Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 8. Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлин.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Лекция 8. Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлин. Биография. Понятия личность и индивидуальность. Признаки личности. Свойства личности. Структура личности. Темперамент. Индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальные свойства как единица анализа. Индивидуальность как интегральность. Интегральная индивидуальность как иерархия. Полиморфизм. Опосредование. Развитие личности МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ. Изучая материал данной темы, следует иметь в виду, что теория В.С. Мерлина - это одна из немногих теорий личности, основанная на принципе функционирования систем Берталанфи и кибернетической интегральности, теории самоорганизации Эшби. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина вносит вклад в развитие отечественной психологической науки по линии целостного познания человека. Интегральный подход к исследованию индивидуальности – это новый взгляд на системный подход и возможности его применения в психологии, а также на индивидуальность человека. В.С. Мерлин обогатил отечественную психологию рядом новых идей: общенаучными (а не только дифференциально-психофизиологическими) представлениями об индивидуальности, возможностями применения философского языка для описания явлений, имеющих конкретный характер, математического языка для выражения психологических (как и биофизических, биохимических, физиологических, социологических и т.д.) закономерностей. Внимательно прочтите текст лекции, ответьте на вопросы самопроверки, прочтите глоссарий и рассмотрите схемы.
Биография. Вольф Соломонович Мерлин родился в 1898 году в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. Затем работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. В 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950 г. — докторскую. С 1954 г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979 г. как заведующий, затем - профессор кафедры психологии. Ученик М.Я. Басова. Начал профессиональную деятельность в качестве психофизиолога. Занимался проблемой связи волевого действия и условнорефлекторных механизмов, затем - проблемами дифференциальной психофизиологии. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой ключевое место занимает понятие индивидуального стиля деятельности, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности. Ввел принцип много-многозначной зависимости психических явлений от физиологических процессов в человеческом организме. Автор концепции интегральной индивидуальности умер в 1982 году.
Чем понятие личности отличается от понятия индивидуальности? Ответ: Личность – элемент социума, это одна из подсистем индивидуальности. В личности фиксируется все социально типичное, ее характеризуют исполняемые социальные роли, она формируется в процессе деперсонализации, в социальном теряется неповторимость. Признаки личности Можно выделить четыре ведущих признака личности: Ø активность, Ø целостность, Ø направленность Ø индивидуальное своеобразие. Личность – это такая организация психики, благодаря которой человек в состоянии активно изменять окружающую действительность. Проявления личности – это проявления всего сознания в целом. Личность всегда индивидуально своеобразна, а причиной этого являются природные свойства организма и мозга. Свойства личности Психические свойства личности – это «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности». Отношение, характеризующее свойства личности отличается «от других психических свойств и явлений, характеризующих отношения человека». Ø это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон. Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность – это свойства отдельных сторон сознания. Ø они «представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п Ø отношения личности «представляют собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности». Ø отношения личности устойчивы и постоянны. Именно благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения.
Вопрос для самопроверки: Выберите один или несколько ответов. Психические свойства личности: а) отношения отдельных его сторон сознания б) отношения к чему-то объективному, находящемуся вне сознания в) устойчивы и постоянны Ответ: б) психические свойства личности «представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. и в) отношения личности устойчивы и постоянны. Благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения. Структура личности Структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности. Это – принципиальная позиция ученого, отличающая его от всех других отечественных исследователей. Ø свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида. Ø характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности. Поскольку свойства личности это далее неразложимые, обобщенные, устойчивые и постоянные отношения сознания, то они – эти отношения – являются выражением и направленности, и характера, и способностей. Структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства, образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности. Симптомокомплексом свойств называются вероятностные связи между свойствами личности (по сути – это факторы по Р. Кеттеллу). Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности. симптомокомплекс социально типичен, потому что отношения личности социально-типичны. Свойства симптомокомплекса: Ø объем и широта – количество входящих в него отдельных свойств, по числу которых можно судить о степени обобщенности симптомокомплекса; Ø сила и активность отношений личности, лежащих в основе симптомокомплекса (так называемый энергезирующий мотив); Ø устойчивость – пластичность отношений личности. Когда отношение личности имеет высокую степень всех 3-х форм свойств, тогда оно в наибольшей мере детерминируют целостную психологическую характеристику личности. Поскольку одно из центральных положений во взглядах В. С. Мерлина на структуру личности принадлежит системе связей, важно установить их виды и уровни организации. Здесь мы сталкиваемся с важнейшими достижениями В. С. Мерлина и его учеников в эмпирическом изучении личности, на котором следует остановиться отдельно.
Вопрос для самопроверки: Свойства темпераментя относятся к свойствам личности а) да б) нет Ответ: б) свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида. Характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности а) да б) нет Ответ: а) да. Характер, способности и направленность разные функции одних и тех же свойств личности Темперамент В.С.Мерлин, в структуре темперамента различает следующие свойства: а) экстраверсию - зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации; б) тревожность - предрасположение к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации; в) реактивность - интенсивность реакции в ответ на стимул; импульсивность - скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия; г) эмоциональную устойчивость - способность к контролю эмоций; д) эмоциональную возбудимость - интенсивность эмоциональных переживаний; активность как поведение, направленное на определенные цели; е) ригидность - неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации. Полиморфизм Полиморфизм - общее свойство материи. Он выражается в том, что одна и та же система может принимать несколько различных форм. Полиморфизм объясняет динамические особенности существования системы как целого и служит альтернативой замкнутым, статичным, жестким линейным структурам. Благодаря полиморфизму система (целое, интегральность) имеет подвижный динамический характер. Она обладает множеством состояний и форм, которые могут изменяться в процессе развития, между ними могут возникать отношения перехода, они могут подвергаться преобразованиям под влиянием каких- либо факторов, приобретая тем самым новые качества и свойства. Удержание целого в разнообразии форм его существования – основной результат процессов полиморфизации. Ø полиморфизм проявляется в виде изомерии. Суть изомерии заключается в том, что один и тот же состав компонентов может быть основой разных веществ (явлений) – в зависимости от того, как эти компоненты связаны между собой.
Ø полиморфизм обнаруживается в особом характере связей между элементами одной системы или нескольких подсистем, принадлежащих одной системе. Подсистемы связываются между собой таким образом, чтобы обеспечить системе некоторое множество и разнообразие ее форм и состояний. Такое возможно, если связи между элементами, составляющими разные подсистемы, не будут иметь жесткий однозначный характер. Скорее, наоборот, следует ожидать, что: а) некоторое множество элементов одной подсистемы связано с некоторым множеством элементов другой подсистемы; б) между элементами разных подсистем существует множество связей, а не одна; в) эти связи характеризуются подвижностью и изменчивостью. С этих позиций возникают представления о так называемых много-многозначных связях. В общем виде много-многозначные связи выражаются в том, что переменные 1.2.3. и т.д. связаны с переменными А, В, В и т.д. (см. рисунок)
Много – многозначные связи возникают между индивидуальными свойствами, относящимися к разным уровням (подсистемам) интегральной индивидуальности и имеют вероятностный характер.
Опосредование Опосредование означает влияние «третьего» объекта (опосредующее звено) на отношение одного объекта к другому. Опосредующее звено выступает в качестве дополнительного (нового) условия. Благодаря дополнительному условию отношение между одним и другим объектом может либо усиливаться (ослабляться), либо возникать, либо распадаться.
Благодаря опосредующим звеньям закономерности одних уровней индивидуальных свойств (например, свойств личности) и закономерности других уровней (например, свойств общего типа нервной системы) не могут обусловливать друг друга прямо, непосредственно. Вместе с тем это возможно косвенно, через опосредующие звенья. Опосредующее звено влияет на много -многозначные связи, но локализуется вне этих связей. Индивидуальный стиль активности, стиль общения, ситуация выбора, социальный и социометрический статус, ответственность, ценностно-ориентационное единство также могут выполнять функцию опосредующих звеньев.
Более сложный случай опосредования – это не одно, а цепь из нескольких и более опосредующих звеньев. Более того, цепи могут иметь характер кольца. Например, изменения, которые совершает субъект в объекте, новые требования объекта к субъекту, новые взаимоотношения субъекта и группы, изменения социального статуса субъекта. Эффекты «опосредования» приводят к трем родам изменений в интегральной индивидуальности: Ø совершается «переход» индивидуальности на иной уровень функционирования. Если дети усваивают игровые роли и сюжеты, их социометрический статус возрастает, а тревожность ожидания (свойство личности) перестает зависеть от психодинамической тревожности (свойства темперамента). Новообразование личности (возросший социометрический статус) стало возможным после того, как изменилась (исчезла) связь тревожности ожидания с психодинамической тревожностью. Ø опосредующее звено может выполнять системообразующую функцию к разноуровневым свойствам интегральной индивидуальности. Суть этой функции заключается в том, что под влиянием опосредующего звена какая-то часть из прежних связей между разноуровневыми индивидуальными свойствами может распадаться, но появляются новые связи. Новые связи приводят к возникновению новой межуровневой структуры. Так образуется новая система разноуровневых индивидуальных свойств. Ø под влиянием опосредующего звена разноуровневые связи относительно легко и разрушаются, и возникают вновь. Благодаря опосредующему звену много-многозначные связи превращаются в однозначные. Развитие личности Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции много-многозначности этих связей.
Глоссарий. Индивидуальность – это то, что свойственно данному человеку и делает его тем, кем и чем он есть. Этим понятием описывается «нечто приватное, особенное». Индивидуальность, кроме личностных особенностей включает еще социально-психологические и биологические особенности человека. Личность - элемент социума входит как одна из подсистем в систему индивидуальности. Это такая организация психики, благодаря которой человек в состоянии активно изменять окружающую действительность. Проявления личности – это проявления всего сознания в целом. Личность всегда индивидуально своеобразна, а причиной этого являются природные свойства организма и мозга. Опосредование - влияние «третьего» объекта (опосредующее звено) на отношение одного объекта к другому. Опосредующее звено выступает в качестве дополнительного (нового) условия. Благодаря дополнительному условию отношение между одним и другим объектом может либо усиливаться (ослабляться), либо возникать, либо распадаться. Отношения личности - высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Структура личности - многоуровневая система взаимных связей и организации свойств личности. Отдельные свойства образуют симптомокомплексы свойств личности. Симптомокомплексом свойств - вероятностные связи между свойствами личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности. Симптомокомплекс социально типичен, потому что отношения личности социально-типичны. Индивидуальный стиль деятельности - своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности. Процесс развития личности - увеличение связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции много-многозначности этих связей: а) некоторое множество элементов одной подсистемы связано с некоторым множеством элементов другой подсистемы; б) между элементами разных подсистем существует множество связей, а не одна; в) эти связи характеризуются подвижностью и изменчивостью. Дополнительная литература: 1.Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. Серия: психологи России. Издательство Московского психолого-социального института, Изд-во НПО 'МОДЭК', 2009 г. Лекция 8. Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлин. Биография. Понятия личность и индивидуальность. Признаки личности. Свойства личности. Структура личности. Темперамент. Индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальные свойства как единица анализа. Индивидуальность как интегральность. Интегральная индивидуальность как иерархия. Полиморфизм. Опосредование. Развитие личности МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ. Изучая материал данной темы, следует иметь в виду, что теория В.С. Мерлина - это одна из немногих теорий личности, основанная на принципе функционирования систем Берталанфи и кибернетической интегральности, теории самоорганизации Эшби. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина вносит вклад в развитие отечественной психологической науки по линии целостного познания человека. Интегральный подход к исследованию индивидуальности – это новый взгляд на системный подход и возможности его применения в психологии, а также на индивидуальность человека. В.С. Мерлин обогатил отечественную психологию рядом новых идей: общенаучными (а не только дифференциально-психофизиологическими) представлениями об индивидуальности, возможностями применения философского языка для описания явлений, имеющих конкретный характер, математического языка для выражения психологических (как и биофизических, биохимических, физиологических, социологических и т.д.) закономерностей. Внимательно прочтите текст лекции, ответьте на вопросы самопроверки, прочтите глоссарий и рассмотрите схемы.
Биография. Вольф Соломонович Мерлин родился в 1898 году в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. Затем работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. В 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950 г. — докторскую. С 1954 г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979 г. как заведующий, затем - профессор кафедры психологии. Ученик М.Я. Басова. Начал профессиональную деятельность в качестве психофизиолога. Занимался проблемой связи волевого действия и условнорефлекторных механизмов, затем - проблемами дифференциальной психофизиологии. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой ключевое место занимает понятие индивидуального стиля деятельности, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности. Ввел принцип много-многозначной зависимости психических явлений от физиологических процессов в человеческом организме. Автор концепции интегральной индивидуальности умер в 1982 году.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.052 с.) |