферу межличностных отношений), т.е. не всеобщий контроль;

2. отсутствие единой общеобязательной государственной идеологии;

3. Репрессии используются лишь в отношении противников режима (носят избирательный характер).

 

В чистом виде в реальной действительности не один из этих режимов не встречается (только преобладание какого-либо одного в пересечении нескольких).

 

Форма правления – способ формирования высших органов государственной власти, порядок их взаимоотношений между собой и с населением.

Выделяют две группы: классические ( складывание с момента зарождения Г и существующие до начала ХХ века), нетипичные (являются продолжением деятельности людей в ХХ веке и существуют в настоящее время).

Классические - это монархии и республики. Критерием такого их подразделения служит правовой статус главы Г.

Монархия – форма правления, при которой во главе Г находится единоличный пожизненный правитель, получивший свои полномочия, как правило в порядке наследования.

Признаки:

· Наличие единоличного правителя Г, который осуществляет свои полномочия пожизненно

· Монах приобретает свои полномочия в порядке наследования

· монарх не несет юридической ответственности за свои действия как глава Г. Ответственность несет орган, подготовивший решение.

 

Монархии делят по объему полномочий монарха на абсолютную (в руках главы Г все верховные государственные полномочия, он не делит их с другими государственными органами. Но не вся верховная власть принадлежит ему, а лишь верховные полномочия – Саудовская Аравия) и ограниченную монархию (глава Г делит верховные государственные полномочия с иными органами государственной власти - с парламентом).

В свою очередь ограниченные монархии различают двух видов по объему полномочий монарха:

- номинальная (конституционная) - монарх является формальной главой Г, не имеющим никаких реальных верховных государственных полномочий (Англия);

- дуалистическая - монарху принадлежит верховная исполнительная власть (или судебная власть), но законодательная власть отдается в руки парламента.

 

Республика - это форма правления, при которой во главе Г находится выборный орган (единоличный или коллегиальный), представители которого избираются на определенный срок населением.

Признаки:

· выборность главы Г населением или коллегией выборщиков (США);

· срочность полномочий лиц, осуществляющих функции главы Г;

· глава Г несет юридическую ответственность за принимаемые им решения.

Республики делят по порядку формирования и степени ответственности правительства на президентские (правительство формируется президентом и правительство несет ответственность перед ним за свою деятельность) и парламентские (правительство формируется парламентом и правительство отвечает за последствия своей деятельности перед ним).

Наличие или отсутствие принципа разделения власти не является признаком республики.

Нетипичные формы правления возникают, т.к. классовые имеют некоторые недостатки.

Смешенные республики – такие республики, которые формируются в середине XX века и сочетают в себе элементы различных классических форм правления.

Причины возникновения неклассовых форм:

1. классические формы имеют целый ряд недостатков

-в президентской республике существует тяготение к установлению тоталитарного режима, концентрации власти в одних руках

-в парламентской республике возможна необоснованно частая смена правительств (кризис власти, следовательно, возникают проблемы с управляемостью)

-при монархической форме правления, в случае смерти монарха и отсутствии законного наследника, возможен политический кризис, гражданская война в условиях борьбы за трон

2. в современных условиях необходимо обеспечить максимально эффективное взаимодействие между звеньями государственного аппарата. И неклассовые формы позволяют этого достичь

3. начинается процесс экспансии. Распространение европейских политических ценностей (выборность и периодическую сменяемость состава высших органов государственной власти) на территории, где они раньше не признавались

 

Конфедерация - союз суверенных Г, созданный для реализации конкретных целей военного или политического характера. Государства, входящие в состав конфедерации имеют право свободного выхода из нее в любое время.

 

Понятие права.

1. Краткая характеристика основных подходов к понятию субстрата права

2. Признаки права

3. Сущность права

4. Принципы действия права

5. Источники (формы выражения) норм права

6. Функции права

 

Узкие взгляды

I. Нормативный подход

Субстрат права – система юридических норм.

Юридические нормы – это общеобязательные формально-определенные, установленные и гарантированные органом государственной власти правила поведения.

Аргумент «за»:

1. характеризует право как регулятор общественных отношений (человеческого поведения) - главная ценность права;

  1. правильно отмечается неразрывную связь права с деятельностью органов государственной власти;
  2. является самым простым типом для уяснения (понимания) среди существующих типов.

Аргумент «против»:

1. не учитывает то что исторически нормы права возникли позднее, чем правоотношения и правосознание;

  1. не все юридические нормы являются правовыми, есть те, которые являются антиподом права, но юридически закрепленными;

3. не учитывается то, что среди юридических норм есть и такие, которые невозможно реализовать на практике;

4. не упоминает, что правосознание не только предшествовало юридическим нормам, но и оказало решающее влияние на реализацию этих норм. В результате деятельности правосознания они могут реализовываться противоположно, чем предполагалось при их создании.

 

II. Социологический тип

Субстрат права – система правоотношений.

Правоотношения – это не правила поведения, это реальное взаимодействие между субъектами, обладающими юридическим правом и обязанностями.

Аргумент «за»:

1. показывает, что исторически правоотношения - это самая первая форма возникновения права;

  1. подход совершенно правильно отмечает то, что правоотношения появляются раньше, чем юридические нормы;
  2. правоотношения являются главным показателем наличия права в действительности.

Аргумент «против»:

1. если признать, что субстрат пава - это правоотношения, то, следовательно, нельзя считать право регулятором правоотношений, т.к. правоотношения сами нуждаются в регулировке;

  1. хотя исторически правоотношения возникают раньше, чем юридические нормы, но существуют и такие, которые могут возникнуть только на основе юридических норм;
  2. среди правоотношений могут существовать и деформированные, в которых право искажено и соседствует с анти-правом;
  3. правоотношения в процессе их существования неразрывно связано с правосознанием.

 

III. Психологический подход

Субстрат права - правосознание людей.

Правосознание – это совокупность взглядов и представлений о праве.

Аргумент «за»:

  1. правосознание регулирует человеческое поведение, поэтому право тоже регулятор человеческого поведения;
  2. правосознание является наиболее древней формой права, как и правоотношения;
  3. без правосознания невозможно существование юридических норм и правоотношений.

Аргумент «против»:

  1. право - это не только наши взгляды и представления о нем, но и то, что существует, воплощается в фактическом поведении людей, то, что есть в реальной действительности;
  2. правосознание, которое формально не закреплено в юридических нормах, теряет общедоступные и четкие границы, поэтому с его помощью невозможно правильно описать варианты правомерного человеческого поведения;
  3. Правосознание, как и юридические нормы и правоотношения может быть деформировано.

 

Широкие взгляды

У всех этих вариантов под субстратом права понимают вариант синтеза узких подходов.

Единственный свободный от недостатков вариант понимания субстрата права – диалектическое единство правоотношений, правосознания, юридических норм, которые выражают право без искажений.

 

Нормативный тип - наиболее благоприятен для организации государственного управления, психологический тип – обосновывает необходимость ликвидации системы царских законов (как и нормативный тип), но не создает новой системы, следовательно, в качестве права провозглашается человеческое правосознание. И, наконец, социологический тип развивается, когда право предложено считать новые общественные отношения, возникшие, но не закрепленные в юридических нормах.

 

Признаки права

Система признаков права зависит от того, с чем мы сравниваем объект, а также от того, что понимается под субстратом права.

Признаки права выявляют в сравнении с моралью, религией, политикой.

Признаки:

I. Нормативность:

-предписания права распространяются на неперсонифицированный круг лиц;

-предписания расчитаны на заранее не ограниченное число случаев реализации.

II. Общеобязательность:

-предписания права распространяется на всех адресатов вне зависимости от их отношения к праву (согласны они с ними или нет);

-в случае конкуренции предписаний права с иными социальными правилами (религиозными, политическими) приоритет отдается правовым предписаниям.

III. Формально-определенность:

-предписания права зафиксированы в источниках законы, указы, договоры и т.д., кроме правового обычая), которые установлены государством;

-предписания права точно, четко определяют границы человеческого поведения (исключение: юридические принципы).

IV. Государственная гарантированность:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.18 с.)