Кризис феодально-крепостнической системы и развитие буржуазных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис феодально-крепостнической системы и развитие буржуазных отношений.



Начиная со II половины XVIII века, в России шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и зарождения буржуазных отношений. В I пол. XIX века этот процесс усиливается. Во всех основных отраслях экономики шло формирование капиталистического уклада.

Сельское хозяйство России все больше связывается с рынком, все больше производит продуктов для продажи. Широкое распространение, особенно в нечерноземных районах, стали получать денежные оброки. Это подрывало натуральные основы феодального хозяйства. В черноземных районах помещики увеличивали барскую запашку, уменьшали крестьянские наделы, заставляли работать на барщине до 6-7 дней в неделю. Многие помещики стали вводить месячину: отбирали у крестьян наделы, полностью переводили их на работу в свое хозяйство, выдавая за это месячное содержание продуктами.

Некоторые крестьяне заводили полотняные, суконные, винокуренные предприятия, которые обслуживались трудом крепостных крестьян.

Капиталистические отношения проникали и в крестьянское хозяйство, усиливая процесс социального расслоения крестьянства. Большая часть крестьян беднела, а немногие разбогатевшие крестьяне вели торговлю, заводили свои промыслы, вкладывали капиталы в промышленность. Из их среды вышли такие крупные впоследствии капиталисты, как Морозовы, Гучковы и др.

Значительно шире и глубже буржуазные отношения развивались в промышленности. Быстро росло мелкотоварное производство. К началу XIX века в России было около 200 горных заводов, более 2 тысяч предприятий обрабатывающей промышленности. Мануфактуры превращались в фабрики, основанные на машинной технике. Все более возрастает применение наемного труда (в основном за счет оброчных крестьян). Спрос на свободную рабочую силу быстро рос, но крепостное право было сильнейшим тормозом. Рынок рабочей силы значительно отставал от роста промышленности. В 1825 году 54% занятых в обрабатывающей промышленности были наемными рабочими (большинство из них составляли оброчные крестьяне). А ведь помещик, отпустивший на денежный оброк своего крепостного, мог в любой момент и отозвать его – что, естественно, не придавало стабильности развитию промышленных предприятий.

Итак, развитие производительных сил вступало в противоречие с существующим феодально-крепостническим строем. Эти противоречия приводили к обострению классовой борьбы, усилению антикрепостнического движения в России. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева – яркое тому доказательство. Крестьяне выступали против усиления эксплуатации, против произвола помещиков и царской администрации. Участились выступления крепостных и посессионных крестьян на заводах Урала. Недовольство и волнения вспыхивают в армии (волнения в 1820 году в Семеновском гвардейском полку, волнения среди военных поселян). Против национального угнетения выступали порабощенные царизмом народы (пример тому – восстание в Польше в 1830 году). В 1825 году произошло восстание декабристов в России. Оно положило начало дворянскому этапу в истории революционного движения в России. Все эти выступления были подавлены царизмом. Однако они оказали существенное влияние на общественно-политическое развитие страны, на развитие государственных органов и права.

 

Общественный строй.

По мере развития капиталистических отношений в российском обществе происходят изменения. Наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождались новые классы – буржуазия и пролетариат, хотя официально все население страны еще делилось на 4 большие группы или сословия: дворянство, духовенство, крестьянство, городские жители.

Дворянство. Как и в XVII веке дворянство по-прежнему оставалось экономически и политически господствующим классом, оно стояло на вершине Олимпа как первое сословие российской империи. Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными. Дворянство составляло основу государственного аппарата, оно занимало в нем все командные должности. Александр I вернул дворянству все их привилегии (как известно, Павел, отец Александра I, отменил «Жалованную грамоту дворянства»), сын восстановил ее в полном объеме. Более того, дворянам было разрешено обзаводиться в городах фабриками, заводами, заниматься торговлей наряду с купечеством. Особые привилегии получают верхи дворянства. Манифест от 6 декабря 1831 г. «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» позволял избираться на дворянские общественные должности лишь дворянам, у которых имелось не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тысячи десятин незаселенной земли. Этой же цели, т.е. укреплению позиций крупного дворянства, служил закон от 16 июля 1845 г., по которому заповедные дворянские имения (майораты) должны были переходить по наследству только старшему сыну. Их нельзя было дробить, завещать посторонним (ту же цель когда-то преследовал петровский указ о единонаследии).

Дворянское сословие оказывало огромное влияние на государственные дела. А потому было принято решение уволить с военной службы офицеров, которые не были дворянами и не представлять больше к офицерскому званию лиц недворянского происхождения. Правительство Николая I ограничивает возможности получения потомственного дворянства. Если в 1845 г. для получения потомственного дворянства надо было достичь чина статского советника (по гражданской службе), а по военной – чина полковника, то по Указу 1856 г. требовалось уже достичь чина действительного статского советника по гражданской службе, а по военной – чина генерал-майора.

Нарушителем дворянского спокойствия в I половине XIX века стал Михаил Михайлович Сперанский. О нем, о его реформе государственного преобразования Российской империи в правовое буржуазное государство мы будет еще подробно говорить в следующей лекции. Сейчас же мы должны вспомнить 2 указа царя, подготовленные Сперанским, которые вызвали открытое возмущение дворянской аристократии. Это указы о:

1) «придворных званиях»;

2) экзаменах на гражданские чины.

Прежде придворные звания автоматически предполагали и чины. Согласно новым указам, звания при дворе еще не давали право на чин. Для получения чина, например, коллежского асессора требовался университетский диплом. Таким образом, высшие чины можно было получить при наличии образования, а раньше чины давались за выслугу лет. Такой подход приоткрывал возможность для продвижения по государственной службе разночинной интеллигенции, что не могли простить Сперанскому дворянские аристократы. За эти указы Сперанского обвинили в наглом стремлении к революции. Да и как иначе, ведь он посягнул на то, что веками считалось неприкосновенным правом дворянства.

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское).

В XVIII веке духовенство как сословие превратилось в служилое. Его привилегии при Петре I были сильно ограничены. Особенно нанес Петр I удар по монашеству, монахов он считал тунеядцами, не приносящими никакой пользы обществу. В монастырях Петр I ввел твердые штаты.

В I половине XIX века правовое положение духовенства меняется. Оно получает дополнительные привилегии. С 1807 года дома духовенства освобождались от поземельного сбора, с 1821 года от постоя.

Но с другой стороны, самодержавие пытается ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах.

В 1803 – 1805 гг. было дозволено всем лицам духовного звания, не имеющим штатных мест при церквах по желанию избирать себе «род жизни». Причем, добровольные мероприятия перемежались с принудительными. По указу 1828 г. детям священнослужителей «за излишеством» по их выбору предлагалось избрать гражданскую или военную службу, а не сделавших это в течение года надлежало записывать в одно из податных сословий. После отмены крепостного права выход из сословия был объявлен окончательно свободным.

С 1842 года осуществляется перевод на государственное содержание приходского духовенства.

Необходимо отметить, что наиболее преданных из числа духовенства самодержавие стремилось привязать к своей социальной среде. Дворянские права приобретало награжденное орденами духовенство. Такую практику ввел Павел I. Всего за период 1825 -1845 гг. дворянские права получили более 10 тысяч представителей духовенства.

Итак, в целом в I половине XIX века численно сословие духовенства сокращается, приходское духовенство окончательно переводится на государственное содержание, наиболее преданных себе церковников самодержавие наделяет дворянскими правами.

Крестьяне подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и дворцовых (удельных). По-прежнему особенно тяжелым оставалось положение помещичьих крестьян. Помещики распоряжались ими как своей собственностью: продавали, закладывали, подвергали телесным наказаниям, ссылали в Сибирь. Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещика (лишь по уголовным делам – государственному суду).

В развитии правового положения помещичьих крестьян прослеживаются 2 тенденции.

Во-первых, феодальное государство стремилось сохранить их бесправное положение.

Во-вторых, под влиянием социально-экономического развития царизм вынужден был разрешить разбогатевшим крестьянам выкупаться на волю.

В 1803 году был издан Указ «О вольных хлебопашцах». По этому Указу помещики получили право (но не были обязаны) «отпускать» крестьян на волю с наделением земли за очень высокий выкуп.

В 1842 году появился Указ «Об обязанных крестьянах». Помещикам было предоставлено право освобождать крестьян без земли. При этом помещики могли давать землю этим крестьянам в пользование, за что те несли определенные повинности. Таких крестьян называли «обязанными» (их было всего 27 тысяч, это крестьяне всего 6 помещиков). По этим двум Указам было освобождено незначительное число крестьян (разные авторы называют разные цифры: 112 тысяч, 70 тысяч). Обе эти реформы не решали вопроса об изменении экономических отношений в сельском хозяйстве.

Более радикальные меры были предприняты в Прибалтике. В 1816-1819 гг. Александр I вынужден был (под влиянием массовых антифеодальных выступлений) освободить от крепостного права крестьян без земли. Свободные, но ограбленные крестьяне попали в экономическую зависимость к своим прежним владельцам. Они вынуждены были пользоваться их землей за несение повинностей.

С 1816 года часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Около 400 тысяч человек теперь одновременно занимались сельским хозяйством, сдавая половину урожая государству, и несли военную службу. Вся жизнь этих крестьян регламентировалась Воинским Уставом. Начальником военных поселений был генерал А.А.Аракчеев, один из главных советников Александра I.

Волнения государственных крестьян заставили правительство в 1837 году провести реформу управления государственными крестьянами. Для управления ими было создано Министерство государственных имуществ. В районах проживания государственных крестьян вводилось крестьянское самоуправление (в волостях волостной сход и волостное управление, а в селах – сельский сход и староста).

Труд посессионных крестьян был малопроизводительным, и в 1840 году заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян. В промышленности все больше стал применяться наемный труд.

В целях развития промышленности Указ от 28 декабря 1818 г. разрешил всем крестьянам (в том числе и помещичьим) «учреждать фабрики и заводы». Под напором развивающихся капиталистических отношений государство отменило монопольное право дворян на землю. В 1801 году право покупать землю было предоставлено купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих. В 1848 году такое право получили и помещичьи крестьяне.

Городское население. Как вы помните, по «Жалованной грамоте» 1775 года все население города делилось на 6 разрядов. Именитые граждане, купцы были освобождены от подушной подати, телесных наказаний, от рекрутской повинности. Но вместо подушной подати они платили ежегодно сбор в размере 1% с капитала, а вместо рекрутской повинности – 500 рублей. Остальная часть городского населения (кроме духовенства и дворян, живших в городе) являлась податным сословием, т.е. несла повинности.

В I половине XIX века население городов значительно выросло, усилился процесс его расслоения. Городское население делилось на: почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочий люд.

В 1832 году для наиболее богатых горожан было учреждено почетное гражданство (личное и потомственное).

Почетные граждане не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний (ими стали горожане 5-го разряда в основном).

Введение новой сословной группы – почетных граждан имело своей целью оградить сословие дворян от проникновения в него представителей буржуазии. В то же время развитие капитализма заставляло правительство подумать о предоставлении привилегий для наиболее богатых и влиятельных представителей нарождающейся буржуазии.

Купечество теперь стало делиться на 2 гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй – розничные (по «Жалованной грамоте» было 3 гильдии).

Ремесленники, приписанные к цехам, составляли группу цеховых. Они делились на мастеров и подмастерьев. Чтобы стать мастером, надо было проработать подмастерьем не менее 3-х лет и выдержать соответствующий экзамен на мастерство. Цехи имели свои органы управления.

Большинство городского населения составляли мещане (это те, кто работал по найму на заводах и фабриках, мелкие торговцы, мелкие ремесленники).

Самую низшую группу городского населения составляли «порочные и подозрительные лица дурного поведения», их называли рабочие люди, они не входили в состав мещан. Это фактически бесправная группа находилась под бдительным надзором полиции.

Итак, подводя итог по второму вопросу, отметим следующее:

1. Правовая консолидация дворянства как сословия была завершена. Доступ в него ограничивается.

2. Продолжается тенденция подчинения церкви государству, численное сокращение духовенства, приходское духовенство окончательно переводится на государственное содержание.

3. Правительство делает попытку изменить экономические отношения в деревне, но результатов почти не было.

4. Из наиболее богатой части городского населения формируется будущий новый класс – буржуазия. Для наиболее богатых горожан учреждается почетное гражданство.

 

Государственный строй.

Развивающиеся капиталистические отношения настоятельно требовали изменения в государственном строе, приспособления его сообразно духу времени.

Александр I и его окружение понимали необходимость изменений, но при непременном сохранении самодержавия и крепостного строя. Это и определило ту политику лавирования, заигрывания с либерализмом (с одной стороны) и подавления всякой свободы (с другой стороны).

Императорская власть в 1 половине XIX века фактически не претерпела никаких изменений. Царь оставался самодержавным и неограниченным монархом. Хотя попытки преобразовать Россию в конституционную монархию и были им предприняты. Смысл их заключался в том, чтобы несколько подлатать и замаскировать обветшалый фасад крепостнической империи, подогнать его под общеевропейский фон.

Внутренне Александр I был не меньшим деспотом, чем его отец Павел. Но его украшали внешний лоск и обходительность.

В 1801 году при Александре сложился кружок «молодых друзей», состоящий из прогрессивно мыслящих людей. Кружок получил название «Негласного комитета». Комитет за свои взгляды в чиновных кругах гневно именовался «якобинской шайкой». В него входили В. Кочубей, участник революционных событий В Париже, Адам Чарторыйский – знаток государственного устройства Англии, 22-летний Петр Строганов, который в свое время оказался в водовороте Великой французской революции, был членом общества якобинцев. «Молодые друзья» убеждали Александра в необходимости ослабить гнет крепостников, регламентировать крестьянские повинности, преобразовать государственный аппарат.

О либеральных настроениях во внутренней политике Александра I свидетельствуют его первые указы при вступлении на престол. Указом от 15 марта 1801 года была объявлена амнистия политическим ссыльным. С улиц городов были убраны виселицы. В 1803 году был издан Указ «о вольных хлебопашцах» (о нем мы уже говорили). С 1807 года ближайшим советником царя становится Сперанский человек энциклопедически образованный, с поистине государственным умом (он владел 6 иностранными языками, в совершенстве знал математику, философию, был первоклассным стилистом). Сын бедного священника Сперанский в короткий срок сделал фантастическую карьеру. Будучи секретарем В. Кочубея (одного из «молодых друзей» царя) он случайно попался на глаза монарху и буквально очаровал его. Став в 1809 году государственным секретарем, Сперанский разрабатывает сложную, многоступенчатую реформу преобразования Российской империи в правовое буржуазное государство. В основу государственного устройства России Сперанский первый положил идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (Сенат - высший судебный орган, Государственная Дума – законодательный, министерства – исполнительный). Необходимо подчеркнуть, что конституционный проект Сперанского не заимствован и не являлся подражанием ни одной из действовавших конституций Запада. Проект Сперанского практически на сто лет предвосхитил Манифест 17октября 1905 года. Но в 1905 году уже было поздно направлять Россию по либеральному пути, выбор ею был сделан в сторону революционных преобразований.

Сперанский предлагал Российской империи такую политическую структуру, при которой монарх будет делить власть со своим народом и которая привела бы Россию к конституционной монархии.

Государственный Совет задумывался Сперанским, как своеобразное связующее звено между императором и новыми государственными органами: Государственной Думой, Сенатом и Кабинетом Министров. Однако царь не пошел на ограничение самодержавия таким представительным органом как Государственная Дума. Почему Александр I отказался от согласованного с ним же проекта – остается загадкой. Видимо, не последнюю роль здесь сыграл Аракчеев, а также знаменитый историк Н.М. Карамзин, который в своей «записке» к Александру I вещал, что самодержавие должно быть незыблемым, что его не нужно облекать никакими законами, ибо «в России государь есть живой закон». Из проектов Сперанского осуществился лишь один: 1 января 1810 года был обнародован Манифест о Государственном Совете. В Манифесте мы видим другой государственный орган, нежели тот, который задумывался Сперанским. В Манифесте Государственный Совет предстает как законосовещательный орган, в котором должны были разрабатываться проекты будущих законодательных актов. Они должны были получать юридическую силу лишь после утверждения их императором. Членами Госсовета являлись по должности (министры), а также назначаемые царем крупные чиновники, помещики. В различные годы число их колебалось от 40 до 80. Первый состав Совета насчитывал 35 человек, из них 19 человек были князья и графы, остальные – крупнейшие землевладельцы и военные. Госсовет состоял из 5 департаментов. Председателем его был император. Делопроизводство велось канцелярией Госсовета. Свою главную задачу - подготовку законопроектов Госсовет осуществлял недолгое время. Со второй четверти XIX века они стали разрабатываться в Собственной его величества канцелярии. Но еще при жизни самого Александра I под давлением реакционных кругов царь часто игнорировал Госсовет, принимал законы без рассмотрения их в Совете. Произвол русского абсолютизма продолжался. Осуществление проекта Сперанского могло бы повести Россию по пути отхода от феодального самовластия к началам буржуазного права. Но, увы, этого не случилось. Крепостническое общество было не готово к таким преобразованиям. В 20-е годы Госсовет был оттеснен на второй план. Особое значение постепенно приобретала «Собственная его величества канцелярия». Она стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов госуправления, т.е. отбирает эти функции у Сената. Канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при царе, который постепенно разрастался. Уже в 40-е годы канцелярия состояла из 6 отделений:

1 отделение - контролировало деятельность министров, готовило законы, ведало назначением и увольнением высших чиновников;

2 отделение – занималось кодификацией законов;

З отделение – руководило полицией, вело борьбу с государственными преступлениями, с революционным движением.

4 отделение – занималось женскими учебными заведениями и благотворительными учреждениями.

5 отделение – подготовка проекта реформ по управлению государственными крестьянами.

6 отделение – подготовка предложений по управлению Кавказом.

В начале XIX века в России на смену коллегиям пришли министерства. В 1802 году издан царский манифест «Об учреждении министерств». Было создано 8 министерств:

1) сухопутных,

2) морских дел,

3) иностранных дел,

4) юстиции,

5) внутренних дел,

6) финансов,

7) коммерции,

8) народного просвещения.

В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в управлении, в них усилилась персональная ответственность руководителей. Новыми министерствами были: 1) Министерство внутренних дел; 2) министерство просвещения. На министерство внутренних дел было возложено кроме задач по поддержанию общественного порядка еще и управление промышленностью и строительством. В 1811 году издается документ «Общее учреждение министерств» (подготовлен Сперанским). Министрам вверялась исполнительная власть, все они непосредственно подчинялись императору. Министры и товарищи министров (заместители) назначались императором. В аппарате министерств были департаменты и канцелярии, которые возглавлялись директорами. После декабрьских событий 1825 года правительство предприняло ряд мер по усилению государственной и политической безопасности. В 1810 году создано министерство полиции, а в 1811 году начинают формироваться подразделения внутренней стражи.

В 1812 году получил законодательное оформление Комитет министров. В его состав входили: министры, председатели департаментов Госсовета и др. лица (по назначению императора). Комитет министров рассматривал вопросы управления страной, отчеты министров. Он должен был быть высшим административным органом, т.е. направлять деятельность министров. Но на практике этот орган часто подменял министров. Он был совещательным учреждением при царе и, к сожалению, самостоятельной власти не имел. После 1825 года значение этого органа стало падать, усилилась роль Собственной его величества Канцелярии. С 20-х годов XIX века Сенат стал высшим судебным органом, другие его функции сошли на нет.

Синод, как и в XVIII веке, продолжал осуществлять руководство церковью от имени государства, т.е. он был государственным органом. Во II четверти XIX века создавались царем временные комитеты для решения вопросов, по которым правительство не хотело гласности (об устройстве государственных крестьян, и т.д.).

Местное управление. Реформы начала XIX века не коснулись органов местного управления, которые были созданы в 1775 году на основании Учреждения о губерниях 1775 года. Можно только отметить попытки правительства после подавления восстания декабристов значительно усилить местную администрацию. С этой целью в ряде губерний вместо гражданских губернаторов стали назначаться военные губернаторы (они управляли воинскими частями в своих губерниях).

 

Некоторые территории управлялись наместниками или генерал-губернаторами. Наместничества были учреждены в царстве Польском и на Кавказе, а генерал – губернаторства в Финляндии, Прибалтике.

При губернаторах, как вы помните, имелись губернские правления (губернский прокурор + 2 его помощника). Во главе уезда стоял земский исправник + 2 заседателя, которых избирали дворяне. Им принадлежала административная власть в уезде. Чиновничество - царило всюду. Литература того времени показывает нам чудовищные эпопеи произвола, взяточничества волокиты. И все-таки в самый разгар бюрократического всевластия начинают возникать зародышиместного самоуправления (это дворянские уездные и губернские собрания, общая и 6-ти гласная городские думы, местное самоуправление государственных крестьян по реформе 1837 года).

В царствование Николая I были предприняты попытки оживления дворянского и городского самоуправления. В 1831 г. было издано Новое Положение о дворянских обществах (более точно определены цели дворянских собраний, сокращено число членов дворянского собрания за счет повышения имущественного ценза). Однако оживить деятельность дворянских собраний не удалось.

В бюрократическо-крепостнической России самоуправление было лишь пародией на самоуправление. В деятельность городских дум вмешивалась постоянно верховная власть. Распорядительная дума (раньше это 6-ти гласная) была поставлена в непосредственное подчинение не общей думе, а коронной администрации. В полицейских органах в это время вводятся становые приставы (уезд стал делиться на станы). В 1827 году был создан специальный жандармский корпус, который был вооруженной силой III отделения. В задачи жандармских команд входило «усмирение буйств», «рассеяние запрещенных скопищ».

Тюремная система.

В I половине XIXвека создается разветвленная сеть тюремных учреждений. Места лишения свободы не имели единого органа управления. Существовало несколько ведомств, которые руководили тюрьмами.

1) III отделению были подчинены Петропавловская, Шлиссельбургская и др. крепости, где содержались политические преступники.

2) Синоду подчинялись церковные тюрьмы, где отбывали наказание раскольники и др. лица, выступавшие против церкви.

3) Министерству внутренних дел был подчинены общеуголовные тюрьмы. В Сибири имелись каторжные тюрьмы. Существовали такие места лишения свободы как смирительные дома, работные дома.

Судебные органы.

Судебные органы в I половине XIX века не претерпели существенных изменений по сравнению с XVIII веком. Сохраняется сословность в организации судов, их зависимость от администрации. Судебная система, правда, несколько упрощается: ликвидируются суды II инстанции (верхние земские суды, губернские магистраты и верхние расправы). Затем упразднена была и нижняя расправа, а подсудных расправам государственных крестьян стали теперь судить дворянским уездным судом.

Продолжал существовать церковный суд, военный суд. Стали создаваться коммерческие суды (рассматривали дела о торговой несостоятельности, вексельные дела), суды ведомственные (горные, лесные, путей сообщения). В дворянских имениях продолжала действовать вотчинная юстиция помещиков над крепостными крестьянами.

Военное устройство.

В I половине XIX века продолжала действовать система комплектования войск, введенная еще Петром I. Но срок военной службы при Николае I был снижен до 20 лет для солдат рекрутов (вместо 25 лет). Однако рекрутская повинность себя уже изживала. Ведение войн требовало больших масс войск. Массовую армию можно было создать путем всеобщей воинской повинности. Но в условиях крепостничества это было сделать невозможно. Царизм пытается выйти из положения путем организации военных поселений. Однако они себя не оправдали ни экономически, ни с точки зрения военной подготовки. К тому же они были источником волнений в стране, а потому после 1831 года их стали упразднять.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1070; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.118 (0.049 с.)