Лекция №18: «Государство и право в период распада СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №18: «Государство и право в период распада СССР



(1985-1991 гг.)».

/4 часа/

 

План:

Введение.

1. Перестройка экономики и политической системы общества.

а) «Перестройка» как революция сверху.

б) Экономические реформы.

в) Политические реформы.

г) Изменения национально-государственного устройства.

д) События августа 1991 г. и ликвидация СССР.

2. Изменения в праве.

Заключение.

Учебники:

1. История государства и права России: учебник под ред. Ю.П. Титова. - М.: Проспект. - 2003, 544 с.

2. История государства и права России: учебник: отв. ред. С.А. Чибиряева. - М.: Былина. - 2001, 528 с.

Специальная литература:

1. Н. Верт. История Советского государства. - М., 1995 г., гл. 12.

2. Согрин В.В. Политическая история современной России. - М., 2001 г.

 

Введение.

В 1985 г. в стране началась радикальная реформа, вошедшая в историю под названием «Перестройка». Архитектором ее был М.С. Горбачев, избранный на пост Генерального секретаря ЦК КПСС в апреле 1985 г. За короткий промежуток времени (менее 7 лет) грандиозные перемены потрясли самую большую страну мира. Это, в свою очередь, коренным образом изменило европейский и даже всемирный порядок, основанный на непримиримом антагонизме капиталистического и социалистического миров. Это привело к кардинальному изменению геополитической структуры мира.

В России и за рубежом уже накоплен большой исследовательский материал о перестройке. В нем немало «белых пятен», ученым еще предстоит большая работа по ее изучению. На Западе нашу «перестройку» и ее идейного вдохновителя Горбачева непременно олицетворяют со знаком плюс, в нашей стране она получила далеко не однозначную оценку. И связано это, на наш взгляд, с тем, что в результате перестройки произошла реставрация примитивного и хищнического капитализма, а не капитализма с «человеческим лицом». Однако, целью нашей лекции будут не оценки «перестройки» (они у каждого могут быть свои), а попытки проследить ход «перестройки», уяснить суть изменений на каждом ее этапе.

 

а) «Перестройка» как революция сверху.

Итак, что вообще значит «Перестройка»? Начатая в 1985 г., она призвана была реформировать существующую систему. Реформирование закончилось сломом, разрушением системы, изменением общественно-экономического строя, что позволяет назвать перестройку революцией сверху. Кстати, М.С. Горбачев в 1987 г., когда программа переделки Советского государства вступила в решающую стадию, определил суть перестройки как революцию.

То, что наша страна нуждалась в реформах, не вызывает сомнений. К середине 80-х гг. экономика СССР находилась если не в кризисе, то в предкризисном состоянии, своего пика достигла международная напряженность. Требовалась настоящая «встряска» всей страны. Необходимо было коренным образом изменить условия производства, изменить методы управления экономикой, избавиться от наследия сталинизма и оков командно-административной системы. Реформа уже не могла, как при Хрущеве, путем частных изменений улучшить функционирование системы. Нужны были глобальные перемены. Начаты были эти перемены, как считают сегодня многие исследователи, без глубокого научного анализа, без стратегического плана, без тщательной проработки всех составляющих «перестройки». Реформа Горбачева началась под 3-мя лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Эти лозунги можно было увидеть везде. Инициаторы перестройки считали, что достаточно взять курс на ускорение социально-экономического развития, провозгласить гласность и деформации будут устранены, положение в стране выправится. Но как показала жизнь, это были наивные ожидания.

Раскрепощенное слово, гласность позволили выйти на поверхность мнениям, которые высказывались ранее тайком, на кухне, во время споров за чашкой чая. По мере развития гласности управлять ею становилось все труднее. Партия перестала быть думающей за всех инстанцией, органом официального выражения мыслей общества. Ворвавшаяся в общество свобода слова привела к острым дискуссиям: есть ли разница между сталинизмом и социализмом? Если был социализм, то какой? Казарменный, вульгарный? Гласность оживила старые споры между «западниками» и «славянофилами», теперь именуемыми «русофилами». Более не осталось запретных тем, газетные киоски были переполнены изданиями-однодневками, свободными от какой-либо цензуры. Гласность подняла на новый уровень недовольство все более широких слоев общества, происходившее на фоне резкого ухудшения условий жизни. Общество все более политизировалось, происходила идеологическая поляризация. В условиях гласности набирали силу националистические движения, во всех республиках росла напряженность. По мере того, как процессы обновления ускорялись, «архитектор перестройки» превращался в подмастерье, который неспособен был эффективно управлять ходом событий и постоянно вынужден был лавировать между приверженцами реформы и сторонниками возврата к старому[13].

Начатая с лозунга гласности в 1985 г., «Перестройка» прошла ряд этапов. На каждом из этих этапов было свое идеологическое обоснование. Первый этап (до непосредственного демонтажа структур Советского государства) представлял собой «революцию в сознании». Этот период еще называют гласностью. Как считают некоторые исследователи, именно в этот период, с 1985 по 1987 гг., с помощью гласности была произведена «революция в сознании», т.е. разрушено то, что скрепляло советских людей: советские образы, символы, идеи и т.д. Так, например, был разрушен в общественном сознании положительный образ армии, вооруженных сил, подорвано самоуважение и уважение со стороны общества офицерского корпуса. Большое разрушительное значение для армии имело утверждение приоритета демократических идеалов перед воинской дисциплиной (упорно внедрялась мысль, что солдат не должен выполнять приказы, идущие в разрез с «общечеловеческими ценностями». Нападкам в печати постоянно подвергались КГБ, МВД, а ведь эти органы являются непременными атрибутами государства. В общественном сознании был очернен образ практически всех институтов государства. Одни авторы считают это издержками гласности, другие более категоричны и видят в этом стремление идеологов перестройки психологически разрушить эти, по их мнению, наиболее консервативные органы государства.

Нам кажется, что сам М.С. Горбачев, начиная «перестройку», не представлял, что она может закончиться полным демонтажем советской системы и сменой общественного строя. На первом этапе перестройки много говорилось об обновлении социализма, о придании ему как бы «второго дыхания» и т.д. Лозунги «Больше социализма!», «Больше демократии» призывали к совершенствованию социализма, но никак не к отказу от него. Внутри самой КПСС происходила демократизация внутрипартийных отношений, что привело к отказу от партийного единства, а это повлекло за собой невозможность жесткого руководства государством со стороны партийных органов. В условиях ослабления партийного диктата стали формироваться общественные движения, политические партии. Власти перестали чинить препятствия гражданам, выражающим свои оппозиционные мнения путем демонстраций, митингов и т.д. Были реабилитированы диссиденты.

Одновременно с перестройкой внутри страны началась перестройка внешней политики. Это выразилось, прежде всего, в прекращении конфронтации с Западом, в роспуске Организации Варшавского Договора, в отказе от поддержки на государственном уровне мирового коммунистического движения.

 

б) Экономические реформы.

Придя к власти, Горбачев окружил себя группой экономистов, социологов, политологов, в первых рядах которых фигурировали такие известные ученые, как академики П. Абалкин, А. Аганбегян, Т. Заславская, профессор Ф. Бурлацкий.

С начала перестройки развитие экономической реформы определяли две основные тенденции: 1) расширение самостоятельности государственных предприятий; 2) расширение сферы деятельности частного сектора.

В 1987 г. был принят «закон о госпредприятии», по которому вводился хозрасчет и самофинансирование. Теперь предприятия получили определенную свободу и могли сами планировать свою деятельность (им предлагались, но не навязывались контрольные цифры), они могли сами заключать контракты с поставщиками и потребителями. Однако закон полностью не «срабатывал». Государство в лице министерств не отпускало на волю предприятия, оно устанавливало по-прежнему цены, налоги, т.е. крепко держало предприятия в своих оковах. Центральные министерства продолжали снимать сливки с доходов предприятий, выхолащивая, таким образом, их «финансовую самостоятельность».

Второе направление экономической реформы состояло в расширении сферы деятельности для частной инициативы. В ноябре 1986 г. был принят, а затем в мае 1988 г. дополнен закон о частной и предпринимательской деятельности. Частная деятельность была легализована более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К 1991 г. более 7 млн. граждан (5% активного населения) были заняты в бурно развивавшемся кооперативном секторе. Около 1 млн. человек получили разрешение на занятие индивидуальной трудовой деятельностью. Но в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, полученных в сфере «теневой экономики». Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь на сиюминутную выгоду.

С 1988 г. расширяется частная инициатива в аграрном секторе. Введение арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу фермерства. Однако на пути фермерства возник ряд препятствий (отсутствие сельскохозяйственной техники, высокие налоги), что не способствовало его развитию. Арендное движение не получило широкого распространения: в хозяйствах арендаторов к 1991 г. было лишь 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота. Местные власти с начала перестройки не переставали подавлять крестьянскую инициативу, к тому же большая часть сельского населения довольно враждебно относилась к появлению «новых кулаков».

Ни одна из начатых в экономике реформ практически не дала положительных результатов. Ситуация в народном хозяйстве не переставала ухудшаться. Темпы прироста производства падали (в 1989 г. был нулевой прирост промышленного производства). Гигантский ВПК и огромный сектор строительства пожирал львиную долю национального дохода.

Уровень жизни советских людей стремительно падал, рассуждения об экономической реформе становились все менее заслуживающими доверия.

В конце 1989 г. правительство предложило программу переходя к планово-рыночной экономике, в которой предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги.

Помимо правительственной, был ряд альтернативных программ, в том числе программа межрегиональной депутатской группы, которая предлагала более радикальные меры и ускоренный переход к рыночной экономике.

Съезд народных депутатов СССР, однако, утвердил правительственную программу. Но через несколько месяцев стало ясно, что она не действует. Правительство выступило с новой программой, в которой намечалось повышение с 1 июля 1990 г. в 3 раза розничных цен на хлеб и хлебобулочные изделия, а также на другие продукты и промышленные товары.

Это вызвало настоящую панику в стране. В несколько дней с полок магазинов было сметено все. Шахтеры Кузбасса, Донбасса потребовали отставки правительства. Сессия Верховного Совета СССР возвратила программу на доработку. А тем временем была создана комиссия под руководством академика С. Шаталина, которая занялась разработкой альтернативной программы. Эта программа известна как «Программа 500 дней» (Шаталина-Явлинского). Она успешно прошла международную экспертизу. Ее авторы расписали все по периодам (предполагалось лишь по мере стабилизации рубля отпустить цены на товары, а на основные продукты и товары цены должны были сохраняться на неизменном уровне).

«Программа 500 дней» принята не была. В октябре 1990 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден вариант президентской программы перехода к рыночной экономике. Это был компромиссный вариант, составленный из двух программ. Он оставлял основные рычаги управления экономикой в руках центральной власти.

То, как в течение ряда лет разрабатывались многочисленные программы и как они принимались, свидетельствует, что у инициаторов перестройки не было четкого видения путей перестройки. А ведь переход к рыночной системе в условиях монопольно-специализированной структуры производства в нашей стране – дело архитрудное, архисложное. Мы осуществили переход, во-первых, не к рынку, а скорее к базару, а во-вторых, почти полностью разрушили при этом народное хозяйство. Это признают не только наши, отечественные ученые, но и зарубежные. Так, французский историк Н. Верт пишет, что «в экономическом плане 7 лет представляются почти катастрофическими». К концу 1991 г. инфляция достигла 25% в неделю[14].

Итак, гласность не улучшила условий жизни. Они продолжали ухудшаться. Среди простого народа не переставало нарастать раздражение против «болтунов», к которым причислялись как представители интеллигенции, так и политические деятели.

 

в) Политические реформы.

В политической области задачей перестройки было объявлено «демонтировать тоталитарный политический режим, чтобы в стране управлял закон, чтобы закон действовал в интересах общества, а не государства». Стратегической целью перестройки политической системы было провозглашено формирование правового государства и гражданского общества. Внешне все это выглядело очень правильно и привлекательно.

Для достижения всего этого в 1987 г. ставилась задача: оживить деятельность Советов и общественных организаций, вернуть им те функции, которые были отобраны у них партией (на ведущую роль партии еще никто не покушался).

В 1988 г. 19 партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы: вернуться к 2-х уровневой представительной системе, т.е. Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР (по образцу Конституции 1918 г.).

Съезд народных депутатов становился высшим органом государственной власти в стране. Он собирался 1 раз в год и имел право принять к рассмотрению любой вопрос. Съезд состоял из 2250 депутатов (750 от территориальных округов, 750 от национально-территориальных, а 750 от общественных организаций: 100 мандатов КПСС, 100 профсоюзам, 75 комсомолу и т.д.).

Верховный Совет СССР, согласно изменениям в Конституции, терял роль высшего органа власти. Теперь он был постоянно действовавшим законодательным и распорядительным органом в перерывах между съездами. Верховный Совет по-прежнему состоял из 2-х равноправных палат, сохранивших прежние названия: Совет Союза и Совет Национальностей. Палаты имели одинаковую численность – по 271 депутату каждая. Палаты избирались на съезде тайным голосованием сроком на 5 лет с ежегодным обновлением 1/5 состава.

 

Избранный в 1989 г. Верховный Совет СССР был первым за советское время, среди депутатов которого почти не было рабочих и крестьян, подавляющее большинство составляли

ученые, журналисты, работники управления.

Кардинально было изменено избирательное законодательство. 1 декабря 1988 г. был принят новый закон о выборах. Согласно ему выборы проводились на альтернативной основе, т.е. это были первые демократические выборы в условиях состязательности нескольких кандидатов. Первый съезд народных депутатов проходил с 25 мая по 9 июня 1989 г. Всего съездов было 5 (последний состоялся в сентябре 1991 г.).

В марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран президент СССР. Президент – это высшее должностное лицо, глава государства. Длительное время в СССР фактическим руководителем являлся глава КПСС. В ходе перестройки, когда КПСС отделяют от государства, был учрежден пост Президента СССР. На должность президента мог быть избран гражданин СССР в возрасте от 35 до 65 лет. Срок полномочий президента составлял 5 лет, он избирался всенародно (Горбачева избрали на съезде в виде исключения). Президент обладал широкими правами: он был одновременно Верховным Главнокомандующим, имел право объявлять мобилизацию, военное положение, чрезвычайное положение, президентское правление. Обладал законодательной инициативой и правом вето (которое преодолевалось 2/3 голосов каждой из палат Верховного Совета СССР). Он представлял на утверждение Верховному Совету СССР Председателя Правительства СССР, Генерального Прокурора, Председателя Верховного Суда, Высшего арбитражного суда. Был создан новый орган – Совет Федерации, который возглавлял президент СССР (в него входили вице-президент СССР и президенты республик).

При президенте был создан Президентский Совет, но уже в ноябре 1990 г. он был упразднен в силу неработоспособности. Вместо него учрежден Совет Безопасности СССР.

В марте 1991 г. был принят закон, по которому упразднялся Совет Министров СССР и создавалось правительство нового типа – Кабинет Министров СССР. Центральная исполнительно-распорядительная власть существенно ослабевает, т.к. часть полномочий переходит к республикам. Кабинет Министров СССР имел более низкий статус и более узкие функции, нежели традиционный Совмин. Согласно изменениям в Конституции упраздняются союзно-республиканские министерства и государственные комитеты. В союзных министерствах учреждаются специальные коллегии из представителей руководства соответствующих ведомств в союзных республиках.

После известных августовских событий 1991 г. 5 съезд народных депутатов принял закон «Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период». Под переходным понимался период до подписания учредительных документов предполагаемого Союза Суверенных Государств (националистические движения в союзных республиках были мощными и ясно было, что дни Союза уже были сочтены). На переходный период создавался новый орган власти – Госсовет СССР, в который входили Президент СССР и высшие должностные лица союзных республик.

С 1 декабря 1991 г. упразднялись 70 министерств и ведомств СССР, исполнительно-распорядительная власть переходила к Межгосударственному экономическому комитету.

Вот так «с благих намерений» все начиналось: оживить Советы, «вдохнуть» в них новую жизнь и т.д., а на деле уже с 1988 г. начались радикальные изменения всех подсистем государства с разными вариантами антисоветских и антисоюзных лозунгов!!! В 1988-90 гг. был принят ряд законов (о государственной безопасности, о прессе и средствах массовой информации, об общественных организациях и т.д.), которые сейчас, по мнению одних, способствовали либерализации политического климата, по мнению других, несли в себе немалый разрушительный для государства заряд. Нам кажется, что имело место и то и другое.

В 1988 г. появились первые массовые политические организации с антисоветскими и антисоюзными платформами – «народные фронты» в республиках Прибалтики. Они возникли при поддержке руководства ЦК КПСС и вначале защищали «гласность», но затем быстро перешли к лозунгам сначала экономического сепаратизма (республиканский хозрасчет), а затем и политического.

 

Близкой по духу к народным фронтам была Межрегиональная депутатская группа (оформилась на I съезде депутатов в 1989 г.). Она очень бойко использовала «антиимперскую риторику».

Итак, мы видим, что в 1989 г. речь шла уже не о реформировании, а о сломе Советской государственной системы.

С середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности. Монополия КПСС на власть была отменена с отменой ст. 6 Конституции СССР (в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР). Лишение КПСС правовых основ для влияния на кадровую политику освободило от контроля партии республиканские и местные элиты. Республиканские элиты в короткий срок создали националистическую идеологию и стали внедрять ее в сознание соплеменников. В этом они получили поддержку влиятельных идеологов перестройки в центре. Легализация забастовок дала мощное средство шантажа советской власти. Лидеры Межрегиональной депутатской группы призывали шахтеров Кузбасса бастовать, и эти забастовки сыграли немаловажную роль в подрыве советского государства. В январе 1990 г. было создано радикальное движение «Демократическая Россия», которое положило в основу своей идеологии антикоммунизм и антисоветизм. Все это в немалой степени способствовало развалу СССР. Все эти процессы протекали на фоне «бархатной революции» в Чехословакии (1989 г.), объединения Германии (1990 г.), реформ в Венгрии, Польше, Болгарии. Социалистический лагерь распадался, СССР еще существовал как единое государство, но дни его были сочтены.

 

г) Изменения национально-государственного устройства.

Политика «перестройки» в преломлении к вопросу о национально-государственном устройстве выражалась в поддержке идеи децентрализации СССР. Инициаторы перестройки видели свою задачу: 1) в расширении компетенции субъектов Федерации; 2) в более четком разграничении правомочий между центром и субъектами Федерации.

Предполагалось, что субъектам Федерации будут предоставлены широкие экономические и политические права, центральные власти не будут вмешиваться в решение вопросов, отнесенных к ведению местных органов – и таким образом Союз укрепится. По мнению руководителей СССР право выхода из состава СССР республик, закрепленное в Конституции, является достаточной гарантией суверенитета союзных республик.

Однако, национальным элитам союзных республик суверенитет виделся по-другому. События в республиках вышли из рамок, очерченных в центре. Руководство СССР утратило инициативу в осуществлении национальной политики и шло на поводу событий в республиках и регионах, действуя с запозданием. Закон о выходе из состава СССР был принят уже после того, как Литва заявила о своем выходе из Союза.

Пока КПСС была правящей партией – национализм не мог свободно развиваться, идеология КПСС была интернациональной. Отстранение от власти КПСС открыло дорогу для укоренения идей национализма и сепаратизма в республиках.

Другой важной опорой единства СССР была плановая экономика. Переход к рыночным принципам организации экономики разрушал экономический фундамент существовавших политических отношений. Как только был декларирован «переход к рынку» и возникла перспектива приватизации – республиканские элиты очень быстро сориентировались и создали националистическую идеологию. В СССР общенародная собственность была экономическим условием Союза, приватизация промышленности была невозможна без раздела Союза. Это прекрасно понимали те, кто стоял у власти в республиках. В мае 1989 г. Балтийская ассамблея заявила, что нахождение Латвии, Литвы и Эстонии в составе СССР не имеет правового основания. Важным этапом в развитии этой линии были слушания на II съезде народных депутатов СССР (январь 1990 г.) по вопросу об оценке пакта Молотова-Реббентропа. Пакт был признан позорным, а «прибалтийская модель» задала идеологическую матрицу для националистических движений в других республиках СССР.

Модель развития сепаратизма в каждой республике была своя, но повсеместно все стали требовать независимости. Ослабление роли центра способствовало возникновению целого ряда межнациональных конфликтов. Первым был конфликт в Карабахе, затем между Азербайджаном и Арменией по этому поводу. Руководство СССР проявило полное бессилие в решении этого сложного, но вполне разрешимого вопроса. Безнаказанность посягательств на основы государственного строя показала, что СССР уже нежизнеспособен и не в состоянии делать то, ради чего он создавался. Начался «парад суверенитетов». Республики одна за другой принимали декларации о суверенитете. Свою лепту, и весьма значительную, в этот процесс внесла Россия. В 1990 г. на выборах народных депутатов РФ победили радикальные демократы. С этого момента Россия стала оказывать безоговорочную поддержку суверенизации союзных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенитете. Она декларировала раздел общенародного достояния СССР и верховенство республиканских законов над законами СССР. Это был первый правовой акт, означавший начало ликвидации Союза. В октябре 1990 г. был принят закон РСФСР, который предусматривал наказание для граждан и должностных лиц, которые исполняли союзные законы, не ратифицированные Верховным Советом РСФСР. Это был беспрецедентный в юридической практике акт!

Закон о бюджете на 1991 г. вводил одноканальную систему налогообложения, лишая союзный центр собственных финансовых источников.

Вслед за Россией Декларацию о суверенитете приняли союзные и некоторые автономные республики. В этих Декларациях содержались установки на создание этнических государств и отказ от государства советского типа («республики трудящихся»).

Одновременно децентралистские тенденции затронули и саму Россию, которая являлась сложным федеративным образованием. 27 сентября 1990 г. была провозглашена декларация о государственном суверенитете республики Саха (Якутия). Суверенитет провозгласили и другие республики. Некоторые субъекты РФ заявили об изменении своего государственного статуса. 4 автономных области: Адыгея, Карачаево-Черкессия, Горный Алтай и Хакасия – стали автономными республиками. Процессу «суверенизации» России способствовала политика, официально провозглашенная руководством России. Б.Н. Ельцин, придя к власти, заявил, обращаясь к регионам: «Берите суверенитета столько, сколько сможете взять».

К власти в союзных республиках приходят националистически настроенные силы, которые начинают проводить не только антисоветскую и антикоммунистическую, но и антирусскую политику. Появляется проблема защиты прав русскоязычного населения и вообще населения нетитульной нации на территории национально-государственных образований.

Нельзя сказать, что руководство СССР ничего не предпринимало для того, чтобы остановить действия республик, разрушавшие Союз. В апреле 1990 г. принимается закон СССР «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории СССР». Ст. 4 этого закона устанавливала уголовную ответственность «за публичные призывы к насильственному нарушению единства территории Союза ССР». Таким образом, были созданы правовые основы для предотвращения распада СССР. Но действенного механизма для претворения в жизнь этого закона уже не существовало. Союзное законодательство игнорировалось, в республиках стали формироваться собственные вооруженные формирования. В июле 1990 г. Президент СССР издает Указ о запрещении создания незаконных вооруженных формирований, но выполнять этот Указ уже было некому.

Пытаясь остановить распад государства, руководство страны разрабатывает концепцию заключения нового договора. В декабре 1990 г. 4 съезд народных депутатов СССР принимает Постановление «Об общей концепции нового Союзного договора и порядке его заключения». В Постановлении говорится о создании демократического федеративного государства с учетом принципов, изложенных в декларациях республик о государственном суверенитете. В результате напряженной работы ученых и политиков, представителей центра и республик, в Ново-Огареве был согласован проект Договора о Союзе Суверенных государств. В июне 1991 г. этот проект был опубликован и направлен на рассмотрение в Верховные Советы республик. Необходимо отметить, что выработка проекта Договора проходила в жарких дебатах. Одни настаивали на конфедеративных принципах, другие выступали за федерацию. Эти 2 антагонистические тенденции наиболее последовательно отстаивали, с одной стороны Россия и Украина (последняя была самой неуступчивой в своих требованиях), а с другой – председатель Верховного Совета СССР А. Лукьянов, убежденный сторонник централизма. Неисправимый оптимист М. Горбачев стремился на каждой встрече продемонстрировать продвижение вперед и обещал, что новый союзный договор будет готов к подписанию в июле (перед его визитом в Лондон на встречу 7 ведущих капиталистических государств).

Кстати, Президент СССР Горбачев весной 1991 г. вынес на референдум вопрос о сохранении СССР. В референдуме приняло участие 80% избирателей СССР. Прибалтийские республики, Грузия, Молдавия и Армения отказались от его проведения (в этих республиках он проходил лишь по инициативе отдельных местных Советов). 76,4% участвовавших в голосовании высказались за сохранение СССР. Но никакого влияния на политический процесс это уже не оказало.

После внесения ряда изменений 23 июля 1991 г. в Ново-Огареве обсуждали последний вариант Договора (по формуле 9+1). Девять республик выразили желание подписать этот договор. Подписание было назначено на сентябрь-октябрь, но затем 29-30 июля на закрытой встрече в Ново-Огареве Горбачева, Ельцина и Назарбаева решено было провести подписание 20 августа.

Этот договор, по мнению 3-х групп экспертов, означал не только отход от принципов федеративного государства, но создание даже и не конфедерации, а «клуба государств».

Но подписание нового Союзного договора не состоялось из-за происшедшего 19-21 августа в Москве путча (или как именовала его демократическая пресса «государственного переворота»).

 

д) События августа 1991 г. и ликвидация СССР.

Итак, большинство населения страны на референдуме 17 марта высказалось за сохранение СССР как федерации. Проект нового союзного договора, согласованный в Ново-Огареве, означал переход от союзного государства к союзу государств. В этих условиях у части руководства страны возникает идея путем введения чрезвычайных мер восстановить прежний режим, т.е. не допустить развала СССР. Сознавая, что остановить процесс развала другими легальными, не чрезвычайными мерами нельзя, руководство страны пошло на создание ГКЧП (государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР).

Утром 19 августа ТАСС передал сообщением о создании ГКЧП, в который вошли 8 человек, в числе которых были вице-президент Янаев, премьер-министр Павлов, председатель КГБ Крючков, министр обороны Язов, министр внутренних дел Пуго. Заявив о том, что Президент СССР Горбачев, находившийся на отдыхе в Крыму, «по состоянию здоровья не может исполнять свои обязанности», ГКЧП объявил о своем намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза. Чрезвычайное положение устанавливалось на 6 месяцев, вводилась цензура. В Москву для охраны общественного порядка были введены войска и бронетехника.

По сути в «заговоре», «путче» участвовала вся «команда Горбачева», за исключением его самого, т.е. вся верхушка государственной власти СССР. ГКЧП был поддержан практически всем кабинетом министров, который собрался 19 августа. Конечно, такой состав «заговорщиков» наводит на некоторые раздумья: ведь заговор обычно направлен на свержение существующей власти, а в данном случае сами заговорщики и являлись представителями этой власти, которую они должны были свергнуть.

Руководство РСФСР «стало на защиту Конституции и Президента СССР». В Москве перед зданием российского парламента, ставшего оплотом сопротивления «путчистам», собрались тысячи москвичей. Большинство руководителей республик воздержались от комментариев, сделав вид, что «путч» - внутреннее дело России. ЦК КПСС заявил, что «не скажет о своем отношении к ГКЧП, пока не узнает, что с его Генеральным секретарем, товарищем Горбачевым». Горбачев позже выдвинет версию, что он был арестован в Форосе (Крым) и лишен связи. При расследовании эта версия подтверждения не получила. У Горбачева на даче была самая совершенная спутниковая связь, т.е. имел место добровольный невыход его на связь.

Утром 21 августа ситуация определилась. С Горбачевым официально связались по телефону. К нему полетели вице-президент России А. Руцкой и премьер-министр И. Силаев. Они привезли Горбачева в Москву, а членов ГКЧП арестовали.

Согласно официальной версии, сформулированной Ельциным, в СССР был совершен государственный переворот, организованный группой заговорщиков, которые были названы преступниками (премьер-министр России Силаев даже предлагал их немедленно расстрелять). Политики, подменяя суд, уже не только дали событиям юридическую квалификацию, но и вынесли приговор. Члены ГКЧП (до суда и даже до следствия!) были признаны преступниками. Все это находится в полном противоречии с правом. Позднее один из обвиняемых по «делу ГКЧП» командующий сухопутными войсками генерал армии Варенников отказался от амнистии и на суде был признан невиновным «ввиду отсутствия состава преступления».

После августа были возбуждены дела против ряда членов Политбюро и секретарей ЦК КПСС, а также против некоторых областных организаций КПСС. Позже они были закрыты ввиду полной непричастности этих организаций к событиям в Москве.

Как выяснилось позже, в КГБ, вплоть до самых высших уровней командования, о планах «переворота» ничего не знали (хотя ведь именно эта организация специально предназначена для подобных операций). В литературе можно встретить разные, порой диаметрально противоположные, оценки событий августа 1991 г. Многие пишут о невероятном росте общественного сознания, политической зрелости масс, сотнях тысяч людей, поднявшихся на защиту демократии и спасших ее от путчистов. Справедливости ради, следует заметить, что даже в Москве, несмотря на призывы Ельцина и мэра Попова, не забастовало ни одно предприятие, кроме биржи. Что касается страны в целом, то народ, скажем так, безмолвствовал: не было никаких массовых выступлений ни в поддержку ГКЧП, ни против него.

Главным победителем из этого испытания вышел Ельцин. По выражению одного политического деятеля, он «завоевал себе погоны главы государства». Важнейшим результатом «августовской революции» было запрещение во внесудебном порядке КПСС, а также ряда просоветских общественных организаций.

Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему подъему децентралистских сил по всему пространству СССР. Деморализованный первый и последний Президент СССР не мог исполнять свои обязанности гаранта единства и территориальной целостности своего государства. Большинство союзных республик, ранее объявивших о своем суверенитете, теперь пошли дальше, заявив о полной независимости. Они объявили союзную собственность республиканской и перестали принимать участие в материальном содержании союзных структур и в работе союзных органов власти.

Первыми реально вышли из состава СССР республики Прибалтики. Их независимость была признана Указом Президента РФ от 24 августа 1991 г. и Постановлением Госсовета СССР от 6 сентября 1991 г. 1 декабря 1991 г. состоялся референдум о независимости на Украине (большинство граждан Украины высказались за выход из Союза ССР). Последние недели и месяцы существования СССР были отмечены вытеснением структур СССР из всех сфер и заменой этих структур российскими. Россия стала переводить под свой контроль все наследство Союза на своей территории, а также за рубежом.

После августовских событий демонтаж всей системы государственной власти СССР был лишь делом техники. 2 сентября V съезд народных депутатов СССР заслушал заявление Президента СССР о самороспуске. Съезд был ликвидирован. Горбачев предпринимал судорожные попытки реанимировать подготовку нового Союзного договора («Ново-Огарева-II»), теперь всего лишь с созданием конфедерации. Он продолжал с оптимизмом определять свою позицию: «Я – за новый Союз, Союз суверенных государств – конфедеративное демократическое государство». 1 декабря руководители 10 республик выразили готовность подписать такой договор. В декабре он должен был быть подписан. Ельцин, Крав



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.047 с.)