ТОП 10:

Вопрос 3. Единая аграрная политика Европейского Союза.



 

Аграрная политика – одна из сфер самой активной деятельности органов ЕС. В 50-е году аграрный сектор отставал от других сфер экономики, с образованием общего рынка стало необходимо модернизировать сельское хозяйство. Цели:

-модернизировать сельское хозяйство, включить его в интеграционный процесс

- создать наднациональный механизм регулирования агарной сферы

- создать единую общеевропейскую систему протекционизма.

Основные принципы ЕСХП обозначены в римском договоре 1957 года:

- Единство рынка. Созданы правила единой аграрной политики, под которые попадает 98% сельскохозяйственной продукции.

- Преференции в отношении товаров, производимых в странах ЕС. Этот принцип защищает рынок ЕС от дешевого импорта и гарантирует доходы фермеров. В основе политики аграрной интеграции лежит общий торгово-политический барьер ЕС по отношению в третьим странам, с которых при ввозе продукции взимаются пошлины или компенсационные сборы, чтобы устранить разницу между ценами импортеров и внутренними ценами ЕС.

- Принцип финансовой солидарности. Все государства ЕС несут бремя агарной политики. 1962 – Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА). 90% средств ФЕОГА – фонд гарантирования – используется для поддержания более высоких гарантированных единых сельскохозяйственных цен и для субсидирования экспорта аграрной продукции. Фонд ориентации служит для финансирования мероприятий с целью укрупнения хозяйств, изменения структуры сельского хозяйства. В ФЕОГА поступают компенсационные сборы с импортеров.

Инструменты регулирования аграрного рынка:

- единые цены

- система вмешательства

- импортные компенсационные сборы

- экспортные субсидии

Единые цены:

- базисные – максимальные цены, которые ЕС стремится обеспечить, не гарантированы

- цены вмешательства – минимальные поддерживаемые закупочные цены

- минимальные импортные цены

В качестве основных инструментов регулирования внешней торговлипродовольствием используются компенсационные сборы и таможенные пошлины, призванные оградить внутренний рынок от экспансии со стороны более дешевых продуктов из-за рубежа.

Органом, устанавливающим основные параметры системы внешнеторгового регулирования, является Комиссия Европейского союза(КЕС), действующая на основе системы регламентов, определяющих методику подсчета, критерии и факторы, учитываемые при введении в действие указанных инструментов.

При импорте сельскохозяйственной продукции основным регулирующим инструментом является компенсационный сбор. Он устанавливается для ввоза тех товаров, самообеспеченность по которым достигла 100 %. Применениетаможенных пошлин превалируют при ввозе тех продуктов, импорт которых не вызывает усиления конкуренции на внутреннем рынке. Таможенные пошлины постепенно заменяются импортными компенсационными сборами, поскольку последние более эффективны в условиях меняющейся конъюнктуры мирового рынка. Их размер не фиксирован, а изменяется в зависимости от внутренних цен ЕС и цен мирового рынка, на основе которых они рассчитываются. Действие компенсационных сборов весьма просто: их уровень увеличивается при понижении мировых цен, а при росте снижается. Это создает эффективный барьер проникновению продукции извне, так как уровень компенсационного сбора может меняться ежегодно.

Иной способ расчета устанавливается для производных от базовых продуктов (муки, крупы, растительного масла и пр.). Компенсационный сбор по этим продуктам состоит из двух компонентовпостоянного и переменного. Переменный компонент исчисляется на основе фактического уровня компенсационного сбора по базовым продуктам. Постоянный компонент определяется уровнем таможенной пошлины на данный вид переработанного продукта. Подобный способ таможенного обложения применяется при внешнеторговом регулировании рынков свинины и продукции птицеводства.

Вместе с тем рынки свинины и продукции птицеводства регулируются и дополнительным инструментом — шлюзовой ценой, которая является ориентиром для рынка ЕС. Как только, например, битая птица ввозится в ЕС по цене ниже шлюзовой, вступает в действие компенсационный сбор в размере разницы между уровнем шлюзовой цены и ценой ввозимого товара.

Для ввозимых овощей, фруктов, вина, говядины и рыбы вводится режим справочных цен, сходных по назначению с налоговой ценой. При ввозе говядины используется импортная цена. Ее величина в сумме с размером пошлины служит для установления дополнительного компенсационного сбора. Он вводится в действие, когда сумма импортной цены и пошлины на ввозимую говядину оказывается ниже ориентировочной цены.

На рынке растительных масел предусмотрены три условия введения компенсационного сбора:

  • ввоз растительных масел увеличивается настолько, что это угрожает экономическим интересам производителей ЕС;
  • цены на растительные масла при ввозе в ЕС оказываются ниже цен, которые установились бы в том случае, если бы экспортер не пользовался субсидиями и премиями в прямой или косвенной форме;
  • при импорте растительных масел из стран с государственной монополией внешней торговли.

Вместе с тем основным инструментом регулирования рынка растительных масел являются импортные пошлины. Положение ЕС на мировом рынке как крупнейшего экспортера продовольствия стало возможным лишь за счет крупномасштабного субсидирования экспорта, покрывающего разницу между внутренними и мировыми ценами. Размеры субсидирования столь велики, что сопоставимы с годовыми бюджетами некоторых стран ЕС.

Большая часть расходов на субсидирование экспорта приходится на две товарные группы сельскохозяйственной продукции — зерновые и молочные продукты. Внутренняя цена определяется на уровне, сложившемся в ЕС. При определении мировой цены КЕС учитываются уровень цен на данную продукцию в третьих странах; наиболее приемлемые цены сделок между третьими странами; внутренние цены в странах-экспортерах; цены предложения франко-границы ЕС.

Дополнительным средством регулирования торговли продовольствием являются импортные и экспортные лицензии, призванные контролировать ввоз и вывоз сельскохозяйственной продукции в зависимости от положения на рынках отдельных стран Евросоюза.

Лицензии выдаются соответствующими государственными организациями стран ЕС на определенный срок, в течение которого должна быть осуществлена торговая операция. В случае предварительной фиксации размеров импортных компенсационных сборов и экспортных субсидий лицензия получает название сертификата. Согласно регламенту КЕС для получения сертификата необходимо внести залог, гарантирующий выполнение внешнеторговых операций в оговоренный срок. В случае невыполнения ввоза или вывоза продукции в определенный срок сумма залога не возвращается. Страны ЕС информируют КЕС о количествах импортируемых или экспортируемых товаров, а КЕС регулирует лицензионный режим в зависимости от конъюнктуры внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции ЕС.


 

 

Государства-члены Европейского союза— это страны, являющиеся членами Европейского союза, целью которого является интеграция европейских государств, заключающаяся в едином экономическом рынке, отсутствии паспортно-визового контроля, использовании общей валюты. Членом ЕС может стать страна, соответствующая Копенгагенским критериям.

C 1 июля 2013 года в союз входят 28 государств.

 

Таблица - Страны-учредители ЕС

Флаг Страна Полное наименование Столица Дата вступления
Австрия Австрийская Республика Вена 1 января 1995
Бельгия Королевство Бельгия Брюссель 25 марта 1957
Болгария Республика Болгария София 1 января 2007
Венгрия Венгерская Республика Будапешт 1 мая 2004
Великобритания Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии Лондон 1 января 1973
Греция Греческая Республика Афины 1 января 1981
Германия[K 1] Федеративная Республика Германия Берлин 25 марта 1957
Дания[K 2] Королевство Дания Копенгаген 1 января 1973
Италия Итальянская Республика Рим 25 марта 1957
Ирландия Республика Ирландия Дублин 1 января 1973
Испания Королевство Испания Мадрид 1 января 1986
Республика Кипр Республика Кипр Никосия 1 мая 2004
Люксембург Великое Герцогство Люксембург Люксембург 25 марта 1957
Латвия Латвийская Республика Рига 1 мая 2004
Литва Литовская Республика Вильнюс 1 мая 2004
Мальта Республика Мальта Валлетта 1 мая 2004
Нидерланды Королевство Нидерландов Амстердам 25 марта 1957
Португалия Португальская Республика Лиссабон 1 января 1986
Польша Республика Польша Варшава 1 мая 2004
Румыния Румыния Бухарест 1 января 2007
Словения Республика Словения Любляна 1 мая 2004
Словакия Словацкая Республика Братислава 1 мая 2004
Франция Французская Республика Париж 25 марта 1957
Финляндия Финляндская Республика Хельсинки 1 января 1995
Хорватия Республика Хорватия Загреб 1 июля 2013
Чехия Чешская Республика Прага 1 мая 2004
Швеция Королевство Швеция Стокгольм 1 января 1995
Эстония Эстонская Республика Таллин 1 мая 2004

 

Особые территории находящиеся вне Европы, но также входящие в ЕС:

Страна Флаг Особая территория
Франция   Реюньон
Франция Сен-Мартен
Франция Мартиника
Франция Майотта
Франция Гваделупа
Франция   Французская Гвиана
Испания Сеута
Испания Канарские острова
Испания Мелилья
Португалия Мадейра
Португалия Азорские острова

 

Ассоциированные члены Европейского союза (выделены: жирным — официальные кандидаты в члены, жирным курсивом — потенциальные кандидаты по текущей программе расширения):

Страна Полное наименование Столица Год подписания соглашения об ассоциации
Албания Республика Албания Тирана
Алжир Алжирская Народная Демократическая Республика Алжир
Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина Сараево
Грузия Грузия Тбилиси, Кутаиси
Египет Арабская Республика Египет Каир
Израиль Государство Израиль Иерусалим
Иордания Иорданское Хашимитское Королевство Амман
Канада Канада Оттава
Косово Республика Косово Приштина
Ливан Ливанская Республика Бейрут
Македония Республика Македония Скопье
Марокко Королевство Марокко Рабат
Молдавия Республика Молдова Кишинёв
Мексика Мексиканские Соединённые Штаты Мехико
Сербия Республика Сербия Белград
Тунис Тунисская Республика Тунис
Турция Турецкая Республика Анкара
Украина Украина Киев
Черногория Черногория Подгорица
Чили Республика Чили Сантьяго
ЮАР Южно-Африканская Республика Претория, Кейптаун, Блумфонтейн

 

1. В 1990 г. произошло объединение Германии. В состав ФРГ вошла ГДР, при этом объединенная Германия осталась полноправным членом ЕС.

2. Членство ЕС распространяется только на Данию, которая является частью содружества Королевство Дании, также включающего в свой состав Фарерские острова и Гренландию. Фарерские острова, обладающие широкой автономией, приняли решение не вступать в ЕЭС (экономического предшественника ЕС). Гренландия, в то время не обладавшая правами автономии, вошла в состав союза, несмотря на то, что 70% населения острова проголосовало против вступления. Но в 1979 году была учреждена гренландская автономия, а в 1982 году на проведённом референдуме 52 % участников голосования поддержали выход из состава ЕЭС. В 1985 г. Гренландия вышла из ЕЭС[1].

 

 


 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.006 с.)