ТОП 10:

Вопрос 3. Принципы и методы регулирования аграрной политики и внешней торговли в США и Канаде.



 

В настоящее время лидирующие позиции по производству и потреблению сельскохозяйственной продукции в мире заняли США и ЕС. Они обеспечивают более половины мирового экспорта продукции аграрного сектора. Для характерен высокий уровень государственной поддержки сельского хозяйства.

Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства в зарубежных странах, в т.ч. и в США осуществляются по следующим основным направлениям:

· прямые государственные платежи;

· ценовое регулирование;

· компенсация издержек сельхозпроизводителей;

· содействие развитию рынка;

· содействие развитию производственной инфраструктуры;

· реализация экологических программ в аграрном секторе.

Сельскохозяйственные законы реализуют данные меры.

Мировой опыт свидетельствует о том, что во всех странах для регулирования аграрной сферы создаются специальные государственные органы. Так, в США существует развитая контрактная система и Товарно-кредитная корпорация, в Канаде – Пшеничный комитет.

Научный и практический интерес представляет продовольственная стратегия США, с которыми пока не может конкурировать ни одна страна: объем ВВП США самый большой в мире и составляет $13 трлн (показатель Евросоюза выше, но это не отдельное государство). По оценке МВФ, это более 25,5% мирового ВВП. Уровень поддержки сельского хозяйства в расчете на 1 га сельхозугодий в США – 324 долларов США, Канаде – 188 (в странах Евросоюза - 300, Японии – 473, а в России – только 10).

В США действует закон о финансировании сельского хозяйства, предусматривающий комплексную поддержку сельского хозяйства:

- прямые выплаты под наиболее значимые сельскохозяйственные культуры;

- норма кредитования уровня минимальных цен (эта норма направлена на стратегически важную произведенную продукцию);

- антицикличные целевые цены (это предварительные цены на сельхозпродукцию, устанавливаемые государством в начале сезона).

Главную роль в системе государственного регулирования продовольственного снабжения в развитых странах играет поддержание уровня цен и ценового равновесия. В большинстве развитых стран, в том числе и в США, программы поддержки фермеров осуществляются по каналам Министерства сельского хозяйства. В программы поддержки входят:

1. субсидирование экспорта,

2. прямые выплаты фермерам,

3. меры по контролю за уровнем цен, объёмами производства и другие формы косвенного субсидирования фермерских хозяйств.

По последним данным Министерства сельского хозяйства США, объём сельскохозяйственного экспорта США в 2011 финансовом году достиг рекордного уровня 137,4 млрд долларов и обеспечил стране 1,15 млн рабочих мест. Активное сальдо торгового баланса США также достигло наивысшего уровня – 42,7 млрд долларов.

Сельское хозяйство ярко выделяется среди секторов американской экономики, являясь движущей силой роста экспорта, создания новых рабочих мест и развития национальной конкурентоспособности. Кроме того, неуклонно повышается мировой спрос на американскую сельскохозяйственную продукцию.

 

Основы государственного регулирования сельскохозяйственного производства заложены в Законах 1933 г. и 1938 г. и с тех пор мало изменились. Развитие всех его аспектов регулирует Закон о сельском хозяйстве (Farm Bill), который принимается Конгрессом каждые пять лет.

Поскольку доходы работников сельского хозяйства ниже доходов лиц, занятых в сопряженных с ним сферах АПК (примерно на одну треть), главной задачей аграрной политики государства является поддержка и стабилизация фермерских доходов посредством цен, кредитов и налогов.

Ежегодно на эти цели из бюджета выделяется 19-20 млрд. долл. Государственной поддержкой разного рода охвачены хозяйства, производящие 50% сельскохозяйственной продукции (в странах ЕС - 70%, в Японии - 80%). Основными, так называемыми базисными товарами, являются пшеница, рис, кукуруза, хлопок, табак, арахис, кормовые (овес, ячмень, сорго, рожь). На них приходится примерно 3/4 ассигнуемых государством сумм. Именно по этим продуктам, ориентированным на экспорт, имеются большие нереализованные запасы, годные к длительному хранению. По отношению к ”небазисным” товарам (соя, сахар-сырец, молоко для переработки, мед, шерсть и др.) также применяются различные формы государственного регулирования (государственные заказы на фрукты, овощи и молоко для переработки).

Главные направления государственного регулирования сельскохозяйственного производства:

1. закупочно-залоговые операции,

2. гарантированные цены

3. прямые платежи за сокращение посевных площадей.

1. Залоговые операции - самый старый инструмент, суть которого в том, что государство через специальную организацию - Товарно-кредитную корпорацию (ТКК, создана в 1933 г.) рассматривали во 2 вопросе - берет у фермеров их продукцию в залог (а иногда покупает), выдавая под нее кредиты. При этом действуют закупочные и залоговые цены, которые устанавливаются за единицу конкретного продукта. Срок хранения продукции составляет 12 месяцев. По истечении этого срок ТКК становится собственником товара, который она может использовать по своему усмотрению - либо для оказания помощи нуждающимся в США (через программу продовольственных купонов), либо для предоставления гуманитарной помощи другим странам.

Если ситуация на рынке меняется и рыночные цены растут, фермерам выгоднее продавать продукцию на открытом рынке, не прибегая к помощи государства. В таких случаях они могут выкупить свою продукцию у ТКК, заплатив определенную сумму за хранение. Раньше хранение сданного в залог зерна осуществлялось в складах ТКК (баржи на реках или крупные элеваторы). В последние 20 лет зерно хранят там же, где его выращивают, - на крупных специализированных фермах, где имеются элеваторы больших емкостей, которые обеспечены всеми условиями кондиционного хранения (влажность, температурный режим, вентиляция).

2.Эффективным методом государственного регулирования в США (так же, как в ЕС и Японии) являются гарантированные цены на конкретные сельскохозяйственные товары. Цель - обеспечение среднего уровня фермерского дохода. С середины 30-х до начала 70-х годов в качестве базы гарантированных цен использовался фактор паритета (соотношение цен на сельскохозяйственные и промышленные товары, покупаемые фермерами, существовавшее в 1910-1914 гг. и считавшееся для них наиболее благоприятным). Закупочные и залоговые цены устанавливались на уровне 70-80% от паритета (сам паритет не применялся никогда). В середине 70-х годов в основу гарантированных цен были положены размеры издержек производства конкретного продукта. С 80-х годов начал использоваться принцип ”двойных цен”. Одна цена - ориентировочная или целевая. Она условна, ее устанавливает Конгресс на пять лет действия закона, причем практически на уровне средней рыночной цены за последние три-пять лет. Другая цена - текущая рыночная. Разница между двумя ценами определяет величину компенсационной выплаты фермеру.

Уровень государственной поддержки дифференцирован не только по культурам, но и по регионам, что создает примерно равные условия хозяйствования.

3. Еще один способ государственного регулирования производства - сокращение посевных площадей под определенными культурами (в Западной Европе - также сокращение поголовья скота) и получение за это прямых выплат от государства. На протяжении десятилетий существовало множество различных программ сокращения посевных площадей - ”товарных программ”: по пшенице, фуражному зерну, отдельно по кукурузе, хлопку и др. Но практически все программы изъятия земель из хозяйственного оборота оказались неэффективными, поскольку таким путем невозможно было добиться сокращения объема производства, ибо росла урожайность. С 1996 г. правило обязательного участия в программах сокращения посевных площадей было отменено. В настоящее время право на получение гарантированных цен имеют только фермеры, соблюдающие определенные условия, в частности, предпринимающие меры по охране земельных и водных ресурсов.

Суть государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Америке состоит в том, что фермер получает доход из двух источников: от реализации продукции и в виде прямых платежей от государства. Правительство избавляет фермеров от риска, связанного с реализацией товара на рынке. Вместе с тем, скупая или беря под залог фермерскую продукцию, государство выводит часть продукции с рынка и тем самым ”удерживает” цены от снижения и гарантирует фермерам уровень дохода, не только покрывающего издержки, но и обеспечивающего определенную прибыль. Государственные выплаты составляют примерно 25% ежегодного фермерского дохода.

Деятельность государства в агросфере этим не ограничивается. Оно занимается также регулированием в области строительства и эксплуатации производственной инфраструктуры (дороги, сельская электрификация и телефонизация, мелиоративные объекты, склады, хранилища и т.д.). Оно же организует кредитное обслуживание фермеров, образовательную, научную и внедренческую деятельность, охрану интеллектуальной собственности, земельных и водных ресурсов, а также качества продовольствия.

Благодаря государственным товарным программам цены внутреннего рынка страны на сельскохозяйственные товары выше мировых (в среднем - в 1,5 раза, в ЕС - в 1,5-2 раза). Чтобы поддержать конкурентоспособность американских сельскохозяйственных производителей, правительство в течение десятилетий субсидирует экспорт, то есть выплачивает экспортерам и производителям разницу между внутренней и мировой ценой продукта.

Существует около десятка экспортных программ, согласно которым в той или иной форме министерству сельского хозяйства предоставляется право выплачивать субсидии в целях повышения конкурентоспособности американских товаров. Это и программа экспортных кредитных гарантий, и программа МАР (Market Access Program), содействующая партнерству государства и частного сектора в сохранении и расширении внешних рынков для американских сельскохозяйственных, рыбных и лесных продуктов, а также обеспечивающая частичную компенсацию расходов неприбыльным сельскохозяйственным торговым организациям. Программа кредитных гарантий поставщикам помогает американским экспортерам поддерживать и расширять рынки сельскохозяйственных товаров в тех регионах, где это было бы невозможно без платежных гарантий ТКК. К числу новых можно отнести программы содействия продвижению сельскохозяйственных товаров на новые внешние рынки (1 млрд. долл.), технической помощи для экспорта специальных культур, «Биотехнология и сельскохозяйственная торговля».

 

Агропродовольственная политика Канады формируется совместно федеральным и провинциальными правительствами, и около половины всех государственных затрат па аграрный сектор финансируется за счет бюджетов провинций.

Зерно, производящееся в степных регионах (прериях западной части страны), подлежит продаже только через созданный в 1935 г. Канадский пшеничный совет (КПС), который по согласованию с федеральным правительством ежегодно устанавливает начальные цены, по которым закупает зерно у производителей степной зоны. Если цены реализации пшеницы КПС оказываются по итогам года ниже, чем начальные цены, уплаченные поставщикам зерна, то разница компенсируется федеральным правительством.

Значительную долю в поддержке производства зерновых в Канаде долгие годы имели программы субсидирования транспортных затрат: транспорт зерна, кормовых и масличных культур, произведенных в западных степных регионах страны и перевозимых в другие регионы и в порты для экспорта, были предметом весомых дотаций. Транспортные субсидии в Канаде имеют длительную историю: первый законодательный акт по дотациям на транспорт молочных продуктов был принят в 1895 г., по зерну — в 1897 г.

Молочное производство развивается преимущественно на более мелких фермах восточных провинций. Все молоко должно реализовываться через молочные советы производителей. В провинциях установлены минимальные цены на молоко в зависимости от его использования (питьевое, для различных видов переработки). Для молока, идущего на переработку, правительственная Канадская комиссия по молочным продуктам устанавливает целевую цену, которая служит для определения разностных платежей производителям молока, выплачиваемых за счет федерального бюджета.

На производство молока устанавливаются квоты, которые могут продаваться фермерами друг другу. До недавнего времени для ограничения предложения молока применялись также и налоги на производство молока, которые использовались для экспортных субсидий. Молочный рынок внутри страны защищен также довольно высокими импортными квотами и тарифами на переработанное молоко, а импорт жидкого молока вообще запрещен.

Для поддержки производства яиц и птицы в Канаде существует система, аналогичная молочной схеме: разностные платежи, квоты, импортные ограничения.

Помимо чисто продуктовых программ канадская система поддержки фермерского сектора имеет специфически национальную программу субсидирования фермеров. Фермеры могут внести 3% поступлений от продажи основных сельскохозяйственных товаров в виде депозита в специальный фонд - Счет стабилизации чистого дохода (создан в 1991 г.). Федеральный бюджет вносит на этот счет еще дополнительные 2% и провинциальный бюджет — 1%. В случае если семейный доход фермера сократится по сравнению со средним за предыдущие пять лет уровнем или если доход семьи ниже 20 тыс. канадских долларов, фермер может получить накопленные средства с этого Счета. Средства на Счете увеличиваются в соответствии с коммерческой процентной ставкой и дополнительной премией, обеспечиваемой государством. Фермер может выйти из участия в этой программе в любой момент, забрав накопленные деньги.

В 1989 г. между США и Канадой было подписано соглашение о свободной торговле, далее переросшее в создание, в 1994 г. - Североамериканской свободной торговой зоны, потребовавшей либерализации торговых режимов между тремя странами. Дальнейшим фактором реформирования агропродовольственной политики стали соглашения Уругвайского раунда ГАТТ.

В 1995 г. канадское правительство приняло программу сокращения уровня расходов на агропродовольственный сектор в течение трех лет почти на 20%. Были отменены транспортные дотации на сельскохозяйственные продукты.

Молочные субсидии в течение двух лет были урезаны на 30%, постепенно отменяются целевая цена и разностные выплаты, отменены налоги на производство молока.

Важное значение для агропродовольственного сектора Канады сыграло подписание в 1995 г. Внутреннего торгового соглашения между многочисленными провинциями об элиминировании всех межрегиональных барьеров в торговле агропродовольственной продукцией.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.200.93 (0.009 с.)