ТОП 10:

Вопрос 3. Аграрная политика и политика сельского развития.



 

Экономическая политика – это поведение государства в отношении национальной экономики, определенная система действий, направленных на поощрение или изменение экономических процессов.

В рамках каждой сферы экономическая политика конкретизируется и реализуется как финансово-кредитная, налоговая, бюджетная, структурная, внешнеэкономическая, промышленная, аграрная и т.д. Это подсистемы общей экономической политики государства.

Аграрная политикасоставная часть экономической и общей политики государства.

В экономической литературе представлены два принципиальных подхода к пониманию сущности аграрной политики.

1. В узком смысле слова под аграрной политикой понимают систему целей и мероприятий, направленных на развитие аграрного сектора экономики.

2. В широком смысле слова в аграрную политику включают:

– политику развития аграрного сектора;

– продовольственную политику, касающуюся потребления продуктов питания основными группами и слоями населения;

– агропромышленную политику, связанную с проблемами обслуживания сельского хозяйства;

– внешнеторговую аграрную политику.

В этой связи аграрная политика может быть определена как совокупность принципов и действий, которые проводит государство в решении комплекса проблем, связанных с функционированием агропромышленного комплекса (собственно сельскохозяйственного производства, структур агробизнеса, рынка сельхозпродукции, потребления, развития сельских сообществ и т.д.).

Предмет аграрной политики – это те стороны социально – экономических отношений в АПК, которые не могут быть отрегулированы механизмами рыночной экономики и требуют для своего решения участия государства.

Методы аграрной политики– это приемы (инструменты) государственного регулирования экономики АПК.

Задачами государственного регулирования АПК являются:

– стабилизация и развитие агропромышленного производства;

– обеспечение продовольственной безопасности страны;

– формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

– улучшение продовольственного обеспечения населения;

– поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

– сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики;

– защита отечественных товаропроизводителей.

По способу функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия на аграрную экономику.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование, при котором субъекты экономики вынуждены принимать решение, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера могут быть названы изменения в налоговом законодательстве, все возможные административные ограничения в области контроля качества продовольствия и т.д.

Методы косвенного воздействии проявляются в том, что государство прямо не влияет на принимаемые субъектами экономики решение, но создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям экономической и аграрной политике.

Аграрная политика как единое целое состоит из ряда взаимосвязанных частей, или структурных элементов:

1. Сельскохозяйственной политики,

2. Агропромышленной политики,

3. Продовольственной политики,

4. Внешнеэкономической аграрной политики.

Каждому структурному элементу аграрной политики соответствует свои объекты.

Таблица – Объекты аграрной политика

Структурные элементы Объекты аграрной политики
Сельскохозяйственная Сельскохозяйственные товаропроизводители Население сельской местности
Агропромышленная Производители средств производства для сельского хозяйства Предприятия сферы переработки сельскохозяйственной продукции Предприятия оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией
Продовольственная Население страны в целом Дети Малообеспеченные слои населения Территориальные группы населения
Внешнеэкономическая Импортеры сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Экспортеры сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

 

Представленные объекты могут быть логически объединены в такое понятие, как «рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», существующий вне зависимости от того, реализуется определенная аграрная политика или нет. Воздействуя на различные группы участников рыночных отношений, государство влияет тем самым на рыночную ситуацию. Государство может поддерживать в качестве приоритетной отрасли как сельскохозяйственное производство, так и переработку или потребление.

Предприятия и организации агропромышленного комплекса – только часть объектов аграрной политики. Они обеспечивают производство ресурсов для села, производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Основным объектом государственной поддержки выступает, как правило, сельскохозяйственный товаропроизводитель. Однако и другие объекты, например малообеспеченные слои населения, не остаются без должного внимания.

К субъектам аграрной политики относятся государственные и общественные институты, принимающие и реализующие агрополитические решения, либо оказывающие влияние на их разработку.

Право принимать решения по вопросам политики принадлежит высшим должностным лицам и соответствующим структурам законодательной и исполнительной ветвей власти государства. Они также осуществляют контроль за исполнение принимаемых решений. Само исполнение обеспечивается отраслевыми ведомствами и учреждениями государства. Вместе с тем цели, задачи и принципы политики, по возможности, должны быть едиными.

Негосударственные субъекты аграрной политики по степени политической активности и претензиям на «вхождение во власть» можно условно разделить на три большие группы:

  1. Политические партии;
  2. Общественно-политические организации;
  3. Общественные организации.

Особо необходимо отметить роль аграрной науки в качестве субъекта аграрной политики. Как правило, во всех странах аграрная наука развивается на государственных научно-исследовательских учреждениях и университетов. На основе бюджетного финансирования наука получает как бы «государственный заказ» на проведение определенных исследований.

Говоря о субъектах аграрной политики, нельзя обойти вниманием и средством массовой информации, во многом формирующие общественные мнения, соответствующие отношения к тем или иным программам, действием, решением власти, политических партий, политиков и т.д.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.004 с.)